Мастер-класс "Баба-Яга в русских народных сказках".
статья по литературе (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baba-yaga.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Баба Яга в русских народных сказках»

Здравствуйте, позвольте представить вашему вниманию мастер-класс по подготовке исследовательской работы на тему «Баба яга в русских народных сказках». Тема очень интересна для детей 5-6 классов.

Чтобы сформулировать цель, необходимо ответить на вопрос, что мы хотим выяснить.

Предполагаемые ответы.

Добрая старушка или злая ведьма?

В исследовательской работе необходима гипотеза, итак ваши предположения: баба-яга - злая ведьма.

Теперь необходимо привести весомые аргументы, подтверждающие вашу гипотезу.

  • Она всем вредит
  • Создает на пути трудности
  • Баба-Яга похищает детей
  • Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть
  • У нее страшный внешний вид
  • Её бояться маленькие дети

Чтобы выяснить подтверждение или опровержение гипотезы, надо выяснить, кто такая баба яга, откуда взялась.

Необходима работа со словарем. И выяснить ряд вопросов: кто такая баба яга? Откуда она взялась? Где живет и какой у нее характер?

Необходимо поставить ряд задач, которые мы должны решить.

  1. Изучить данные литературной энциклопедии
  2. Прочитать много русских народных сказок
  3. Посмотреть художественные и мультфильмы  

4.  Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами

5. Встретиться с работниками библиотеки

6. Провести анкетирование одноклассников

Что же мы узнали?

  1. Родословная бабы яги

Баба-Яга - змея

Человекоподобное существо со змеиным хвостом

Одноногое божество

Божество , имеющее недостаток в ноге (хромоногое)

Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой

2. Происхождение бабы-яги

  • Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
  •      «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает».
  •     «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила».
  • Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА -ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев, противников богатыря
  • Кроме образов БАБЫ-ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она — старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.

Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых)

Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых.

Баба-Яга, выказав свое недовольство,

накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись

в бане, гость смывает с себя «дух живых».

После этого Баба-Яга признает его за

«своего» и может оказать ему помощь.

Баба-Яга ведает судьбой

  • Дарит клубок (путеводную нить)
  • Дает советы, которые помогают достичь цель
  • «Чует сердцем»
  • Испытывает людей

Связана со смертью и

 подземным миром

  • Связана с ночью и тьмой
  • Она всегда  старая (костяная нога)
  • Она слепа, не видит, а чует носом

 («русским духом пахнет»)

  • Живет в избушке без окон и дверей

 (домовине)

  • Вокруг ее дома ограда из черепов

 (12 +1)

  • Огонь, данный ею, может убить
  • Похищает детей
  • Яга – язвить, мучить

Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией

  • Поднимает ветер помелом, свистом
  • Летает на ступе
  • Лежит на печи

Что мы выяснили

  • Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма
  • Она может быть разной – и доброй, и злой

  • Часто она помогает герою, спасает его
  •  Баба-Яга может быть  веселой и смешной
  •  А иногда даже красавицей

Сказочный образ Бабы-Яги возник

в далекой древности

как образ смерти – страшный и пугающий.

Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее

повествование свои поправки.

Современная Баба-Яга чаще приходит

 на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.

Теперь попробуем проделанную работу представить в виде исследования

Ведение актуальность, цель, задачи, предмет баба-яга, объект исследования сказки.

Глава 1. Кто такая баба-яга?

Глава 2. Описание исследования анкетирование учащихся, которое покажет, как думают дети о бабе-яге, использование источников для характера бабы-яги.

Заключение. Еще раз цель подтвердилась гипотезы или нет.

Таким образом, у нас получится исследовательская работа.

А теперь пробуем сочинить сказку про бабу-ягу.

В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали.

Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.

Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.

Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...