Литература народов России
методическая разработка по литературе на тему

(выступление на методическом объединении)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_narodov_rossii.docx188.66 КБ

Предварительный просмотр:

   «Литература народов России»

1.Татарская литература.

2. Жизнь и творчество Мусы Джалиля.

3. Конспект  урока: «Муса Джалиль – поэт-герой».

  1. Татарская литература.

Дореволюционная литература. Литература поволжских татар имеет свою долголетнюю историю. Ряд произведений, дошедших до нас, по своему происхождению относится к XIV—XV вв. («Казань баите», «Ханэке Султан»). Более или менее изученной является лишь литература XIX века. Начало Т. л. характеризуется господством религиозно-мистической идеологии и внедрением в литературу древневосточного суфизма. Носителем этой идеологии являлось татарское духовенство, развивавшее свою деятельность под сильным влиянием среднеазиатской реакционной мусульманской схоластики. Представителями этой мистической литературы были поэты Мулла Утыз Имэни (1730—1815), Иботулла Ишан (1794—1867) и Шамсуддин Суфи (1825—1865).
       С середины XIX ст. в Т. л. наметилось рационалистическое течение, противопоставлявшее мистическому «потустороннему миру» реальные образы и идеи земной жизни. Представителями этого течения были: Абдул Насыр Курсави (1783—1813), Абдул Жаббар Кандалы (1797—1860).
       Под натиском развивающегося капитализма в последней четверти XIX в. началась борьба против среднеазиатской религиозной схоластики, против суфизма и мистики, за европейскую культуру и науку. Борьба против патриархально феодальных отношений нашла свое выражение на идеологическом фронте в борьбе «джадитистов» с «кадимистами» («новометодников в обучении» со «старометодниками»). Выдвинулись общественные деятели, делавшие первые шаги в создании научно-популярных книг на татарском языке, в научной разработке специфики татарского языка, в собирании фольклора и т. д. (К. Насыри, 1824—1902). Художественная литература этого периода была проникнута духом просветительства; в ней отражались идеи реформы религии, реформы схоластических школ и приспособления их к потребностям буржуазного мира. Эта литература своим острием была направлена против консервативного духовенства и идеализировала представителей новой буржуазии и нового духовенства («Хисамуддин Мулла» Мусы Акджигита, 1886, произведения З. Виги, 1870—1902, пьесы Г. Ильяси, 1856, «Салима» Р. Фахрутдинова, «Студент и шакирд» Ф. Каримова и т. д.).
       Начало XX в. ознаменовалось развитием национального движения татарской буржуазии, направленного главном образом против пережитков феодального строя. Однако антимонархические тенденции были весьма неустойчивы и непродолжительны. Татарская  литература этого периода была в основном проникнута идеологией пантюркизма, религиозного реформизма и узкого национализма (произведения Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Рахим, Ф. Карими, Г. Ибрагимова и др.). С первых же дней революции 1905 татарская буржуазия заключила союз с самодержавием и стала оплотом реакции. Все вышеупомянутые татарские писатели заняли враждебную к революционному движению позицию и проповедовали в своих произведениях идею объединения мусульман под флагом национальной буржуазии («Нищая» Г. Исхаки, «Фат-кула Хазрет», «Под праздником во сне» Ф. Амирхана и т. д.). В противовес этим   писателям выступил на литературную арену ряд демократически настроенных писателей - выходцев из мелкобуржуазной среды. Ужасы капиталистической эксплуатации, средневековая тупость и косность реакционного духовенства и буржуазии, разорение и обнищание широких слоев трудящегося крестьянства, рабские условия труда молодого рабочего класса толкали наиболее революционно настроенных мелкобуржуазных татарских писателей на путь протеста против существующего порядка. Демократические тенденции наиболее сильно сказались в стихах талантливейшего народного поэта А. Тукая (1886—1913), поэта М. Гафури (1880—1934), рассказах и повестях Шариф Камала, пьесах Г. Камала (1882—1931) и т. д. Эти демократические писатели в той или иной степени отражали протест эксплуатируемых народных масс против буржуазного строя.   Их творчество было теснейшим образом связано с народным творчеством; более того, оно исходило из фольклора. Демократические писатели черпали из него свою тематику, занимались художественной обработкой фольклора. В противовес им представители либеральной буржуазии в литературе не только пренебрегали народным творчеством, но и боролись против него, против живого народного языка в литературе, проповедовали теорию «чистого искусства».
       В период революции 1905 выдвинулись также писатели, непосредственно выражавшие тенденции татарского пролетариата к объединению с пролетариатом всей страны в целях свержения самодержавия революционным путем. Эта идея пролетарской революционной борьбы частично отражена в пьесе «Яш Гумер» Гафура Кулахметова (1881—1918),  принимавшего участие в революционной борьбе большевиков в то время. В период, непосредственно следовавший за революцией 1905, татарская  литература была проникнута самыми реакционными идеями и настроениями. Стихи С. Рамеева насквозь пронизаны мистицизмом. Многие писатели увлекались мотивами «чистой религии» и черпали свою тематику из «истории пророков», из Корана (Г. Рахим, Сунчалай, Думави). По-прежнему проповедовались идеи пантюркизма и религиозного мистицизма в произведениях Г. Исхаки, Амирахана и т. п. («Зулейха»). Возникло реакционное романтико-символистское течение, представители которого противопоставляли объективной действительности индивидуальный «мир души» и «чистой природы», идеализировали жизнь древних татарских ханов, патриархальный быт, романтическую любовь и т. д. Переживания и чаяния широких угнетенных народных масс выражало татарское устное народное творчество.
       Устное народное творчество. До Великой Октябрьской социалистической революции собирание произведений устного творчества носило случайный характер. Первые опыты в этом направлении были сделаны Каюмом Насыри в его книге «Фавакихемджеляся». Также был выпущен ряд сборников песен, пословиц и поговорок Бадиговым, Туйка и др., но систематизация материала не носила научно-исследовательского характера.
       Наиболее распространенными жанрами татарского устного творчества являлись песни и баиты. Татарские народные песни в огромном своем большинстве состоят из строго рифмованных четверостиший, по содержанию не связанных друг с другом. Баиты и частушки, наоборот, сочинялись на одну определенную тему по случаю какого-либо события и представляли единое, целостное произведение. В народных песнях доминировали мотивы бедности, несчастья, трудного жизненного пути, несчастной любви и вынужденной разлуки. В ряде шуточных и сатирических песен высмеивались духовенство и богачи. Баиты носили повествовательный характер со многими лирическими отступлениями. Темой для баитов служили необычайные, но реальные события («баит о потонувшей гейше», «баит о Шамси Камале», «баит о касимском купце Ибрае» и т. п.), события общественного значения (русско-японская война, империалистическая война 1914—1918 и др.). Были и фантастические баиты: «баит о Сак-соке» (дети, превращенные в птиц), «баит о возлюбленной цыгана Хамиде», «баит о семи девушках» и т. д. Многие баиты отражали протест крестьян против эксплуатации помещиков, стихийное крестьянское движение («мужицкие баиты», «баит о погибших батраках», «баит о Магдибай», «баит о Мукан Контона», и т. д.). Татарский фольклор насчитывает множество сказок о волшебных силах (сказка о Шуряле, о повисшем озере, о батыре-Мухе, о портном и т. д.). В реалистических сказках самым популярным образом является «хитроумный таз». Хитроумный таз — это образ самого бедного, угнетенного, униженного человека. Но он мудр и хитер и побеждает врагов. Народ относится к нему с большой симпатией. В других сказках бедняк, пастух или батрак своим умом и хитростью побеждает богача («Салам Турхан»). Во многих татарских сказках отражалась горькая доля угнетенной женщины-татарки: «О проигранной отцом в карты Зульхабире», «О семи девушках», «О бедной падчерице» и т. п. Героические былины в татарском фольклоре встречаются редко. Известны народные сказки «О Маргян батыре», боровшемся против ханов за освобождение народа, об Эдгай батыре и др. Ряд сказок-легенд заимствован из фольклора других народов, но, художественно претворенный, получил своеобразный национальный колорит («Тагир-Зигря», «Ляйла Маджнунь», анекдоты Ходжи Насрутдин и т. д.).

Типовая заставка восточных изданий казанских издательств XVII—XIX вв.
Типовая заставка восточных изданий казанских издательств XVII—XIX вв.

       Татарский фольклор богат и насыщен поговорками, пословицами, сказками-загадками, частушками и т. д. Имеются свадебные, плясовые и другие частушки («Эпипе», «Башмагум» и др.).
       После Великой социалистической революции освобожденный от двойного гнета татарский народ начал творить новые произведения — песни и сказания о победах над врагом, о своих вождях, о счастье освобожденного народа. За период существования советской власти созданы многочисленные народные песни о Красной армии, о советской власти, о родине.      

Композиция обложки XIX в. (надпись в середине современная)
Композиция обложки XIX в. (надпись в середине современная)

 Татарская литература продолжала развиваться после Октябрьской революции. Лучшие произведения М. Гафури (умер в 1934) написаны в послеоктябрьский период; в них отражены рабские условия жизни трудящихся до революции и борьба   народа  за свободу.  («Черные лица», «Красная звезда», «Ступеньки жизни» и т. д.). Известный драматург Г. Камал написал ряд замечательных пьес о классовой борьбе в татарской деревне. Ш. Камал в пьесах «Воронье гнездо», «Горы», «За туманом» показал революционную подпольную борьбу шахтеров.

         Наиболее выдающийся из татарских советских поэтов — Хади Такташ (1901—1931).   Советская татарская литература интенсивно развивалась и крепла, выдвигая целый ряд талантливых писателей: Н. Баян, М. Максуд, Т. Гиззат, И. Туктаров, Ш. Маннур, А. Ерикеев, М. Джалиль, М. Садрый, И. Гази, Худжи и другие.  

2. Жизнь и творчество Мусы Джалиля.

Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества, он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия, но его жизнь и трагическая судьба являются образцами стойкости.

Муса Джалиль и его судьба не остаются узкой темой для татарской литературы и татарского народа. Его произведения переведены на многие языки мира, а его судьбе посвящают работы далеко за пределами Татарстана и России. Не случайно известный французский писатель Луи Арагон в книге "Советские литературы"   посвятил Мусе Джалилю отдельную главу.

В борьбе Мусы Джалиля Луи Арагон видит важность этого поединка как освобождения и других народов. "Он погиб за всех нас - и французов, и чехов. Муса Джалиль... Вы, забывшие красные полотна на колоннах и стенах Франции, повторяйте его имя...".

2.1 Биография

Родился шестым ребёнком в семье. Отец - Мустафа Залилов, мать - Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина).

Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где, кроме теологии, изучал светские дисциплины: литературу, рисование и пение. В 1919 году вступил в комсомол и продолжил учебу в Татарском институте народного образования (Оренбург). Участник Гражданской войны.

В 1927 году поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 году литературный факультет МГУ.

В 1931-1932 годах был редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. С 1933 года завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. В Москве знакомится с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым.

В 1932 году жил и работал в городе Надеждинск (современное название Серов). В 1934 году вышли два его сборника: «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». Работал с молодежью; по его рекомендациям в татарскую литературу пришли А. Алиш, Г. Абсалямов. В 1939-1941 годах был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра.

В 1941 году был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Для того чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, предпринял малоудачную попытку поднять восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (около 500-600 человек) покинула расположение части и присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.

В 1946 году МГБ СССР завело розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников.

В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать ее на родину.

Был ещё один сборник стихов из Моабита, его привез бывший военнопленный Габбас Шарипов. Терегулов и Шарипов были арестованы. Терегулов погиб в лагере. Габбас Шарипов отбыл наказание (10 лет), затем жил в Волгоградской области.

В январе 1946 года в советское посольство в Риме турецкий подданный татарин Казим Миршан принес ещё одну тетрадь. Сборник отправлен в Москву, где след его потерялся. Сборник передали в министерство иностранных дел, затем в MГБ, затем в СМЕРШ. C 1979 года поиски этих тетрадей не дали результатов.

«Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное «шествие» подвига поэта и его товарищей в народное сознание. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.

В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

2.3. Творчество

Первое произведение было опубликовано в 1919 году в военной газете «Кызыл йолдыз» (рус. «Красная звезда»). В 1925 году в Казани вышел его первый сборник стихотворений и поэм «Барабыз» (рус. «Мы идём»). Им были написаны 4 либретто для опер «Алтын сэс» (рус. «Золотоволосая», 1941, музыка композитора Н. Жиганова) и «Ильдар» (1941).

В 1920-е годы Джалиль пишет на темы революции и гражданской войны (поэма «Пройденные пути», 1924-1929), строительства социализма («Орденоносные миллионы», 1934; «Письменосец», 1938)

В популярной поэме «Письмоносец» («Хат ташучы», 1938, изд. 1940) показана трудовая жизнь советской молодежи, ее радости и переживания.

В концлагере Джалиль продолжал писать стихи, всего им было написано как минимум 125 стихотворений, которые после войны были переданы его сокамерником на Родину. За цикл стихов «Моабитская тетрадь» в 1957 году Джалилю была посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. В 1968 году о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

2.3. Память

· Музей-квартира Мусы Джалиля находится в Казани по адресу: ул. М. Горького, д. 17 кв. 28. Здесь он жил в 1940--1941 гг.

· Именем Мусы Джалиля назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан.

· Памятники в Альметьевске, Мензелинске, Москве (открыт 25 октября 2008 года), Нижнекамске (открыт 30 августа 2012 года), Нижневартовске (открыт 25 сентября 2007 года), Набережных Челнах, Оренбурге, Санкт-Петербурге (открыт 19 мая 2011 года), Тосно Ленинградской обл. (открыт 9 ноября 2012 года).

· Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани носит имя Мусы Джалиля.

· Именем Мусы Джалиля названа школа № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования (г. Москва), где установлен памятник поэту).

· Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть во многих городах бывшего СССР.

· Улица в селе Уленкуль Большереченского района Омской области.

· Улица в городе Астрахань

· Улица в д. Матмассы, г. Тюмень

· Его именем назван кинотеатр в Нижнекамске, а также малая планета (в 1972 году).

· Его именем названа библиотека города Ижевск.

· Монументальный памятный комплекс на площади 1 Мая в Казани.

· Мемориальная доска на здании МОУ СОШ № 15 в Тобольске.

· Мемориальная доска на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия).

· Мемориальная доска на здании по адресу ул. Агломератчиков, 9 в городе Серове, где в сентябре 1932 года останавливался Муса Джалиль.

· Мемориальная доска на улице Мусы Джалиля в городе Москва установлена весной 2004 года.

· Подвигу поэта посвящена опера Назиба Жиганова «Джалиль» (1957).

· Юности Мусы Джалиля посвящена повесть Сагита Агиша «Земляки» (1964).

· В Москве на улице Мусы Джалиля 24 августа 2012 года открыт монумент Мусе Джалилю. Автор скульптуры народный художник России Юрий Злотя и архитектор Юрий Калмыков.

Несмотря на то, что исследованием жизни и судьбы Мусы Джалиля занимались и занимаются исследователи, до сих пор в этой драматической истории остаются белые пятна. Очень многие свидетели путали даты (по мнению того же Р. Мустафина), имена. Некоторые просто могли сочинять истории и являться лжесвидетелями истории.

Все же судьба Мусы Джалиля в целом разгадана. Одно доказано точно:  он не мог сотрудничать с немцами. Но в остальных местах, даже в документальных повествованиях, присутствуют элементы художественного творчества.  

Но как творчество Мысы Джалиля навсегда прописалось в истории татарской поэзии, так и его имя вписано в героическую историю борьбы человечества с гитлеровским режимом.

3. Конспект  урока внеклассного чтения: «Муса Джалиль – поэт-герой».

Цели урока: 

  • Ознакомить с биографией татарского поэта Мусы Джалиля.
  • Учить анализировать стихотворение “Мои песни”.
  • Учить находить в тексте языковые средства.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению, чья юность совпала с суровыми годами войны.

Оборудование: Фотостенд, рассказывающий о детстве и юности поэта; сборники стихов Джалиля в переводах.

Урок начинается со вступительного слова учителя:

– Сегодня у нас урок литературы по теме “Муса Джалиль – поэт-герой”. Вы познакомитесь с жизнью известного татарского поэта Мусы Джалиля, узнаете о его детстве, школьных годах и боевой комсомольской юности, прочитаете и послушаете стихи, которые он написал, находясь в застенках фашистского концлагеря.

Вьюжной февральской ночью1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости, скрестив ноги, сидели на полу. Они принесли с собой подарки: кто черную бархатную тюбетейку, кто яркую ситцевую рубашонку, кто мотки пряжи, а родители матери Рахимы-апы принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста, чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Все встали. Муллу встретили у порога, помогли снять тяжелую шубу.

Мулла поднес ладони к лицу, и нараспев, полуприкрыв глаза, начал читать молитву. Все притихли. Когда мулла закончил молитву, ему подали туго спеленатого ребенка. Мулла поднял его на вытянутых руках и произнес: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса. А имя сие идет от пророка Моисея, мудрейшего из мудрых”.

Далее учащиеся, получившие опережающее задание, выходят к доске и, опираясь на материалы фотостенда, продолжают рассказ учителя.

I ученик:

– В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая деревушка Мустафино. Это родина Мусы. Здесь прошло его детство. Детство всех деревенских ребятишек было одинаковым. Зимой катались на салазках с ледяных горок. Когда наступали теплые солнечные дни, ребята играли в бабки, ходили в поход, разжигали костры и пекли картошки. Играли в салки, в прятки, лазили по деревьям. Больше всего Муса любил рыбачить. Река Неть – это любимое место для прогулок. Муса, как и все ребята, собирал весной дикий лук и чеснок, лакомился спелой вишней, пас за речкой телят и гусей, ездил с родителями на сенокос.

II ученик:

– Я расскажу вам о родителях Мусы Джалиля. Отец Мусы Мустафа Залилов был человеком добрым, мягким. По рассказам односельчан, он был невысокого роста, рыжеватый, несколько суетливый. Его все уважали как человека незлобивого, сметливого и по-крестьянски мудрого.

На этой фотографии – мать Мусы Джалиля. Рахима была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен. В самые трудные дни в Оренбурге, когда в доме не было ни куска хлеба, ни капли керосина, она собирала вокруг себя детей и пела им старинные татарские песни. Дети, слушая песни матери, хоть на какое-то время забывали о страшном чувстве голода.

III ученик:

– В раннем детстве маленького Мусы было много эпизодов, которые запомнились на всю жизнь. Однажды Муса принес из рощи птичьи яйца. Когда бабушка увидела яйца, сразу нахмурилась, но ругать его не стала, а рассказала ему легенду про Сака и Сока: “Жили-были два мальчика – Сак и Сок. Когда они играли вместе, всегда дрались. Редкий день обходился без драки. Вот однажды мать вернулась домой и видит: сыновья опять подрались, все в доме перевернули вверх дном. Тогда она в сердцах воскликнула: “Чтоб вам стать птицами небесными, чтоб никогда вам не видеть друг друга”. И в тот же миг мальчики превратились в птиц и, махая крыльями, полетели в небо. Летят они над лесами, над полями, ищут друг друга, но не могут найти”. Потом бабушка спросила: “А вдруг ты принес яйца из гнезд Сака и Сока? Если они узнают об этом, они будут проклинать вас вовеки”.

Муса, услышав легенду, побежал в рощу и положил яйца обратно в гнездо. Другим мальчишкам советовал следовать его примеру. Позже он никогда не позволял трогать птичьи гнезда.

IV ученик:

– Наступил незабываемый день, когда маленький Муса впервые переступил порог школы. На фотографии – школа, где учился Муса. Учился он легко и с большим желанием. Почти все буквы алфавита были знакомы Мусе (их показал ему брат Ибрагим). Пока его одноклассники с трудом усваивали буквы, Муса уже свободно читал и писал. Он был очень любознательным. Учитель разрешал ученикам задавать любые вопросы. Муса, пользуясь этим, так и сыпал вопросами: Почему небо синее, а трава зеленая? Почему у лошади четыре ноги, а у человека только две? Откуда берется гром?

Так Муса за один год усвоил программу всех четырех классов.

V ученик:

– В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург. Это были годы жестокой нужды и скитания по постоялым дворам.

Медресе – духовное учебное заведение, где учился Муса в Оренбурге. В школе была библиотека. Здесь Муса впервые прочитал сказки Пушкина.

Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.

Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…

VI ученик

– Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Иногда мать вставала и , отругав сына, гасила лампу. Она жалела керосин, жалела бумагу, но больше всего жалела его самого, боялась, что он испортит глаза. Но на следующий день все повторялось сначала.

Первые стихи Мусы Джалиля были напечатаны в 1919 году в татарской газете “Кызыл юлдуз” (“Красная звезда”).

VII ученик:

– 17 февраля 1920 года Муса вступил в комсомол. Сельским комсомольцам приходилось нести караульную службу, бороться со спекулянтами, порою задерживать вооруженных бандитов. Любое комсомольское поручение Муса выполнял охотно, с большой ответственностью. На фотографиях вы видите Мусу с комсомольскими работниками Орска и Оренбурга.

В 1927 году Муса Джалиль поступил в МГУ. После окончания литературного факультета он работал ответственным редактором детских журналов.

VIII ученик:

– Наступил 1941 год. Когда немецко-фашистские захватчики зверски напали на нашу страну, Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов.

Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.

Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.

IX ученик:

– За участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.

Рассказ о последних мгновениях жизни поэта продолжает учитель:

– С глубоким волнением читаем предсмертные строки Мусы Джалиля: “…Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрет… Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадет в твои руки… сбереги ее и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание. Муса Джалиль.

1943 г. Декабрь.”

Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта. Стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.

После знакомства с героической биографией поэта учащимся предлагается чтение стихотворения “Мои песни”, написанного в 1943 году. Одна из “Моабитских тетрадей” начинается этим стихотворением. Несомненно, поэт придавал этому произведению большое значение. Оно и в самом деле звучит как завещание, как песня победы. В нем поэт пишет о том, как он понимает истинную поэзию, для чего она существует, какое место занимает песня в жизни самого Мусы Джалиля.

Проводится словарная работа, объяснение незнакомых слов.: 

  • Умру в забвенье – умру забытым, никто обо мне не будет вспоминать.
  • Обрету (от глагола обрести) – найду.
  • Лелеяла (лелеять) – поддерживала, помогала в трудную минуту.
  • Вдохновение – творческий подъем, прилив сил.
  • Отвергать (отвергнуть) – отрицать, не принимать чего-либо.

Следующая часть урока посвящается беседе над прочитанным по вопросам:

Что почувствовали вы, читая это стихотворение?

Учащиеся высказывают свои чувства, впечатления (чувство волнения, гордости за поэта, восхищения его мужеством и стойкостью и т.д.).

Чем песня поэта похожа на его жизнь?

Дети подчеркивают, что в песнях отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу, его верность Родине, правдивость и искренность.

Почему поэт обращается к своим песням с такой теплотой и любовью? Почему он видит в песнях дорогу к бессмертию?

Учащиеся отвечают, что в песнях он выразил чувства, связанные с Родиной, что стихи помогали ему жить, поддерживали в минуты радости и печали, поэтому он с такой теплотой и любовью обращается к ним. Бессмертие свое поэт видит в них:

Если умрете – умру в забвенье,
Будете жить – с вами жизнь обрету.

Как в песнях поэта выражено его отношение к друзьям и врагам?

Учащиеся находят в тексте строки, в которых проявилось его отношение к друзьям и врагам. Песни поэта поддерживали друзей, помогали в трудную минуту и в то же время побеждали врагов:

Друга лелеяла песня простая,
Песня врага побеждала не раз.

Найдите в стихотворении места, где особенно ярко выразилось страстное желание поэта служить своей песней Родине, народу.

Дети находят и читают строки, полные любви к Родине, к народу:

Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Какие чувства и стремления советских людей выразил Муса Джалиль в этом стихотворении?

Учащиеся отмечают, что заключительные строки песни звучат как призыв к борьбе с врагом. Поэт сумел передать чувства и стремления советских людей: любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, ненависть к врагу, чувства дружбы и братства.

В ходе беседы учитель обращает внимание школьников на изобразительно-выразительные средства, раскрывающие идейное содержание стихотворения. С помощью учителя учащиеся находят в стихотворении интересные смелые сравнения (жизнь свою поэт сравнивает со звонкой песней, смерть – с песней борьбы), выразительные эпитеты (жаркие чувства, твердая клятва). Они хорошо передают мысли и чувства поэта. Он отвергает “низкие радости, мелкое счастье”.

После беседы учитель привлекает и другие стихи поэта: “Палачу”, “О героизме”, “Варварство” и т.д.

Заключительный этап урока.

– Вот мы сегодня поговорили с вами о короткой, но яркой жизни татарского поэта Мусы Джалиля, читали и слушали его бессмертные стихи.

Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…”.

В одном из стихотворений он писал: “Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…”. Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить в своих бессмертных стихах. Он будет жить в памяти народа, пока будут живы его стихи.

Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение “Мои песни”.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. 6 класс.

Презентация по учебнику под ред. Коровиной.Тема: Литература народов России.Поэты: Кайсын Шуваевич Кулиев, Габдулла Тукай....

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Рабочая программа по учебному предмету "Литература народов России" 5 класс

Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадле...

Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...

Литература народов России

Планирование внеурочной деятельности...