Задания для ОГЭ по литературе.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

В материале представлены задания для подготовки к ОГЭ по литературе, даны ответы и комментарии к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл задания огэ49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка заданий для контента «Сетевой класс «Белогорье»

ГИА. Литература

Полухина Татьяна Олеговна,

 учитель МБОУ «СОШ № 12 с УИОП» г. Старый Оскол,

 Белгородской области

Задание 1.2.3

Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа.

Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.

Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Общий ход рассуждения.

  1. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Критерий

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения 

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

           2

 б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

           1

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

           0

  1. Глубина приводимых суждений и убедительность

аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел);

при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы;

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

           2

б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа;

и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и/или ограничивается изложением своей точки зрения;

и/или не все тезисы аргументирует;

и/или отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и/или допускает 1–2 фактические ошибки

           1

в) экзаменуемый не справляется с заданием:

не даёт ответа на вопрос;

и/или подменяет анализ пересказом текста;

и/или допускает более 2 фактических ошибок

           0

3.  Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

           

          1

б) допущено более 2-х речевых ошибок

           

          0

Максимальный балл

           5

  1. Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).
  2. Обязательно следует сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

Необходимо выявить сходные (близкие) аспекты художественных произведений (некорректно писать «одинаковые», «равнозначные»), а также те, которые являются самобытными или составляют особенность именно этого произведения (при широком подходе, все произведения отличаются друг от друга, поэтому нельзя писать «отличительные черты», «один фрагмент не похож на другой» и т.п.). Выявив смежные и особенные черты произведений, сосредоточьтесь на причинах, их породивших: литературная традиция, особенности эпохи, личное знакомство авторов, следование канонам одного (или разных) направления (течения) в литературном процессе, особенности метода, поэтики писателя и т.д.

Необходимо четко проводить аналогии с другими изученными произведениями, чтобы проиллюстрировать художественное произведение в литературном контексте, по возможности указав традиции (то, как подобная проблема рассматривалась ДО написания произведения) произведения и развитие его проблематики в литературном процессе (то, как ПОСЛЕ написания произведения, проблемы, затронутые автором, проявлялись в других текстах русской литературы);

  1. В ответе необходимо учитывать авторский замысел.
  2. Не прибегать к пересказу, при необходимости можно цитировать фрагмент текста, но обязательно давать комментарий к цитате.
  3. Продемонстрировать знание особенностей творчества поэта.
  4.  При проведении литературных параллелей обязательно опирайтесь на исходный текст и авторскую позицию, четко аргументируя свое обращение к тому или иному автору, произведению и т.п.: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества поэта (писателя) предложен для рассмотрения, при необходимости, излагая свою точку зрения.
  5.  Проверить грамотность написанного и достоверность изложенных фактов.

Пример ответа.

Эти два стихотворения схожи темой. Тема обоих стихов – человек и природа. Оба автора, и Тютчев, и Лермонтов, увидели гармонию природы, но Лермонтов более явно говорит об этом. Если Тютчев «зашифровал» в финальных строках весь этот смысл, то Лермонтов говорит более открыто и на своём примере, а не обобщенно, как у Тютчева.

Комментарий

Экзаменуемый лишь частично справился с заданием (определил параметры сравнения, обозначил различия). Экзаменуемый понимает суть вопроса, но искажает авторскую позицию; не все высказанные им тезисы аргументированы.

Речевое оформление работы слабое: стилистически неуместное употребление слова «зашифровал», повтор слов в соседних предложениях («темой» - «тема»), некорректное образование аналитической сравнительной степени наречия: «более явно».

Оценка 1 балл (соответственно по критериям: 1;0;0).

I вариант

Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей - красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

                          А. Блок

1.2.3. Сравните стихотворение А. Блока «Летний вечер» с элегией В.А. Жуковского «Вечер». Что общего в настроении, которым проникнуты эти  произведения?

Пример ответа

Эти стихотворения передают сходное настроение. Лирический герой элегии В.А. Жуковского  грустит, он задумчив, устал от внешней суеты. Он ни о чем не переживает, душа его спокойна. Такому состоянию способствует природа. Вокруг тихо, все погружается во тьму, везде покой. Сходным настроением проникнуто стихотворение А. Блока. Природа объята дремотой, замирает песня среди вечерней тишины, нет ни ветерка, ни вскрика птицы. Автор призывает забыть все заботы, которые мучили днем, оставить суету и без цели мчаться вперед, навстречу ночи, тишине, луне.  

Комментарий.

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, учитывает авторский замысел.

Ответ экзаменуемого отражает знание речевых норм, речевых ошибок нет.

Оценка 5 баллов.

II вариант

Была ты всех ярче, верней и прелестней,

Не кляни же меня, не кляни!

 Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни...

Что было любимо - все мимо, мимо...

Впереди - неизвестность пути...

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо... прости!

                                        А.А. Блок

1.2.3. Сравни стихотворение А.А. Блока «Была ты всех ярче, верней и прелестней…» со стихотворением А.С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может…». В чем различие этих произведений?

Пример ответа

А.С. Пушкин в своем поэтическом прощании вспоминает лучшее, что у него было, выражает нежность к любимому человеку, желает такой же сильной, искренней любви. Стихотворение проникнуто «светлой грустью», надеждой на счастье. А.А. Блок же отражает разрыв связей, ощущение невозможности счастья. В этом произведении – радость освобождения от любовных уз. Прошлое забыто, все, что было дорого и любимо, пролетело мимо. Два раза в тексте встречается слово «невозвратимо». Автор дает понять, что ничего нельзя вернуть. Впереди  герой тоже не видит светлого будущего, его ждет неизвестность пути. В стихотворении остро чувствуется безнадежность, тоска, потерянность.

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, отражает авторский замысел, подтверждает тезисы примерами из текста.

Речевых ошибок нет.

Оценка 5 баллов.

III вариант

Поэт

 Он бледен. Мыслит страшный путь.

 В его душе живут виденья.

 Ударом жизни вбита грудь,

 А щеки выпили сомненья.

 Клоками сбиты волоса,

 Чело высокое в морщинах,

 Но ясных грез его краса

 Горит в продуманных картинах.

 Сидит он в тесном чердаке,

 Огарок свечки режет взоры,

 А карандаш в его руке

 Ведет с ним тайно разговоры.

 Он пишет песню грустных дум,

 Он ловит сердцем тень былого.

 И этот шум, душевный шум...

 Снесет он завтра за целковый.

                                                 С. А. Есенин

1.2.3. Сравните стихотворение С.Есенина «Поэт» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Смерь поэта». Чем схожи образы поэта в этих произведениях?

Пример ответа

М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении создает образ поэта в следующих строчках: «невольник чести», «поникнув гордой головой», «один, как прежде», «дивный гений», «славное чело», «приют певца угрюм и тесен», «…гнали его свободный, смелый дар», «звуки чудных песен». С.А. Есенин рисует похожий образ: «он бледен», «чело высокое в морщинах», «сидит он в тесном чердаке», «пишет песню грустных дум».

Комментарий

Экзаменуемый не справился с ответом. Он не смог построить сравнительную характеристику стихотворений, не дал прямой связный ответ, учитывающий авторскую позицию.

Оценка 0 баллов.

IV вариант

Поэт и толпа

 Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

 И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Поэт.

 Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы всё — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

Печной горшок тебе дороже:

Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

 Нет, если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Поэт.

 Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры; —

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор, — полезный труд! —

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

                                 А.С. Пушкин

1.2.3. Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа» со стихотворением Н.А. Некрасова «Элегия». Каковы различия в понимании предназначения поэта в этих произведениях?

Пример ответа

В обоих стихотворениях затрагивается тема предназначения поэта. Н.А. Некрасов считает, что главное назначение поэта – служение народу. Привлекать внимание к народным бедам – вот чему должна служить лира. А.С. Пушкин считает, что поэт не создан для житейских волнений, мирские проблемы не должны его интересовать. Народ – это толпа, «чернь тупая», «раб нужды, забот», который требует пользы от божественного дара. Но поэту нет дела до малодушной толпы. Он рожден не для битв, а для вдохновенья, звуков сладких, молитв.

Комментарий

 Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, учитывает авторский замысел. Экзаменуемый подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста.

В речевом оформлении допущен повтор однокоренных слов «народу», «народным», «служение», «служить».

Оценка 4 балла.

V вариант

Тени сизые смесились,

 Цвет поблекнул, звук уснул —

 Жизнь, движенье разрешились

 В сумрак зыбкий, в дальний гул...

 Мотылька полет незримый

 Слышен в воздухе ночном...

 Час тоски невыразимой!..

 Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

 Лейся в глубь моей души,

 Тихий, томный, благовонный,

 Все залей и утиши.

 Чувства — мглой самозабвенья

 Переполни через край!..

 Дай вкусить уничтоженья,

 С миром дремлющим смешай!

                                       Ф.И. Тютчев

1.2.3. Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» со стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь». Что общего в настроении, которым проникнуты эти произведения?

Примерный ответ

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет обращаются к изображению ночи. Это время, когда природа преображается. Лирический герой произведений находится в гармонии с природой: «Все во мне, и я во всем!..» Он переполнен чувствами, которые выплескиваются в «невольную» песню. Ночь – это время объединения со спящим миром, время полутонов, тайн. Душа лирического героя ощущает тревогу и любовь в песнях соловья, ей хочется покоя, умиротворения, которое дарит сумрак.

Комментарий

Экзаменуемый справился с заданием (определил параметры сравнения, обозначил общие черты). Экзаменуемый понимает суть вопроса, дает связный ответ, аргументируя тезисы примерами из текста.

Речевых ошибок нет.

Оценка 4 балла.

VI вариант

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

 Я так мила.

 Весь бархат мой с его живым миганьем -

 Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

 Куда спешу?

 Здесь на цветок я лёгкий опустилась

 И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

 Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

 И улечу.

                                                 А.А. Фет

1.2.3. Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…» со стихотворением А.А. Фета «Бабочка». Что сближает эти произведения?

Пример ответа

Эти стихотворения объединяет тема мимолетности мгновения. Неожиданно на небе появляется воздушная арка, яркая, прекрасная, «нега для очей». Вдруг бабочка опустилась на цветок, раскрыв бархат крыльев, позволяя любоваться ее «воздушным очертаньем». Но через минуту радуга гаснет, бабочка готова вот-вот раскинуть крылья и улететь. Лишь мгновенье позволено нам любоваться их красотой. Отсюда и грусть от осознания того, что все проходит.

Комментарий

 Данный ответ можно считать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику. Экзаменуемый понимает суть вопроса, но ограничивается изложением своей точки зрения.

Речевых ошибок нет.

Оценка 4 балла.

VII вариант

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

 Я так мила.

 Весь бархат мой с его живым миганьем -

 Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

 Куда спешу?

 Здесь на цветок я лёгкий опустилась

 И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

 Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

 И улечу.

                                                 А.А. Фет

1.2.3 Сравните стихотворение А.А. Фета "Мотылек мальчику" и "Бабочка".  Что общего в проблематике этих произведений?

Пример ответа

Эти стихотворения объединяет проблема мимолетности мгновенья. В стихотворении "Мотылек мальчику" мотылек просит сохранить ему жизнь, чтобы насладиться прекрасным солнечным днем. Ведь все равно он скоро умрет. Его жизнь и так очень коротка: "Позволь мне жизнию упиться день один..." В другом стихотворении А.А. Фета бабочка присела на цветок, позволяя любоваться красотой ее бархатных крыльев. Но это всего лишь на мгновенье:

                   Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

                   И улечу.

Автор учить ценить каждое мгновенье жизни, ведь все быстротечно.

 Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, отражает авторский замысел, подтверждает тезисы примерами из текста.

Речевых ошибок нет.

Оценка 5 баллов.

VIII вариант

Музыка

 В ней что-то чудотворное горит,

 И на глазах ее края гранятся.

 Она одна со мною говорит,

 Когда другие подойти боятся.

 Когда последний друг отвел глаза,

 Она была со мной в моей могиле

 И пела словно первая гроза

 Иль будто все цветы заговорили.

                                                          А.А. Ахматова

1.2.3. Сравните стихотворение А.А. Ахматовой «Музыка» со стихотворением А.А. Блока «Я никогда не понимал…» Что сближает эти произведения?

Пример ответа

Эти стихотворения о музыке. Она играет большую роль в жизни человека.  Она способна оживить прошлое, вернуть былую красоту. Музыка одна говорит с лирической героиней, когда другие боятся подойти, отводят глаза. Музыка сопровождает героиню до могилы.

Комментарий

Экзаменуемый лишь частично справился с заданием, сравнил тексты по указанному направлению анализа, но допустил нарушения в построении сравнительной характеристики. Экзаменуемый понимает суть вопроса, но ограничивается изложением своей точки зрения.

В речевом оформлении можно отметить повтор слов «она», «музыка».

Оценка 3  балла.

IX вариант

Жди меня, и я вернусь.

 Только очень жди,

 Жди, когда наводят грусть

 Желтые дожди,

 Жди, когда снега метут,

 Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут,

 Позабыв вчера.

 Жди, когда из дальних мест

 Писем не придет,

 Жди, когда уж надоест

 Всем, кто вместе ждет.

 Жди меня, и я вернусь,

 Не желай добра

 Всем, кто знает наизусть,

 Что забыть пора.

 Пусть поверят сын и мать

 В то, что нет меня,

 Пусть друзья устанут ждать,

 Сядут у огня,

 Выпьют горькое вино

 На помин души...

 Жди. И с ними заодно

 Выпить не спеши.

 Жди меня, и я вернусь,

 Всем смертям назло.

 Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: - Повезло.

 Не понять, не ждавшим им,

 Как среди огня

 Ожиданием своим

 Ты спасла меня.

 Как я выжил, будем знать

 Только мы с тобой,-

 Просто ты умела ждать,

 Как никто другой.

                                 К. Симонов

1.2. 3. Сравните стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…» со стихотворением А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…». Что сближает эти произведения?

Примерный ответ

Стихотворения К. Симонова и А. Суркова объединяет тема любви, которая помогает выжить во время войны. Герои стихотворений далеко от своих любимых, но они хотят, чтобы их услышали через сотни километров. Герои уверены, что сила любви может уберечь их от опасности, сохранить живыми и невредимыми. Любовь согревает в мороз, радует, когда «наводят грусть желтые дожди». Если сильно верить в ее силу, то она может творить чудеса. Особенно любовь помогает на войне. Когда тяжело, когда до смерти несколько шагов, герою нужно знать, что кто-то его очень ждет.

Комментарий

Экзаменуемый  частично справился с заданием, наметил основное направление сравнительной характеристики, дал связный ответ, изложил свою точку зрения. В речевом оформлении можно отметить повторы.

Оценка 3 балла.

X вариант

Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

                                         И.А. Бунин

1.2.3. Сравните стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество»  со стихотворением И.А. Бунина «Слово». Что сближает эти произведения?

Пример ответа

И.А. Бунин и А.А. Ахматова говорят, что главное достояние народа – это речь, великое русское слово. Его нужно беречь, особенно в тяжелые и страшные времена. Слова А.А. Ахматовой звучат как клятва, обещание несмотря ни на что сохранить русскую речь свободной и чистой и передать ее такой внукам. И.А. Бунин считает, что слово – живое, только оно звучит на «мировом погосте», поэтому мы должны уметь беречь его.

Комментарий

Экзаменуемый сравнивает тексты по направлению, данному в задании, но допускает ошибки в построении сравнительной характеристики. Экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел).

Речевых ошибок нет.

Оценка 4  балла.

XI вариант

Пророк

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"

                 М.Ю. Лермонтов

1.2.3. Сравните стихотворение М.Ю. Лермонтова "Пророк" со стихотворением А.С. Пушкина "Эхо". Что общего в раскрытии роли поэта в жизни общества?

Пример ответа

В стихотворении М.Ю. Лермонтова "Пророк" и А.С. Пушкина "Эхо" раскрывается роль поэта в жизни общества. В своем произведении А.С. Пушкин выражает мысль о том, что поэту не приходится рассчитывать на достойное отношение к нему со стороны общества:

           Тебе ж нет отзыва… Таков

          И ты, поэт!

Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова  начал провозглашать "любви и правды чистые ученья". За это он стал презираем окружающими:

                    В меня все ближние мои

                     Бросали бешено каменья...

Таким образом, оба автора говорят, что поэты чутко откликаются на любые события, а общество не прислушивается к ним.

Комментарий

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, отражает авторский замысел, подтверждает тезисы примерами из текста.

Речевых ошибок нет.

Оценка 5 баллов.

XII вариант

Родная картина

Стаи птиц. Дороги лента.

 Повалившийся плетень.

 С отуманенного неба

 Грустно смотрит тусклый день,

Ряд берёз, и вид унылый

 Придорожного столба.

 Как под гнётом тяжкой скорби,

 Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак, -

 И невольно рвёшься вдаль,

 И невольно давит душу

 Бесконечная печаль.

                                К. Бальмонт

1.2.3 Сравните стихотворение К. Бальмонта «Родная картина» со стихотворением С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…». Чем различаются образы родины, созданные в этих произведениях?

Примерный ответ

Стихотворения С.А. Есенина и К. Бальмонта объединяет тема родины, но раскрыта она по-разному. С. А. Есенин передает нежную любовь к родному краю. Его Русь – это березняк, который хранит грусть старой матери, луна, седина в бороде отца, которая похожа на «яблонный цвет». Лирический герой тоскует по своей родине, переживает за ее судьбу. К. Бальмонт создает совершенно иной образ России. Мы видим «повалившийся плетень», «ряд берез», «придорожный столб», избу, которая покачнулась, «как под гнетом тяжкой скорби». Во всем царит уныние, небо затуманено, день тусклый, полусвет и полусумрак. Лирический герой стихотворения не может спокойно смотреть на эту картину, печаль подавляет, угнетает, он стремится куда-то вдаль.

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, учитывает авторский замысел. Экзаменуемый подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста.

Речевые ошибки отсутствуют.

Оценка 5 баллов.

XIII вариант

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

                                        А.А. Фет

1.2.3 Сравните стихотворение А.А. Фета "Я пришел к тебе с приветом..." со стихотворением А.А. Блока "Утро в Москве". Какие общие чувства испытывают лирические герои этих произведений?

Пример ответа

В стихотворениях А.А. Фета и А.А. Блока передано чувство радости земной жизни. Так, лирический герой А.А. Фета наслаждается прекрасным пробуждением природы: "солнце встало", "лес проснулся". На героя отовсюду "весельем веет". Он счастлив, влюблен. Лирический герой А.А. Блока "упивается" утром, в обыденном он видит прекрасное:

Упоительно встать в ранний час,

Легкий след на песке увидать...

Таким образом, оба стихотворения объединяет чувство радости, любви.

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, учитывает авторский замысел. Экзаменуемый подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста.

Речевые ошибки отсутствуют.

Оценка 5 баллов.

XIV вариант

Тоска по родине! Давно

 Разоблаченная морока!

 Мне совершенно все равно —

 Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

 Брести с кошелкою базарной

 В дом, и не знающий, что — мой,

 Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

 Лиц ощетиниваться пленным

 Львом, из какой людской среды

 Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.

 Камчатским медведём без льдины

 Где не ужиться (и не тщусь!),

 Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

 Родным, его призывом млечным.

 Мне безразлично — на каком

 Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

 Глотателем, доильцем сплетен…)

 Двадцатого столетья — он,

 А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

 Оставшееся от аллеи,

 Мне все — равны, мне всё — равно,

 И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.

 Все признаки с меня, все меты,

 Все даты — как рукой сняло:

 Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

 Мой, что и самый зоркий сыщик

 Вдоль всей души, всей — поперек!

 Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

 И все — равно, и все — едино.

 Но если по дороге — куст

 Встает, особенно — рябина…

                                        М.Цветаева

1.2.3 Сравните стихотворение М. Цветаевой "Тоска по родине! Давно..." со стихотворением И.А. Бунина "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора..." Что общего в проблематике этих произведений?

Пример ответа

Стихотворения М. Цветаевой и И.А. Бунина объединяет тема тоски по родине. Лирическая героиня М. Цветаевой пытается убедить себя, что ей

... все равно —

 Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом...

Но в последних строчках мы понимаем ее щемящую тоску по родине, символом которой становится рябина.

Лирическому герою стихотворения И.А. Бунина горько было уходить из родного дома. У зверей, у птиц, у людей - у всех есть место, куда можно вернуться. И только герой, скитаясь всю жизнь, возвращается в "наемный дом".

Таким образом, оба поэта выражают тоску лирического героя по родине.

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, учитывает авторский замысел. Экзаменуемый подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста.

Речевые ошибки отсутствуют.

Оценка 5 баллов.

 

XV вариант

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

                                  А.А. Фет

1.2.3 Сравните стихотворение А.А.Фета "Еще весны душистой нега..." со стихотворением И.А. Бунина "Еще и холоден и сыр...". Что общего в изображении пробуждающейся природы в этих произведениях?

Пример ответа

Стихотворения А.А. Фета и И.А. Бунина объединяет тема пробуждающейся природы. В обоих произведениях изображен конец зимы. Природа еще спит, но мы уже чувствуем приближение весны: у И.А. Бунина "уж смотрит небо ясным взглядом", "слезится снег недавней стужи"; у А.А. Фета мы видим пролетающих журавлей, которые несут весть о возрождении природы.

Таким образом, авторы  одинаково передают ожидание скорого прихода весны.

Комментарий

Данный ответ можно признать удачным: экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению анализа, умеет строить сравнительную характеристику, отражает авторский замысел, подтверждает тезисы примерами из текста.

Речевых ошибок нет.

Оценка 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе для 5 класса...

Задания для олимпиады по литературе

Олимпиадные задания по литературе. 5-1 классы....

Олимпиадные задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса

Задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса...

Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.

Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе....

Олимпиадные задания школьного уровня по литературе для 9-11 классов с ответами

В публикации представлены олимпиадные задания по литературе для учеников 9-11 классов (авторская разработка) с ответами.Всего олимпиада состоит из 30 вопросов, в том числе 18 из них с выбором варианта...

Задания для Олимпиады по литературе среди неслышащих учащихся 5-8 классов. тест по произведениям Л.Н. толстого "Филипок", "Как мужик гусей делил".

Тестовые задания разработаны для неслышащих учащихся по произведениям Л.Н. Толстого. Данный тест предлагается выполнить глухим детям на Олимпиаде по литературе. Предварительно учащиеся знакомятся с эт...