Целостный анализ рассказа В.М. Шукшина "Лида приехала".
материал по литературе (11 класс) по теме

Сергеевых Светлана Анатольевна

Анализ литературнонго произведения- трудный вид работы. Возможно, кому-то данная публикация окажется методическим подспорьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rasskaza_shukshina.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

В. М. Шукшин - мастер короткого рассказа. По объему новелла "Лида приехала" невелика. Но рассказ глубок по содержанию, впрочем, как и многие другие произведения этого жанра у Шукшина. Название нередко отражает основную мысль текста. Читателю рассказа Шукшина сразу становится понятно, что с приездом Лиды произойдут какие-то важные события в доме героини. Главную идею произведения по заглавию сформулировать трудно, да и о теме рассказа по его названию мало что можно сказать. Давайте обратимся к содержанию произведения и попробуем в нем разобраться. Но сначала несколько слов о композиции новеллы. Рассказ начинается без объяснения автором, кто такая Лида, откуда она возвращается. В произведении нет экспозиции. Как и великий Чехов, Шукшин начинает повествование с завязки. Очаровашка" Лида едет домой, где её, конечно, ждут. Девушке весело с попутчиками. В Москву она возвращается с Новых земель, всем соседям по купе Лида жалуется на жизнь в глуши, из которой ей удалось выбраться. Кульминации действие рассказа достигает в тот момент, когда за столом в доме Лиды вспыхивает ссора между отцом девушки и студентом-квартирантом. Развязка наступает незамедлительно. Студент,собрав вещи и рассчитавшись с хозяевами за проживание, уходит. Торопится к себе домой тетя Лиды. Девушке становится грустно. Шукшин не объясняет причину, вызвавшую такое настроение Лиды, но читателю она понятна. Девушка огорчена поведением отца, который совсем не похож на "шутника", как назвала его дочь чуть раньше (в разговоре с попутчиками). Это вполне серьёзный человек, уверенный в правильности собственной жизни, Считая себя слишком умным, он стремится поучать других. Шукшин ненавидел дельцов  и мещан. Он презирал тех, кто «умел жить». Писателю по душе были "чудики", которые нередко оказывались способными на самые неожиданные, благородные поступки. Отец Лиды в изображении Шукшина - человек, не вызывающий симпатии. Достаточно обратить внимание на портрет героя. Отец Лиды производит неприятное впечатление и из-за большой бородавки на подбородке, и из-за круглой розовой плешины на голове. Но не только внешность героя отталкивает. Его жесты, мимика непривлекательны. На дочь он смотрит с "тонкой снисходительной улыбкой", квартиранта треплет по плечу(правда, ласково). Но, на наш взгляд,подобная фамильярность не каждому может быть по душе. Важнейшим средством раскрытия характера героя является его речь. Шукшин, конечно же, мастер речевой характеристики. То, что отец Лиды "не лауреат какой-нибудь", читателю сразу ясно,  достаточно обратить внимание на речь героя. Некоторые слова он произносит неверно (например,"созданиев"), использует разговорную лексику (тыщ", "рупь") и, как нам кажется, без всяких намерений ( кто-то, например, прибегает к такого рода лексике в общении с простым народом, чтобы быть поближе к нему, кто-то шутя поизносит подобные слова в дружеской компании). Герой Шукшина - необразованный, грубый человек,   его речь "украшают" ругательства ("сопляк", "гнида"). Отталкивают читателя и манеры поведения героя. Он икает за столом, не умеет вести беседу. Шукшин неслучайно роняет красноречивую фразу: "Под конец отец Лиды залез ему (студенту) в самое ухо". Хозяину дома очень хочется поучить "молодёжь" в лице квартиранта уму- разуму. Лидин отец не привык слушать других, за столом практически звучит только его голос. Несколько реплик произносит вернувшаяся в отчий дом «новаторша», как иронически называет родитель дочь. Один раз высказывается толстая, с красным носом тетя Лиды. А главный "оратор" в семье - хозяин дома. Слушаешь этого героя и невольно думаешь: измельчал человек. Чем герой рассказа гордится? Умением устраивать свои, скорее всего, "грязные делишки". Трудно представить, что при зарплате в девятьсот восемьдесят рублей в месяц можно накопить 112 тысяч на строительство дома. Этот человек настолько ограничен, что, кроме материального благополучия, ему ничего не нужно. Да и другие родственники Лиды недалеко ушли в своем развитии от хозяина дома. Достаточно вспомнить их разговоры за столом о кровельном железе, о сараях и т.п. Человеку с другими интересами в компании подобных людей  делать нечего. Студент разгадал мещанскую сущность лиц , с которыми свела его судьба, и бросил в их адрес серьёзное обвинение. Отца Лиды он назвал "бессовестным", а потом "хамьём обозвал  остальных членов семьи девушки. Студент, конечно, имел право так думать о родственниках Лиды, но он не должен был грубо вести себя. Нельзя на хамство отвечать тем же. Студент тоже оказался не на высоте в тот момент, когда обвинил хозяина дома в отсутствии совести, сидя у него за столом. Так что положительным героем "обвинителя" трудно назвать. У Шукшина нет чёткого деления персонажей на положительных и отрицательных. Он берёт своих героев из реальной действительности. Его персонажи наделены не только недостатками, но и достоинствами. Вот взять хотя бы Лиду из рассказа, который мы сейчас анализируем. Поехала же она на Новые земли, захотела поменять что-то в своей жизни. Разве плохо, когда человек пробует свои силы, испытывает себя на прочность? Автор, как нам кажется, снисходителен к девушке, хотя при чтении начала рассказа создаётся впечатление, что Шукшин не симпатизирует героине. "Её смех... надоел всем в вагоне", да и напоминал этот смех "звук рассыпаемой на пол мелочи". Девушка о Новых землях рассказывает, вспоминая то плохое, с чем ей пришлось столкнуться в глуши. По приезде же домой она ведёт себя так, что подкупает своей искренностью и непосредственностью. Сидя за столом, она болтает ногами, капризничает, как ребёнок, весело смотрит на квартиранта, не забывает потчевать студента то мёдом, то вареньем. Автор неслучайно дал имя только этой героине. Остальные действующие лица в рассказе безымянные. Девушка не похожа на грубого отца. Она с укоризной сквозь слёзы говорит ему о том, что он недостойно себя ведёт ("Папка, ну что ты делаешь?). Лиду становится жалко, когда отец бесцеремонно обрывает её, разговаривает с дочерью как с человеком, с которым не следует считаться: "Ты молчи, сиди, прижми хвост. Прокатилась? Нагулялась? Ну и сиди помалкивай." Недоверием своим отец оскорбляет Лиду, грозит выгнать их с матерью из дому, если дочь в "подоле принесёт". Читаешь эти строки и хочешь дать совет девушке: " Беги подальше от этого дома, пока не засосала тебя эта трясина". С нашей точки зрения, рассказ имеет открытый финал. Как сложится дальнейшая судьба Лиды, мы не знаем. Человек вправе выбирать свой жизненный путь, но помнить при этом, что ответственность за сделанный выбор лежит прежде всего на нём самом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"...

Целостный анализ текста.

Интегрированное обучение....

Целостный анализ произведения И.А. Бунина "Часовня"

Все гениальное просто. Небольшое по объему произведение вызывает у читателя много мыслей и чувств. Память между прошлым и будущим была, есть и всегда будет актуальна.Никто не знает, когда пробьет его ...

Целостный анализ музыкального произведения

При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (р...

Целостный анализ рассказа И.А. Бунина "Убийца".

Анализ текста - трудный вид работы. Возможно, данная публикация поможет начинающим свою педагогическую деятельность учителям....