Рабочая программа по литературе 10 - 11 классы
рабочая программа по литературе на тему

Логвинова Светлана Викторовна

Рабочая программа по литературе 10 - 11 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Восточное окружное управление образования

Департамента образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 633

Согласовано

Утверждаю

Управляющий совет ГБОУ СОШ №633

Директор ГБОУ СОШ №633

____________________(Новикова Т.А.)

____________________(Кондрашов А.В.)

«____» _____________ 20 г.

«____» _____________ 20 г.

Педсовет №___ от «__» _______20 г.

Образовательная программа ООО

ГБОУ СОШ №633

Рабочая программа

курса «Литература »

для обучающихся 10-11 классов

Автор: учитель русского языка литературы

Логвинова С.В.

Москва 2016/17г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) с изменениями от 31.12.2015г.

- Примерная основная образовательная программа НОО (fgosreestr.ru)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №87 «О внесении изменений в № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015, от 28.12.2015, от 26.01.2016)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. №729 с изменениями от 13.01.2011 г. №2 об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допущены к использованию в образовательной деятельности

Данная рабочая программа по литературе составлена для 10-11 классов  на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004),  Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе  и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. -М.; Просвещение, 2008)  

Программа реализована в учебниках:

  1. Лебедева Ю.В. и др. Литература. 10 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2008
  2. Журавлев В.П. и др. Литература. 11 кл.: Учеб.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011

            Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 10-11 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа (3 часа в неделю) в 10 классе и 102 часа (3 часа в неделю) в 11 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

                                              Цели и задачи преподавания литературы

Главная цель – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования  направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение;
  3. различные виды пересказа;
  4. заучивание наизусть стихотворных текстов;
  5. определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  6. анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  7. выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  8. участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  9. подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


                          Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумываются над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературы, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

                               

                2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников по литературе

 за курс Х – XI класса

Выпускники должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.
  5. Основные понятия по теории литературы.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи.

Выпускники должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРА

                                                    10 класс (102 ч.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Лебедева Ю.В. «Литература» 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

Введение. Россия в первой половине 19 века. Исторические события.  Общественная мысль. Русская литература первой половины 19 века в контексте мировой культуры.(1ч.)

1. Периодизация исторического и литературного развития. Россия 1795 – 1815 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Общественное мнение в России о Французской революции. «Дней Александровых прекрасное начало». Просвещение в Европе и в России. Расцвет и кризис классицизма и просветительства в России. Жанр оды. Оды Державина. Ода «Бог». «Русские девушки». «Фелица». «Снегирь». Сентиментализм и его жанры. Русский романтизм.

2. Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ в., основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса

3. Тезисный план или конспект лекции учителя.

 Теория литературы.  Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Элегия.  Баллада.

Россия 1816 – 1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. (3ч.)

1.  «Союз спасения». «Союз благоденствия». Северные и южные декабристские общества. Восстание декабристов. Состояние общественной мысли и литературы.  «История государства Российского» Н.М.Карамзина.

2. Знать: общую характеристику и своеобразие декабристской литературы.

Уметь: составлять тезисный план или конспект лекции учителя, делать сообщение, выразительно читать поэтические тексты.

3. Работа со словарём. Конспектирование. Устные сообщения. Выразительное чтение.

Творчество А.С.Пушкина (7 + 2р.р.)

1. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики А.С.Пушкина. Вольнолюбивая лирика. Романтические поэмы А.С.Пушкина. «Петербургская повесть “Медный всадник”». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

2. Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

   Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров.

Теория литературы. Развитие понятия о романтизме.    Лирика. Поэма. Повесть.

Творчество М.Ю.Лермонтова (6 + 1 р.р.)

1.  Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).   Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание». Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары.

2.Знать: основные факты жизни и творчества писателя., содержание изученных произведений.

   Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения,  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выявлять авторскую позицию в произведении, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров.

3. Сочинение на литературную тему. Зачет.

Теория литературы. Трагедия. Романтическая лирика. Романтическая поэма.

Творчество Н.В.Гоголя ( 4 + 1 р.р.)

1. Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир. Сборник повестей «Вечера на хуторе…»; «Миргород».   «Невский проспект». Образ Петербурга.  «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

2. Знать: основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя,  теоретико-литературные понятия, о роли творчества Н. В. Гоголя

   Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

3. Сочинение на литературную тему.

Теория литературы. Романтизм. Реализм. Фантастика. Гротеск. Цикл повестей. Сатира.

Творчество И. А. Гончарова ( 6 ч)

1. И. А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути.  Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль

Обломов и Штольц.. Сравнительная характеристика. Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна («Обломов» как роман о любви). Роман Гончарова «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин и Д. И. Писарев о романе и его герое)

2. Знать биографию писателя, содержание романа «Обломов».

    Уметь делать сравнительную характеристику героев.

3. Применять план характеристики героя, анализ эпизода.

Теория литературы.  Художественная деталь, символический подтекст, утопические мотивы.

Творчество А. Н. Островского (6 + 1 р.р.)

1. Художественный мир А. Н. Островского. Русский театр. Драма «Гроза. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Трагедия героини. Кульминация и развязка пьесы «Гроза». . Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Символизм пьесы.

2. Знать: жизненный и творческий путь А.Н. Островского, содержание пьесы «Гроза».

   Уметь: анализировать драматическое произведение, составлять характеристики героев.

3. Применять навык анализа драматического произведения.

Теория литературы. Комедия, мелодрама как жанр. Драматургический конфликт. Художественное пространство.

Творчество И. С. Тургенева ( 9 + 1 р.р.)

1. Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя «Записки охотника» и их место в русской литературе. И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Смысл заглавия. Идейно-художественное своеобразие. Проблематика. Композиция. Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками. Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова. Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в романе.  Смерть Е. Базарова. Эпилог романа. Размышления на тему «Философский смысл финала романа».  Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

2.Знать: жизненный и творческий путь И.С. Тургенева, содержание романа «Отцы и дети».

Уметь: анализировать содержание романа «Отцы и дети».

3. Применять план анализа художественного произведения.   Работа с критической литературой. Тест.

Теория литературы. Развитие понятия о романе.

Творчество Н. А. Некрасова (7+1р/р)

1. Личность и судьба Н. А. Некрасова. Художественный мир поэта. Основные темы и идеи лирики:

– о назначении поэта и роли поэзии в жизни общества («Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро…»);

– тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре...»);

– вольнолюбивая лирика («Рыцарь на час», «Пророк»);

– идеал общественного деятеля («Памяти Добролюбова», «Сеятелям»);

– Некрасов-сатирик («Колыбельная», «Нравственный человек»);

– любовная лирика («Мы с тобой бестолковые люди…», «Зине», «Тяжелый крест достался ей…», «Я не люблю…»). Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме. Образы крестьянок. Женская доля на Руси. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысла жизни

2.Знать: жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова, содержание его произведений, основные темы и мотивы лирики Некрасова.

 Уметь: анализировать стихи Некрасова, поэму «Кому на Руси жить хорошо».

3. Применять план анализа лирического произведения, выразительное чтение.

Теория литературы. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Литература второй половины 19 века

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Герой времени в литературе 1850 – 1870 г.г. Выбор пути.

Русская поэзия второй половины 19 века ( 6 ч.)

1. Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Своеобразие его художественного мира. Основные темы поэзии. Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»). Любовная лирика («Я помню время золотое…», «К. Б.»).  Тема поэта и поэзии («Нам не дано предугадать…»); место человека в мире  («Цицерон», «Два голоса»), тема России («Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…». Художественный мир А. А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии (тема поэта и поэзии: «Поэтам», «Муза»; любви: «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыханье...»). Философия природы в лирике Фета  («Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта...» и др.).

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

2.Знать жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева, основные темы и мотивы его лирики.   Жизненный и творческий путь А.А. Фета, основные темы и мотивы его лирики.

  Уметь анализировать стихи Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого.

3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения

Теория литературы. Художественный мир, антитеза, философская лирика, философская ода, диалогичность.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина ( 2ч.)

1. Жизнь и творчество, художественный мир писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

2. Знать: биографию писателя содержание его произведений.

  Уметь: анализировать сказки и романы М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Применять выразительное чтение, различные виды пересказов, анализ эпизода, характеристику героев.

Теория литературы. Понятие об условности в искусстве ( эзопов язык, гротеск)

Творчество Ф. М. Достоевского (8 ч )

1.         Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского.

«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.

Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.

2. Знать: этапы биографии и творчества Достоевского, содержание романа «Преступление и наказание».

Уметь: анализировать  роман «Преступление и наказание».

3. Применять различные виды пересказов, выборочное чтение, чтение по ролям, план анализа эпизода, план характеристики художественного произведения.

Теория литературы. Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.

Творчество Л. Н. Толстого ( 20 + 1 р.р.)

1. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм

И бездуховность. Духовные искания Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире.

2.  Знать: страницы великой жизни Л.Н.Толстого, содержание его произведений.

   Уметь: анализировать рассказы Толстого и его роман-эпопею «Война и мир», ориентироваться в содержании романа, выбирать нужное.

3. Применять навык анализа художественного произведения, умение писать сочинение на заданную тему.

Теория литературы. Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев.

Творчество Н. С. Лескова (2 ч.)

1. Николай Степанович Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести Лескова.

2.  Знать: этапы жизни и творчества Н.С. Лескова, содержание повести «Очарованный странник».

Уметь: анализировать  повесть «Очарованный странник».

3. Применять анализ художественного произведения.

Теория литературы. «Лесковский человек». Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Творчество А. П. Чехова (7ч.)

1. Художественный мир А. П. Чехова. Основные черты чеховской поэтики. Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие. Душевная деградация человека

в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа.  Принципы  «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы  (сад как символ комедии). Загадка Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или «нежная душа?»

2. Знать: основные факты жизни и творчества писателя,  содержание изученного произведения.

   Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; подтверждать главную мысль Чехова: «Не теряйте в себе человека» – примерами из его произведений, излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров.

3. Сравнительный анализ.

Теория литературы. Безыдейный юмор. Комедия. «Маленький человек». Пейзаж настроения. Психологическая драма. «Футлярное» сознание.

                                                                                   11 класс (102 часа)

                 Введение (1ч )

        Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

    Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

        Проза начала XX века  (15ч.)

Иван Алексеевич Бунин.   (6ч.)

    Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен выбор других пяти стихотворений).  Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

   Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.

  Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ (углубление представлений).

 Александр Иванович Куприн. (3ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

   Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький (6ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

   «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).  

Серебряный век русской поэзии (22 ч.)  

Символизм  (3ч.)

   «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

   «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

   Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

   Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

   Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.

   Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник».

   Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

   Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.

Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (3ч.)

   Н. С. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.  Западноевропейские и отечественные истоки акмеизмаОбзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

   Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

   Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или  другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм (1ч.)

   Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский,  Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

   Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Слово о поэте.

   Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

  Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок (5ч.)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.  Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия. (Обзор) Николай Алексеевич Клюев (1ч.)Слово о поэте.Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.

Сергей Александрович Есенин ((5ч.)

 Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные произведения обязательны для изучения).«Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Возвращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органического образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Владимир Владимирович Маяковский (4ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)

  Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).    Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

            Литература 20-х годов XX века  (4ч)

    Обзор с монографическим изучением одного — двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса (4ч.)

   Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

   Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

   Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

   Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева).      

   Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

   Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).

   Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

 Литература 30-х годов.  (35ч)

                        Творческие поиски писателей в 30-е   годы (1ч.)

   Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

   Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

   Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов.«Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

   Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского,  В. Луговского и др.

              Михаил Афанасьевич Булгаков (9ч.)

    Жизнь и творчество (обзор).

    Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»,

  (Изучается один из романов — по выбору). История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Сатирическое изображение трусов, приспособленцев, предателей. Символическое звучание образа Города. Алексей Турбин как защитник и охранитель Дома, Отчизны. Смысл финала романа.  История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

    Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В. Гоголь).

   Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Булгаков в трактовке современного театра (анализ театральных постановок по произведениям писателя).

 Андрей Платонович Платонов (2ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы  

Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

 Анна Андреевна Ахматова (4ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

  Поэма «Реквием». Неразделенность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX — начала XXI   веков.

   Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

 Осип Эмильевич Мандельштам (2ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...».(Возможен выбор 3—4 других стихотворений.)

   Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

 Марина Ивановна Цветаева (2ч.)  

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотворений.)

   Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога — исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.

   Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

      Борис Леонидович Пастернак (4ч.)

 Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика

поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Михаил Александрович Шолохов ( 11ч.)

    Жизнь. Творчество. Личность (обзор).

   «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса.«Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

  Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

                                  Литература периода   Великой Отечественной войны(5 ч.)

 Обзор (1ч )

  Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.        

  Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, Б. Горбатова, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»,

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Александр Трифонович Твардовский (2ч.)

   Жизнь и творчество. Личность  и творчество(обзор).

   Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери»,         «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательные  для изучения).

  «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

 Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Александр Исаевич Солженицын ( 2ч.)

   Жизнь. Творчество. Личность (обзор).

   Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

                         Литература 50—90-х годов XX века.  ( 15ч.)

                Обзор(1ч)

 Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников «Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

 Варлам Тихонович Шаламов (1ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

 Николай Михайлович Рубцов (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Звезда полей», «В горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)

   Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

 Виктор Петрович Астафьев (2ч.)

    Жизнь и творчество (обзор).

   «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

 Валентин Григорьевич Распутин (2ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

  «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем «Живи и помни» с традициями русской классики.

  Иосиф Александрович Бродский (1ч.)

   Жизнь и творчество (обзор).

   Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.)

  Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.  Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава (1ч.)

    Слово о поэте.

    Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

   Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

  Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов ( 1ч.)

 Жизнь и творчество (обзор).

  Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов ( 1ч.)

   Слово о драматурге.Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

 

Из литературы народов России (1ч)

   Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века (3ч)

   Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

                           

                                                   

                                 4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                      10 класс

                       Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Уроки по развитию речи

1.

Русская литература XIX века

4

-

2.

Творчество А.С.Пушкина

7

2

3.

ТворчествоМ.Ю.Лермонтова

6

1

4.

Творчество Н.В.Гоголя

4

1

5.

Творчество И.А.Гончарова

6

-

6.

Творчество А.Н.Островского

6

1

7.

Творчество И.С.Тургенева

9

1

8.

Творчество Н.А.Некрасова

7

1

9.

Русская поэзия второй половины XIX века

6

-

10.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

2

-

11.

Творчество Ф.М.Достоевского

8

-

12.

Творчество Л.Н.Толстого

20

1

13.

Творчество Н.С. Лескова

2

-

14.

Творчество А.П.Чехова

7

-

                                                             

                                                                        11 класс

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Уроки по развитию речи

1.

Введение

1

-

2.

Проза XX века: И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький

13

2

3.

Серебряный век русской поэзии

20

2

4.

Литература 20гг. ХХ века

4

-

5.

Литература 30гг. ХХ века

31

4

6.

Литература периода ВОв

5

-

7.

Литература 50-90гг. ХХ века

14

-

8.

Из литературы народов России

1

-

9.

Литература конца ХХ века – начала ХХ1 века

3

-

10.

Резерв

2

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....