Урок "Что такое детектив?"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мочёнова Татьяна Викторовна

Урок по литературе в 5 классе по системе "Школа-2100" - тема: "Что такое детектив?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_no1_-_kopiya.ppt2.98 МБ
Файл detektivy_5_kl.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое детектив?

Слайд 2

Детектив (в переводе с английского detective ) означает сыщик.

Слайд 3

Эдгар Аллан По - основоположник детективной литературы

Слайд 4

Запишем в тетрадь Первое «открытие» По – построение рассказов: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка

Слайд 5

Второе «открытие» По Главный герой

Слайд 6

Мистер Шерлок Холмс

Слайд 7

Эркюль Пуаро

Слайд 11

Лейтенант Коломбо

Слайд 13

Запишем в тетрадь Второе «открытие» –главный герой: неординарная личность, обладающая необыкновенными аналитическими способностями и странностями в характере и поведении.

Слайд 14

Доктор Уотсон, помощник Шерлока Холмса

Слайд 18

Капитан Гастингс, друг Пуаро

Слайд 21

Запишем в тетрадь Третье «открытие» – введение второго героя, обыкновенного человека.

Слайд 22

Домашнее задание прочитать статью в учебнике на страницах 71-72 вспомнить то, что вам известно об Эдгаре По прочитать рассказ Эдгара По на страницах 72 – 88.



Предварительный просмотр:

  1. МОУ гимназия №69 им .С Есенина

  1. Мочёнова Татьяна Викторовна

  1. Стаж работы 22 года, в МОУ гимназии №69- 22 года

  1. Высшая квалификационная категория, победитель в номинации «Сердце отдаю детям» городского профессионального конкурса «Учитель года» в 2001 году

  1. Тел. 8-910-357-55-21

  1. Литература

  1. 5 класс

  1. Образовательная программа «Школа 2100»

  1. «Что такое детектив?»

  1. Цели:  1. Обучающая: познакомить с понятием «детектив», с личностью основоположника детективной литературы, выявить основные особенности детективной литературы.

            2. Развивающая: развитие творческого и логического мышления, внимательности,      умения выявлять главное, расширить кругозор.

            3. Воспитательная: научить уважительному отношению к умственным способностям, интеллекту человека.

  1. Оборудование: тексты в учебнике, презентация.
  2. Представленный педагогический опыт актуален для современной школы, так как представляет собой образец деятельностного подхода в обучении, где ученики получают ведущую роль в проведении урока. Кроме того, подобранный в виде презентации материал позволяет им полностью погрузиться в атмосферу детектива (нового для них жанра) и стать полноправными участниками происходящих событий.
  3. Представлены два урока, второй урок является логическим продолжением первого.
  4. Главным результатом предложенных уроков является развитие устойчивого интереса к чтению, развитие творческого и логического мышления, воспитание уважительного отношения к интеллекту человека.
  5. Для проведения уроков необходимо использование мультимедийной установки.

                                                                         ХОД  УРОКА   

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя. Введение в тему.

Молодого Мак-Ферлена обвиняют в большом преступлении. Лондонские газеты печатают, будто он убил прошедшей ночью одного старика-архитектора. Газеты ошибаются: Мак-Ферлен не имеет отношения к убийству. Но доказать это невозможно: в ту ночь он был единственным гостем старика, и найденное орудие убийства несомненно принадлежит ему. Сейчас полиция схватит его, и , так как он не может сказать в свою защиту ни слова, его сошлют на карту или вздёрнут на виселице.

Что ему делать? Как защитить себя от ужасной судебной ошибки? Есть во всём городе лишь один человек, который может спасти Мак-Ферлена, доказать обвинителям его невиновность. Только бы добежать до этого человека, только бы рассказать ему всё, а он уж отыщет виновного, он доберётся до правды, он не допустит, чтобы ни в чём не повинные люди попадали на скамью подсудимых! Зовут его…  Как вы думаете, как его зовут?

(Шерлок Холмс. Пуаро, Коломбо. Огюст Дюпен. Комиссар Мегрэ)

  1. Формулирование темы и цели урока (слайд№1)

Здесь можно назвать имя любого детектива, будь то мистер Шерлок Холмс, или Эркюль Пуаро, или кто-нибудь другой. В мировой литературе существует много образов великих сыщиков, которые стоят на страже порядка и которые не позволят осудить невиновного человека и оставить преступника на свободе. И на этом уроке мы приступим с вами к изучению интереснейшего мира, мира детективной литературы, главными героями которого, конечно же, являются известные сыщики.

  1. Определение жанровых особенностей детективной литературы (слайд№2)

«Детектив» - английское слово. Кто знает, как оно переводится?

(В переводе с английского означает «сыщик»)

Жанр детективной литературы существует не так давно. Знаете ли вы, кто является его основоположником?

(Американский писатель Эдгар По) (слайд№3)

Какие же открытия он совершил? Обратимся к тексту учебника на стр. 71. (слайд №4)

  1. Определение композиции детективного произведения.

Как же строятся произведения детективного жанра, в чём особенности их композиции? Кратко выделим основные части.

(Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.)

Часто перед завязкой следует экспозиция, или предыстория, которая или знакомит нас с личностью сыщика, или его особенностями, или предваряет будущие события. (Запись в тетради).

Как правило, все произведения детективного жанра строятся по такой композиции. Удачный детектив часто скрывает личность преступника до конца истории. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала «Коломбо» стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Это было первое открытие Эдгара По. (слайд №5)

  1. Главный герой детективного произведения.

Что же было вторым открытием Эдгара По? Обратимся к учебнику. Что же представляет собой главный герой?

(Это не профессиональный сыщик, а любитель. У него поразительные способности. Для него важно не расследование преступления, а решение проблемы)

Главный герой детективного произведения очень яркая, неординарная личность, которая безусловно, привлекает к себе внимание. И, как правило, это герой, имеющий странные, а порой причудливые привычки, а также  необычную внешность. Так, например, Огюст Дюпен из рассказов Эдгара Полюбит гулять только по ночам и не терпит день.

Какие же особенности присутствуют у других детективов?

Шерлок Холмс играет на скрипке, курит трубку, переодевается, ставит химические опыты (слайды№6-8), Эркюль Пуаро – любитель порядка и чистоты, тщательно следит за усами, прекрасный кулинар, педант во всём (слайды №9 – 12), Коломбо носит мятый плащ, курит сигару, ездит на старой машине, старается казаться простачком (слайды №13-15)

Запись в тетради: второе открытие – главный герой. Это неординарная личность, обладающая необыкновенными аналитическими способностями и странностями в характере и поведении. (слайд№16)

  1. Второй герой (помощник детектива).

Перейдём к третьему открытию. Скажите, кто всегда находится с главным героем, является его помощником и советчиком?

(Доктор Уотсон, помощник Шерлока Холмса, капитан Гастингс, друг Пуаро) (слайд17-19)

Третье открытие – введение второго героя. Это обыкновенный человек. Он тоже пытается разгадать тайну, но у него ничего не получается.(слайды №20-23)

Такой герой со средним умом служит своеобразной точкой отсчёта, с которой сравнивается ум главного героя.

Запись в тетради (слайд №24)

Следует заметить, что второй герой не всегда непосредственно присутствует в романе. Например, в серии романов Агаты Кристи про мисс Марпл в роли второго героя выступают все жители деревни Сент-Мери-Мит. А помощником лейтенанта Коломбо – его жена, которая ни разу не появляется перед зрителями.

  1. Подведение итогов.

Что такое детектив? Как переводится это слово? В чём особенности классического детектива?

Сегодня мы только приоткрыли дверь в необычайно интересный мир, мир детективной литературы и выяснили некоторые его законы и особенности. На следующем уроке мы продолжим наше знакомство. Чтобы оно было успешным, запишем задание на дом (слайд №25)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...