Открытый урок по теме "Баллады В.А. Жуковского "Кубок" и "Роланд-оруженосец"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок составлен для учащихся 6 классов. Прошёл апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарёва"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ballady_v.a._zhukovskogo_kubok_i_roland-oruzhenosets.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

/*Баллады В. А. Жуковского «Кубок», «Роланд-оруженосец» 

Предварительная подготовка к уроку

К открытому уроку ученики уже прочитали две баллады Жуковского «Кубок» и «Роланд-оруженосец». Они должны хорошо ориентироваться в текстах баллад. К уроку учащиеся получают задание пересказать небольшую лекцию о творчестве Жуковского, его преемниках, темах произведений и т. д.

Цели:

1) познакомить учащихся с балладным творчеством В. А. Жуковского;

2) воспитать в учениках тонкое чувство поэзии, дать понятие о преемственности поэтических традиций;

3) развивать способности анализировать текст, сопоставлять перевод с первоисточником, читать вслух с выражением, быстро и грамотно отвечать на вопросы.!!! Меняем местами 2 и 3 цели

Оборудование: портрет В. А. Жуковского, иллюстрации известных художников к балладам В. А. Жуковского (например, А. Кошкина, Д. Митрохина), словарь литературных терминов, учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: Урок контроля знаний. Умений и навыков

Вид урока: урок-викторина.

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Сегодня мы поговорим о балладах Василия Андреевича Жуковского. Дома вы прочитали некоторые из них, и я предлагаю вам сейчас провести викторину, чтобы проверить ваши знания. Но сначала давайте вспомним определение и особенности жанра баллады.

Ученик: Баллада (от «ballare» — «плясать») — жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом, стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему. Баллада характеризуется трагическим, мрачным или меланхолическим сюжетом из Средневековья, воспевает подвиги героев, описывает их чувства.

Учитель: Кто еще обращался к жанру баллады? Чем отличаются баллады Жуковского? (В разное время к жанру баллады обращались такие известные поэты, как П. Катенин, Я. Полонский, А. Пушкин, М. Лермонтов).

- В чем особенность баллад Жуковского? (Баллады Жуковского большей частью переводные, но они настолько самостоятельны, что их можно считать оригинальными произведениями. Сам поэт говорил, что никогда не надо сравнивать оригинал и перевод, оценивая перевод лишь за его достоинства. Таким образом он познакомил русского читателя с главными произведениями мировой литературы.

- К какому жанру относятся баллады Жуковского? (Его баллады относятся к лиро-эпическому жанру)

Учитель: Баллады Василия Андреевича двойственны по своей природе. Тонкий внутренний мир поэта и его лирического героя раскрывается перед читателем во всех нюансах, поэзия Жуковского очень музыкальна. Как основоположник русского романтизма Жуковский обогатил русскую лирику новыми ритмами и темами, показал нам природу  таинственную и романтичную. Он обращается к романтизму потому, что его привлекает национальное и духовное начало человека. Еще не вышел первый том стихов Жуковского, а его уже считали лучшим русским поэтом.

II. Викторина

В роли ведущего выступает учитель. Ученики делятся на три команды, по количеству рядов, и стараются как можно более полно ответить на вопросы, зарабатывая баллы для своего ряда.

Учитель: Какие сказки Жуковского вы знаете?

Ученик: Василий Андреевич Жуковский написал две русских сказки: «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи Царевны, Кощеевой дочери» и «Сказку о Иване Царевиче и Сером Волке». Также поэт перевел три сказки. Это немецкая сказка братьев Гримм «Спящая царевна», французская сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» и перевод с древнегреческого «Войны мышей и лягушек».

Учитель: Стихи каких иностранных поэтов переводил Жуковский?

Ученик: Гете, Шиллера, Бюргера, Гомера, Уланда, Саути, Шенье, Вальтера Скотта и др.

Учитель: Назовите известные баллады Жуковского.

Ученик: Жуковский написал около сорока баллад, самые известные  «Ленора», «Светлана», «Кубок», «Людмила», «Рыбак», «Лесной царь», «Торжество победителей», «Поликратов перстень», «Жалобы Цереры», «Пустынник», «Эльвина и Эдвин», «Эолова арфа», «Узник», «Рыцарь Тогенбург», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Кассандра», «Адельстан», «Двенадцать спящих дев», «Ивиковы журавли», «Варвик», «Перчатка», «Гаральд», «Роланд-оруженосец», «Граф Габсбургский», «Суд Божий над епископом» и др.

Учитель: Какие темы и идеи раскрывает Жуковский в своем творчестве?

Ученик: Жуковский очеловечивает природу, подчеркивает идею двоемирия и говорит о тонкой границе между двумя мирами  земным и таинственным потусторонним. Ему близка тема перехода, изменения состояния ото дня к ночи, от грусти к радости и т. п. Тему поэзии и поэта Жуковский раскрывает как божий дар вдохновения, подарок неба. Его лирический герой постоянно возвращается к прошлому, думает об ушедшей молодости, скоротечности жизни, где человек — лишь странник, но смерть воспринимает как благо. Сон в его стихотворениях может быть и видением, и смертью. Также он затрагивает в своем творчестве темы судьбы, любви и разлуки, памяти, дружбы, счастья.

Учитель: Как называется баллада, отрывок из которой прозвучит, расскажите о ней:

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,

В ту бездну прыгнёт с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил и с высокой скалы,

Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

Ученик: Эта баллада называется «Кубок», так Жуковский перевел «Водолаза» Шиллера. Речь в ней идет о том, как паж бросается в бездну моря за кубком, чтобы завоевать сердце принцессы и добывает его, но король снова бросает кубок в море и паж гибнет. Это сражение героя с судьбой Жуковский представляет как исповедь, притчу, соединяя повествование с личным, субъективным восприятием ситуации. Юноша-паж борется с морем и судьбой, рискуя жизнью, побеждает в первый раз и проигрывает во второй. Кубок символизирует недоступное человеку счастье, за которое герой борется с хаосом.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет...

Не море ль из моря извергнуться хочет?

В этой стихии хаоса герой познает что-то такое, из-за чего он снова бросается за кубком «на жизнь и погибель».

Учитель: Откуда эти строки?

Раз Карл Великий пировал;

Чертог богато был украшен;

Кругом ходил златой бокал;

Огромный стол трещал от брашен;

Гремел певцов избранных хор;

Шумел веселый разговор;

И гости вдоволь пили, ели,

И лица их от вин горели.

Ученик: Это начало рыцарской баллады «Роланд-оруженосец».

Учитель: Перевод баллады И.-Л. Уланда Жуковский выдержал в стиле оригинала, сохранив его юмор и стремительные интонации, но изменив стих баллады. Также он немного облагородил оригинал, опустив просторечные, грубые для поэзии слова. Перескажите сюжет баллады.

Ученик: Герой французского эпоса, Роланд, отважен, прямодушен. Истинно народным героем его делает такое качество, как патриотизм. Великий Карл шлет рыцарей отвоевать у великана Аргусов (короля Артура) талисман. Шесть рыцарей едут на битву, среди них молодой Роланд. Пока воины спят, Роланд встречается с великаном и побеждает его. Карлу привозят по очереди голову, щит, оружие великана, но талисмана ни у кого нет. Наконец, приезжает Роланд с отцом и показывает талисман короля Артура. Его признают победителем.

III. Подведение итогов

На этом уроке мы проверили свою эрудицию и получили представление о балладах В. А. Жуковского. Провели краткий анализ стихотворного текста, составили представление о лирическом герое Жуковского и особенностях его балладного творчества.

IV. Анализ и оценка итогов работы

V. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из одной баллады Жуковского (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...