"Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект к уроку внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина. Урок проводился в рамках единого методического дня в системе образования города Липецка «Учим учиться, или практика реализации ФГОС общего образования в работе педагога». При организации и проведении уроков учитывались методические принци-пы инновационного урока: субъективизация образовательной деятельности, метапредметность, коммуникативность, рефлексивность, деятельностный подход, импровизированность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс
Урок внеклассного чтения
Тема урока: ««Что за прелесть эти сказки…»
( по сказкам А.С.Пушкина)
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Вид урока: урок-игра
Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»
Цели деятельности учителя: рассмотреть образы главных героев; рассказать о появлении
сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанных произведений; уметь воспринимать и
анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею,
проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе;
осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной
форме, использует знаково-символические средства для решения различных
учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует
в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Задачи:
1. Образовательная:
Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина
2. Развивающая:
Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся,
умению работать в группах развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи
учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитывающая:
Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному
процессу и творчеству А.С. Пушкина, воспитание трудолюбия, доброты,
уважения друг к другу.
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;
- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра,
как литературная сказка
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, самовар, подсвечник со свечами, стол, покрытый
скатертью, выставка книг, карточки с заданиями, (рыбки, орешки, монетки, зёрна, вырезанные
из бумаги), для подсчёта баллов за правильные ответы, проектор, ноутбук, бланки кроссворда,
таблицы для самооценки, названия команд, презентация «В мире сказок А.С. Пушкина»
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный
Участники урока-игры: учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее поделен на 4 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»,
«Золотая монетка», «Золотой орешек»).Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»
Вступительное слово учителя
Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи
обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила
урока-игры.
II. Урок-игра
Учитель:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. За два с небольшим месяца
мы прочитали много произведений, но самыми интересными и запоминающимися ,на мой взгляд,
являются сказки. Давайте вспомним, что мы знаем о сказках:
1. Какие сказки вы знаете?
2. Как обычно начинаются сказки?
3. А заканчиваются?
4. А какие виды сказок вы знаете?
5. В чём особенности волшебных сказок?
6. Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка
всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный
автор.)
7. Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?
(Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка
— это авторская обработка сказки народной.)
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок,
вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять. Каждая команда будет получать
задания, отвечать на вопросы, а за правильные ответы получать золотые зёрнышки, монетки,
орешки, рыбки и наклеивать их в свой оценочный лист. В конце урока подведём итог, кто из вас
наберёт больше наград и станет победителем.
СЛАЙД 1.
Итак, друзья, начнем программу!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? – Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней
Чем наши волшебные сказки!
СЛАЙД 2.
Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина.
(Обращается к портрету поэта) Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в
Стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по
нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув
на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин. В детстве маленький Саша очень любил слушать сказки. Наш урок называется «Что за прелесть,
эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала удивительная няня. Звали ее Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил
свою няню, любовно называл ее «мамушкой». Сказок Арина Родионовна знала множество.
Перед сном милая няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня
повторяла одни и те же сказки по многу раз. И запоминал их - навсегда. Известно, что поэт
записал в своих черновиках семь няниных сказок, которые потом передал в своих стихах. Всю
жизнь няня была для Пушкина дорогим и близким человеком. Через много лет, вспоминая
добрую сказочницу, поэт посвятил ей стих:
СЛАЙД 3.
«Няне» читает ученик
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных
народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Вот как
он вспоминал её после:
… в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в
Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе
гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё
было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная
моя подруга и с нею только мне не скучно. От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про
избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Семь сказок записал
поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и
былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил
их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны в творчестве А.С.Пушкина
получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.
Ученик читает стихотворение:
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Хотя о нас она не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ,
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Более 200 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина. Великий поэт оставил более тысячи стихов,
повестей, рассказов и сказок. А создавал он свои сказки в селе Болдино Нижегородской губернии.
В 1830 году написаны «Сказка о попе и работнике его Балде», там же «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», и возник замысел «Сказки о золотом петушке».
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И дружбой светлой дорожите,
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно любите, -
Жить нам без Пушкина нельзя!
I. Викторина «Предыстория сказок Пушкина»
На протяжении долгих лет неизменна была любовь Пушкина к устному народному творчеству.
В своих произведениях Пушкин не копировал русские народные сказки, он творчески их
перерабатывал. Давайте проведем небольшую викторину и с ее помощью проследим, какие
мотивы русских народных сказок использовал Пушкин. Вы уже много знаете о том, какую
важную роль в жизни Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна. Она подарила ему свою
любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда
помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней.
У нее было и другое важное достоинство: она хорошо знала произведения устного народного
творчества: поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных
былин, песен, сказок, которые были известны Пушкину, он узнал от Арины Родионовны. Пушкин
использовал сюжеты и мотивы русских народных сказок в своих произведениях. Сейчас я
прочитаю вам отрывки из сказок Арины Родионовны, записанные Пушкиным, а вы постарайтесь
угадать, где и как использовал их Пушкин.
Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал
он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном
накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит
тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...
/Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»/
СЛАЙД 4.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”
“Ах! говорит царь, поеду посмотреть это чудо”. – Что за чудо, говорит мачеха, вот
что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит
кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и,
с благословения матери, перенес перед дворец чудный дуб.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
Все ходит по цепи кругом;
И днем и ночью кот ученый
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
А.С.Пушкин. “ Руслан и Людмила”.
СЛАЙД 5.
- Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Прослушайте Пролог к поэме
«Руслан и Людмила». Кого из героев и из каких сказок вы узнали?
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ
Затем им предлагается изобразить, как “кот ученый все ходит по цепи кругом”,
как “леший бродит”, как “русалка на ветвях сидит” и заманивает в свои сети случайных
прохожих, как “царь Кащей над златом чахнет”.
Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему
в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха
говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит — “Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк ведь щелку розь.
Да понадеялся на русский авось.
А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.
СЛАЙД 6.
Один из излюбленных элементов народной сказки – появление на свет чудесного ребенка.
В каких русских народных сказках используется этот сюжетный элемент?
В какой сказке Пушкина на свет появляется чудесный ребенок и какими необыкновенными
свойствами он обладает? (Князь Гвидон).
СЛАЙД 7.
Во многих русских народных сказках на помощь герою приходят чудесные
помощники. Емеле помогает щука, Мартынке – волшебное кольцо, а герою сказки
Пушкина – кому? Кто? (Князю Гвидону – царевна Лебедь). Рассматривание репродукции картины
М.Врубеля “Царевна Лебедь”
СЛАЙД8.
В русской народной сказке дерево наказывает старика и старуху за жадность, превращая их
в медведей. А у Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
СЛАЙД 9
В русских народных сказках всех умней и удачливей оказывается Иванушка-дурачок.
А у Пушкина? (Балда)
СЛАЙД 10.
В русских народных сказках мы можем найти такое описание: “Старичок с ноготок, борода
с локоток, усы по земле тащатся, крылья по ветру лежат”. О каком герое Пушкина
вспоминаем мы, читая это описание, и почему? (Черномор)
СЛАЙД 11.
В русских народных сказках эти героини превращаются в злых жаб, а у Пушкина их прощают.
Кто они? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)
СЛАЙД 12.
Продолжить пословицу: “Жена не рукавица, с белой ручке не стряхнешь ” (и за пояс не заткнешь)
Откуда? При каких обстоятельствах она произносится? (“Сказка о царе Салтане”.)
СЛАЙД 13.
В каких сказках Пушкина упоминаются предметы из золота? Какие? (Золотые скорлупки,
золотой петушок, золотая рыбка)
СЛАЙД 14.
Герои какой сказки Пушкина путешествовали в бочке. (“Сказка о царе Салтане”
СЛАЙД 15.
Входит КОТ УЧЕНЫЙ
- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам,
то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может,
вы мне поможете?
2. Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):
Зеркальце/яблоко («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
СЛАЙД 16.
Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)
СЛАЙД 17.
Заяц/конь/верёвка («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
СЛАЙД 18.
Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)
СЛАЙД 19.
Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)
СЛАЙД 20.
- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.
СЛАЙД 21.
3 . Кроссворд:
1. В кухне злится …………..,
Плачет у станка ткачиха.
2. –Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
………… мой золотой
Будет верный сторож твой.
3. Подари ты мне девицу,
…………. девицу, –
говорит мудрец в ответ.
4.Свет мой, ………, скажи
Да всю правду доложи.
5. А сидит в нём князь ……..
Он прислал тебе поклон.
6.Раз он в море закинул …….
Пришёл……. с одною тиной.
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:
- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку,
и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.
4. Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму»
зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.
СЛАЙД 22.
1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2. Торговая фирма «Пальмира»предлагает импортные товары:
- соболя, черно-бурые лисицы;
- донские жеребцы;
- чистое серебро, злато.
И все по доступным ценам.
Адрес фирмы: ( Сказка о царе Салтане…»)
3. Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:
- кругом лавки, крытые ковром;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Наш адрес: ( «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
4. Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести
Петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.
Обращать по адресу: (Сказка о золотом петушке»)
5. Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
6. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес: ... Обращаться к ....( Царице-мачехе из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).
7. На работу в лесопункт требуются: повар, конюх, плотник. выплачиваются премиальные...
Мой адрес...( Сказка о попе и работнике его Балде»)
8.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются
такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. ( Сказка о царе Салтане»
- Молодцы! Хорошо знаете сказки!
5. Конкурс знатоков (по 1 человеку из команды)
СЛАЙД 23.
(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске.
Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса
отводится по 30 секунд)
1. Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)
2. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь
обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
3. С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи,
да всю правду доложи…»)
4. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)
5. Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)
6. Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)
7. Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)
8. В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…)
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
6. Устное фантазирование «Пофантазируем».
СЛАЙД 24.
Дива я не вижу тут:
В свете есть такие ль дива:
Вот молва идет правдива…
Откуда эти строки? Какие дива придумали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха?
Вступить в соревнование с ними и придумать свои чудеса, которыми можно было бы
отвлечь внимание царя Салтана.
7. Физкультмунутка. Игра «Море волнуется».
СЛАЙД 25
8. Конкурс «Все сказки в гости будут к нам»
СЛАЙД 26.
Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её по начальным
строчкам строф?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
Царь слезами залился
Обнимает он царицу
И сынка , и молодицу
И садились все за стол,
И весёлый пир пошёл»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной Царевне Лебеди»)
А царица вдруг пропала
Будто вовсе не бывала «Сказка о золотом петушке»
Час обеда приближался
Топот по двору раздался
Входят семь богатырей.
Семь румяных усачей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою
В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, -золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня. « Сказка о царе Салтане...»
Гроб качается хрустальный
на цепях между столбов.
Не видать ничьих следов. «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»
Пошел, сел у моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и работнике его Балде»).
Царь к востоку войско шлет.
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся. («Сказка о золотом петушке»).
. 9 конкурс «Продолжи сказку».
Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение,
а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет
продолжить начатые слова по нескольким строчкам.
СЛАЙД 27.
Ветер на море гуляет...
(И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.)
Все красавцы удалые
Великаны молодые
(Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...
«Бог с тобою золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
(Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.»)
«Свет мой, зеркальце! скажи...
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит... («Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!»)
А Балда приговаривал с укоризной...
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
Ель растёт перед дворцом....
(А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!)
Пошёл он к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
(Приплыла к нему рыбка, спросил:
«Чего тебе надобно, старче?»)
10. Конкурс «Блицтурнир». Каждой команде по 5 вопросов.
СЛАЙД 28.
для команды «Золотой орешек»
- Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
- Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
- На каком острове поселился князь Гвидон? (Буян)
для команды «Золотая монетка» (По «Сказке о попе и работнике его Балде»)
- Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук)
- Кто звал Балду тятей? (Попенок)
- Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)
- Что случилось с попом после третьего щелчка? (вышибло ум у старика)
- Что проговорил Балда попу с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
-для команды «Золотая рыбка»
- Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
- С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)
- Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море,
дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)
- Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)
- Чего захотела старуха? (Только ли корыто она хотела иметь?) (корыто, дом, стать
столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морской)
для команды «Золотой петушок»)
- Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
- Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)
- Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)
- Сколько сыновей было у Дадона? (2)
- .Сколько времени сидел смирно петушок? (год)
11. Конкурс «Там на неведомых дорожках».
СЛАЙД 29.
Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане...»)
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
До света всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане...»)
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги,
Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
СЛАЙД 30.
12. Заполнить таблицу «Положительный и отрицательный герой сказки»
СЛАЙД 31.
Положительный герой | Отрицательный герой | |
Описание героя | ||
Поступки | ||
Качества |
Заполнение таблицы В сказках
прославляется | осуждается |
доброта мужество трудолюбие подвиги верность | трусость предательство жадность корысть жестокость |
Вывод: В сказках осуждается трусость, предательство, жадность, корысть.
А прославляется доброта, мужество, трудолюбие,
Всем командам:
СЛАЙД 32.
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк,
добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
III. Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке),
контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний
обучающихся).
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание
- Что мы планировали сделать на уроке?
- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?
- Что у нас получилось, а что нет?
- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд
(групповое оценивание)
СЛАЙД 33.
V. Домашнее задание
Одно задание по выбору обучающегося:
1. Придумать сказку, в которой действуют герои из разных сказок А.С. Пушкина.
2. Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).
3. Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ)
«Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»
4. Нарисовать обложку к сказке, символом которой является название вашей команды.
Релаксация. Информационный анализ урока.
-Что я до сих пор знал…
- Что я узнал…
- Что я хочу узнать…
Чтение учителем стихотворения «Что за прелесть эти сказки…»
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45…
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
.Исполнение песни « В гостях у сказки».
СЛАЙД 34.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахматова А А Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.
2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были
3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.
4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8
5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
6. lib.ru Библиотека Мошкова.
7. Использованы материалы уроков Жидковой Л.И., Благодаровой Н., Семёновой Е.Н., Лебедевой Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)
В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-190688-1359883636.jpg)
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс
Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523079-1415820793.jpg)
Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)
Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568728-1421747942.jpg)
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....