Н. С. Лесков Идеал Женщины
статья по литературе на тему
Образ идеальной женщины на страницах произведений Н.С. Лескова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leskov.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. С. Лесков
Идеал женщины
Что общего между божественным Данте с его европейской славой и Лесковым, писателем России. Лесков еще не дошел до Европы, но имеет право быть. Все творчество Лескова – это и русская «Божественная комедия», в которой запечатлены и Россия, и православное священство, и широкая панорама жизни. Сопоставление этих двух художников может быть продолжено: судьба Данте, не понятого современниками, и судьба Лескова, доныне не оцененного на родине. Итальянский энциклопедизм Данте, и народные истоки у Лескова. Утверждение Данте «единства рода человеческого» и то же самое у Лескова. Образ Беатриче у Данте – и образы женщин Лескова. Сходство есть. Что роднит этих писателей к избранному предмету? Изображение женщины у них проникнуто духовностью. У Данте – Беатриче, а у Лескова – Наталья Николаевна Туберозова («Соборяне»), Марфа Плодомасова («Старые годы в селе Плодомасове»), княгиня Варвара Протозанова («Захудалый род») и некоторые другие. Идеал женщины создается через ее восприятие, через ее идеализацию теми, кто способен чувствовать вечную красоту, красоту духовности. Лескова обычно представляют художником-быто писателем. Женская красота у Лескова – источник вдохновения, высокого наслаждения, гармония и ее начало, смирение голой земной страсти, несказанная радость, чудо. Открытие того неведомого мира, самое прикосновение к которому знаменует утверждение человеческого в человеке. Так Флягин повествует о встрече с красавицей-цыганкой: «А я ей даже отвечать не могу: такое она сразу со мной сделала! … Вот она, - думаю, - где настоящая красота, что природы совершенство называется» («Очарованный странник»). Это земная, зримая красота и земное ее ощущение. Флягин Иван Северьянович приемлет и земную, плотскую жизнь, будучи и на родине, и в татарской неволе. Но Грушу он станет называть своей сестрой: его чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию. Оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Ибо как духовная ценность любовь героя въяве осуществилась. И ее высочайшая истина, ее свет может лишь затмиться тенью земною, плотской страсти. «Природы совершенство» обращает внутренний взор к духовному. Эта мысль – едва ли не основополагающая для Лескова: он верит в преображающую силу добра и красоты, как верил Данте в божественное предназначение Беатриче. Зримый идеал женщины у Лескова – это внешность, отражающая национальный тип характера. Лесков не раз обращал внимание на то, что простая русская женщина не скажет о милом ее сердцу: я его люблю, но скажет: я его жалею. Здесь разгадка одной из сторон национального характера: в основе любви русской женщины, воплощающей национальный характер, лежит сочувствие, соболезнование, сожаление, а не страсть-болезнь. Это видно в рассказе «Запечатленный ангел». Вот «писаная красавица» Настасья Петровна («Овцебык») – «высокая, белая, немного полная, но стройная, румянец во всю щеку и большие ласковые голубые глаза». Настя («Житие одной бабы») – от природы «добрая и кроткая», всю жизнь, сохраняющая в душе мечту о гармонии душевного сопереживания и с такою живою непосредственностью выражающая его в своих песнях, которым вторил на заре туманной юности любимый ею Степан и Женни Гловацкая («Неоткуда»). Облик Александры Ивановны Синтяниной: «Физическая жизнь ее в полном расцвете. Довольно заметная полнота стана генеральши нимало не портит ее высокой и стройной фигуры, напротив, эта полнота идет ей. … Походка ее плавна, все движения спокойны, тверды и решительны» («На ножах»). Весь облик героини, жизнь которой есть незаметная другим и незамеченная ею жертва, исполнен гармонии и добра, носящего отблеск божественной благости и силы долга, придающего этому добру неотъемлемое качество своеобразного волеизъявления. Все герои разные, но имеют общее в своей красоте: внешние черты внутренней силы духовной убежденности, которая проступает через симпатичные и мягкие черты их облика, и эта сила, озаряющая внешнею земною красотой их лица, - сила добра. Их обаяние, которое светится во внешности замечательных женщин Лескова: в них земное, плотское пронизано духовным и немыслимо без него. В их духовном облике гармонически уживаются здраво мысленный, добрый практицизм и живая способность к непрактическому, незаинтересованному самоценному стремлению к добру и красоте. Естественность и легкость, с какою эти героини без насилия над собой осуществляют это стремление, и придает красоту возвышенности и возвышенную красоту всему их облику. Идеальные женщины Лескова, каждая из которых по-своему воплощала освещенную в истории образом Беатриче высокую духовность человеческих чувств, знаменует известный этап художественного осмысления любви человеческой, любви истинной. Их любовь так сильна, что она выше страдания – она всегда по сути своей очищение от несовершенства и потому, в конечном счете – совершенная любовь. Творчество Лескова открывает новую художественную страницу в летописи женских характеров и истинно возвышенного, единственно человеческого чувства, которому имя любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ НА РУКАХ».
Классный час к дню матери "Самая пректасная из женщин-женщина с ребенком на руках" для учащихся 11 класса коррекционной школы....
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки» (Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).
«Поэтический образ русской женщины-крестьянки»(Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях»).(Урок внеклассного чтения 5 класс)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами творчества Н.А.Некрасова...
Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации
В статье отражается опыт работы по формированию толерантности......
Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.
Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...
Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа.
Разработка урока поможет в его проведении....