Целостный анализ текста.
статья по литературе по теме

Шустова Наталья Владимировна

Интегрированное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celostnyy_analiz_teksta.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Целостный анализ текста. Интерактивное обучение.

Это активная форма учителя и ученика, в процессе рождается истина. Деловая игра.

Поэтика художественного текста. В.В.Виноградов: «Структура целого  и его значение путем определения органических частей художественного произведения. Целое возникает и объясняется каждым образующим его элементом, а все звенья наполняются внутренним содержанием в контексте целого. Ни одна из частей текста не может быть определена вне определения  его функции. Сама по себе она просто не существует, все свои качества, всю свою определенность любая часть текста получает в соотнесенности (в сравнении и противопоставлении) с другими частями и с текстом». Асмус «Труд как чтение». Подлинное чтение вторичное.

Модель комплексного анализа текста.

Самое главное ИДЕЯ. От нее: тема, название, композиция, художественное время, художественное пространство, сюжет, изобразительно-выразительные средства, роль пейзажа, тропы и стилистические фигуры, цвет и звук произведения, авторские оценки, речевая характеристика героя, эпиграф, жанр, конфликт, художественная деталь, интерьер.

В названии в сжатом виде прогноз или ассоциация. Можно выяснить время, художественный прием, нравственные идеалы автора. Например, Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»: время художественное – Сочельник, 6 января. Художественное пространство – православная страна, возможно 19 век, Россия.

Ассоциативный ряд – ночь (темное, тайна, страшное, опасность несет, торжество темных сил, необъяснимое).

Рождество – праздник, святое, радостное, божественное, волшебное, ожидание чуда, чудесное.

Антитеза – художественный прием. Главное слово – Рождество. Можем определить финал – тьма борется с белым. Нравственные художественные идеалы – можно определить по ключевому слову «Рождество». Время может тянуться. (Обломов – диван), а может и остановиться (Наташа Ростова ждет целый год свадьбы, идет снег). Время историческое («Кому на Руси жить хорошо», «Война и мир», «Евгений Онегин»). Время может быть фантастическим, утопическим, реальным, при этом оно субъективно. Художественное пространство – природное, бытовое, открытое, закрытое. Пример, «Мертвые души» - Чичиков посещает помещиков (замкнутое, бытовое). У Н.В.Гоголя мотив дороги. Лотман «Мотив дороги в «Мертвых душах». Внутренний путь героя – Пьер Безухов, Андрей Болконский. Лесков «Очарованный странник». Тема – эпиграф. И.С.Шмелев «Лето Господне». Роль эпиграфа – проектная работа может быть. («Капитанская дочка»). Эпиграф ко всему произведению и отдельным главам (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»). Конфликт – в чем? Тропы. Пейзаж – городской, сельский, социальный характер. Интерьер – психологический портрет «Портрет» Н.В. Гоголь. Психологическая характеристика героя. Цвет, звук – А.П.Чехов Вишневый сад», Ф.Достоевский. Цвет – Бабель «Конармия», М. Шолохов «Тихий Дон», Ф.Достоевский «Преступление и наказание», желтый цвет дома – цвет одиночества, безысходности. Красный цвет – прольется кровь.  А.Блок – цвета: синий и белый. Цветопись в поэтике С.Есенина. Как этот цвет работает на идею произведения? Авторская оценка – прямые (лирические, философские отступления автора). Н.В.Гоголь «Мертвые души» - глава о детстве Чичикова. Философское обращение к читателю. Косвенные – через фамилии, сны, пейзаж.

Мы иррациональны, а Запад рационален. И.С.Тургенев «Отцы и дети» - финал о вечном торжестве природы. Речевая характеристика героя – речь – визитная карточка человека. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Целостный анализ содержания повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

Анализ содержания повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат"...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Целостный анализ произведения И.А. Бунина "Часовня"

Все гениальное просто. Небольшое по объему произведение вызывает у читателя много мыслей и чувств. Память между прошлым и будущим была, есть и всегда будет актуальна.Никто не знает, когда пробьет его ...

Целостный анализ музыкального произведения

При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (р...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....