конспект урока
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Дорохова Ирина Вячеславна

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Преступление Раскольникова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestuplenie_raskolnikova.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Преступление Раскольникова. Наказание Раскольникова.

Урок литературы в 10 классе

Цель урока: проследить развитие темы преступления  в романе;

определить, в чем, по мнению автора, заключалось наказание главного героя в романе;

содействовать формированию правового сознания, гражданской ответственности и правовой культуры обучающихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься? На чьей стороне симпатии автора в романе «Преступление и наказание»? В чем причина преступления Родиона Раскольникова? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на уроках, посвященных изучению великого романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Как известно, действие в романе происходит в 1865 году. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево – на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

  1. Беседа по содержанию романа.

Чтение и комментирование отрывков.

- Что такое преступление? Дайте толкование слова.

Юридическая консультация.

Сообщения учеников: 

Преступление— правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной (административной) ответственности.

Понятие преступления ст. 14 УПК РФ

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

- О каком преступлении идет речь в романе Достоевского? (убийство)

- Кто главный герой романа? (молодой человек Родион Раскольников)

- В каком городе происходит действие романа? (В Санкт-Петербурге)

- Какими мы видим главного героя и место действия?

-2-

Сообщение ученика. Место действия в романе.

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…» «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, неуклюжая большая софа, перед софой стоял маленький столик. Можно сказать, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир,  в котором задавлен и обездолен человек. Эту же мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…» «Одно новое непреодолимое ощущение овладело им все более и более с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные, гадки были их лица, походка, движения». Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова. Герой задыхается в этом городе, в этом мире. Можно сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Вывод (запись в тетради): Город в романе производит гнетущее впечатление на человека.

  1. Причины преступления Раскольникова.  

Комментированное чтение, анализ отрывков.

- Сколько времени занимает история преступления и наказания Родиона Раскольникова?

 Сообщение ученика. История преступления и наказания Раскольникова.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинной проходит 14 дней. Предыстория преступления дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Через три с половиной месяца он впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, где слышит за соседним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели созревает решение убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем – убийство.

- Ваши версии по поводу главной причины преступления Раскольникова?

(нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям;

мир жесток, и жизнь, полная страданий, толкает людей на преступления;

Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей, большинство которых живет хуже его;

у Раскольникова идея, мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь, ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям)

-3-

Проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая раскрывает мотивы преступления.

Чтение эпизода (часть V,  глава IV).

Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т.к. герой так и не воспользовался украденными вещами, деньгами, и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, …что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь… счастлив был!» Следовательно, бедность – не ведущая причина.

«Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!..не столько деньги мне нужны были, как другое…» Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.

Вывод (запись в тетради): Героя к убийству приводит идея, отвечающая всей истории человечества.

Суть этой теории была изложена героем в статье «О преступлении», которая за два месяца  до преступления Раскольникова была опубликована в газете «Периодическая речь».

Перечитаем отрывок из части III, где Раскольников комментирует Порфирию Петровичу содержание статьи (от слов «Это не совсем так у меня» до слов «И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»).

Чтение эпизода. Беседа.

- К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

(Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях)

- В чем суть теории Раскольникова?

(Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю История во все времена оправдывала жертвы законами прогресса.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

(Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет»)

Раскольникова увлек идеал сильной личности, мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он?

Вывод (запись в тетради): 

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает беззаконие, произвол. Убийство – своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих». В результате бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми и самим собой.

-4-

  1. Наказание Раскольникова.  Чтение и комментирование отрывков.

- Что такое наказание? Дайте толкование слова.

Юридическая консультация. Сообщения учеников: 

Наказание — применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека или животного в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение

Понятие и цели наказания ст. 43 УК РФ

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Виды наказаний ст. 44 УК РФ

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

- Наказанием Раскольникова стали восемь лет каторжных работ. Почему приговор был настолько мягким?

- Как на суде Раскольников объясняет причины своих поступков?

Работа в группах. Определить, в чем заключается психологическое наказание героя.

1 группа.  «Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: «боится!» - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным

-5-

смехом, изо всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать, но вся прихожая уже полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз – всё люди, голова с головой, все смотрят, – но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли…Он хотел вскрикнуть и – проснулся.»

2 группа.  «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить… Давеча я подошел и поцеловал мать, я помню… Обнимать и думать, что если б она узнала, то…разве сказать ей тогда? От меня это станется…Она должна быть такая же, как и я, - прибавил он, думая с усилием, как будто борясь с охватывавшим его бредом. – О, как я ненавижу теперь старушонку! Кажется, бы другой раз убил, если б очнулась! Бедная Лизавета! Зачем она тут подвернулась!..Странно, однако ж, почему  об ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. »

3 группа.  «Не более как минут через пять вскочил он снова и тотчас же, в исступлении, опять кинулся к своему платью. «Как это мог я опять заснуть, тогда как ничего не сделано! Так и ест, так и есть: петлю подмышкой до сих пор не снял! Забыл, об таком деле забыл! Такая улика!» Он сдернул петлю и поскорей стал разрывать ее в куски, запихивая их под подушку в белье.  «Куски разной холстины ни в каком случае не возбудят подозрения; кажется так, кажется так!» - повторял он, стоя среди комнаты, и с напряженным до боли вниманием стал опять высматривать кругом, на полу и везде, не забыл ли еще чего-нибудь? Уверенность, что все, даже память, даже простое соображение оставляют его, начинала нестерпимо его мучить».

4 группа.   «Оставьте меня! Оставьте меня одного!..Я это наверно решил… Что бы со мной ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем. Это лучше… Иначе, я вас возненавижу, я чувствую…Прощайте!»

«Оставьте, оставьте меня все! – в исступлении вскричал Раскольников. – Да оставите ли вы меня наконец, мучители! Я вас не боюсь! Я никого, никого теперь не боюсь! Прочь от меня! Я один хочу быть, один, один, один!»

«Раскольников «будто ножницами отрезал себя от всех».

Вывод (запись в тетради): Урок дается Раскольникову самой жизнью и заключается он:

- в страшных нравственных мучениях;

- в ужасе и отвращении перед содеянным;

- в постоянной боязни разоблачения;

- в духовной опустошенности;

- в одиночестве.

Психологическое наказание оказалось сильнее юридического.

-6-

- Какое наказание было бы определено Родиону Раскольникову по современному законодательству?

Юридическая консультация.

Сообщения учеников: 

Двойное убийство. (Старуха и Лизавета)

пункты «а, д», части 2, ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц; убийство, совершенное с особой жестокостью).

Наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Кража.(Браслеты, серьги, цепочки, булавки и прочее)

пункт «г», части 2, ст. 158 УК РФ (тайное присвоение чужого имущества; кража, совершенная из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем).

Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

По совокупности от 20 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы.

Ст. 49 Конституции РФ

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

  1. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Какое наказание оказывается страшнее для героя – психологическое или юридическое и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...