Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…» (Конспект урока на конкурс педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа").
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Анастасия Владимировна Абраменкова

Данный конспект урока и мультимедийная презентация были разработаны для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства "Есть в памяти слово "Победа". Темой этого урока является тема Великой Отечественной войны.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые, роковые…»

Цель:

формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

  • познакомить с творчеством русских поэтов-фронтовиков; дать представление о Великой Отечественной войне из стихотворений тех лет; показать, как в поэтическом и музыкальном творчестве времён Великой Отечественной войны  отразилась высокая духовно-нравственная культура нашего народа;
  • способствовать развитию речи; развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; формировать умение работать с текстом, выделять главное, определять позицию автора, приводить примеры;
  • воспитывать патриотические чувства к старшему поколению, гордость за свой народ, свою Родину, ответственность перед Родиной.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • метод творческого чтения
  • исследовательский
  • практический
  • эвристический (частично-поисковый)
  • объяснительно-иллюстративный

Приёмы обучения:

  • создание проблемной ситуации
  • эвристическая беседа
  • аналитическая работа с текстом
  • организация исследовательской деятельности учащихся

Виды деятельности учащихся:

  • выразительное чтение наизусть
  • пересказ
  • аудирование
  • анализ стихотворений
  • творческая работа

Оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, портреты солдат, погибших на войне

Ход урока:

I. Постановка проблемы

Учитель:

- Чего бы вы хотели больше всего на свете?

- К этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока. Я думаю, что тогда вы уже точно сможете определиться.

II. Формулирование учащимися темы урока

- Посмотрите несколько слайдов презентации и подумайте, о чём мы будем разговаривать на уроке?

Слайды 1, 2, 3, 4, 5.

- Скажите, пожалуйста, а какой период в русской литературе мы с вами изучаем?

- Сформулируйте тему нашего урока: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов 20 века.

- А сейчас давайте на основе ваших уже имеющихся знаний, представлений о войне составим кластер. Вы запишете те слова, которые выражают звуки, запахи войны, те чувства и эмоции, которые испытывает человек на войне (Составление кластера).

- Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.

- И действительно, мы очень много уроков и занятий посвящаем теме войны. Мы касаемся этой темы на классных часах, на общешкольных мероприятиях, на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыке и др. Скажите, пожалуйста, для чего мы это делаем? Что мы должны вынести для себя, что должны усвоить из сегодняшнего урока?

III. Постановка цели и задач учителем

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов 20 века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изобразивших войну.

IV. Знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков

 Сообщение читает Котков Александр:

Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В  этом  году  наш народ отмечает  семидесятую   годовщину Победы  над  фашистской  Германией. Это уже более полувека! Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Стихи  и  песни  выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. И сегодня мы с вами вспомним и познакомимся с теми произведениями искусства, с теми стихотворениями, которые поднимали людей на борьбу с захватчиками, которые придавали сил, когда руки опускались от усталости.

Звучит песня “Священная война”

Сообщение читает Сазонов Валерий:

24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: “Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…” Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Стихотворение  произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню – “Священная война”.

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня “Священная война”, тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”.

Учитель:

- Ребята, организуем две группы. Одна подумает над вопросом: Почему война названа Священной? А второй группе вопрос: Почему война «народная»? (Групповое задание)

Сообщение читает Нестеров Роман:

Слайд 6

В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине...

Алёшина Альбина читает выразительно стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова :

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Учитель:

- Стихотворение было написано спустя двадцать лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжелом периоде. В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. В описании чувствуется доброе и чуть ироничное отношение к самому себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.

«Сороковые, роковые» - стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с читателем задумчивый разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.

- И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.

Слайды 7, 8

Звучит мелодия песни М.И. Блантера на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом», Фабер Анастасия выразительно читает наизусть стихотворение М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».

Моряков Владислав читает сообщение:

«В лесу прифронтовом» (1942) – это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Её мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом. Замечательная песня  создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом лесу» исполняет Ефрем Флакс».

Слайды 9, 10

«Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него», - так писал о нем С.Я.Маршак.

В годы ВОв советские писатели получали десятки писем с благодарностью за творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.

Слайд 11

Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.

Слайд 12

Выразительное чтение наизусть Стихотворения К. Симонова «Жди меня». Читает Макарова Дарья:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель:

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- В какой форме написано стихотворение?

- Какой глагол поэт использует чаще всего? Для чего он это делает?

- О чём же стихотворение Симонова? ( О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)

- А  ещё  стихотворение о ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБВИ.

Слайд 13

- «Жди меня» - послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.

Это стихотворение завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.  По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Валентине Серовой.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» — это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Слайд 14

Сообщение читает Шерстобитова Анастасия:

У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира.

Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Сергей Орлов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.

 Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944) – яркое подтверждение этих слов.

Выразительное чтение стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной». Читает Чернявский Владимир:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Учитель:

- Почему солдата « зарыли», а не похоронили?

- Скажите, какими словами можно описать русского солдата? ( Мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, доблестный, отважный, выносливый, закалённый…)

Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.

Слайд 15

- Ребята, среди поэтов-фронтовиков были не только мужчины, но и женщины. Я хочу зачитать вам стихотворение поэтессы Юлии Друниной, которая прошла через всю войну медсестрой.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Слайд 16

- Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.

Давайте рассмотрим плакаты, которые рисовали художники в годы войны (Слайды 17, 18, 19, 20).

Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.

Слайд 21

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса.

Слайд 22

Учитель:

 Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.

Слайды 23, 24

Давайте почтим всех павших минутой молчания.

Слайд 25

Учитель:

- Ребята, вы всегда должны помнить о том, что победа досталась нам ценой жизни миллионов людей. Среди них были и талантливые поэты, которые ушли на фронт и не вернулись.

Помните! Через века, через года,

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханием, будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните!

V. Домашнее задание

Cоставить интервью «Мой разговор с участником войны».

VI. Заключительно – эмоциональный этап. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я вам раздам анкеты с вопросами. Вы оцените урок в целом, свою работу на уроке.

  1. На уроке я работал                                активно / пассивно

  1. Своей работой на уроке я                     доволен / не доволен

  1. Урок для меня показался                      коротким / длинным

  1. За урок я                                                 устал / не устал

  1. Мое настроение                                     стало лучше / стало хуже

  1.  Материал урока мне был                     интересен / скучен

  1. Домашнее задание мне кажется              лёгким / трудным

VII. Возвращение к проблеме урока

А теперь давайте вернёмся к вопросу, заданному вначале урока:

- Чего бы вы хотели больше всего?

Список используемой литературы:

  1. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/209742
  2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/10/urok-literatury-v-6-klasse-sorokovye-rokovye
  3. http://doc4web.ru/literatura/urok-literaturi-v-klasse-sorokovie-rokovie.html
  4. http://shepelenko.ucoz.ru/blog/literaturno_muzykalnaja_kompozicija_sorokovye_rokovye/2014-04-23-11
  5. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98688011
  6. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 3-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 320 с. – (Инновационная школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Конспект урока на конкурс "Урок года-2015"

Методическая разработка урока «Подвижные игры с элементами баскетбола» (номинация – «Методическая разработка урока по физической культуре в основной школе») посвящена  проблеме формирования разно...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Урок на конкурс "Педагогический дебют-2020"

Технологическая карта составлена для урока на конкурс "Педагогический дебют-2020"...

Литературно-музыкальная композиция "Сороковые, роковые..."

Урок литературы в 6 классе, посвященный творчеству писателей в годы ВОВ....

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ КОНКУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ-2023"

КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ КОНКУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ-2023"...