Подготовка учащихся к восприятию и анализу художественного произведения
опыты и эксперименты по литературе на тему

Подготовка учащихся к восприятию и анализу художественного произведения (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_zili.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

   

Подготовка учащихся к восприятию и анализу художественного произведения

(из опыта работы учительницы русского языка и литературы МБОУ «Кавзияковская ООШ» Сармановского муниципального района РТ Ясавиевой Зили Мирзануровны)

   Школа- это храм, где влияют на умы и души. «Скажи мне, какие книжки ты читал в детстве, и я скажу, кем ты станешь, когда вырастешь!»- гласит одна из педагогических мудростей.

   Как развить интерес к чтению, как побудить желание прочитать изучаемое произведение? Именно такие проблемные вопросы стоят перед учителем русского языка и литературы.

   При чтении художественного текста на неродном языке первичное восприятие завершается или пониманием, или частичным непониманием прочитанного.

   Поэтому, определяя пути подготовки читательского восприятия, следует учитывать как уровень подготовленности школьника, своеобразие его жизненного опыта, так и особенности литературного произведения.

   Проблему коррекции восприятия в условиях преподавания русской литературы в национальной школе можно рассматривать как процесс предварительного «снятия трудностей» на пути учащихся к художественному тексту, в первую очередь трудностей лингвистического и этнокультуроведческого характера.

   Именно при чтении прозаического текста у нерусских учащихся воспитываются навыки самостоятельного чтения, способность к языковой догадке, к контекстному пониманию слов, без чего невозможен грамотный читатель. Стремление объяснять все незнакомые слова становится педагогическим просчетом, не говоря уже о потере времени и (что очень существенно) о нарушении целостности восприятия читаемого из-за обилия толкований.

   Особого внимания заслуживает использование в качестве для комментария средств живописи и экранных пособий. Освоение незнакомых понятий происходит преимущественно благодаря зрительному образу. В произведениях изобразительного искусства, в кадрах кинофильма и диафильма жизненные явления предстают в емких, зримых образах- в форме, наиболее  удобной для восприятия.

  Школьники национальных школ, поняв из объяснений учителя и назначение монастыря, и образ жизни монахов (комментарий к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»), в собственных рисунках нередко изображают монастырь похожим на мусульманскую мечеть. Ошибочные ассоциации такого рода и легко предсказуемы, и легко устранимы. Достаточно объяснение понятий: монастырь, монах, обитель, обет- связать с изобразительным материалом (рисунки самого М.Лермонтова, также работы других художников).

   К числу проблем организации восприятия можно отнести ориентацию на жизненный и литературный опыт учащихся, создание проблемной ситуации в качестве залога их познавательной активности, постановку специальных заданий, позволяющих направлять и корректировать восприятие текста при чтении.

   «Проблемная ситуация» перед началом работы над комедией А. Грибоедова «Горе от ума» может опираться на знание школьниками пословиц из русского и родного фольклора. Предложив учащимся вспомнить пословицы об уме и глупости, учитель « сталкивает позитивную оценку ума в пословицах с истолкованием названия комедии: «Значит, ум- это одно из качеств, определяющих достоинство человека, качество, приносящее радость и самому человеку, и людям, окружающим его. Почему же «Горе от ума?»

   Также одним из интересных моментов при подготовке учащихся к восприятию произведения является то, что учитель называет наиболее интересные моменты из жизни писателя. Заинтересованность его личностью вызывает интерес и к его творчеству, что облегчает подготовку учащихся к восприятию произведений этого писателя.

   Я также использую такой метод: пересказываю самый интересный эпизод из произведения. Этот метод срабатывает: учащиеся знакомятся с текстом.

Коснусь еще одного момента. Я стараюсь давать учащимся для заучивания наизусть больше, чем полагается по программе. Это побуждает интерес к произведению, улучшает память, расширяет кругозор, содействует воспитанию нравственных ценностей.

   Да, учитель всю жизнь «сеет разумное, доброе, вечное». При этом каждый день открывает что-то новое.

   Безусловно, далеко не каждый может быть учителем. Учителем может быть человек грамотный, хорошо знающий свой предмет. Учитель должен быть терпеливым, справедливым, внимательным. Учитель должен быть примером, поэтому ему надо быть безукоризненным в своих поступках. И, конечно же, учитель должен любить детей и свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Анализ художественного произведения Тема 12

Образ человека в произведении...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

Доклад «Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы»

Доклад по материалам диссертации "Лингвостилистический анализ художественного произведения в литературном развитии учащихся основной школы"...

Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе

Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....