"Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Казакова Светлана Гавриловна

Конспект к уроку внеклассного чтения по сказкам А.С. Пушкина. Урок проводился в рамках единого методического дня в системе образования города Липецка «Учим учиться, или практика реализации ФГОС общего образования в работе педагога». При организации и проведении уроков учитывались методические принци-пы инновационного урока: субъективизация образовательной деятельности, метапредметность, коммуникативность, рефлексивность, деятельностный подход, импровизированность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_skazki_pushkina.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Сказки А. С. Пушкина", 5 класс

 Урок внеклассного чтения

Тема урока: ««Что за прелесть эти сказки…»

 ( по сказкам А.С.Пушкина)

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока: урок-игра

Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»

Цели деятельности учителя: рассмотреть образы главных героев; рассказать о появлении

сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанных произведений; уметь воспринимать и

анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею,

проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе;

осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной

 форме, использует знаково-символические средства для решения различных

учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует

в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Задачи:

1.  Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина  

2.  Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся,

умению работать в группах развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи

учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3.  Воспитывающая:

Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному

 процессу и творчеству А.С. Пушкина, воспитание трудолюбия, доброты,

уважения друг к другу.

Ожидаемые результаты:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

- метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;

- предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра,

как литературная сказка

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, самовар, подсвечник со свечами, стол, покрытый

скатертью, выставка книг, карточки с заданиями, (рыбки, орешки, монетки, зёрна, вырезанные

из бумаги), для подсчёта баллов за правильные ответы, проектор, ноутбук, бланки кроссворда,

таблицы для самооценки, названия команд, презентация «В мире сказок А.С. Пушкина»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный

Участники урока-игры:  учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее поделен на 4 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»,

«Золотая монетка», «Золотой орешек»).Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»

Вступительное слово учителя

Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи

обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила

 урока-игры.

II. Урок-игра

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. За два с небольшим месяца

 мы прочитали много произведений, но самыми интересными и запоминающимися ,на мой взгляд,

являются сказки. Давайте вспомним, что мы знаем о сказках:

1.        Какие сказки вы знаете?

2.        Как обычно начинаются сказки?

3.        А заканчиваются?

4.        А какие виды сказок вы знаете?

5.        В чём особенности волшебных сказок?

6.        Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка

всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный

 автор.)

7.        Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?    

   (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка

— это авторская обработка сказки народной.)

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок,

вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять. Каждая команда будет получать

 задания, отвечать на вопросы, а за правильные ответы получать золотые зёрнышки, монетки,

орешки, рыбки и наклеивать их в свой оценочный лист. В конце урока подведём итог, кто из вас

наберёт больше наград и станет победителем.

СЛАЙД 1.

Итак, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас!

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

СЛАЙД 2.

 Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина.

(Обращается к портрету поэта) Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в

Стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по

 нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув

на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет:  это Пушкин.     В детстве  маленький Саша очень любил слушать сказки. Наш урок называется «Что за прелесть,

эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича.  Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала удивительная няня. Звали ее Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил

свою няню, любовно называл ее «мамушкой». Сказок  Арина Родионовна знала множество.

 Перед сном милая  няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня

повторяла одни и те же сказки по многу раз. И запоминал их -  навсегда. Известно, что поэт

 записал в своих черновиках семь няниных сказок, которые потом передал в своих стихах.  Всю

жизнь  няня была для Пушкина дорогим и близким человеком. Через много лет, вспоминая

 добрую сказочницу, поэт  посвятил ей стих:

СЛАЙД 3.

 «Няне» читает ученик

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных

народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Вот как

он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в

Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе

 гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё

было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная

моя подруга и с нею только мне не скучно. От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про

избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Семь сказок записал

поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и

былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил

их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны в творчестве А.С.Пушкина

получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

 

Более 200 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина. Великий поэт оставил более тысячи стихов,

повестей, рассказов и сказок. А создавал он  свои сказки   в селе Болдино Нижегородской губернии.

В 1830 году написаны «Сказка о попе и  работнике его Балде», там же «Сказка о мертвой царевне

 и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

 

                     Читайте Пушкина, читайте,

                     И не живите днем одним.

                     С ним и любите, и мечтайте,

                     И размышляйте вместе с ним.

                     И дружбой светлой дорожите,

                     Её, как свет звезды неся,

                     Как Пушкин,  пламенно любите, -

                    Жить нам без Пушкина нельзя!

I. Викторина «Предыстория сказок Пушкина»

На протяжении долгих лет неизменна была любовь Пушкина к устному народному творчеству.

В своих произведениях Пушкин не копировал русские народные сказки, он творчески их

перерабатывал. Давайте проведем небольшую викторину и с ее помощью проследим, какие

 мотивы русских народных сказок использовал Пушкин. Вы уже много знаете о том, какую

важную роль в жизни Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна. Она подарила ему свою

любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда

помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней.

У нее было и другое важное достоинство: она хорошо знала произведения устного народного

творчества: поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных

былин, песен, сказок, которые были известны Пушкину, он узнал от Арины Родионовны. Пушкин

 использовал сюжеты и мотивы русских народных сказок в своих произведениях. Сейчас я

прочитаю вам отрывки из сказок Арины Родионовны, записанные Пушкиным, а вы постарайтесь

угадать, где и как использовал их Пушкин.

Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал

он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном

 накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит

тридцать три сына.. Царь женился на меньшой...

 /Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»/

СЛАЙД 4.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.

“Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна”.

“Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря”.

А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”

“Ах! говорит царь, поеду посмотреть это чудо”. – Что за чудо, говорит мачеха, вот

что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит

 кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и,

с благословения матери, перенес перед дворец чудный дуб.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

Все ходит по цепи кругом;

И днем и ночью кот ученый

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

А.С.Пушкин. “ Руслан и Людмила”.

СЛАЙД 5.

 - Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Прослушайте Пролог к поэме

«Руслан и Людмила». Кого из героев и из каких сказок вы узнали?

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ

Затем им предлагается изобразить, как “кот ученый все ходит по цепи кругом”,

как “леший бродит”, как “русалка на ветвях сидит” и заманивает в свои сети случайных

прохожих, как “царь Кащей над златом чахнет”.

Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему

 в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха

говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться...

“Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?”

Балда говорит — “Буду служить тебе славно

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу”.

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк ведь щелку розь.

Да понадеялся на русский авось.

А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.

СЛАЙД 6.

Один из излюбленных элементов народной сказки – появление на свет чудесного ребенка.

В каких русских народных сказках используется этот сюжетный элемент?

 В какой сказке Пушкина на свет появляется чудесный ребенок и какими необыкновенными

 свойствами он обладает? (Князь Гвидон).

СЛАЙД 7.

 Во многих русских народных сказках на помощь герою приходят чудесные

помощники. Емеле помогает щука, Мартынке – волшебное кольцо, а герою сказки

 Пушкина – кому? Кто? (Князю Гвидону – царевна Лебедь). Рассматривание репродукции картины

 М.Врубеля “Царевна Лебедь”

СЛАЙД8.

В русской народной сказке дерево наказывает старика и старуху за жадность, превращая их

 в медведей. А у Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

СЛАЙД 9

В русских народных сказках всех умней и удачливей оказывается Иванушка-дурачок.

А у Пушкина? (Балда)

СЛАЙД 10.

В русских народных сказках мы можем найти такое описание: “Старичок с ноготок, борода

с локоток, усы по земле тащатся, крылья по ветру лежат”. О каком герое Пушкина

вспоминаем мы, читая это описание, и почему? (Черномор)

СЛАЙД 11.

В русских народных сказках эти героини превращаются в злых жаб, а у Пушкина их прощают.

Кто они? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)

СЛАЙД 12.

 Продолжить пословицу: “Жена не рукавица, с белой ручке не стряхнешь ” (и за пояс не заткнешь)

Откуда? При каких обстоятельствах она произносится? (“Сказка о царе Салтане”.)

СЛАЙД 13.

 В каких сказках Пушкина упоминаются предметы из золота? Какие? (Золотые скорлупки,

золотой петушок, золотая рыбка)

СЛАЙД 14.

 Герои какой сказки Пушкина путешествовали в бочке. (“Сказка о царе Салтане”

СЛАЙД 15.

    Входит КОТ УЧЕНЫЙ

- Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам,

то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может,

 вы мне поможете?

2. Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

       Зеркальце/яблоко («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

СЛАЙД 16.

   Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

СЛАЙД 17.

    Заяц/конь/верёвка («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 18.

  Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

СЛАЙД 19.

Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

 СЛАЙД 20.

- Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

СЛАЙД 21.

3 . Кроссворд:

1.  В кухне злится   …………..,

     Плачет у станка ткачиха.

               2. –Посади ты эту птицу,-

                     Молвил он царю, - на спицу;

                     ………… мой золотой

                     Будет верный сторож твой.

3.  Подари ты мне девицу,

     …………. девицу, –

     говорит мудрец в ответ.

               4.Свет мой, ………, скажи

                   Да всю правду доложи.

5. А сидит в нём князь ……..

    Он прислал тебе поклон.

            6.Раз он в море закинул …….

               Пришёл……. с одною тиной.

 

 Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

- Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку,

и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.

4. Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму»

 зачитывает почтальон, а остальные по очереди - представители команд.

СЛАЙД 22.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

- запрягать лошадь;

- топить печь;

- закупать продукты на рынке;

- печь яйца, варить кашу;

- нянчить детей.

Мой адрес «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма «Пальмира»предлагает импортные товары:

- соболя, черно-бурые лисицы;

- донские жеребцы;

- чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы:                   ( Сказка о царе Салтане…»)

3.      Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

- кругом лавки, крытые ковром;

- под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес:             ( «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести

Петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу:               (Сказка о золотом петушке»)

5.      Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

6. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес: ... Обращаться к ....( Царице-мачехе из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).

7. На работу в лесопункт требуются: повар, конюх, плотник. выплачиваются премиальные...

Мой адрес...( Сказка о попе и работнике его Балде»)

8.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются

  такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. ( Сказка о царе Салтане»

- Молодцы! Хорошо знаете сказки!

5. Конкурс знатоков (по 1 человеку из команды)  

  СЛАЙД 23.

(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске.

Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса

отводится по 30 секунд)

1. Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

2. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь

обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

3. С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи,

да всю правду доложи…»)

4. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

5. Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

6.  Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

7. Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

8. В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…)

 («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

6. Устное фантазирование «Пофантазируем».

СЛАЙД 24.

 Дива я не вижу тут:

В свете есть такие ль дива:

Вот молва идет правдива…

Откуда эти строки? Какие дива придумали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха?

 Вступить в соревнование с ними и придумать свои чудеса, которыми можно было бы

отвлечь внимание царя Салтана.

7. Физкультмунутка. Игра «Море волнуется».

СЛАЙД 25

8.  Конкурс «Все сказки в гости будут к нам»

СЛАЙД 26.

Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её по начальным

строчкам строф?

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)

Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка , и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной Царевне Лебеди»)

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала «Сказка о золотом петушке»

Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня. « Сказка о царе Салтане...»

Гроб качается хрустальный

на цепях между столбов.

Не видать ничьих следов. «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

 

Пошел, сел у моря;

Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Царь к востоку войско шлет.

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и он забылся. («Сказка о золотом петушке»).

.  9 конкурс «Продолжи сказку».

Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение,

а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет

 продолжить начатые слова по нескольким строчкам.

СЛАЙД 27.

Ветер на море гуляет...

(И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.)

Все красавцы удалые

Великаны молодые

(Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово...

«Бог с тобою золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

(Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.»)

«Свет мой, зеркальце! скажи...

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит... («Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа на боку!»)

А Балда приговаривал с укоризной...

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

Ель растёт перед дворцом....

(А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!)

Пошёл он к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

(Приплыла к нему рыбка, спросил:

«Чего тебе надобно, старче?»)

10. Конкурс «Блицтурнир». Каждой команде по 5 вопросов.

СЛАЙД 28.

для команды «Золотой орешек»

- Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

- Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)

- На каком острове поселился князь Гвидон? (Буян)

для команды «Золотая монетка» (По «Сказке о попе и работнике его Балде»)

-  Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук)

-  Кто звал Балду тятей? (Попенок)

- Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)

- Что случилось с попом после третьего щелчка? (вышибло ум у старика)

- Что проговорил Балда попу с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

-для команды «Золотая рыбка»

-  Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

- С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

- Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море,

дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

- Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

- Чего захотела старуха?  (Только ли корыто она хотела иметь?) (корыто, дом, стать

столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морской)

для команды «Золотой петушок»)

- Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

-  Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

-  Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

-  Сколько сыновей было у Дадона? (2)

 - .Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

11. Конкурс  «Там на неведомых дорожках».

СЛАЙД 29.

Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане...»)

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане...»)

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги,

Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)

 

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

СЛАЙД 30.

12. Заполнить таблицу «Положительный и отрицательный герой сказки»

СЛАЙД 31.

Положительный герой

Отрицательный герой

Описание героя

Поступки

Качества

Заполнение таблицы                           В сказках

прославляется     

 осуждается

доброта                                           

мужество                                        

трудолюбие                                    

подвиги    

верность                                       

       трусость

       предательство

       жадность

        корысть

        жестокость

 

 

Вывод:   В сказках осуждается трусость, предательство, жадность, корысть.

А прославляется  доброта, мужество, трудолюбие,

Всем командам:

СЛАЙД 32.

- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк,

добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

III.    Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке),

контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний

обучающихся).

IV.             Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

- Что мы планировали сделать на уроке?

- Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

- Что у нас получилось, а что нет?

- Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд

(групповое оценивание)

СЛАЙД 33.

V. Домашнее задание

Одно задание по выбору обучающегося:

1.      Придумать сказку, в которой действуют герои из разных сказок А.С. Пушкина.

2.      Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).

3.      Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ)

         «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»

4.      Нарисовать обложку к сказке, символом которой является название вашей команды.

Релаксация. Информационный анализ урока.

-Что я до сих пор знал…

- Что я узнал…

- Что я хочу узнать…

 

Чтение учителем стихотворения  «Что за прелесть эти сказки…»

 

 К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45…

Убегаем мы порою в детство,

 Убегаем к Пушкину опять.

 

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

.Исполнение песни « В  гостях у сказки».

СЛАЙД 34.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ахматова А А Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.

2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были

3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

6. lib.ru Библиотека Мошкова.

7. Использованы  материалы уроков Жидковой Л.И., Благодаровой Н., Семёновой Е.Н., Лебедевой Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....