Главные вкладки

    Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Неволина Елена Александровна

    Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 7 классе

    ФИО учителя: Неволина Елена Александровна,

    ФИО психолога: Петелина Виктория Николаевна

    Тема урока: Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

    Форма проведения урока: бинарный урок

    Тип урока: урок-исследование

    Технология: технология учебного диалога, технология проблемного обучения, технология групповой деятельности

    Деятельностная цель:

    Формирование у учащихся способности анализировать литературное произведение, способности анализировать эмоциональную сферу человека

    Содержательная цель:

    Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов, формирование представлений о нравственных ценностях русского человека

    Задачи урока:

    предметные

    • формировать умение проводить мини-исследование художественного текста;
    • формировать умение строить устное и письменное высказывания на предложенную тему;
    • формировать умение анализировать эмоциональную сферу человека;
    • формировать систему нравственных ценностей учащихся;

    регулятивные

    • развивать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе;

    коммуникативные

    • развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение выражать свои мысли.

    личностные

    • формировать культуру речи;
    • формировать интерес (исследовательский) к художественной литературе;
    • воспитывать чувство патриотизма;
    • развивать творческое, аналитическое и синтезирующее мышление учащихся
    • подготовить учащихся к самостоятельной жизни через освоение ценностей, познание окружающего мира.

    Методы:

    по характеру познавательной деятельности

    • частично-поисковый;
    • поисковый;

    по степени активности учащихся

    • продуктивные;
    • творческие;

    по источнику знаний

    • словесные;
    • практические;
    • наглядные;
    • использование электронного носителя;

    стимулирования и мотивации

    • познавательные;
    • социальные;
    • эмоциональные;

    интеллектуальные

    • индуктивные;
    • дедуктивные;
    • сравнение;
    • классификация материала;

    контроля и самоконтроля

    • устный;
    • письменный;

    по организации деятельности:

    • индивидуальные;
    • групповые;
    • фронтальные.

    Оборудование:

     музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация, видеофрагменты, цветные карандаши, портрет Н.В.Гоголя,

    плакаты с пословицами о любви к Родине.

    Ход урока:

     Деятельность учителя

    Хронометраж

    Деятельность педагога психолога

    Деятельность учащихся

    1этап: Организационный (мотивационный)

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, подготовка исследования.

    Звучит музыкальная композиция №1

    Приветствие

    Слово учителя:

    Сегодня у нас нетрадиционный урок. Мы познакомились с одним из самых героических и драматичных, на мой взгляд, произведений русской литературы 19 века - повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Разобраться со сферой чувств в этом произведении и в наших сердцах нам поможет сегодня психолог. Предоставим слово Виктории Николаевне.

    1мин.

    Приветствие

    6 мин.

    Слово психолога. Упражнение №1

    Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека. 

    Эмоциональная оценка событий формируется на основе личного опыта человека, в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. Предлагаю Вам изобразить чувства в цвете.

    Найдите в своем листочке задание №1 Перед вами домики, их целая улица. В них живут чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

    Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, предательство, доброта, злоба, скука, восхищение. Спасибо за работу, отложите лист на край парты, мы к нему еще вернемся.

    Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №1, согласно инструкции психолога

     2 этап: Столкновение с проблемой исследования. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

     Цель: мотивация учащихся.

    Слово учителя:

    Попробуем определить, о каких чувствах мы будем сегодня разговаривать, а соответственно сформулируем и тему нашего урока, просмотрев кинофрагмент из экранизации

    повести режиссёра Владимира Бортко «Тарас Бульба»

     Просмотр кинофрагмента

    За что Тарас убивает своего сына?

    Основные проблемы, которые мы будем сегодня исследовать: что значит предательство Родины, что такое патриотизм, как повесть Гоголя помогает нам это понять?

    Тема урока: «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    5 мин.

    2мин.

    Учащиеся отвечают: за измену Родине, за предательство 

    3 этап: Актуализация знаний. Выдвижение рабочей версии исследования.

    Цель: проверка формирования теоретических знаний

    Слово учителя:

    Исследовать понятия «патриотизм», «предательство», обратившись к сфере чувств каждого нам поможет Виктория Николаевна. Послушаем её.

    Слово учителя:

    Продолжаем работать над антитезой

    «патриотизм» - «предательство».

    На прошлом уроке мы изучали термин

    «пафос литературного произведения».

    Что это такое?

    6 мнн.

    1мин.

    Слово психолога. Упражнение №2

    Определение понятий

    «Патриотизм», «предательство».

    Работа с ассоциативным рядом.

    На доске большими буквами написано «ПАТРИОТИЗМ». Психолог обращается к детям: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово патриотизм? (какой образ возникает). Ответы записываю на доске. Затем всем классом из написанных на доске определений выбирается общее определение патриотизма. Обратимся к словарю Ожегова, где слово патриотизм – «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

    А Википедия «патриотизм» трактует следующим образом — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

    А сейчас каждый из набора карт вслепую выберет карточку и скажет, как она может быть связана со словом ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

    Подводим вместе итог, сказанному, выбирая общее определение предательству. А Владимир Иванович Даль так определяет предательство – «изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться»

    Работа с набором метафорических ассоциативных карт «Переход»

    Учащиеся отвечают, активизируя воображение, память, эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: Отчизна, страна, Россия, личность, преданность, народ, любовь, герой, гордость, счастье, поступок, война и т.д.

    Учащиеся отвечают, опираясь на свой жизненный опыт, активизируя эмоциональную сферу. Примерные ассоциации: беда, горе, грусть, обман, измена, одиночество и т.д.

    Учащиеся отвечают: это эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности,

    эмоциональный настрой произведения.

    4 этап: Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания). Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

    Цель: проверка формирования навыков литературоведческого анализа, умений анализа эмоционального состояния человека.

    Слово учителя

    Исследование текста повести хочется продолжить высказыванием В.Г.Белинского

    о мастерстве Н.В.Гоголя. Прочтите его на слайде презентации.

    Докажите, что это так.

    Найдите в этом тексте художественные средства выразительности.

    Беседа

    Как в литературе называется изображение природы? Что олицетворяет собой поэтический образ степи?

    Что можно сказать об авторе, который создаёт такой удивительный образ родного края?

    Вывод:

    Таким образом, мы чувствуем патриотический пафос повести, когда читаем описание Н.В. Гоголем родной земли.

    Однако этого недостаточно для эпического произведения.

    5 мин.

    Учащиеся читают: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…»

    Учащиеся отвечают. Гл.2 Выразительное чтение отрывка «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее».

    Эпитеты: «девственная пустыня»

    Метафоры: «неизмеримые волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»

    Олицетворения: «сквозили волошки», «дрок выскакивал», «кашка пестрела», «колос наливался»

    «брызнули миллионы разных цветов»

    Гипербола: кони, скрывавшиеся в растениях, как в лесу

    «воздух был напоён тысячью разных птичьих свистов»

    Сравнения: «поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном»

    Риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»

    Пейзаж.

    Образ Родины.

    Он патриот.

    Физминутка: пальминг, музыкальная композиция №1 1 мин.

    5 этап: Включение нового знания в систему понятий учащихся. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.

    Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    Беседа

    Чем эпос отличается от лирики?

    Рассказ о событиях можно выстроить, создавая образы литературных героев во взаимодействии.

    Кто является главными героями повести?

    Сравнительная характеристика героев

    Дома вы по группам составляли характеристики главных героев повести.

    Исследуя антитезу «патриотизм-предательство», остановимся на сравнительной характеристике Остапа и Андрия.

    Расскажите о них по плану на слайде.

    Во время устных ответов учащихся просмотр видеофрагмента: «Измена Андрия», чтение учителем отрывка «Казнь Остапа»

    Слово учителя

    Кого мы можем назвать патриотом, кого предателем? Почему?

    8 мин.

    В эпических произведениях повествуется о событиях.

    Тарас Бульба, Остап, Андрий.

    Устные ответы учащихся:

    1)Портретная характеристика гл. 1

    2)Главное в характере героев гл.2

    3)Поведение в бою гл.5

    4)Гибель: измена Андрия гл.6,

    казнь Остапа гл.11

    5)Смысл противопоставления братьев: противопоставление патриотизма и предательства, силы духа и эгоизма

    6 этап: Подведение итогов исследования

    Цель: оценка результатов исследования, процесса их получения.

    Слово учителя

    Подведём итоги нашего исследования. Анализируя текст повести, мы наблюдаем ярко выраженный патриотический пафос произведения в образах, созданных писателем: образе Родины, образах главных героев.

    Беседу о произведении мы продолжим на следующем уроке, но уже сейчас нам хочется согласиться со словами

    В.Г.Белинского: «Тарас Бульба» - это дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, это резкий очерк героической жизни народа».

     Выставление отметок за урок.

    3 мин.

    7этап: Проектирование дифференцированного домашнего задания

    Цель: развитие умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль

    Задание базового уровня:

     устная характеристика Тараса Бульбы

    Задание повышенной сложности

    Синквейн «Патриот»

    2 мин.

    8 этап: Рефлексия

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

    7мин.

    Слово психолога

    Возьмите, пожалуйста, листы, на которых мы работали в начале урока. Найдите задание №2. В этих домиках жильцы необычные, здесь живут наши чувства. Я буду называть хозяина домика, а вы подберите подходящий на Ваш взгляд цвет и раскрасьте.

    В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

    Во втором – Тараса Бульбы.

    В третьем – сын Тараса Бульбы Остап

    В четвертом – сын Тараса Бульбы Андрий

    В пятом – мать Остапа и Андрия, жена Тараса Бульбы

    В шестом – прекрасная полячку, любовь Андрия

    В седьмом – патриотизм

    В восьмом – твои чувства, эмоции после прочтения повести

    В девятом – твои чувства, эмоции, после этого урока

    А в десятом герой повести, который, по Вашему мнению, похож на Вас. Когда вы закончите его раскрашивать, на ответном листе напишите кто это. Звучит музыкальная композиция №2

    Спасибо за работу. Спасибо за внимание.

    Учащиеся работают на индивидуальных листах (Приложение 1), выполняя задание №2, согласно инструкции психолога, под музыкальное сопровождение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

    В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

    Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

    Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

    Конспект к уроку литературы на тему "Капитанская дочка" 8 класс.

    Причина, по которой «Капитанскую дочку» будут читать и перечитывать по крайней мере до тех пор, пока не умрет русский язык....

    Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)

    Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...

    Бинарные уроки литературы и психологии

    В статье описывается опыт подготовки и проведения бинарного урока литературы и психологии в 7 классе....

    Конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира. 8 класс

    План-конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У.Шекспира может быть использован при изучении трагедии "Ромео и Джульеттта". Урок рассчитан на 2 часа...