Разработка конкурсного урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ишбердина Айна Маратовна

 

Тема открытого урока по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является актуальной, прежде всего потому, что с течением времени сам «вечный роман» не только не устаревает, но молодеет с каждым годом и становится все более и более современным, так как проблемы, поднятые в нем (добра и зла, предательства и всепрощения), вечны и непреходящи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка открытого урока25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственные проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»                                                              (опыт аналитической работы с текстом)

Цель урока: актуализировать важнейшие проблемы романа Булгакова, пробудить интерес к роману «Мастер и Маргарита»

Задачи:

Обучающая: рассмотреть тематику, композицию, стилистические особенности романа, показать, что в нем заслуживает интереса, какие вечные проблемы подняты в нем, как владеет пером писатель.

Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении, навыки грамотного и свободного владения речью.

Воспитательная: воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.

Тип урока: вводный, изучение нового

Оборудование:

  1. Презентация к уроку
  2. Иллюстрация картины Н.Н. Ге «Что есть истина? Пилат и Иешуа».
  3. Текст романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Виды деятельности:

  1. Выразительное чтение
  2. Анализ эпизода
  3. Словарная работа

Ход урока:

  1. Рефлексия начала урока:

Здравствуйте! Присаживайтесь. Мы сегодня имеем возможность представить свой класс на конкурсном уроке. Поможем друг другу? Спасибо.

  • Посмотрите на экран.  (Тема урока).
  • Рефлексия начала урока. Стадия вызова -  ассоциативная разминка:

 - Я называю слово, а вы – ассоциацию с этим словом или эпитеты, определения к словам:

20 век – быстротечный, железный, жестокий, золотой, серебряный, кровавый

Истина – бесспорная, вечная, житейская, известная, мудрая, неоспоримая, непреложная, прописная, простая, святая, старая, горькая, спасительная, утешительная, абсолютная, философская

  1. Постановка цели:

 - Давайте вместе с вами разберемся, чем мы будем заняты на уроке.

 - Какая тема предлагается вам на уроке? («»)

- Какую работу предполагает эта тема? (Работу с текстом)

  1. Определение задачи, пути их решения:

- А зачем? Давайте определим задачи нашей работы:

 -  Чему мы должны научиться? (Извлекать информацию. Учиться чувствовать слово).

 - А что нужно сделать, чтобы почувствовать слово? (Вчитываться в текст)

 - Чему вы учитесь на уроках литературы? (Быть читателями)

 - Кто такой настоящий читатель? (Это человек, умеющий понимать текст. Это человек, для которого чтение является потребностью и средством воспитания себя как личности).

 - А вы  - настоящие читатели?

 - Что мы должны сделать, чтобы назвать себя настоящими читателями?

  • Понять, воспринять текст
  • Сделать чтение потребностью своей жизни
  • Воспитывать себя как личность

  1. Работа по теме:

1. Вступительное слово: Роман «Мастер и Маргарита» — талантливейшее произведение Булгакова, в котором слились воедино философия, психологизм, высокая трагедия, мелодрама, фарс. Роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. В этом очарование, необычность булгаковского романа.

2. Судьба романа:

  • Работа с презентацией
  • Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.

3. Особенности композиции:

 - О чем этот роман? (О жизни в Москве 30-ых годов.

 О любви.

 О судьбе писателя, который не похож на других.

 О нечистой силе)

 - Как долго продолжается действие романа?  («Укладывается» в 4 дня)

  • - Как же удалось Булгакову сделать повествование о 4 днях пребывания нечистой силы в Москве таким насыщенным событиями, проблемами, духовной и эмоциональной силой? Видимо, секрет в композиции и особенностях стиля.
  • Структурная схема «Художественное пространство романа – «троемирие»
  1. Аудиодиск (пересказ глав 1,2)
  2. Стилистические особенности изображения миров:
  • Работа с текстом: анализ первых абзацев главы 1,2 по плану: стр.70
  1. Время действия
  2. Место действия
  3. Описание героев

Вывод 1:

  1. Реалистичность событий в главе 1.
  2. «Экзотичность» событий главы 2.
  3. Четкая ритмичность прозы (стр.70)

Вывод 2: Мы видим стилистическую неоднородность текста романа. Это позволяет писателю создать в одном романе как бы три произведения:

  1. Фантастический роман-сатиру (гл. 1-18, 27,28)
  2. Роман о любви, нравственном долге и творчестве (гл. 13, 19-24, 30-32)
  3. Роман Мастера о Понтии Пилате - «роман в романе» (гл. 2, 16, 25-26)

В главе 29 сходятся линии всех трех «романов».

6. Время и пространство в романе – троемирие.

 6. Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы поговорим о романе самого Мастера и подумаем над вопросом (на доске):

- Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – «роман в романе»: роман о Москве 30-ых годов и древнем Ершалаиме с Понтием Пилатом и Иешуа?

7.Анализ главы 2 (романа Мастера):

 - Назовите главных героев романа (Мастер и Маргарита? Верно. Но в том случае, если не придавать большого значения роману Мастера)

 - Кто главный герой в романе Мастера? (Понтий Пилат)

Вывод 1. Роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение Булгакова. И именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Ответ найдем в тексте.

  • Работа с текстом:

 - Каким предстает перед читателем Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки? («Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью).

      Заметьте:  Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек.

 - Значит, какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или земные? (Земные).

- Каким предстает перед нами Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи? («В белом плаще с кровавым подбоем»).

- Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый. О чем это говорит? (Понтий Пилат не боится крови: он, обладает «кавалерийской походкой», — бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье», «свирепое чудовище»).

 - На вопрос Пилата, правда ли, что он, Иешуа Га-Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечает? Найдите ответ. («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»).

 -  Что такое истина? Как развивает это понятие Иешуа?

(1. Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью.

2. Что «злых людей нет на свете»).

 - «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека… Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? (Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).

- Но жизнь жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения? Проследим это по тексту.

 - Что же прочитал Понтий Пилат в  пергаменте, поданном ему секретарем? (Иешуа произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен. «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»).

 - Принимает ли Понтий такую истину? (Нет. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!..»)

 - Что же случилось с прокуратором? Почему сейчас Пилат утвердит смертный приговор? (Понтий Пилат смелый воин на поле боя, но он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место — «золотая клетка». Он испугался за себя и свою карьеру  так, что пойдет против своей совести).

Вывод: Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.

Дополнение учителя: Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная - только нравственная: «Мысли понеслись короткие, бессвязные:  «Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?» Мысль эта почему-то вызвала нестерпимую тоску, заставила похолодеть на солнцепеке.

 - Почему бессмертие не радует его, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на  душе. И уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью).       

Вывод: Понтий Пилат стоял выше всех, вершил судьбы людей, был ответственен за людей, поэтому он не имел права на трусость. И чем выше стоит человек у власти, тем большую ответственность несет он и тем меньше имеет права на человеческие слабости. После распятия Иешуа, Пилат осознал, что тот был прав, что трусость и предательство - один из самых страшных пороков. И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.

Забегая вперед, скажу, что в главе 32 вы узнаете,что Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет.

- Как же завершается роман Мастера? В «Эпилоге» мы увидим Понтия Пилата и Иешуа:

 «…к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

      — Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
      — Ну, конечно, не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — это тебе померещилось.
      — И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.
      — Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
      — Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника».

Вывод: Душа Понтия Пилата успокоится после прощающих слов Иешуа, что казни не было.

      Вы еще вернетесь к этому эпизоду, когда будет разговор о судьбе самого Мастера.

8. Итог: 

 - Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – «роман в романе»: роман о Москве 30-ых годов и древнем Ершалаиме с Понтием Пилатом и Иешуа? (Роман Булгакова посвящен вечным темам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад).

 - Какие это темы? Назовем их:

      Что такое истина?
      Человек и власть.
      Внутренняя свобода и несвобода человека.
      Добро и зло, их вечная борьба
      Верность и предательство.
      Милосердие и всепрощение.

9. Определим домашнее задание на следующий урок:

      1) Ответить на вопрос: «В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?»
      2) Выбрать материал, касающийся истории Мастера.

10.  Итог урока:

1. Первый этап рефлексии: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на экране:

я понял, что…

я научился…

меня удивило…

2. Рефлексивная мишень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....