Рабочая программа по литературе, 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Будаева Майя  Батожаповна

Рабочая программа составлена на основе программы по литературе  для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой,  к учебнику Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx66.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО «Заиграевский район»

МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО

МБОУ «Первомаевская СОШ»

Протокол №____

от «    »______ 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Первомаевская СОШ

Цыбикдоржиева Н.В.

«    » ________ 2016г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ  «Первомаевская СОШ»

Пахомова Г. А.

Приказ №____

«    » ________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс

Учитель Будаева М. Б.

первая категория

2016 г

I. Пояснительная записка

         Рабочая программа по литературе  составлена  на основе:

- Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г.  №273 – ФЗ (ст.32, п. 2);

-Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) образования», с изменениями и дополнениями;    

-Приказа Министерства образования и науки РБ № 1646/1 от 26.08.2013 г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений РБ на 2013 – 2014 гг.»;

-Основной образовательной программы среднего (полного) образования МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ №3 от 01. 09. 2016 г.;

-Учебного плана МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа» на 2016 – 2017 учебный год, приказ № 3 от 01. 09. 2016 г.;

-Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ № 4 от 01. 09. 2016 г.;

-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (9 – 11 классы) под ред. Т. Ф. Курдюмовой (авторы: Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, С. А. Леонов и  др.) – М.: Дрофа, 2015, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения;              -С  учётом национально – регионального компонента;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., №189;

Характеристика предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.                                Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; -формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

-обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,

-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,

-совершенствовать устную и письменную речь

В 10 классе формируется представление об историко - литературном процессе в XIX веке.         В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук.

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.        Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.                                                                        Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.        Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приёмам освоения объёмных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.                                Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру. Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики,  идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:

  • уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),
  • семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),
  • аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;

эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.                 Место предмета                                                                        Программа рассчитана на 3 часа в неделю – итого 105 часов за учебный год, ориентирована на учебник «Литература. 10 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях» / автор – составитель Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2014. Программа составлена на 2016 – 17 учебный год и адресована учащимся 10 класса МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа».

II. Планируемые результаты

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.         Ученик должен:                                                                                 Знать:                                                                                           Общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);                                                                                Авторов и содержание изученных произведений;                                          Основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как: литературный процесс, классика, литературные направления ( классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также ранее изученные понятия;                                         Уметь:                                                                         Комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;                        Использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;                                                                 Обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;                                                          Использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;                                                                        Пользоваться различными видами справочной литературы; Активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.                                Общими показателями учебных достижений выпускников средней школы в области литературного образования являются:                                        начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;                                                факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);                глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);                                                        уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);                                        качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).        Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе. 

III. Содержание тем учебного курса. 

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение. Россия в первой половине XIX века. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм.

Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского

творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

 Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Романтическая поэма Лермонтова «Демон».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов».

Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как

проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.

Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество.

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»,                         

«Против течения, «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо», широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.        Влияние фольклорной и романтической традиции.                                                                        

Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).

 (Повесть «Очарованный странник» возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».                        

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.        Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.                                                                

А. П. Чехов.  Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).        Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

IV. Календарно – тематическое планирование                                 уроков литературы в 10 классе

Наименование раздела и темы

Кол- во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

1 полугодие – 48 часов

Литература XIX века

1

Введение. Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры.

1

Литература первой половины XIX века

2

Россия в первой половине XIX века.

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века

1

Творчество А.С.Пушкина – 9 часов(8+1)

3

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии.

Темы и мотивы лирики.                                                    

1

4

Романтическая лирика периода  южной и михайловской  ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»).

1

5

 Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень»

 

1

6

 Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель  пустынный…».

1

7

Философская лирика.

Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

1

8

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Своеобразие, жанр и композиция.

1

9

Социально-философские проблемы поэмы. Образы Евгения и Петра. 

1

10

«Борис Годунов» А. С. Пушкина

– первая
подлинно русская трагедия
(В. Г. Белинский)

1

11

Р.р. Сочинение  по творчеству  А. С. Пушкина

1

М. Ю. Лермонтов– 7 часов (6+1)

12

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира.

1

13

 Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

1

14

Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).

1

15

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..».

1

16

Мотивы свободы и гордого одиночества
в лирике М. Ю. Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…».

1

17

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова

1

18

Р.р. Сочинение  по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

Н.В.Гоголь– 4 часа

19

Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя.

1

20

Повесть «Невский проспект» – история создания. Образ города в повести.

1

21

 Соотношение мечты и действительности в повести.

1

22

 Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

1

Литература второй половины XIX века

23

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

А.Н.Островский – 7 часов (6+1)

24

Жизнь и судьба А.Н.Островского.  Этапы биографии и творчества.

1

25

Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих сил в «Грозе».

1

26

Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Д.1-4

1

27

Быт и нравы  «тёмного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1

28

Сила и слабость характера Катерины. Статья Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

1

29

Пьеса Островского «Бесприданница»

1

30

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Н.Островского.

1

И.А.Гончаров – 5 часов

31

И. А. Гончаров. Основные этапы жизни и творчества.

1

32

Роман «Обломов».  Проблематика. Композиция

1

33

Образ главного героя.

«Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль эпизода

1

34

Художественное мастерство Гончарова в романе.

1

35

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике

1

И.С.Тургенев – 8 часов (7 + 1)

36

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева.  Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл заглавия. Проблематика. Композиция.

1

37

Мир «отцов» в романе. Его оценка русской критикой

1

38

Образ Базарова в романе.

Нигилизм и его последствия.

1

39

 Идеологический спор «отцов» и «детей»

1

40

Женские образы в романе

1

41

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»

1

42

 Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

1

43

 Р. р. Сочинение  по роману «Отцы и дети».

1

Фёдор Иванович Тютчев – 3 часа

44

Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Основные темы и идеи лирики поэта.

1

45

Философская лирика.

1

46

Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева

1

А.А.Фет – 2 часа

47

А. А. Фет: очерк жизни и творчества. Особенности художественного мира поэта. Основные темы поэзии.

1

48

Основные мотивы творчества А. А. Фета.

1

2 полугодие – 57 часов

Алексей Константинович Толстой – 2 часа

49

Очерк жизни и творчества А.К.Толстого.  Особенности художественного мира поэта.

1

50

Ведущие темы лирики поэта.

1

Н.А.Некрасов – 12 часов (10+2)

51

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова.

1

52

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Тема народной жизни.

1

53

Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…».

54

Образ Музы в лирике А.Н. Некрасова

 «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…», «Блажен незлобивый поэт…».

1

55

 «Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова (любовь, природа, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди…»,  «Я не люблю иронии твоей…» «Внимая ужасам войны».

1

56

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  Замысел, жанр, композиция

1

57

Анализ глав поэмы. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

1

58

Женские образы в поэме

1

59

Образы народных заступников в поэме

1

60

Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни в поэме

1

61

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству Некрасова.

1

62

Р.р. Написание сочинения по творчеству Н.А. Некрасова

1

Н.Г.Чернышевский – 2 часа

63

Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Эстетическая теория Чернышевского.

1

64

Роман «Что делать?» (обзор). Роль романа в литературном процессе 60-х - 70-х годов XIX века. Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе.

1

Н.С.Лесков – 3 часа

65

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества

1

66-67

Повесть «Очарованный странник». Идейно – художественное своеобразие.

2

М.Е. Салтыков – Щедрин – 3 часа

68

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина. Художественный мир писателя.

1

69-70

Роман – хроника «История одного города» как сатирическое произведение.

2

Ф.М.Достоевский – 10 часов (8+2)

71

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и  творчества.

1

72

История создания романа «Преступление и наказание»

1

73

Петербург Достоевского – один из главных действующих лиц романа. Тема «униженных и оскорблённых»

1

74

Раскольников: его учение и бунт. Взаимоотношения автора и героя

1

75

Литературная философия Достоевского и христианские ценности

1

76

Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина

1

77

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа.

1

78

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

1

79

Р.р. подготовка к очинению по творчеству Ф.М. Достоевского

1

80

Р.р. Написание сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1

Л.Н. Толстой – 16часов (15+1)

81

Жизненный и творческий путь Л. Н. толстого

1

82

Толстого«Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма

1

83

 История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия

1

84

Светское общество Петербурга и  Москвы. Салон Шерер.

1

85

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

86

Изображение войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение

1

87

Кутузов и Император Александр. Бегство русских

1

88

 «Мысль семейная» в романе романе Толстого

1

89

Нравственные искания

А. Болконского

1

90

Безухов – любимый герой Толстого

1

91

«Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой

1

92

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе

1

93

Бородинское сражение. Поведение Кутузова и Наполеона в битве

1

94

«Мысль историческая». Кутузов и Наполеон

1

95

«Мысль народная» в романе. Жизненная философия Платона Каратаева. Партизанское движение

1

96

Р.р. Сочинение по роману Толстого «Война  и мир».

1

А.П.Чехов – 6 часов

97

Художественный мир

А. П. Чехова.

Рассказы А.П. Чехова начала 80-х- 90-х гг

1

98

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания рассказа

1

99

Драматургия Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

1

100

Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишнёвый сад». Особенности чеховского диалога

1

101

А.П.Чехов «Вишнёвый сад».  Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт в пьесе. Действующие лица и авторское отношение к ним. 

2

102

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехов

Зарубежная литература второй половины XIX века – 3 часа

103 -

105

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

 Ги де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор). «Ожерелье» Сюжет и композиция новеллы.

3

А.Рембо Жизнь и творчество (обзор). «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Особенности поэтического языка.

Итого:

105

VI. Учебно – методическое обеспечение

Литература для учащихся (основная):

1. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/

Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд. Стереотип. М.: Дрофа, 2014.

Литература для учителя:        1. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И.. Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. Москва «ВАКО» 2012.

1. Иванова Е. В. Анализ произведений литературы XIX века. 10 класс. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство «Экзамен» 2012.

 2. Каплан И. Е. Анализ лирики в старших классах: 10 – 11 классы /- 3-стереотип.- М.: Издательство «Экзамен», 2005. 

Курдюмова Т. Ф. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 –11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М.: Дрофа, 2012.

3. Литература. 10 класс :методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2012.

4. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11    классов под редакцией Т. Ф. Курдюмовой - М., Просвещение, 2009.

5. Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс: планы – конспекты уроков /Ростов на / Д: Феникс, 2013.

                 Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина и др. под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е5.Курдюмов6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....