Рабочая программа по литературе, 9 кл
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Бережная Евгения Васильевна

Рабочая программа по литературе, 9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass_literatura.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 3 г. Ессентуки

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

русского языка и литературы

Протокол №  1     от 26.08.2016

Руководитель МО___________

Бережная Евгения Васильевна

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора поУВР

Кудинова Елена Давыдовна

«29» августа 2016 года

«УТВЕРЖДАЮ

 Директор _______________

 Чуденцова Ада Алексеевна

 Приказ от 30.08.2016 № 160

       

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Литература»

Класс: 9

Уровень образования: основное общее образование

(Общеобразовательный уровень)

Срок  реализации программы 2016 - 2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего – 102 часов (3 часа в неделю)

Рабочая программа написана на основании:

  1. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  4. Авторская программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с.

Учебник: Г.И. Беленький. «Литература». Курс в историческом освещении. 9 класс.: Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В трех частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013

Рабочую программу составила:  Бережная Евгения Васильевна,

учитель русского языка и литературы, специалист первой категории

2016 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Литература»

В результате изучения литературы выпускник должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

            уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание учебного предмета «Литература»

  1. Введение (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

  1. Литература Древней Руси (4 часа)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве»

Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве лова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русой земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика лова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

  1. Литература 18 века (10 часов)

         Общая характеристика литературы 18 века  

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

М. В. Ломоносов  Для чтения и бесед.

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения).

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

                                                   

     Д.И. Фонвизин   Для чтения и бесед

Сведения о жизни и творчестве.

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

              A.Н. Радищев   Для чтения и бесед 

   Слово о писателе.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма

Г. Р. Державин      Для чтения и бесед

 Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям»(фрагменты).  «Памятник», «Русские девушки». Заслуги Державина перед русской литературой.( Поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий»

            Н.М. Карамзин   Для чтения и бесед 

   Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

IV.Литература XIX века (60 часов)

Общая характеристика литературы 19 века

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

     В.А.Жуковский   Для чтения и изучения

Жизнь и творчество. Романтизм поэта. Жуковский-переводчик. В.А.Жуковский- автор оригинальных баллад и стихотворений.

  А.С. Грибоедов      Для чтения и изучения

Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума».

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Обшественный и личный конфликт в комедии. «век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин   Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество. Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825)

 Свобода, любовь, , творчество –три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Биографизм лирики и высоконравственный смысл. «внутренняя красота человека» (В.Г, Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина

Роман в стихах «Евгений Онегин».

История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы.. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Онегинская строфа. «Евгений Онегин».- первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Теория литературы: понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед 

«Пиковая дама» Жажда денег, власть,  погубившая  сильного незаурядного человека.роль в повести фантастического элемента.

 «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

     М. Ю. Лермонтов    Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество. (основные вехи).

Стихотворения:

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» «Молитва» («В минуту жизни трудную,..»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк». «Нищий», «расстались мы, но твой портрет»

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

Роман «Герой нашего времени».История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера.. Особенности композиции произведения (смена рассказчика, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике

Для внеклассного чтения. «Маскарад», «Душа моя мрачна», «В альбом», и другие стихотворения.

  Н. В. Гоголь     Для чтения и изучения 

Жизнь и творчество.(основные вехи)

 «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое  значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души в оценке русской критики

«Шинель» - тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для внеклассного чтения «Коляска», «Нос», «Портрет»

  А.Н.Островский     Для чтения и изучения  

Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди- сочтемся». Островский- мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни).

Для внеклассного чтения порок», «Снегурочка».

   Н. А. Некрасов   Для чтения и изучения  

Место Некрасова в русской поэзии 19 века.

«Размышления у парадного подъезда».

Восприятие народных страданий как собственного горя, .осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

        Для чтения и бесед

Давно - отвергнутый тобою..» «письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики «Трагические перипетии любовного чувства»

Теория литературы . Понятие о лирическом герое.

   Для внеклассного чтения

«Огородник», «Праздник жизни..»,  «Песня Еремушке», «Калистрат» и др.

   Ф.М. Достоевский.     Для чтения и бесед

Сведения как о писателе и психологе.

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви.

Для внеклассного чтения «Бедные люди»

  Л.Н. Толстой.    Для чтения и бесед 

Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека

 «Юность». Обзор. Три вехи в жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту.

Теория литературы. Особенности повествования от первого лица.

Литература ХХ века (23 часа)

Общая характеристика литературы второй половины 20  века

Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

     А. А. Блок     Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

Лирика. «Да так диктует вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для внеклассного чтения. «лениво и тяжко плывут облака», «осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате» другие стихотворения.

       В.В. Маяковский    Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. звуковые инструментовки стиха. «Необычайное приключение..» Юмор и метафористический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для внеклассного чтения «Гимн обеду», «Подлиза», «Я счастлив»

                   С. А. Есенин   Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Отговорила роща золотая...» «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями..» Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность. Народная основа языка.

Для самостоятельного чтения. «С добрым утром», «Я покинул родимый дом», «Каждый труд благослови удача», «Клен ты мой, опавший»

                                             

        М.А. Булгаков.

 Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце».Обзор с разбором избранных глав(1,2,4,8), эпилога. .Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик.

Для внеклассного чтения. «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача»

       М. А. Шолохов   Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве Рассказ «Судьба человека».

Душевная стойкость и «незаметный» героизм  русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. от судьбы человека к судьбе человечества. Особенности  композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок                                      

        А. И. Солженицын   Для чтения и бесед.

Сведения о жизни и творчестве.   Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность)

Зарубежная литература (2 часа)

Общая характеристика литературы второй половины 20  века

Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

     А. А. Блок     Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

Лирика. «Да так диктует вдохновенье», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для внеклассного чтения «лениво и тяжко плывут облака», «осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате» другие стихотворения.

       В.В. Маяковский    Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве.

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. звуковые инструментовки стиха. «Необычайное приключение..» Юмор и метафорический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для внеклассного чтения «Гимн обеду», «Подлиза», «Я счастлив»

                   С. А. Есенин   Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Стихотворения: «Отговорила роща золотая...» «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями..» Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность. Народная основа языка.

Для самостоятельного чтения. «С добрым утром», «Я покинул родимый дом», «Каждый труд благослови удача», «Клен ты мой, опавший»

                                             

        М.А. Булгаков.

 Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце».Обзор с разбором избранных глав(1,2,4,8), эпилога. .Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков – сатирик.

Для внеклассного чтения «Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача»

       М. А. Шолохов   Для чтения и изучения 

Сведения о жизни и творчестве Рассказ «Судьба человека».

Душевная стойкость и «незаметный» героизм  русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. от судьбы человека к судьбе человечества. Особенности  композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок                                      

        А. И. Солженицын   Для чтения и бесед.

Сведения о жизни и творчестве.   Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность)

Итоговые уроки (2 часа)

Итоговое тестирование. Обобщающий урок. Задание на лето.

Тематическое планирование

№ раздела

Наименование разделов и тем

К-во часов

Классное Сочинение.

Домашнее

сочинение

ВН/ЧТ

Регион.

компонент

Программа Беленького

(ПБ)

102

Рабочая

программа

(РП)

102

ПБ

РП

ПБ

РП

ПБ

РП

ПБ

РП

Введение.

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

I

Литература Древней Руси.

5

4

-

-

-

-

-

-

-

-

1.«Слово о полку Игореве»

5

4

-

1

-

-

-

-

-

-

II.

Литература XVIII  века.

15

10

-

-

-

-

-

-

-

-

1. М. В. Ломоносов  

4

2

-

-

-

-

-

-

-

2. Д.И. Фонвизин   

5

3

-

-

-

1

-

-

-

-

3.A.Н. Радищев  

2

2

-

-

-

-

-

-

-

4.Г. Р. Державин      

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

5.   Н.М. Карамзин  

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

III

 Литература XIX века.

60

60

-

-

-

-

-

-

-

-

1.В.А.Жуковский  

2

3

-

-

-

-

-

-

-

-

  2.А.С. Грибоедов      

8

7

-

1

-

-

-

1

-

1

3.А. С. Пушкин  

16

13

-

-

-

1

-

1

-

2

  4.   М. Ю. Лермонтов  

11

12

-

1

-

-

-

-

3

5.Н. В. Гоголь    

10

10

-

-

-

1

-

1

-

-

6.А.Н.Островский    

3

3

-

-

-

-

-

1

-

-

7.Н. А. Некрасов  

4

5

-

-

-

-

--

-

-

-

8.Ф.М. Достоевский.    

3

3

-

-

-

-

-

1

-

-

9.Л.Н. Толстой.    

3

4

-

-

-

-

-

-

-

1

IV

Литература  XX века

15

23

-

-

-

-

-

-

-

1.А. А. Блок    

2

4

-

-

-

-

-

-

-

-

2.   В.В. Маяковский    

3

2

-

-

-

-

-

-

1

  3.С. А. Есенин  

2

7

-

-

-

-

1

-

1

4.. М.А. Булгаков.

4

3

-

-

-

-

-

-

-

-

5     М. А. Шолохов  

2

3

-

-

-

-

-

1

-

-

6.А. И. Солженицын  

2

4

-

1

-

-

-

-

-

1

V

Зарубежная литература.

4

2

-

-

-

-

-

-

-

-

1У. Шекспир

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2.И.  В. Гете

2

1

-

-

-

-

-

-

-

Итоговый урок за курс 9 класса

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

102

102

-

4

-

3

-

7

-

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...