Рабочие программы
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Иванова Ольга Викторовна

В данном разделе Вы найдете рабочие программы по русскому языку и литературе для 8 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_literature_dlya_10_kl.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Борисов Д.В.

Приказ  № ___

от «__» сентября 2016 г.

Программа кружка

«ПОЭТИКА ПЕЙЗАЖЕЙ И.С.ТУРГЕНЕВА»

для учащихся 10 классов

                                                                                   

 Автор–составитель – Иванова О.В.,          учитель русского языка и литературы.

                                                            2016 – 2017 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе кружка «Поэтика пейзажей И.С. Тургенева»

Общение с пейзажными текстами И.С.Тургенева на занятиях кружка дает возможность увидеть, как и с какой целью используются языковые средства разных уровней (фонетический, лексический, грамматический) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются творения И.С.Тургенева.

Внимание к языковым особенностям текстов (отрывков) помогает глубже понять их содержание, особенность стилистической манеры писателя, позволяет «погрузиться» в неповторимое своеобразие тургеневской прозы.

Основными задачами курса русского языка и литературы в старших классах являются: закрепление и углубление полученных знаний, формирование универсальных УУД. На уроках литературы мы формируем мировоззрение учащихся, духовные потребности, нравственные убеждения, художественный вкус. На уроках русского языка развиваем грамотную устную и письменную речь. Данная программа кружка  преследует такие же цели и задачи, но на более высоком уровне, так как учит комплексному анализу текста, где важным элементом является органическое соединение  знаний и умений, полученных на уроках русского языка и литературы.

Главная задача курса программы кружка – показать роль И.С. Тургенева в истории русского литературного языка, помочь учащимся ощутить и «пережить» мастерство слога писателя, дать систематические сведения о специфике художественной речи, о выразительной функции языковых средств на примере их употребления в текстах И.С. Тургенева и в текстах об И.С. Тургеневе, усовершенствовать навыки и умения анализа художественного текста, четко определить функции пейзажа в общей структуре литературного произведения.

Разработанный курс кружка является интегрированным, так как позволяет совмещать несколько предметов: русский язык, литературу, изобразительное искусство, МХК. Занятия способствуют развитию литературоведческой, языковой, общекультурной, нравственно-ценностной компетенции; дают возможность погрузиться в тайны творческой мастерской писателя, восстановить диалог с ним и благодаря глубокому пониманию текста и законов его построения создавать свои собственные произведения; занятия помогают сформировать профессиональную направленность некоторых учащихся.

Курс состоит из 16 занятий, носит теоретико-практический характер.

При составлении курса были учтены типичные ошибки и трудности в определении средств художественной изобразительности. Методы и приемы повторения основных речеведческих и лингвистических понятий учитель выбирает сам, в зависимости от целей и форм работы. Ко всем предлагаемым для анализа текстам учитель сам выбирает вопросы и задания и предложенных блоков.

Особое внимание необходимо уделить работе с различными видами словарей и справочников, так как в итоге совместными усилиями составляется «Словарь одного слова» (на материале пейзажей И.С. Тургенева).

Большую часть заданий рекомендуется выполнять в классе совместно, обмениваясь мнениями и полученными результатами; творческие работы выполняются строго самостоятельно.

Содержание курса кружка

«Поэтика пейзажей И.С. Тургенева».  

  1. Язык художественной литературы, его идейно-эстетическое содержание.
  2. Лингвоэстетический анализ текстов художественной литературы. Образ и микрообраз.
  3. Творческая мастерская писателя. И.С.Тургенев как один из выдающихся мастеров слова русской литературы.
  4. Пейзаж как особая художественная составляющая текста.
  5. Анализ пейзажей И.С.Тургенева. Словарь одного слова.
  6. Практикум по курсу.

 

Программа спецкурса

«Поэтика пейзажей И.С. Тургенева».  

(16 часов)

Содержание

Кол-во часов

1.

Язык художественной литературы. Его отличие от общенационального и литературного языка.

Задача: показать разницу между литературным языком и языком художественной литературы. На занятии используются доклады учащихся, где представлена характеристика и примеры разных форм языка.

Практика: нахождение изученного материала в пейзажных текстах Тургенева.

1

2.

Взаимосвязь идейно-эстетического содержания, образного строя и языка художественного целого в пейзажах И.С. Тургенева.

Задача: дать определение названным понятиям, показать на примере пейзажа их взаимодействие. Материал дается в форме лекции.

Практика: несложные задания, отработанные на уроке, предлагаются для домашней работы.

1

3-4.

Лингвопоэтический анализ художественного текста (Пейзаж И.С. Тургенева).

Задача: показать особенности такого вида анализа художественного текста.

Практика: анализ текста самостоятельно и в группах; демонстрация работ, обсуждение наиболее удачных вариантов.

2

5.

Лингвоэстетический анализ художественного текста (Пейзаж И.С. Тургенева).

Задача: показать особенности данного вида анализа.

Практика: провести лингвоэстетический анализ и комплексный анализ, определить особенности одного и другого. Увидеть, как благодаря лингвистическим средствам автору удается достичь эстетического воздействия.

1

6-7.

Слово как носитель микрообраза. Лингвистическая природа метафоры.

Задача: раскрыть понятие микрообраза (сообщение учителя).

Практика: нахождение микрообразов и анализ их особенностей, определение их связи между собой в тексте и в структуре всего произведения.

И. Тургенев – творец метафоры.

Задача: раскрыть понятие метафоры, показать способы ее создания. Используются доклады учащихся.

Практика: нахождение метафор в пейзажных текстах, определение признака, на основе которого произошел перенос значения.

2

8.

Многозначное слово в художественном тексте. Явление речевой полисемии в пейзажных текстах И.С. Тургенева.

Задача: раскрыть понятие полисемии, показать особенности ее употребления в тексте.

Практика: нахождение данных элементов текста в пейзажных зарисовка, представление отчета о проделанной работе (работа в группах).

1

9.

Принцип авторского отбора слов из синонимического ряда при построении художественного целого. Общеязыковые синонимы и семантически сближенные слова в текстах И.С. Тургенева.

Задача: показать разницу между общеязыковыми синонимами и семантически сближенными словами, определить способы достижения определенного эффекта с помощью лингвистических средств.

Практика: найти синонимы, определить их функцию в пейзажных текстах, выявить особенности отбора синонимов Тургеневым для создания определенного образа. Работа выполняется самостоятельно с индивидуальными рекомендациями.

1

10.

Эмоционально-оценочные слова в художественных текстах И.С. Тургенева.

Задача: дать понятие лексики, определить способы создания оценочности и экспрессивности, отграничить слова, которые не относятся к эмоциональной лексике.

Практика: нахождение данной лексики в пейзажах (обращение особенного внимания на влияние эмоционально-оченочной лексики на основную идею текста).

1

11.

Составление «Словаря одного слова» (на основе произведений И.С. Тургенева).

Задача: учить работать со словарями и составлять словарные статьи.

Практика: составление словаря, определение средств художественной изобразительности одного и того же слова в разных формах, произведениях. Создание собственных текстов с использованием слова из созданного словаря.

1

12.

Слова, создающие образы звука, цвета, движения в художественных описаниях И.С. Тургенева.

Задача: показать особенности звукописи и цветописи, учить распределять лексику по тематическим группам и характеризовать особенности употребления этих групп в пейзажном тексте.

Практика: нахождение данных образов в тексте, определение их особенностей, анализ значения морфем в данных словах. Создание собственных пейзажных зарисовок с использованиеим образов звука, цвета, движения. Написание рецензии на работу одноклассника.

1

13.

Грамматическая форма слова в художественном тексте.

Задача: дать представление об изучаемом понятии, учить видеть особенности использования разных грамматических форм слова Тургеневым в текстах разного типа речи и сравнить их с пейзажными текстами. Материал дается в форме лекции с элементами исследовательской работы.

Практика: комплексный анализ текста и творческий отчет об особенностях использования грамматических средств для создания только пейзажных образов.

1

14.

Филологический анализ художественного текста.

Задача: учить филологическому анализу текста, связать его с комплексным анализом.

Практика: анализ пейзажа, составление микротекста (пейзажа) в соответствии с планом филологического разбора.

1

15.

Творческая работа. Устное сочинение «Моя пейзажная зарисовка».

1

16.

Творческая работа. Сочинение – эссе «Мой И.Тургенев»

1

Использованная литература

1. Богемская К.Г. Пейзаж. – М., 1992г.

2. БСЭ. – М.: Советская энциклопедия, - 1972; 3-е изд.; т. 20. – 464 с.

3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения, - М.: Просвещение, - 1964г.

4. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, - 1983г. – 127 с.

5. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе 9 – 10 классы: пособие для учителя. – М.,1998г.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – 1982г; 8-е изд.; т.4. – 396 с.

7. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988г.

8. КЛЭ. – М.: Советская энциклопедия, - 1968; т. 5 . – 976 с.

9. Лосева Л.М. Как строится текст. – М.: Просвещение, - 1980г.

10. Методология анализа литературного процесса / Отв. ред.Ю.Б. Бореев. – М.: Наука, - 1989г. -237 с.

11. Недзвецкий В. В мире природы и человечества // Литература, - 1995г. - №1.

12. Пахнова Г.М. Комплексная работа с текстом. // Русский язык, - 1999г. -№19.

13. Пахнова Г.М. Комплексная работа с текстом. // Русский язык в школе, - 1998г. - № 2.

14. Пахнова Г.М. От текста к слову. Комплексная работа с текстом при подготовке к зачетам, экзаменам. // Русская словесность, - 1999г. -№ 6.

15. Пахнова Г М. Подготовка к устному экзамену: комплексная работа с текстом. // Русский язык , - 1999г. -№ 19.

16. Пути анализа литературного произведения: пособие для учителя. / Под. Ред. Б.Ф. Егорова, - М.: Просвещение, - 1981. – 221 с.

17. Русская литература в вопросах и ответах. – М.: НТЦ Университецкий, - 1999г.

18. Черобай Е.Н. Анализ художественного текста и обучение сочинению. // Русская словесность, - 2001г. - № 8.

19. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990г.

20. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986г.

 

Рекомендуемая литература. (для учащихся)

  1. Афанасов В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. – М.: Детская литература, - 1983г. – 316 с.
  2. Войман С.Т. Гармонии таинственная власть: об органической поэтике. – М.: Советский писатель, - 1989г. -365 с.
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Вст. ст. И.К. Горского. – М.: Высшая школа, - 1989г. – 404 с.
  4. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, - 1975г. – 470 с.
  5. Горшков А.И. Русская словесность 10-11 класс. – М.: Дрофа, - 2001г.
  6. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению / Отв. ред. З.С. Паперный, Э.А. Полоцкая. – М.: Наука, - 1999г. – 262 с.
  7. Дымогрский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: на материале русской прозы 19 - 20 в.в. – СПб.: Петербургского университета, - 1999г. – 285 с.
  8. Курмендская Г.Б. Тургенев и русская литература. – М.: Просвещение, - 1980г. – 191 с.
  9. Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература к .19 – н. 20 в.в. =Л.: Наука, - 1979г. – 200 с.
  10. Островский А.Г. Тургенев в записках современников: воспоминания. Письма. Дневники. – М.: АГРАФ, - 1999г. – 400 с.
  11.  Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: Советский писатель, - 1986гю – 478 с.
  12.  Поэтика. История литературы. Лингвистика: сб. к 70-ю В. Иванова. – М.: ОГИ, - 1999г. – 800 с.
  13.  Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М.: МГУ, - 1987г. – 301 с.
  14.  Солганик Г Я. От слова к тексту. – М.: 1993г.
  15.  Страшевская А. Комплексный анализ рассказа А.П. Чехова «Черный монах». // Литература, - 2000г. - № 20.
  16. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Просвещение, - 1988г. – 555 с.
  17.  Тургенев и его современники. – Л.: Наука, - 1977г. – 285 с.
  18. Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. – М.: Советская литература, - 1981г. – 302 с.
  19.  Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. – Л., 1979г. – 331 с.

Рекомендуемая литература. (для учителя)

  1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, - 1983г. – 127 с.

2. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе 9 – 10 классы: пособие для учителя. – М.,1998г.

3. Динамическая поэтика. От замысла к воплощению / Отв. ред. З.С. Паперный, Э.А. Полоцкая. – М.: Наука, - 1999г. – 262 с.

4. Дымогрский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: на материале русской прозы 19 - 20 в.в. – СПб.: Петербургского университета, - 1999г. – 285 с.

5. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988г.

6. Пахнова Г.М. Комплексная работа с текстом. // Русский язык, - 1999г. -№19.

7. Пахнова Г.М. Комплексная работа с текстом. // Русский язык в школе, - 1998г. - № 2.

8. Пахнова Г.М. От текста к слову. Комплексная работа с текстом при подготовке к зачетам, экзаменам. // Русская словесность, - 1999г. - № 6.

9. Пахнова Г М. Подготовка к устному экзамену: комплексная работа с текстом. // Русский язык , - 1999г. - № 19.

10. Пути анализа литературного произведения: пособие для учителя. / Под ред. Б.Ф. Егорова, - М.: Просвещение, - 1981. – 221 с.

11. Солганик Г Я. От слова к тексту. – М.: 1993г.

12.. Черобай Е.Н. Анализ художественного текста и обучение сочинению. // Русская словесность, - 2001г. - № 8.

13. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л., 1990г.

Справочная литература.

1. БСЭ. – М.: Советская энциклопедия, - 1972; 3-е изд.; т. 20. – 464 с.

  1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – Л.: 1971г.
  2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. – М., 1979г.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – 1982г; 8-е изд.; т.4. – 396 с.
  4. КЛЭ. – М.: Советская энциклопедия, - 1968; т. 5 . – 976 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992г.
  6. Прокопович Н.Н., Дерибас Л.А., Прокопович Е.Н. Именное и глагольное управление в современном русском языке. – М., 1981г.
  7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1996г.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1985г.
  9. Розенталь Д.Э. Голубь И. Б. Секреты стилистики. – М., 1998г.
  10. Словарь современного русского литературного языка: Т. 1 – 17. – М.; Л.; 1950 -1965г.
  11. Словарь синонимов. Справочное пособие./ Под ред. А.П. Егоровой. - М., 1975г.
  12. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание. Произношение. Ударение. Словообразование. Морфемика. Грамматика. Частота употребления слов / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 1995г.
  13. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). – М., 1984г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь одного слова.

НЕБО – «и от неба …я хочу счастья» (Тургенев И.С. Накануне. - Л.: Художественная литература, 1985г. – с.8.) (Далее издательство то же),

           - «неполный месяц стоял высоко на небе» (с.11),

           - «темное, низкое, нависшее небо» (с.25),

           - «солнце стояло на безоблачной лазури» (с.53),

           - «небо рдело» (с.56),

           - «небо словно дымилось по краям» (с.60),

           - «заря уже занималась в небе» (с.61),

           - «небесная тишина» (с.73),

           - «заснуть под этим ясным небом» (с.124),

           - «неужели ты, создавший …это небо, захочешь наказать нас» (с.124),

           - «нигде в мире так не пахнет…! Да и небо здесь» (Тургенев И.С. Отцы и дети. – Л.: Художественная литература, 1985г. - с.138) (Далее издание то же),

           - «поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей» (с.177),

           - «маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури» (с.258),

           - «со всего неба сыпались песни жаворонков» (с.258),

           - «на чистом небе» (Тургенев И.С. Рудин. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1974г. – с. 5.) (Далее издательство то же).

           - «по ясному небу плавно неслись низкие, дымчатые тучки» (с.69),

           - «небо почти все очистилось» (с.69),

           - «в далекой и бледной глубине неба» (с.75),

           - «небосклон казался яснее и чище» (с.75),

           - «сплошные тучки молочного цвета покрывали все небо» (с.84),

           - «задумчиво глядел в небо» (с.109),

           - «луна глядела…с чистого неба» (Тургенеа И. С. Ася. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1974г. - с.132) (Далее издательство то же),

           - «поразила чистота и глубина неба» (с.136),

          - «поднял глаза к небу - но и на небе не было покоя» (с.159),

          - «испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось,  содрогалось» (с.159),

          - «румяное небо синеет» (Тургенев И.С. Записки охотника. Ярмолай и мельничиха. – М.: Художественная литература, 1985г. – с. 12.) (Далее издание то же).

          - «на синем небе робко выступают первые звезды» (Ярмолай и мельничиха, с.12),

          - «ясное небо» (Бежин луг, с.58),

          - «небо темное чистое» (Бежин луг, с.61),

          - «звезды на высоко стоявшем небе» (Бежин луг, с.71),

          - «небо светлело, холодело, синело» (Косьян с Красивой Мечи, с.72),

          - «небо темно-синее» (Бирюк, с.111),

          - «кротко синеет майское небо» (Татьяна Борисовна и ее племянник, с.128),

          - «солнце разыгралось на небе, как бы свирепея» (Певцы, с.147),

          - «темно-синее небо» (Певцы, с.157).

          - «небо стояло кругом все чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть видными звездами» (Певцы, с. 157),

          - «небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось» (Свидание, с.168),

          - «на синем небе» (Свидание, с.169),

          - «сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо» (Свидание с.169),

          - «на небе не было ни одного облачка» (Живые мощи, с.230),

          - «под ясным небом» (Живые мощи, с.230),

          - «на темно-сером небе» (Лес и степь, с.249),

          - «яснеет небо» (Лес и степь, с.249),

          - «свинцовая полоса на небосклоне» (Лес и степь, с.250),

          - «край неба смутно яснеет» (Лес и степ, с.250),

          - «на бледно-голубом небе» (Лес и степь, с. 251),

          - «клочок бледно-голубого неба» (Лес и степь, с.252).  

В помощь учителю

Вопросы и задания.

Восприятие.

1. Понравился ли вам текст?

2. Какие чувства вызвал данный текст?

3. О чем заставил задуматься данный текст?

4. Тяжело ли воспринимается текст на слух (или при первом прочтении)?

5. Требует ли текст музыкального сопровождения?

6. При чтении данного текста лучше использовать один голос или многоголосицу?

7. Все ли сразу понятно в тексте?

8. Попробуйте назвать автора и произведение.

9. Близко ли вам то состояние природы, которое описывает автор?

10. Охарактеризуйте текст по эмоциональной окраске.

11. Сравните настроение, которое создает автор в начале и в конце текста.

12. Насколько близко автору удалось передать состояние природы, соответствующее состоянию героя?

13. Почему автор состояние героя передает через пейзаж?

14. Прочитайте тексты, сравните их. Одинаковые ли чувства хотел передать автор?

15. Подумайте, чем вызвано появление пейзажа именно в этом месте произведения?

16. Что в тексте подсказывает, что автор описывает пейзаж 19 века?

17. Что в данном тексте находится в центре внимания?

18. Что в тексте показалось необычным?

19. Хотели бы вы более глубоко проанализировать этот текст?

20. Опишите первые впечатления от прочитанного текста, сравнив их с тем состоянием, которое было у вас до этого.

21. Захотелось ли вам нарисовать картину, пропеть какую-нибудь мелодию после прочтения данного текста?

22. Если бы вы были режиссером, в каком масштабе вы бы сняли этот эпизод (сверху, издалека, крупным или мелким планом и т. д.)?

23. Эксперимент. Попробуйте передать свои чувства в виде кривой линии (как кардиограмма) или определенным цветом. Прокомментируйте ваш выбор.

24. ПЕД. Какие вопросы, на ваш взгляд, подошли бы для выяснения первоначального восприятия текста?

25. ПЕД. Продумайте интересные задания  (игровые) к тексту, которые бы позволили сразу точно показать читательское восприятие.

Вопросы и задания.

Синтаксис и пунктуация.

1. Прочитайте текст, соблюдая интонационно все знаки препинания.

2. Поставьте правильно знаки препинания.

3. С какими знаками препинания вы не согласны, поясните ваш выбор.

4. Есть ли в тексте авторские знаки, объясните их постановку и особую функцию.

5. Подчеркните тот знак, присутствие которого вы не можете объяснить.

6. Объясните все знаки препинания в данном тексте.

7. Объясните (на основе данного текста) связь между семантикой, пунктуацией и выразительным чтением.

8. Начертите схему предложений.

9. Найдите все сложные предложения. Определите вид связи простых предложений в составе сложных. В бессоюзных предложениях определите смысловые отношения
между блоками.

10. Выделите грамматические основы. (Докажите, что перед вами предложение.)

11. Найдите односоставные предложения. Сформулируйте их особенность, определите тип односоставных предложений.

12. Найдите осложненные предложения, чем они осложнены? Попробуйте убрать осложнения, прокомментируйте, что получилось.

13. Выпишите все простые предложения. Определите, в чем состоит их существенное отличие от простых?

14. Какой тип предложений был бы предпочтительнее для передачи смысла данного текста?

15. Посчитайте, какого типа  предложений в тексте больше и почему? (Как это связанно с семантикой?)

16. Замените простые предложения сложными и наоборот, прокомментируйте данный эксперимент.

17. Выделите однородные члены предложения, обоснуйте их функцию и необходимоть.

18. Какую роль в данном тексте играют причастные и деепричастные обороты, обоснуйте их функцию и необходимоть.

19. Произведите синтаксический и пунктуационный анализ предложений (простых и сложных).

20. Выделите второстепенные члены предложения, расскажите об их разнообразии и выполняемой функции.

21. Найдите в тексте обращения, вводные слова, междометия.

22. Выделите из предложений словосочетания, сделайте разбор.

23. Выпишите только сложные словосочетания, в чем их особенность?

24. Составьте свои предложения (зарисовки), используя выписанные словосочетания.

25. Переложите текст в косвенную речь, что изменилось (что текст приобрел и что потерял).

26. ПЕД. Предложите свои схемы предложений (верные и неверные) для сравнения их с предложениями текста.

27. ПЕД. Придумайте свои вопросы и задания для анализы предложений.

28. ПЕД. Составьте на основе данного текста диктант, текст для изложения, тест для проверки знания правил пунктуации.

29. ПЕД.  Сформулируйте  вопросы (на базе данного текста) для проверки теоретических знаний одноклассников.

30. Эксперимент. Разрежьте текст на предложения, а теперь по памяти попробуйте собрать его.

Вопросы и задания.

Средства художественной изобразительности.

1. Выделите все средства художественной изобразительности.

2. Какие средства худ. изобразительности сложнее всего выделить?

3. Какую роль выполняют средства худ. изобразительности в данном тексте?

4. Каких средств худ. изобразительности  больше своего в тексте? Как вы можете это прокомментировать?

5. Попробуйте убрать все средства худ. изобразительности из данного текста, что получилось?

6. Какие предложения более выразительны и почему?

7. Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры.

8. Являются ли выделенные слова эпитетами?

9. Почему выделенные сочетания мы можем назвать олицетворением?

10. Определите, на основе какого признака в выделенных метафорах происходит перенос по сходству?

11. Придумайте свои эпитеты, метафоры к данному тексту.

12. Какова роль повторов в тексте?

13. Какое худ. значение имеет порядок слов в данном тексте?

14. Выделите только тропы (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, аллегория, ирония, литота, метонимия, олицетворение, перефраза, синекдоха и др.)

15. Выделите только стилистические фигуры (анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, умолчание, эллипсис, эпифора и др.)

16. Какими словами автор поэтизирует природу?

17. Найдите в тексте инверсию, как часто Тургенев использует данное средство и почему?

18. В тексте больше статики или динамики, как это влияет на основную идею текста?

19. ПЕД. Составьте свои вопросы к тексту.

20. ПЕД. Подготовьте теоретические сведения о средствах художественной изобразительности для микропреподавания.

21. ПЕД. Составьте группы верных и неверных метафор или сравнений, предложите их для анализа в классе.

Вопросы и задания.

Фонетика.

1. Выполните фонетический разбор данных слов.

2. Затранскрибируйте данные слова.

3. В каких словах согласные звуки не соответствуют их написанию и почему?

4. Есть ли в тексте случаи оглушения или озвончения, прокомментируйте их.

5. Определите, какие звуки обозначают в разных словах буквы Е, Е, Ю, Я, А, И, О?

6. Поставьте правильно ударение в словах.

7.  При написании  каких слов мы руководствуемся фонетическим принципом русской орфографии?

8.  Назовите орфографические правила, которые регулируют написания, связанные с различением звуков.

9.  Присутствует ли в тексте звукопиь, проиллюстрируйте.

10. Совпадает ли количество букв и количество звуков в данных словах?

11. Есть ли в тексте труднопроизносимые сочетания звуков, как это можно объяснить?

12. Сочетание каких звуков не свойственно русскому языку? Какие из них использует автор и зачем?

13. Разбейте слова на слоги и сравните с вариантами переноса данных слов.

14. Какую функцию в данных словах выполняет Ь?

15. Эксперимент. Какие из звуков русского языка вам напоминают какие-нибудь природные явления, проиллюстрируйте.

16. Эксперимент. Только звуками создайте пейзажную зарисовку.  

17. Эксперимент. Если бы звуки можно было бы передать определенным цветом, каких цветов в этом тексте было бы больше?

18. Создайте свое описание природы, насыщая текст определенными звуками, которые помогут вам создать художественный образ.

Вопросы и задания.

Орфография.

1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

2. Сформулируйте правила написания выделенных слов.

3. Составьте словарный диктант из слов данного текста.

4. Составьте ложный диктант для правки.

5. Найдите только трудные случаи написания и объясните их.

6. Запишите проверочные слова.

7. Схематично объясните орфограммы.

8. Распределите орфограммы по 4-м столбикам: приставка, корень, суффикс, окончание.

9. Составьте тест на написание:

- суффиксов прилагательных и причастий,

- написание н, нн,

- гласные в корне и др.

10. Подготовьтесь к письму под диктовку.

11. ПЕД. Проанализируйте диктант одноклассника, охарактеризуйте ошибки, причины их появления и исправьте.

12. ПЕД. Составьте перечень всех орфограмм текста и краткий комментарий к ним для подготовки к диктанту.

Вопросы и задания.

Развитие речи.

1.Сформулируйте тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст. Объясните свой выбор.

3. Передайте своими словами основные мысли текста.

4. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени, нарастание событий.

5. Соблюдается ли в тексте единство изображения и какова последовательность изображения.

6. Проследите композицию текста.

7. Составьте план к тексту (простой, сложный, цитатный, тезисный…)

8. Составьте план и тезисы к тексту.

9. Выпишите главные цитаты и докажите их важность в тексте.

10. Выпишите для цитирования выражения, наиболее ярко передающие основные мысли автора, перескажите текст, используя данные цитаты.

11. Объясните деление текста на абзацы.

12. Выделите ключевые предложения, словосочетания, слова.

13. Подчеркните слова, которые нельзя убрать из текста.

14. Как связаны между собой предложения, микротемы, абзацы?

15. Какую роль играют глаголы-сказуемые для связи предложений в тексте.

16. Постройте синонимичное предложение.

17. Какая фраза, слово вам понравилось, показалось интересным. Что из текста вы бы хотели использовать в собственной речи?

18. Замените одно из важных предложений текста. Сравните, что текст потерял и что приобрел?

19. Выпишите выразительные средства языка, прокомментируйте их использование.

20. Докажите, что это художественный текст. Назовите основные признаки текста.

21. Перескажите отрывок текста, используя некоторые наиболее емкие и выразительные обороты.

22. Составьте минитекст-описание, -повествование, -рассуждение (на основе данного текста).

23. Выучите текст наизусть, продекламируйте его.

24. Выразительно прочитайте текст (с правильной интонацией и логическим ударением).

25. Попробуйте продолжить текст или дописать начало, соблюдая все особенности стиля автора.

26. Сформулируйте (на основе текста) 2-3 темы важные в общечеловеческом смысле.

27. Определите, как отражается в тексте авторская позиция и образ автора.

28. Прокомментируйте связь данного отрывка с идейным содержанием всего произведения.

29. Попробуйте сократить текст.

30.ПЕД. Задайте вопросы к тексту, к теме, к проблеме…

31.ПЕД. С чего бы вы начали анализировать текст?

32. ПЕД. Предложите верные и неверные названия текста.

33. ПЕД. Какой вид плана, на ваш взгляд, будет более результативным для запоминания?

34. ПЕД. Составьте текст для изложения, диктанта (на основе данного текста).

35. ПЕД. Составьте вопросы, которыми можно было бы проверить знание текста.

36. Попробуйте создать свою пейзажную зарисовку на тему (н-р, «Утро в городе», «Утро в лесу», «Утро в поле», «Утро в саду»…)

37. Напишите сочинение по проблеме данного текста.

38. Напишите эссе на основе полученных впечатлений.

 Вопросы и задания.

Лексика.

1. Выпишите непонятные вам слова.

2. Объясните значение слова, пользуясь толковым и этимологическим словарем.

3. Составьте сами словарную статью.

4. Выпишите сложные слова, объясните их значение, сделайте словообразовательный анализ.

5. Определите происхождение слов.

6. Выделите тематические группы.

7. Подберите синонимы, антонимы к выделенным словам.

8. Найдите в тексте синонимы, антонимы.

9. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.

10. Найдите многозначные слова.

11. Есть ли в тексте диалекты?

12. Укажите стилистически окрашенные слова.

13. Присутствует ли в тексте лексика ограниченного употребления.

14. Найдите примеры употребления слов в переносном значении.

15. Какие слова или обороты вы считаете устаревшими?

16. Есть ли в тексте слова, не имеющие соответствий в других языках?

17. Подберите фразеологизмы к данным словам.

18. Какие слова передают субъективные переживания?

19. Проведите лексический анализ выделенных слов.

20. ПЕД. Предложите слова из текста для анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...