Интегрированный урок русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Интегрированный урок

                                  русского языка и литературы

 

Тема: Лингвистический анализ стихотворения «Тайга» Микуля Шульгина

Цели: 1. Познакомить с хантыйским поэтом Микулем Шульгиным, на примере его стихотворения произвести лингвистический анализ; в процессе анализа закрепить изученное по словообразованию, синтаксису, культуре речи; повторить особенности лирики как рода литературы, литературные термины, используемые в лирике М. Шульгина: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

2. Развивать навыки выразительного чтения, устной речи.

3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, увлечь ребят стихотворениями и личностью М. Шульгина, способствовать сохранению языка и культуры хантыйского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

                                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                        «Нижне-Нарыкарская общеобразовательная школа»

                         ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

                РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                   ТЕМА: «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ  

                          ХАНТЫЙСКОГО    ПОЭТА  МИКУЛЯ  ШУЛЬГИНА»

                                                             6 КЛАСС

 

        Андреева Г.О., учитель    русского языка и литературы

                                                                 2010 год

                                           

                                           Интегрированный урок

                                  русского языка и литературы

Тема: Лингвистический анализ стихотворения «Тайга» Микуля Шульгина

Цели: 1. Познакомить с хантыйским поэтом Микулем Шульгиным, на примере его стихотворения произвести лингвистический анализ; в процессе анализа закрепить изученное по словообразованию, синтаксису, культуре речи; повторить особенности лирики как рода литературы, литературные термины, используемые в лирике М. Шульгина: олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

2. Развивать навыки выразительного чтения, устной речи.

3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, увлечь ребят стихотворениями и личностью М. Шульгина, способствовать сохранению языка и культуры хантыйского народа.

Словарная работа:  лингвистика, лирическое произведение, текст, тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение

Оборудование к уроку: тексты стихотворения М. Шульгина «Тайга», выставка книг Югорских писателей и поэтов, сочинения, стихи учащихся о родном крае (приложения №, № 2, № 3), тексты лингвистических терминов (приложение № 1), презентация биографии Микуля Шульгина.

                                               Ход урока

I.  Организационный  момент.  

                                                   

II. Учитель: Страна ханты и манси в древности называлась Югрой. Уграми на Руси называли и народ этой обширной страны, лежавшей по всему нижнему течению Иртыша и Оби. Первое упоминание об Югре было ещё в XI веке,  1096 году в Новгородских летописях.

10 декабря 1930 года решением Советского правительства были организованы Остяко-Вогульский (ныне Ханты-Мансийский) и Ямало-Ненецкий автономные национальные округа.

             Север – край земли теперь стал одним из перспективных центров страны. Развитие промышленности ускорило темпы роста культуры и благосостояния малых народностей Севера. Не имеющие даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Пышным цветом поднялись на Ханты - Мансийской земле народные таланты. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей поэтический голос услышала вся наша великая страна.        

         Сегодня наш урок интегрированный: урок русского языка и литературы. Тема –  лингвистический анализ текста.  Мы обратимся к стихам известного хантыйского поэта Микуля Шульгина,  который в своём творчестве воспевает Югорский край, малую Родину, природу, с гордостью говорит о своём народе. В процессе анализа стихотворения мы должны повторить теоретические сведения из области русского языка и литературы, отметить особенности лирики поэта.  

III. Словарная работа. 

1.Прежде чем переходить к основной теме, познакомимся с термином лингвистический,  

 образовано от слова лингвистика – наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др., или языкознание.

2. Лирическое произведение – (греч. Lyricos – поющийся под звуки лиры) – произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

IV. Повторение пройденного материала по разделам языкознания.

1. Синтаксический разбор.

 - Запишите предложение для синтаксического разбора. Составьте схему предложения.

                    Ветры пахнут сосновой корой, кедр касается кроною туч.

 - Можно ли назвать это предложение текстом?

 - Что называется текстом?  Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определённой последовательности. Текст может иметь заглавие.

 - Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из трёх строф автор создаёт необыкновенно лиричный образ природы.

                                  (Тексты у всех на столе)

2. Чтение стихотворения М. Шульгина «Тайга».

Ветры пахнут сосновой корой,

Каждый ствол, словно солнечный луч,

Световой забавляя игрой,

Кедр касается кроною туч.

Красной девицей в терему,

Ветви-косы свои расплетя,

Наклонилась берёзка  к нему,

Что-то ласково шелестя.

Древний лес…Голубая тайга!

И под солнцем, и под дождём

Ты мне, словно бы жизнь, дорога:

Ты – для ханты – родимый дом!

- Что же мы с вами прочитали? (Текст)

- Чем отличается текст от нескольких предложений?  (Все предложения связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью языковых средств, есть заголовок).

- Как могут связываться предложения в тексте (Повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами)

- Сколько предложений в данном тексте?  (Три).

- Как они связаны?  (Все предложения объединены одной мыслью, связаны параллельной связью:  к 1-му предложению присоединяются 2-е и 3-е,  связующие слова – берёзка, голубая тайга, родимый дом).

- Такие слова в языке называются контекстуальными синонимами.

3. Повторение «Лексики»

  Задание: подберите синоним к слову ласково (Нежно, влюблённо)

4.«Словообразование»

1-е задание: выпишите слово с чередованием гласной в корне, обозначьте орфограмму (Касается).

2-е задание: укажите способ образования сосновый, ветви-косы (Сосновый – суффиксальный морфологический способ, ветви-косы – сложение целых слов неморфологический способ).

  5. Работа с сигнальными карточками. 

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зелёную – если согласны.

1. Есть четыре морфологических способа (Да).

2. Слово родимый образовано суффиксальным способом (Да).

3. Слово кедр образовано бесприставочным способом (Нет).

4. Слово наклонилась образовано приставочно-суффиксальным способом (Да).

5. Слово берёзка образовано от слова берёза (Да). 

6. «Синтаксис»

1-е задание: найти предложение с обращением, построить схему.

2-е задание: выпишите грамматическую основу 2-го предложения (Берёзка наклонилась).

V.  Задания,  проверяющие сформированность читательских умений.

           Учитель: итак, на примере стихотворения М. Шульгина мы повторили  разделы языкознания.  А теперь понаблюдаем, как эти же простые обыденные слова приобретают совсем иное звучание.  Вернёмся к тексту.

1. Выразительное чтение стихотворения «Тайга».

2. Учитель:

- К какому типу речи можно отнести этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?  (Описание).

- Чем описание отличается от повествования и рассуждения?  (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка, которые помогают делать речь более выразительной, живой).

- Какие образы возникают в стихотворении, когда вы читаете его?  (Образ кедра, берёзки с расплетенными косами, образ древней голубой тайги).

- Какие чувства испытывает лирический герой?  (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; восторг любования красотой «древнего леса… и под солнцем, и под дождём»).

- Какие художественные приёмы помогают автору передать эти эмоции?  (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

- При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. Например, у Некрасова Н.А.

                           Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

У Есенина С.А.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

У Тарханова А.С.

Воют бураны синие

Над моей берёзонькой.

Полушалок в инее,

Полушалок тоненький.

В нём тебе не зябко ли,

Белая красавица?

- Какому замечательному приёму обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (Олицетворению).

Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.

- При олицетворении описываемый предмет может уподобляться человеку. Есть ли такие действия неодушевлённых предметов в нашем тексте?

                    Дети выписывают в тетрадь

  (Ищем примеры в тексте:  «ветры пахнут», «забавляя игрой, кедр касается кроною», «наклонилась берёзка, что-то ласково шелестя»).

- Именно олицетворение создаёт прелесть многих поэтических образов М. Шульгина, по которым мы узнаём стихотворение.

- Какие художественные средства использует поэт, рисуя словами тайгу, природу северного края?  (Метафору).

Метафора – от греч. Metaphora – перенос, скрытое значение слова, основанное на уподоблении одного явления другому по сходству (по цвету, форме, объёму, назначению).

- В нашем тексте вы можете найти такую метафору  («световой игрой», «девицей

 в терему», «тайга – родимый дом» - здесь совмещение цвета, формы, назначения).

- Какие ещё изобразительные средства языка придают стихотворению особую выразительность?  (эпитеты – «красной девицей», «ласково шелестя», «голубая тайга»;

сравнения – «ствол, словно солнечный луч, «берёзка – красная девица», «тайга, словно жизнь, родимый дом», гипербола – «кедр касается кроною туч»).

 Эпитет – (от греч. Epiteton – приложение) – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему .

 Сравнение, в котором одно явление характеризуется путём сопоставления его с другим явлением («Ствол, словно солнечный луч», красной девицей…наклонилась берёзка», голубая тайга, словно жизнь дорога»). 

- В чём смысл названия стихотворения?  (Тайга – «Ты мне, словно бы жизнь, дорога: ты для ханты – родимый дом!»).  

                        (Высказывание ненецкого поэта Василия Ледкова стр. 150)

- Основная мысль заключена в последних строках и достигается за счёт повтора слов «ты – ты». 

Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему, на них фиксируется внимание читателя, слушателя, и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придаёт тексту связность, подчёркивает важные мысли.  Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой. В данном стихотворении местоимение ты-ты усиливает эмоциональность, любовь к родному краю, к природе. У Микуля Шульгина человек и природа едины.

3.  Древний лес…Голубая тайга!

     Ты – для ханты – родимый дом! – признаётся поэт.

- Каким вам представляется Микуль Шульгин? М. Шульгин – один из самых жизнерадостных поэтов. Пейзаж у него всегда залит солнцем. Он поэт леса, сумевший передать его прохладу, гомон птиц, ввёл в лирический пейзаж звуки, запахи, краски. Узнаем немного подробнее о жизни Микуля Шульгина из рассказа Уфимцевой Полины.

                                                 )

VI. Биографическая справка Микуля Шульгина (презентация).

VII. Итог:  - Как  автор создаёт лирический образ? (С помощью выразительно-изобразительных средств).

                Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, становится выразительным, живым, как из небольших предложений возникает текст, возникает яркая запоминающаяся картина, образ «голубой тайги», природы Сибири.

                             Презентация книг Микуля Шульгина

VII. Домашнее задание: продолжить знакомство с поэзией М. Шульгина, подготовить выразительное чтение любого стихотворения М. Шульгина.

                 В заключении  урока звучат стихи ребят собственного сочинения.              

Использованная литература:

1.  Роговер Е.С., Рачинская М.А. Хантыйская литература: 5 – 9 кл.: Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009ю – 320 с.: ил.         

                                                                                                                             Приложение №1  

                                                                                     

Лексическое толкование по В.И. Далю

                                                      Тропы и фигуры

Троп  (от греч. Tropos – оборот) – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо предмета или явления («Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком»   С.А. Есенин).

                                                Основные виды тропов

Сравнение, в котором одно явление характеризуется путём сопоставления его с другим явлением («Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»). 

Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью. При олицетворении описываемый предмет может уподобляться человеку.

         

Метафора – от греч. Metaphora – перенос, скрытое значение слова, основанное на уподоблении одного явления другому по сходству (по цвету, форме, объёму, назначению).

Эпитет – (от греч. Epiteton – приложение) – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему . 

                                                       Основные фигуры

Параллелизм – однородное синтаксическое построение двух и более предложений или других фрагментов текста:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут…                        (А.С. Пушкин)

Антитеза – со – или противопоставление конкретных понятий, положений, образов…

      Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!                      (Г.Р. Державин)

Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов:

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

      Той грустной радостью,  что я остался жив!    (С.А. Есенин)

Логическое ударение – выделение в речевом звене наиболее важного слова или словосочетания. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.                                      (М.Ю. Лермонтов)

Многоточие – обозначение незаконченности высказывания; указание на многозначительное размышление, сильное чувство…

Приложение №2

                                                                                           Уфимцева Полина, 6 класс

Мой северный край

Моя Родина милая – северный край!

Здесь метель колыбели качает,

Здесь в таёжной тиши стоит терем резной,

Где младая Весна почивает.

И радость на сердце моем и печаль,

Что лето сменяется стужей,

Но легкая поступь Зимы, ее стать

Влечёт за собою и весело кружит.

Пройдут века, и лет седых печать

Будет венчать своим резным узором

Верхушки сосен, их прямую стать,

И тихий зимний сон родных просторов.

                                                                                           

                                                                                                        Приложение № 3        

                                                                                                        Салмин Кирилл, 6 класс

                                                                     

Я люблю свою землю

Необъятны просторы нашей Родины – России.

Маленький кусочек большой Родины – моя Югра.

Это красивый и богатый край. Столица Югры – город Ханты-Мансийск.

Бескрайние леса, речные долины и поймы, поляны и опушки, кустарники и мелколесье у болот и оврагов создали в родном краю чудесные пейзажи. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время года солнце низко стоит на горизонте. Вся природа погружается в зимний сон. Могучие кедры, как богатыри, стоят, нахлобучив снежные шапки. Белые берёзы, словно невесты, в кружевном убранстве, чаруют своей изысканностью.

Недра родной земли наполнены запасами нефти и газа, дающими возможность для дальнейшего развития жизненного уровня на севере. Трудолюбивые, мужественные и отважные люди живут на земле Югорской. Они занимаются рыболовством, охотой, добывают нефть и газ, строят города и посёлки.

У каждого человека есть родной уголок на Земле, о котором невозможно не говорить с любовью.

Для меня таким уголком является маленькая деревенька, моя малая Родина, с непонятным на слух названием  Нижние Нарыкары. Расположилась она на живописном берегу реки Оби. В переводе с мансийского языка – «бедный человек». Основали посёлок зыряне ещё в XVI веке. В 30-х годах XIX века, добираясь до Берёзова, побывал в Нижних Нарыкарах автор известной сказки «Конёк-горбунок» Ершов П.П. В 60-е годы XX века здесь стояла экспедиция глубокого бурения. Геологами были обнаружены запасы газа. Сейчас это «голубое золото» находится в каждом доме. Наша деревня многонациональная. В ней проживают и ханты, и манси, и чуваши, и русские, и армяне. Несмотря на это, все жители находят общий язык и живут в мире и согласии, заботясь о своей земле и преумножая её богатства. Да и как можно не заботиться о ней!? Ведь она прекрасна! Если кто-то захочет увидеть красоту и богатства моей земли, моего края, пусть приезжают в гости. Я люблю свою землю и горжусь ей! Здесь мой дом, моя семья, мои друзья.

Я думаю, что каждый человек должен быть добрым хозяином своей земли, любить, охранять, и умело умножать природные богатства.

Славься и расцветай, земля моя, Югра моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...