Бинарные уроки литературы и психологии
статья по литературе (7 класс) на тему

Неволина Елена Александровна

В статье описывается опыт подготовки и проведения бинарного урока литературы и психологии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_psihologii_i_literatury.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

БИНАРНЫЙ УРОК ПСИХОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Неволина Е.А.

Жили-были два друга — Педагог и Психолог. Педагог в основном ходил в строгом костюме и носил с собой рамку, чтобы измерять знания, которые он давал. А ученики на его уроках узнавали так много нового, что зачастую не успевали все усвоить. И чем больше старался Педагог разными сложными методами преподносить свою науку, тем больше огорчался, когда видел, что интерес к его предмету становится все более формальным.

И тогда он пришел за советом к своему другу Психологу, который в это время сидел и думал о чем-то своем. — Я знаю в совершенстве свой предмет, — прервал его размышления Педагог, — я могу рассказать ребятам такое, чего они не прочитают ни в одном учебнике, но я не всегда знаю, как сохранить к моему предмету подлинный интерес. И тогда Психолог воскликнул:  — Как вовремя ты ко мне пришел! Как раз сейчас я сидел и думал о том, что могу помочь ребенку обрести гармонию с самим собой и раскрыть его способности. Могу научить его быть добрее и терпимее к другим. Могу раскрыть ему тайны мышления и памяти, рассказать о тонкостях человеческих отношений. Я могу дать ему еще много психологических знаний. Но только все эти знания могли бы быть сильнее в приложении к другим наукам. Давай объединим наши усилия! Ты покажешь своим ученикам океан знаний, а я покажу им, как можно выйти за рамки предмета, чтобы через свой опыт увидеть его связь с жизнью. Ведь именно оторванность знаний от жизни и гасит весь интерес к учению.

А на следующий день после проведенных совместных уроков, наградой за их труд был вопрос ребенка: «А когда будет ваш следующий урок?»

Так родилась интеграция.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология - это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

Одна из востребованных в последнее время технологий -  это интегрированная  образовательная технология, при использовании которой обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Задача интегрирования — не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего мира.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях и  предполагающие использование сплава из различных педагогических технологий. Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений.

Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два педагога - предметника.

Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как учителей, так и учащихся. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. Времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

 Порядок подготовки бинарных уроков:

 1-й этап: проводится анализ учебного материала двух дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2- й этап: совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них; необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.

3- й этап: подведение итогов, оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия.

        Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовка к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

В своей практике  мы проводили интегрированные уроки литературы и психологии, так как литература тесно связана с различными психическими процессами  формирующегося человека, особенно на этапе формирования мировоззрения, нравственных ценностей.

Проводя  бинарный урок литературы и психологии  в 7 классе по теме «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», мы как деятельностную  цель определяли

формирование у учащихся способности анализировать литературное произведение, способности анализировать эмоциональную сферу человека;

а как содержательную цель - расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов, формирование представлений о нравственных ценностях русского человека.

Выполняя серию заданий учителя литературы и психолога, учащиеся вместе пытались самостоятельно определить, что же такое «патриотизм «и «предательство» в понимании  Н.В.Гоголя и нашем современном понимании, что есть « патриотизм» и «предательство» для каждого из них.

В ходе урока использовались как традиционные педагогические технологии: технология учебного диалога, технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, технология проектной деятельности - так и психологические технологии: работа с ассоциативными рядами, работа с метафорическими картами.

Результаты урока нас порадовали:

  1. они активизировали творческую активность ребят: многие  из них выполнили домашнее задание по написанию синквейнов  «Патриотизм»;
  2. дальнейшие  исследования психолога показали, что уточнение характеристики чувств и придание им цвета,  формировало не только мотивацию, познавательный интерес, но и активизировало   воображение, память, мышление, уточнило собственную картину восприятия  характера героев,  оценки их поступков и своего отношения к этому; в процессе урока  учащиеся подключали свои чувства и прочтение повести стало для них личностно значимым;

3) использование приемов рисования и психологии  восприятия цвета организовали процесс рефлексии своих чувств и переживаний. Это позволило оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий

Бинарный урок – это одна из форм реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь метапредметных результатов и совершенствовать метапредметные компетентности учащихся.

Пример  детского синквейна на тему «Патриотизм»:

Родина

Любимая, хранимая.

Защищать, уважать, гордиться.

Жить - Родине служить!

Россия!

Обыночная Яна,13 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»

Бинарный урок литературы и английского языка  в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...

Конспект бинарного урока литературы и психологии в 7-ом классе"Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Материал представляет собой подробный конспект бинарного урока литературы и психологии в 7 классе "Патриотический пафос в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".Форма урока-урок-исследование....

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...