АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ (Ланг И.Д.) УЧИТЕЛЬ ГОДА-2017
методическая разработка по литературе на тему

Ланг Инна Давидовна

Работа содержит информацию о методике работы по созданию бук трейлера и использование элементов театрализации на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт

Ланг Инны Давидовны,

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Бастанская средняя общеобразовательная школа»

Михайловского района Алтайского края

по теме «Театрализация и инсценировка на уроках литературы»

Окончив Славгородский педагогический колледж в 2004 году, начала свою педагогическую деятельность в МКОУ «Бастанская СОШ» Михайловского района в качестве учителя русского языка и литературы, где и продолжаю работать уже тринадцатый год. Имею высшее образование. В 2009 году окончила Барнаульскую педагогическую академию.

О выборе профессии нисколько не жалею. Многие считают, что наша работа неблагодарна. Но я не из их числа. Если ты найдёшь к детскому сердцу верный путь, если сумеешь расположить ребёнка к себе и стать для него не только строгим, требовательным педагогом, но и другом, помощником, то тогда труд учителя не будет в тягость. Необходимо зажечь в душе ребёнка интерес к своему предмету. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы обучения.

В наше время учащиеся не всегда увлекаются миром литературы. По своему опыту знаю, что не все ребята читают программные произведения, не говоря уже о книгах вообще. Для того, чтобы заинтересовать учащихся тем или иным произведением, мною была выбрана следующая тема методической работы «Театрализация и инсценировка на уроках литературы». Ведь именно через «вживание» учащегося в ту эпоху, в которой живёт герой, понимание состояния героя, помогут ребёнку заинтересоваться произведением.

Целью данной работы является раскрытие методики театрализации на уроках литературы.

Работая над данной темой ставлю перед собою следующие задачи:

- помочь учащимся почувствовать радость от соприкосновения с произведением искусства слова;

- привить вкус к  чтению художественных текстов и заучиванию наизусть;

- научить понимать самоценность произведения как художественного целого;

- помочь осознать воплотившуюся в нем авторскую индивидуальность, историческую и нравственно-художественную самобытность;

- формировать целостное представление о культуре эпохи изучаемого произведения;

- стремиться приблизить школьника к шедеврам русской литературы и стараться сделать все для того, чтобы он увидел в классиках своих вечных спутников, помочь осознать актуальность классических произведений как для современной им эпохи, так и для сегодняшнего времени.

Решить эти задачи  помогают инсценирование и театрализация на уроках литературы, потому что словесный художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный, зримый сценический образ, представляющий героя во всем многообразии его духовных, нравственных и физических возможностей.

Театрализация – это методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики. Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.

Этапы подготовки к театрализации:

1.Подготовительный - первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста.

2.Исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненная элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации… ).

3.Репетиционный этап перед воображаемым зрителем                                                                        

4.Рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

Театр на уроке можно представить из нескольких форм:

1.Театрализация  отдельных фрагментов произведений писателей на уроках литературы.

2.«Урок-концерт» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»).

3.«Театр на уроке». Данная форма работы занимает часть урок. Для театральной постановки на уроке можно использовать небольшие по объёму произведения А.П.Чехова («Хамелеон»), М.Зощенко («Галоша»).

4.Нестандартные уроки – это импровизация учебного занятия, имеющую нетрадиционную структуру. Данные уроки позволяют изменить форму занятия, повысить интерес, стимулировать познавательную активность учащихся. В педагогической практике есть множество типов нестандартных уроков. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация.

5. Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.

6. Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

Инсценирование текста - это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). С 7 класса даю такие задания, и в 7-м же классе мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1.Необходимо  представить и описать (на основе текста) время и место действия.

2.Авторский текст не должен потеряться, его необходимо отдать персонажам, только надо точно определить, кому;

3.Можно видоизменить текст, не искажать его смысла.

4. Разрешается вводить новых персонажей или убирать.

Инсценировать можно разные произведения.

В 7 классе с учащимися мы инсценировали сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В 8 классе поставили мини спектакль по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Работа была очень кропотливой. Распределение ролей, разработка сценария, костюмы. Учащиеся с удовольствием включились в работу. Кто-то ознакомился  с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам Участники спектакля с нетерпением ожидали дня постановки спектакля на сцене актового зала.

С 10 классом на данный момент работаем над постановкой мини-спектакля по пьесе Островского «Гроза». На данном этапе занимаемся написанием сценария.

Работа над постановкой спектакля протекает во внеурочное время.

Важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой произведения или его эпизода, умел:

-выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

-уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

-определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

-уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

-осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь – сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.

Технология составления сценария:

I этап. Подготовительный.

    1. Выбор темы.

    2. Определение идеи.

II этап. Основной.

1. Поиск сценарного хода:

    а) определение главных и второстепенных действующих лиц;

    б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);

    в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).

2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.

3. Определение логики участия в действии учащихся.

4. Музыкальное и художественное оформление.

III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.

IV этап. Рефлексия.

Требования к составлению сценария. Сценарий должен:

-быть литературно-грамотным;

-отвечать идейно-художественным требованиям;

-не быть примитивным и громоздким;

-иметь строго очерченные временные рамки;

-учитывать возрастные особенности учащихся.

Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период – направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.  

Следующий этап - выступление перед реальными зрителями – презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.

Последний этап – рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И.В. Сосновской «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия – это особый этап, позволяющий раскрыть как  актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Что может стать для меня?»

В своей практике с недавнего времени, а именно, после участия в районном конкурсе в 2015 году «Молодо-зелено» по созданию бук трейлера решила заняться и этим видом деятельности во внеурочное время.

Бук трейлер («бук» (вook) — книга, «трейлер» (trailer)) - это  небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. Это еще и своего рода способ популяризировать любовь к книге и слову. Вызывая интерес читателя, он призван провоцировать отложить насущные дела и ознакомиться с текстом.

Как и при постановке спектакля, создание бук трейлера требует определённого времени и желания учащихся создать рекламу книги, чтобы завлечь своих одноклассников, ребят из параллельных классов определённым произведением.

Для своей работы мы выбрали три произведения, взятых из школьной программы: 8 класс Д.И. Фонвизин «Недоросль», 9 класс Н.В.Гоголь «Мёртвые души», 11 класс М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Для создания бук трейлера необходимо отобрать самые яркие, самые запоминающиеся и впечатляющие моменты. Естественно, сюжет книги раскрывать не стоит - ведь тогда исчезнет интерес к прочтению книги. Красивая недосказанность - вот цель такого вида работы. Из выбранного текста выбираются самые яркие цитаты, используется музыкальное сопровождение для создания эмоционального настроя.

Основные этапы работы по созданию бук трейлера.

1. Выбор книги для рекламы.

2. Создание сценария к бук трейлеру (продумать сюжет и написать текст).

3. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве).

4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию.

5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество.

6. Выбрать видеосервис. Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах.

7. Подобрать Gif-анимацию и футажи. Работая над видео роликом можно использовать гиф анимацию и футажи.

8. Заключительный этап видео монтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук) потом записать на жесткий диск ПК.

Готовые бук трейлеры размещены на моей странице сайта http://nsportal.ru/innadavidovna.    (раздел «Видео»)

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (http://nsportal.ru/video/2017/01/buktreyler-po-knige-nedorosl)

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (http://nsportal.ru/video/2017/01/buktreyler-po-knige-myortvye-dushi)

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

(http://nsportal.ru/video/2017/01/buktreyler-po-knige-master-i-margarita)

В процессе создания проекта мы с ребятами упорно осваивали новые информационные технологии. Работа в программе Пинакл Студия. Для того, чтобы действие разворачивалось на фоне той эпохи, в которой написано произведение, мы использовали технологию хромокея (совмещение двух и более изображений). Съёмки происходили на зелёном фоне, а затем всё это обрабатывалось в видео редакторе (коммутатор ключа цветности).

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованием информационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. На уроках литературы учащиеся не только учатся творчеству, но и попадают в увлекательный мир героев. А такие формы работы, как создание киносценария, бук трейлера прививают интерес и развивают высокодуховную личность.

Свою работу я бы хотела закончить такими замечательными словами: “Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт о профессиональной деятельности учителя математики

Я работаю учителем математики в системе общего образования 30 лет . Аналитический отчет содержит описание и анализ результатов моей профессионально-педагогической деятельности за последние три года. О...

Представление Заявителя на участие в конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2017», Аналитическая записка

Представление ЗаявителяМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Майорская средняя общеобразовательная школавыдвигает ...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...

Материал к районному конкурсу "Учитель года-2017". Эссе "Я-учитель".

Данный материал раскрывает суть моей выбранной профессии....

Эссе на конкурс "Учитель года 2017"- Я-учитель.

Я - учитель. Как много глубины и смысла в этих двух словах! Я чувствую, какая ответственность лежит на мне и понимаю, чтобы воспитывать других, надо самой постоянно работать над собой....

Учитель года 2017, конкурсное задание «ЭССЕ». Я - учитель.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит с...

Эссе "Я - учитель!" (конкурс "Учитель года - 2017")

В своем эссе я попыталась вспомнить, как пришла в профессию учителя, поразмышлять,  почему так актуален сегодня курс "Основы православной культуры" в образовательных организациях....


 

Комментарии

Козленко Татьяна Владимировна

хорошая работа! Молодец!