Н.В.Гоголь.Заколдованное место
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Таловская Лилия Владимировна

Вводный урок литературы в 5 классе по творчеству Н.В.Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.gogol_.zakoldovannoe_mesto.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»

      I. Проверка домашнего задания
      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

      
II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности
      Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого издания повестей.
      Возможен другой вариант работы: ученики самостоятельно читают учебную статью 
(с. 172—173 учебника), затем отвечают на вопросы учителя по тексту.
      Работаем с понятиями 
юмор, сатира, фантастика, гротеск (в тексте статьи они помечены звездочкой), находим объяснение этих слов в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце учебника.

      
III. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
      Ученики, которые выполняли индивидуальные задания, выразительно читают или пересказывают народные предания о кладах.
      
Сообщения учеников
      Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено... идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».
      Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:
      «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
      По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
      Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь» 
6.
      Можно порекомендовать детям литературу о кладах:
      
Горбовский А., Семенов Ю. Закрытые страницы истории. — M.: Мысль, 1989. — С. 83—99.
      Книга кладов: сборник сказок, преданий, легенд. — СПб., СЕВЕРО-ЗАПАД, 1995.
      Легенды. Предания. Бывальщины / сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. Н. А. Криничной. — M.: Современник, 1989. — С. 241—245.
      
Бурмистрова Л. Клады и сокровища. — М.: Белый город, 2000.

      — Как вы думаете, почему люди считали, что клады охраняет нечистая сила?
      — Есть ли, по-вашему, правда в этих рассказах? Что в них чудесного, фантастического?
      — Слышали ли вы сами легенды и предания о зарытых где-нибудь кладах?

      
IV. «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»
      
Комментированное чтение
      Мы рекомендуем комментированное чтение повести. На наш взгляд, не стоит заранее объяснять диалектизмы и устаревшие слова, которые употребляет Гоголь. Лучше, если дети будут пытаться определить смысл этих слов исходя из контекста и лишь потом искать значение незнакомого слова в сносках или выслушивать объяснение учителя. Такая работа развивает языковую интуицию, учит ставить вопросы к тексту.
      Очень важна хорошая подготовка учителя к выразительному чтению повести, правильное интонирование и эмоциональность. От этого зависит, насколько детям станет понятен юмор Гоголя. Чтение повести с комментариями занимает не менее двадцати пяти минут, повесть должна быть прочитана на уроке полностью. В соответствии с этим заранее определим, сколько времени мы можем потратить на другие этапы урока.

      
Домашнее задание
      Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе, ответы на 1-й, 2-й, 4-й вопросы учебника 
(с. 184) (нарисовать иллюстрацию к тексту повести). Подготовить выразительное чтение произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"

На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...

Урок по литературе Н.В. Гоголь "Заколдованное место"

Данный урок знакомит учащихся 5 класса с биографией Н.В. Гоголя, его творчеством, но в очень сжатом виде, так как знакомству с этим автором еще будет отведено особое место в других классах.В течение у...

Н.В. Гоголь «Заколдованное место» Урок литературы в 5 классе.

Цели урока:Образовательные:Пробудить интерес к личности Гоголя.Развивающие:Обучить умению находить «ключ» к пониманию личности писателя;развивать познавательную активность.Воспитательные: Воспиты...

Презентация "Н.В. Гоголь. Заколдованное место"

Презентация  по литературе  для 5 класса включает  биографию Н.В. Гоголя и материал для работы над повестью "Заколдованное место"...

Презентация по повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" 5 класс, ФГОС

Данная презентация поможет выяснить и закрепить значение непонятных для учащихся слов в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" (учебник Коровиной В.Я. Литература. 5 класс, 1 часть, ФГОС)...