Конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У. Шекспира. 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Устиева Натела Гайозовна

План-конспект бинарного урока литературы и английского языка по творчеству У.Шекспира может быть использован при изучении трагедии "Ромео и Джульеттта". Урок рассчитан на 2 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект         бинарного урока литературы и английского языка в 8-ом классе

Тема урока: У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Цель урока: 1) познакомить учащихся с творчеством В. Шекспира, показать, как отражено изучаемое произведение в других видах искусства (музыке, балете, кино); опираясь на изученные произведения русской классической литературы, сравнить отражение темы в произведениях разных авторов в разные эпохи;

                       2) дать учащимся возможность применить знания и навыки, полученные на других уроках;

                      3) развивать любовь к художественной литературе, обогащать их общий культурный уровень;

                      4) развивать умение работать индивидуально, в паре и в группе.

Ход урока: 

1. Вводная часть. Объяснение цели урока.

2. Просмотр  видеофрагмента из х/ф «Ромео и Джульетта» (реж. Дзефирелли)-    

    песня на празднике в доме Капулетти (“What is the youth”/ «Что такое              

    юность»).

3. Анализ текста песни:

 - Какое сравнение автор дает девушке и  юноше?

 - Почему автор считает, что любовь для него лучшая защита?

 - Всегда ли любовь «защита»? С чем он ее сравнивает?

    - Почему Купидон правит всеми нами?

4. Слово учителя:

    - О любви можно говорить бесконечно, ведь «на любви земля держится», как  гласит поговорка, и с этим трудно не согласиться, ибо способность любить - это высшее проявление духовности человека. Неслучайно тема любви была и остается одной из ведущих тем искусства, в чем мы не раз имели возможность убедиться на уроках литературы. Сегодня

нам предстоит понять, в чем непреходящее значение трагедии У.Шекспира  «Ромео и Джульетта» и как отразились в ней гуманистические идеи эпохи Возрождения.                            

5. Эпоха Ренессанса (сообщение уч-ся) с последующим мини-тестом:

       - Эпоха Возрождения – это очень важный этап развития европейской культуры. Провести строгие временные границы практически невозможно – это приблизительно

XIY – XYII века. Эту эпоху называли по–разному: французы – Ренессансом, европейцы – протестанты Реформацией, а потомки дали ей более точное название – Возрождение, поскольку она сопровождалась расцветом духовной жизни, «возрождением» античной культуры. Таким образом, это было время, когда создавалась новая культура, провозгласившая главной ценностью мира человека. Появилась новая гуманистическая идеология, суть которой составляло отстаивание духовной свободы. Она утверждала новый взгляд на человека, который основывался на вере в его силу и способности,  в его деятельную творческую энергию. По мнению гуманистов, человек должен быть честным, добрым, духовно и физически развитым, а самое главное – свободным. Именно в это время внимание к внутреннему миру человека становится доминирующим. Литература стремится показать сложные душевные состояния человека. Писателей интересуют возвышенные и искренние порывы чувств.

       Это не значит, что в произведениях этого времени нет отрицательных героев. Но художники слова глубоко исследуют светлое и красивое начало в человеке. Для живописи характерна та же тенденция, и если в полотна того времени, нельзя не заметить теплоту человеческих лиц и божественных ликов.

       Кс тати именно в этот период термин «личность» начинает приобретать современный нам смысл. Можно сказать, что свобода личности от социальных и психологических пут, свобода выбора, свобода воли – тот лейтмотив, которым эпоха Возрождения вошла в историю мировой культуры.

 6. Слово учителя: 

     - Эпоху, о которой идет речь, в английской литературе часто называют эпохой Шекспира, как самого яркого ее представителя в литературе.

7. Биография У. Шекспира (презентация уч-ся на английском языке).

8. Театр времен Шекспира (презентация уч-ся на английском языке).

9.История создания трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (сообщение учащегося):

     - Сюжет Шекспир позаимствовал у поэта Артура Брука, перу которого принадлежит «Графическая повесть о Ромеусе и Джульетте» (1562 г.) А. Брук, в свою очередь, заимствовал сюжет в четвертой книге Овидия «Метаморфозы», беря за основу миф о Пираме и Фисбе. Шекспир дополнил и переосмыслил канву поэмы Брука. Чтобы придать динамичность действию, драматург сократил его время. В поэме Брука события длятся более полугода и любящие наслаждаются счастьем три месяца. У Шекспира все происходит за пять дней и счастье Ромео и его возлюбленной коротко – всего несколько часов. Из времен года он избирает не зиму, как Брук, а весну – пору любви. Время создания  трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» приблизительно 1595 или 1596 год, напечатана она была в 1597 году.

10.Работа по содержанию трагедии «Ромео и Джульетта».

       1) Вспомним  определение понятия «трагедия».

       Трагедия – это один из трех жанров драматического произведения, в основе которого непримиримый конфликт героической личности с противостоящими ей силами судьбы, стихий, государства, общества; в этой борьбе герой гибнет физически, но нравственно побеждает, утверждая таким образом торжество олицетворяемых им добрых сил.

       2)Составление сюжетной канвы произведения (работа сопровождается презентацией):

           1. Трагедия начинается с пролога, в котором актеры рассказывают об основном содержании произведения и призывают зрителей к вниманию.

             2. Далее мы знакомимся с семьями Монтекки и Капулетти, которые постоянно враждуют, и от их междоусобицы страдает весь город Верона.

             3. Главными героями трагедии являются Ромео – единственный сын семьи Монтекки.

             4. И Джульетта – единственная дочь Капулетти.

             5. Синьор Монтекки обеспокоен мрачным настроением сына и тем, что тот часто исчезает из дома.

             6. Друзья Ромео зовут его на бал-маскарад, который должен состояться в доме Капулетти.

             7. На балу Ромео видит Джульетту, он очарован ее красотой.

             8. Одетый в одежду паломника, Ромео беседует с Джульеттой, не догадываясь, что она дочь хозяев дома. Чувство любви охватывает обоих.

             9. В ночь после бала Ромео проникает в сад Капулетти и слышит речь Джульетты.

Юные влюбленные открывают друг другу свои чувства и договариваются о встрече в келье монаха, чтобы обвенчаться.

           10. На следующий день монах брат Лоренцо венчает их.

           11. После венчания на площади Вероны вспыхивает очередная ссора, в которой принимают участие друзья Ромео и двоюродный брат Джульетты Тибальд. Раздираемый ненавистью к семье Монтекки, Тибальд убивает Меркуцио- родственника Герцога Вероны и друга Ромео. Ромео в отчаянии наносит Тибальду смертельный удар шпагой.

           12. Герцог изгоняет Ромео из Вероны.

           13. Ночью Ромео прощается со своей возлюбленной.

         14. На следующее утро происходит ссора Джульетты с отцом, который заставляет ее выйти замуж за родственника герцога молодого дворянина Париса.

           15. Брат Лоренцо, сочувствуя Джульетте, предлагает ей снадобье, которое введет ее в глубокий сон. По замыслу Лоренцо, ее близкие решат, что она умерла и перенесут ее в фамильный склеп. Тем временем он пошлет гонца к Ромео в Мантую и затем вместе с юношей будет ждать пробуждения Джульетты в склепе.

           16. Семья Капулетти находит по утру Джульетту спящей, ее принимают за мертвую и в отчаянии хоронят девушку в подвенечном платье.

           17. Слуга Ромео опережает посланника брата Лоренцо и приносит ему страшное известие. Ромео возвращается в Верону. У входа в склеп он встречает Париса. Между ними происходит с сора, Парис погибает. У гроба Джульетты Ромео выпивает яд. Проснувшаяся Джульетта видит возлюбленного мертвым. Не желая жить без него, она закалывает себя кинжалом.

          18. Брат Лоренцо рассказывает всем о случившемся. Обе семьи, охваченные горем. Осознают последствия своей вражды и мирятся у гроба своих детей.

          19. Трагедия заканчивается словами герцога: «Нет повести печальнее на свете. Чем повесть о Ромео и Джульетте».

     3) Аналитическая беседа:

   -Итак, в основе трагедии как жанра лежит конфликт. Можно ли считать противостояние Монтекки и Капулетти конфликтом произведения?

   (Нет, это лишь повод для конфликта. Враждующие дома, по сути, единомышленники. Образно говоря, они- по одну сторону баррикады. А по другую – влюбленные.)

     -Назовите, пожалуйста, ключевые, на ваш взгляд сцены и обоснуйте свой выбор. ( Озвучивание видеофрагментов из фильма Дзефирелли и экранизации балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева на русском и английском языках)

         1. Пролог. (Четырнадцать строк вместили все содержание пьесы).

         2. Сцена свидания Ромео и Джульетты в саду Капулетти.

           (Этот эпизод следует сразу после завязки. Здесь мы видим, как юные герои на глазах взрослеют.

            Ромео из сентиментального, несколько даже легкомысленного юноши превращается в мужчину, готового защищать свою любовь и честь до конца.

           Джульетта -в начале трагедии – наивная, покорная воле родителей девочка, непоседа, «барашек», как называет ее няня, Становится женщиной, способной пойти против традиций своего рода. Глубокое чувство пробуждает в ней мысль: что важнее - человек или его имя («Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»). Она полюбила человека, не зная его имени, значит имя - нечто второстепенное(«Ты б был собой не будучи Монтекки»).

          3. Сцена столкновения Тибальда с Ромео. Убийство Тибальдом Меркуцио, гибель самого Тибальда.( Данный эпизод следует сразу после венчания молодых влюбленных. Он важен, т.к. здесь, проверяется на прочность любовь наших героев. Смерть близких людей и последующее изгнание Ромео из Вероны не может разбить их счастья.

           Опять-таки образ Ромео дан в развитии никакие насмешки Тибальда, его откровенные нападки не находят отклика в душе Ромео: он говорит Тибальду, что любит ег окак брата. И только смерть Меркуцио вынуждает его взяться за оружие.

           Кроме того, в этом эпизоде наиболее ярко раскрывается истинная сущность Тибальда и Меркуцио, которого А.С.Пушкин назвал самым замечательным персонажем трагедии).

        4. Финал. (Он помогает понять читателю, что в бунтарстве молодых людей, в стремлении утвердить свою свободу, выражены свойства благородных душ, которые вечно будут волновать людей. Ромео и Джульетта погибают, едва испытав счастье любви, о которой мечтали и которую создали. Никто Джульетте не может заменить отравившегося Ромео. Любовь, с ее точки зрения, не повторяется, а без нее жизнь теряет смысл. Отняв у се6я жизнь, герои трагедии вынесли суровый приговор бесчеловечности,приговор куда более серьезный, чем тот, который вынес герцог Веронский Эскал.)

       -Можно ли сказать, что трагедия Шекспира - это трагедия любви?

        (Нет. Потому что Любовь Ромео и Джульетты преобразила не  только их самих, но и окружающих их людей. Их смерть дала пример новой жизни. Необузданность, своеволие, мстительность, бывшие некогда принципами жизни Монтекки и Капулетти, осуждены смертью молодых людей, т.е. самой жизнью, а не только властью. Так что любовь здесь торжествует над всем, что ей мешает: косностью, враждой, непониманием.)

       -Именно эта мысль Шекспира делает его трагедию бессмертной. Эта книга дарит читателю веру, что будущее светло, что оно за любовью.

Отсюда такой интерес к этой трагедии вот уже более четырех веков.

Об этом в нашей следующей презентации.

     11. «Ромео и Джульетта» в разных видах искусства». (Презентация уч-ся)

     12.  Обзор выставки книг.

     13.  Обзор иллюстраций к произведению, в том числе работ учащихся.

     14.  Отражение темы любви в сонетах  У.Шекспира.

     15. Вспоминаем, что это за литературный жанр.

     16. Чтение сонетов на русском и английском языках и исполнение песен на слова сонетов (под аккомпанемент гитары)

     17. Заключительное слово учителя.

   Домашнее задание.

 Мини-сочинение (по выбору):

  1. Герой  трагедии «Ромео и Джульетта», о котором мне хотелось бы рассказать.
  2. Какую бы любовь я хотел встретить в своей жизни. (Эссе – размышление).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по английскому языку по теме "Вильям Шекспир" в 6 классе

Урок-презентация посвящена биографии, домам-музеям великого поэта В.Шекспира. Данная разработка урока поможет закрепить лексику по теме, проверить знания учащихся по фактам, связанным с жизнью Ше...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

Заключительный интегрированный урок литературы и английского языка Сонеты Шекспира

Заключительный урок по творчеству Шекспира, в частности, по его сонетам, на английском и русском языках и анализ влияния его произведений на сонеты Дельвига, Ахматовой...

Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....

Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)

Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...

Интегрированный урок литературы и английского языка. Сонеты У. Шекспира.

Интегрированный урок литературы и английского языка.Сонеты У. Шекспира. Може т быть использован для работы в 9-ых классах для детей с ОВЗ...