Обращение к художественному пространству на уроках литературы в старших классах
статья по литературе (11 класс) на тему

Потапова Татьяна Ивановна

Научная статья по литературе с краткими методическими рекомендациями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.И.Потапова,

магистрант ФФиМК  ЗабГУ

 

Обращение к художественному пространству и времени при изучении произведений на уроках литературы

Современное школьное литературное образование ориентировано на усиление нравственно-эстетического воздействия художественной литературы на читателя-школьника и его культуру. В этой связи особую значимость приобретают вопросы углубления знаний и совершенствования умений учащихся, способствующих полноценному анализу литературного произведения. Понимание читателем-школьником изучаемого произведения в значительной степени определяется способностью рассматривать его важнейшие художественные характеристики. Одним из возможных способов постижения учащимися литературного произведения является анализ категории художественного времени и пространства.

 Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Таким образом, целостный анализ, о котором иногда ещё идёт речь в методической литературе, – это невозможное, да и ненужное явление. Достаточно проанализировать один из элементов текста, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать композиция, система образов, деталь, вещный мир в целом, пейзаж, цветовое решение и т. д. до бесконечности. Но самым насыщенным и понятным для учащихся компонентом художественного текста, по нашему мнению, является художественное время и художественное пространство. Можно рассматривать их отдельно, или  в единстве, и, следовательно, на уроке необходимо ввести понятие хронотопа.

Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или сквозь которую человек осваивает пространство топографически объёмного мира, у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введённое М. М. Бахтиным понятие хронотопа соединяет в целое пространство и время, что дает неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое поле для дальнейших исследований.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано:«Пространство – состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и глубь, место, по трём измерениям своим» [2, с. 112].

Одной из основных проблем, стоявших со времён древности перед человечеством, было понимание времени и окружающего мира – пространства.

Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира.

При изучении времени и пространства в работах таких ученых как  П.А.Флоренский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман,  Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин можно выделить  следующие аспекты хронотопа: психологический; физический; исторический; культурный; философский; мифологический.

Согласно теории Михаила Бахтина,   можно отметить  категории времени и пространства  в художественном мире как две стороны хронотопа, в котором происходит слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом.

         Время может быть замкнутым-разомкнутым, эпическим-лирическим, прерывистым- непрерывным. Изучая жанровую типологию романных хронотопов, Бахтин  выделял  хронотоп как структурный закон жанра, в связи с чем можно определить образ времени:  идиллистическое,  авантюрное,  мистерийное. 

Пространство:  космическое и земное, реальное и воображаемое, открытое и замкнутое, безграничное и ограниченное. В художественном произведении образ пространства проявляется в образе дома, простора, порога, дороги, встречи.

Таким образом, «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов», по утверждению Михаила Бахтина [1, с. 235].  

Каждый писатель осмысляет время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. Определённые характеристики реального пространства и времени одними из них игнорируются, другими – гиперболизируются. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, не похоже ни на какое другое.

Любое литературное произведение, проанализированное с точки зрения организации времени и пространства, открывает свои тайны, становится ближе, понятнее и интереснее. Например, взаимосвязь временных и пространственных отношений (дословно «времяпространство») учащиеся могут проследить при анализе образа города в художественном  произведении.

Тема города является одной из самых характерных для русской литературы. В процессе исторического и культурного развития каждый город приобретает свой неповторимый образ. Самым выразительным примером изучения образа города может послужить образ Москвы и Петербурга в произведениях русской литературы.

Москва - живой организм, она разная в разное время, её части – улицы, дома – не похожи одна на другую, многие поэты и прозаики разных веков, разных направлений, пристрастий, общественных слоёв писали о Москве. Москва не только город, столица. Это ещё и золотые купола церквей, тихие безлюдные улочки и огромные шумные проспекты, небольшие ручейки и огромная Москва - река, коренные москвичи и бесчисленные туристы, ветхие домики на окраинах и высотные здания в центре и ещё много-много всего, что невозможно выразить простыми словами, но возможно почувствовать, побывав в Москве.

        Являясь столицей на протяжении как золотого, так и серебряного веков русской культуры, Петербург  с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников разных времён.  Отношение к нему всегда было разным – в Петербурге видели то «окно в Европу», то «проклятие России» – мёртвый город, который возник из болота и обречён кануть туда же.

Художественный анализ хронотопа города позволяет проследить, как в русской литературе XVIII столетия преобладала оппозиция столица-провинция, так как Москва в это время уступила свои столичные функции Петербургу, законодателю новой светской культуры. Образ Петербурга чаще всего проявляется в сравнении с образом Петра I, образ Москвы тесно переплетается с древностью и естеством природы (Ломоносов, Карамзин)

Атрибуты  Петербурга — новизна (существование в настоящем), гармония, единство; Москвы — разновременность (существование не в «прошлом», а вне исторического времени), разностильность и в то же время величие.

Кольцо или круг воплощают в себе женское начало, прямые линии – мужское. И если продолжить эту мысль, то Москву можно сравнить с весёлой, ветреной, шумной девушкой. А Питер – с задумчивым, утончённым, аристократичным и загадочным юношей. М.Н. Загоскин в произведениях «Москва и москвичи», « Брат и сестра » называет Москву «старшей сестрой», Петербург – «младшим братом» [3, с. 119].

 Москва и Петербург – два города, которые А.С. Пушкин описал с большой точностью и очень подробно. В романе «Евгений Онегин» автор создал «энциклопедия» этих городов, достоверно преподнеся их жизнь. Реалистичность  романа отразилась и в понимании противоречия столица- провинция, где Петербург представлен городом  дворянства, моды, современности и холода в проявлении  внутренних чувств. Всё в этом образе прямолинейно, в то время как Москва показана родственной, открытой, чувственной, яркой. Для образа Москвы в романе  характерно сочетание «ярмарка невест», что совершенно неуместно для Петербурга XIXвека.

При рассмотрении хронотопа  городов в русской литературе XIXвека можно отметить, как изменяется образ северной столицы. В начале видим город как эталон современной светской жизни, яркой и интенсивной, какой её видел А.С.Пушкин, позже выступает  город чиновничий, город странный, безликий – гоголевский, и наконец, как символ страшного мира, как город- убийца предстает перед нами Петербург в творчестве  Ф.М.Достоевского.

Москва, не имея столичных функций, не меньше притягивает взоры творцов слова. В образе Москвы воплотились такие понятия, как «родина», «народ». Символ нерушимости, патриотизма, бесконечной любви, преданности  смогли выразить в образе Москвы Пушкин, Лермонтов, Грибоедов.  

У  Л.Н.Толстого Москва и Петербург во многом находят сходство, тем не менее  образ Москвы в целом остаётся неизменным – городом семейным, хлебосольным, радушным, в то время как Петербург Толстого —  холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Для писателя критерием оценки нравственности и безнравственности жителей этих городов в романе является степень соответствия их нравственных принципов общенародным, поэтому холодный, чопорный, неискренний Петербург и его обитатели изображены в романе «Война и мир» критически, иногда даже сатирически, а дворяне, живущие в Москве, получают совсем другую характеристику.

Москва первой половины XX века  –  это  город-космос, находящийся в процессе социалистической реконструкции.  Это  неуправляемая  косная  стихия,  с быстро  меняющимся временем, замкнутое в себе и погружённое в хаос пространство, которое подлежит расчистке для строительства принципиально нового мира. Древняя столица кошмарна в ожидании грядущего «удара» – мировой бойни, бессмысленной и беспощадной в изображении А.Белого, фантастична у М.Булгакова. Фантастичен и Петербург в изображении А.Белого. Можно отметить то, что автор в одноимённом романе  завершает  литературную традицию, создавшую образ Петербурга – города призрачного, фантастического, многозначного, символического и в то же время реального, соединившего  черты столицы могущественного государства и сверхъестественного города на грани двух миров.

Привлечение  некоторых элементов анализа художественного пространства и времени через отдельные образы позволит расширить традиционные границы урока литературы. Насыщенность программного материала, ограниченность учебного времени зачастую становятся причинами того, что изучение литературы, представляющее многоуровневое творческое действие, подменяется процессом, где доминирует количество изучаемых произведений над активностью и глубиной читательского восприятия. Наиболее плодотворно можно актуализировать названную тему на завершающих занятиях в старших классах. Такими уроками могут быть заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.; традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», «брейн-ринг», диспут; интегрированные уроки.

На итоговых занятиях  по литературе в 11 классе можно избрать форму урока – диспута,  основной целью которого будет формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Пространственно-временной анализ художественных текстов позволит выпускникам расширить границы понимания знакомых произведений, актуализировать, конкретизировать свои знания, сделать частью своего опыта, вызовет  у ребят потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом. Сложные, глубокие тексты требуют от любого читателя совершить некое усилие, психологическое и даже физическое, которое потом непременно окупится внутренним озарением или переживанием небывалых эмоций. Школьникам действительно трудно читать произведения и Пушкина, и Чехова, не говоря уже об объёмных романах Толстого и Достоевского. Непонимание рождает отторжение. Нежелание брать книгу в руки можно победить, вооружив человека хотя бы простейшими приёмами анализа художественного произведения, которые позволят ему освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.

Список литературы

 1.  Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М. : Худож. лит., 1975. – 495с.

2.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866

3.   Загоскин М.Н. « Брат и сестра », М., « Худ. лит. », 1984 –  214с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Аксиологический аспект художественного произведения в изучении литературы в старших классах

Теоритическое обоснования учебно-исследовательского анализа, представляющего собой целостный анализ, состоящий из трех уровней (лигвистического, стилистического, литературоведческого), при доминантном...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....