Урок внеклассного чтения по повести Лиханова А.А. "Солнечное затмение"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Представлен краткий обзор жизненного и творческого пути А.А. Лиханова. 

В анализе произведения " Солнечное затмение" большое внимание уделено вопросам душевного восприятия современного мира глазами подростка и отношения общества к людям с ограниченными физическими возможностями.

Урок помогает ученикам формировать навыки вдумчивого чтения, воспитывает чувство любви, милосердия, дружбы и уважения к ближнему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lihanovu_.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести Лиханова А.А. "Солнечное затмение" «Обрести и сохранить душу»

Для обучающихся 8–9-х классов

Камалетдинова Зульфия Габдулхаевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №42»  Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Раздел: Литература

Цели:

  1. Дать краткий обзор жизненному и творческому пути  А.А.Лиханова;
  2. Развивать умение анализировать художественный текст.
  3. Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближним.

Методы:

  • беседа по вопросам;
  • инсценировка  эпизода;
  • комментирование эпизодов;
  • сообщения учащихся;
  • диспут.

Средства обучения:

  • портрет А.А. Лиханова;
  • выставка произведений А.А. Лиханова;
  • толковый словарь;
  • тетрадь по литературе;

Опережающее индивидуальное домашнее задание:

  •  сообщения о биографии писателя,
  • определить лексические значения слов:  душа, обретение, затмение.
  • сообщение  о солнечном  затмении.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести писателя Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Выбор произведения не случаен: главные герои повести - ваши сверстники. Вы прочитали повесть самостоятельно, думаю, что этот рассказ вызвал в вас особые переживания, воспоминания, и обо всём этом мы с вами поговорим на  нашем уроке.

Откройте тетради,  запишите число и тему нашего урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучали творчество писателей 19 века, а для чего, как вы думаете, сегодня мы обращаемся к творчеству писателей современности?

Возможные ответы учащихся:

- Для того чтобы узнать, что волнует писателей современности.

- Обогатить свой дух жизненными примерами, примерами из жизни героев.

- Прочитав произведение, мы должны извлечь какие-то нравственные принципы.

- Раскрыть смысл названия повести.

Ознакомимся с биографией писателя Альберта Анатольевича Лиханова.

3. Сообщение обучающегося.

Альберт Анатольевич Лиханов   родился 13 сентября 1935 года  в г. Кирове. Учился в Кировских школах - № 9  и  № 16.

Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске.

1959 г. - первые книги прозы А. А. Лиханова .

1962 г - первая публикация рассказа «Шагреневая кожа» в журнале «Юность».

Основные литературные произведения объединены в трилогию: «Семейные обстоятельства» (1974) – повести «Чистые камушки» и «Обман».  Произведения писателя более ста раз издавались за рубежом, по ним сняты фильмы: «Мой генерал», «Команда 33», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера».

Награды. Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.

В 1987 г. - по инициативе писателя создан советский детский фонд имени В.И.Ленина, который   возглавил  Альберт Анатольевич.

С 1991 г. – писатель стал председателем  Российского детского фонда.

С 1992 г. – избран президентом  Международной ассоциации детских фондов.

4. Беседа по вопросам:

Сегодня наш урок по повести А.Лиханова «Солнечное затмение». Впервые произведение опубликовано в журнале «Юность» в 1977г , № 7.

- Что такое повесть?

Повесть - эпическое произведение, в основе которого лежит повествование о каких – либо событиях, происходящих в жизни главных героев.

В каждом произведении есть тема и идея.

Тема - о чём говорится в тексте.

Идея  – это смысл произведения, то, на что обращает наше внимание автор, ради чего он пишет то или иное повествование.

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.

Какие темы вы определили в  произведении «Солнечное затмение»?

 Прокомментируйте ответы.

- Тема любви;

- Тема милосердия;

- Тема  взаимоотношения отцов и детей; 

- Тема дружбы;

-Тема любви к  малой Родине.

Тема нашего урока: «Обращение к душе».        

Что такое душа? Как вы можете объяснить значение этого слова?

С какими понятиями у вас ассоциируются понятие душа?

Домашнее задание было - найти определение слову «Душа» по Толковому словарю.

Душа ( по словарю Ожегова, Шведовой)

  1. Внутренний психологический мир человека, его сознание.
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  3. (перен) Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. Д.компании.

Подумайте, почему, прочитав повесть Николая  Васильевича Гоголя «Мёртвые души», вдруг мы с вами на уроке внеклассного чтения обращаемся к такой теме? Обретение души?

В «Мёртвых душах»: омертвение души, деградация личности, потеря моральных и нравственных устоев, а в повести «Солнечное затмение» - обретение.

Обрести − найти, получить, в процессе целеустремлённой деятельности.

Обратимся к тексту повести.

Главные герои нашего произведения – дети.  Подростки Фёдор и Лена.

− Расскажите о Феде. Чем он живёт? Что его волнует?

Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать

Разводит голубей, у него своя голубятня.

Переживает за отца Джона Ивановича (Американец, Сэм)

Отец часто пьян: неподалёку пивной ларёк.

− Какие черты характера  присущи  Феде?

Любил фантазировать («прислонился он к стойке и нырнул головой в небо, полетел в глубину»), был трудолюбивый – сам мастерил голубятню («стучал топором, рубанком, стружку гнал»), был добрый – не продал голубей, а подарил интернату, детям – инвалидам.

− В чем особенность описания  мальчика?

Нет портретной характеристики.

− Почему нет портрета героя?

Важно показать, какие поступки совершает мальчик, а не его внешние черты. Ведь поступки – это отражение внутреннего мира человека.

− Что вы можете рассказать о  Лене? Какие черты характера ей присущи?

Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни.

Морально и физически страдает: инвалид детства, «не такая как все».

− Почему Федя и Лена подружились?

Оба одиноки.

− Лена, размышляя о своей жизни,  часто использует определения «там» и «здесь». Что имела в виду Лена?

«Там»  в интернате, где много детей с физическими недостатками, а «здесь»  - дома, где она ощущает себя чужой.

Ребята, обратите внимание, что встреча с Леной послужила причиной возникновения в душе Фёдора мысли о людях, имеющих физические недостатки.

− Какие две нелюбимые вещи в жизни Лены и её подруг вы можете назвать? Прокомментируйте.

1. Жалость.

2. Когда начинают говорить за спиной.

Страхи - постоянные спутники не только Лены, но всех друзей и подруг, которые живут в интернате.

Стихотворение «Когда в объятия мои… (стихотворение, которое прочитала Лена).

 Почему дети яростно хлопали, услышав эти строчки. И у всех были какие-то странные лица – «полуулыбающиеся, полугрустные»?

Повесть Альберта Лиханова называется «Солнечное затмение»

Словарь русского языка С.И. Ожегова:

Затмение, -я, ср. 1) Временное затемнение небесного светила (кода оно закрыто другим или попало в тень другого небесного тела).

2) Временное помрачение сознания. Затмение нашло на кого-либо.

Сообщение ученика о солнечном затмении:

Солнце вдруг заходит за тень Луны в определенное время. Покрытие Солнца Луной называется солнечным затмением. Это очень красивое и редкое явление. Солнечное затмение наступает, если в момент новолуния Луна пересекает плоскость эклиптики.

«Само лексическое значение слова «затмение» словно предостерегает: разум затмевается, многое не видно со всей полнотой объективности. Люди склонны действовать импульсивно, словно какая-то фатальная сила толкает к тем или иным поступкам. Именно под натиском фатальности в затмения часто случается что-то очень важное и последствия потом сказываются долго».

«Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал солнце источником света, тепла и жизни и обожествляли  его.

Сценка: Федя и Лена в момент солнечного затмения.

Приложение 1*

− Как вы объясните слова Лены  «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – это само солнце»?

Иногда трудности, проблемы позволяют нам осознать, насколько прекрасна жизнь, и не нужно жаловаться по пустякам. Надо жить и ценить жизнь.

Солнечное затмение  в произведении повлияло на судьбы людей.

Лена узнала о жуткой трагедии, которая произошла во время солнечного затмения с её лучшей подругой – Зинкой.

− Какое затмение произошло в душе Лены, когда она получила письмо от Вали?

Узнав о смерти подруги,  « Лена в отчаянии  выкатила коляску на лестницу. Цепляясь обеими руками за перила, сдерживая каталку, спустилась вниз… Она ничего не видела перед собой. Не хотела видеть». Не хотела жить.

− Как вы относитесь к поступку Лены? Можно ли оправдать её решение ?

Нет. Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях. Раз человек родился на свет, значит он  нужен. А жизненные трудности, к сожалению, всегда случаются с людьми, нужно только их преодолеть. А Леной в тот момент овладели только собственные переживания. Забыла о родителях, о Феде…

− Как вы понимаете значение этих строк: « В нашей жизни надо быть готовым ко всему и не отчаиваться, если в твоей жизни вдруг наступило затмение. После него всегда выглядывает солнце и становится тепло и светло»?

− Как жил Федя до встречи с Леной?

Он жил в своем мирке, никого туда не пуская. Единственные близкие существа – голуби.

− Затмение происходит и  с  Федей. Как это было?

В  отчаянии  принимает решение сжечь голубятню, которую он строил своими руками, потому что  «… на месте голубятни будут рыть котлован».

Выразительное чтение отрывка (Стр.125-125 ).

− Солнечное затмение – это как некая схватка тьмы и света. Как долго длится это природное явление?

3-4 минуты.

− Так и затмение, временное помрачение сознания Феди продлилось немногим 3-4 минуты. Что для себя открыл в этом эпизоде Фёдор?

Нельзя бросать на произвол судьбы тех, кому ты позволил дать надежду.

Не мог Фёдор позволить голубям погибнуть.

− Что для Фёдора означают голуби?

Они смысл его жизни,  потеря  их для него подобна смерти.

− Почему же Фёдор не продал своих голубей? Покупатель был, интересовался?

Не мог. Это всё равно, что продать своих друзей.

А ещё он отвечает за Ленку! Не смогла бы душа Фёдора обрести покой, если бы он позволил душе замолчать, оставить бедную девушку. Вселил надежду в душу – отвечай за свой поступок.

Самые  трогательные моменты – встречи  Фёдора и Лены.

Лена часто заводит разговор о необходимости расстаться? Говорит,  что ей почему – то грустно. «Жизнь улыбается мне. А потом… ты встретишь нормальную девушку и забудешь про меня»,- говорит Лена.

− Но Фёдор не таков: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!» Как вы понимаете эти слова Фёдора?

Вывод:

Пройдя через непростые испытания, дети эти два маленьких человечка смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. Впору взрослым людям поучиться таким мужественным поступкам.

Пришло время подвести итог нашему уроку. О чём же заставил задуматься нас этот урок?

Какие жизненные ценности являются для вас самыми важными? Попробуйте назвать их:

Возможные ответы учеников:

- Не бросать друга в беде?

- За собственными переживаниями не забывать о близких людях, которые за вас волнуются.

-Нужно сохранить душу чистой, не  запятнать её  подлыми поступками.

Актуально ли в наше время это всё? Нужно ли обсуждать это на уроках?

Актуально, они касаются всех нас.

 Слово учителя:

В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Нужно любить жить, принимая такой, какая она у нас есть,  пытаться эту жизнь наполнить   благородными  поступками, развиваться  творчески.

Понимать, что вслед за чёрной полосой придёт светлая полоса, вслед за «затмением» наступит прозрение. Нужно постараться стать счастливыми, как бы это ни было сложно.

Я благодарю вас за работу. Все вы заслуживаете  только хороших оценок!

Просьба оценить вашу работу на уроке.

Оценка результатов работы.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно__________________

Неинтересно _________________________

Я узнал_____________________________

Я не узнал ничего нового _______________

Я работал активно_____________________

Неактивно____________________________

Не работал ____________________________

Я работал, как обычно на уроке литературы____________________

Лучше, чем обычно______________________

Хуже, чем обычно ______________________

Я ставлю себе за урок оценку _____________

Я ставлю учителю за урок оценку __________

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение: « О чём  заставила меня задуматься повесть «Солнечное затмение»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...