Итоговое сочинение по литературе 2016.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe2016.pptx676 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение 3 2016 – 2017 Что нас ждёт в новом учебном году ???

Слайд 2

Немного шутки, немного правды! – Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла… – Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем… – А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги… – А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем… – Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.

Слайд 3

Тематические направления «Разум и чувство», « Честь и бесчестие», « Победа и поражение », «Опыт и ошибки », «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Слайд 4

Разум и чувство И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.М. Горький «Старуха Изергиль », Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь » А.Н . Островский «Гроза » Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» А.П. Чехов « Ионыч », «Человек в футляре » М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 5

Честь и бесчестие А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» Джек Лондон «Белый клык », Л.Н. Толстой «Война и мир », В.В. Быков «Сотников » Н.В. Гоголь «Тарас Бульба » А.С . Грибоедов «Горе от ума»

Слайд 6

Победа и поражение Э. Хемингуэй «Старик и море», Б.Л . Васильев «В списках не значился », В.П. Астафьев «Царь-рыба » «Слово о полку Игореве» А.С. Грибоедов «Горе от ума » М.Ю . Лермонтов «Бородино» Л.Н . Толстой «Война и мир» М.А. Шолохов «Судьба человека»

Слайд 7

Опыт и ошибки Джек Лондон «Мартин Иден », А.П. Чехов « Ионыч », М.А . Шолохов «Тихий Дон», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Слайд 8

Дружба и вражда М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Э.М . Ремарк «Три товарища», Даниель Дефо «Робинзон Крузо», В.А. Каверин «Два капитана» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С . Тургенев «Отцы и дети» Ф.М . Достоевский «Преступление и наказание»

Слайд 9

Разум и чувства Тематические направления итогового сочинения этого года не дают скучать и расслабляться, в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций. Оппозиция Разум и чувства - одна из них , и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств . Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации.

Слайд 10

Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. Словарь Д.Н. Ушакова (он- лайн ) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения.

Слайд 11

Разум и чувства Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, — вздохнул Бог, — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе")

Слайд 12

Материал для темы «Чувства и разум» - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта ) – Ф . Искандер "Сон о Боге и дьяволе "

Слайд 13

Примерные темы 1 . Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? 2 . «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» ( М.М.Пришвин ). 3 . «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь ). 4. Внутренний конфликт: чувства против разума . 5. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).

Слайд 14

Для чего нам сочинение - итог? Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Слайд 15

Мнение филолога-практика С.В.Волкова Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона. ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Слайд 16

Секреты… секреты … Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Слайд 17

Делаем выводы: Читать нужно! Не надо бояться собственного мнения! Отказаться от шаблонов! Писать можно в разных жанрах! Выучить имена писателей и героев! Помнить, что сочинение может дать 10 б.! Собрать литературный материал! Внимательно прочитать критерии! Помнить о грамотности!

Слайд 18

Даты проведения 6 декабря 2016 года – основной день. Время написания – 3 часа 55 минут!

Слайд 19

Внимание! Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы.

Слайд 20

Особенности сочинения Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц… Объём сочинения увеличили с 250 до 300 слов (это минимум!!!).

Слайд 21

Жанры школьных сочинений Дневник Литературно-критическая статья Очерк Путешествие Рецензия Эпистолярный жанр Эссе Традиционное рассуждение

Слайд 22

Как оценивается сочинение? Сочинение оценивается по пяти критериям: Соответствие теме; Аргументация с привлечением литературного материала; Композиция; Качество речи; Грамотность.

Слайд 23

То ли ещё будет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году

методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году...

Цитаты для подготовки к итоговому сочинению в 2015-2016 году

Итоговое сочинение по литервтуре в 11 классе, возможно, будет начинаться с цитаты по одному из 5 напрвлений.....Либо данные цитаты можно будет использовать в качестве основного тезиса....

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году

Методические рекомендации (2) по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 – 2016 учебном году...

Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования...

Буклеты для подготовки к итоговому сочинению по направлениям 2016 года

Эти буклеты предназначены для учащихся 11 класса.  В них содержится необходимый минимум для подготовки к итоговому сочинению....

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»

Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений  по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...