Научная статья
статья по литературе на тему

Использование инновационных технологий в ходе анализа «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bubina_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Научная статья.

Использование инновационных технологий в ходе анализа «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина на уроках литературы

 Бубина Валентина Петровна,

учитель МБОУ «Школа –лицей»№3

Постановка проблемы. Творчество Александра Сергеевича Пушкина давно и прочно вошло в читательский опыт каждого. Многочисленные фундаментальные работы М.П.Алексеева,  Б.В. Томашевского,  Д.Д. Благого,  В. В. Виноградова, Г. О. Винокура стали классикой отечественного литературоведения. И сегодня в школьной программе представлены «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», лирика. Отдельного рассмотрения заслуживает повесть «Станционный смотритель», которая посвящена, на наш взгляд, самому актуальному вопросу современности – взаимоотношениям родителей и детей. Вопрос удачного замужества, ответственности пред теми, кто тебя воспитал, выбор между любовью к супругу и любовью к близким – вот только несколько аспектов изучения этого произведения на уроке литературы. Нельзя не отметить удачный период изучения – седьмой класс, когда учащиеся вступают в сложнейший переходный возраст, когда начинают задумываться о своем месте в мире и социуме.  Следует учитывать, что информационные и социальные условия ХХI века позволяют увидеть в хорошо известных, «хрестоматийных» произведениях совершенно новые ракурсы. Многолетний опыт преподавания предмета позволил мне выделить несколько направлений в изучении проблематики и образной системы пушкинского шедевра, предложить учащимся новый взгляд на изучаемое произведение.

        Цель данной статьи – показать использование различных современных технологий при изучении «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина, в ходе которых учащиеся могут включаться в процесс поиска, самостоятельно делать читательские открытия, которые могут помочь в решении жизненных проблем.

         Степень изученности проблемы.  Проанализировав несколько методических разработок уроков по выбранному нами произведению (Воротневой Г.Н., Иванчук С.Н., Миловановой И.Н. и др.),  можно отметить некоторое однообразие  и стандартизацию, стереотипные приемы подачи материала, хотя современная методика преподавания представляет достаточно широкий спектр творческих заданий. Так, в основе урока Миловановой И.Н. – нравственные проблемы, рассматриваемые в произведении. Во вступительной части было отмечено, что «будут проанализированы яркие эпизоды и сопоставлены с евангельской притчей, которая приведет к урокам нравственности». [8] Однако беседа по вопросам, обращение к музею литературного героя на этом этапе отвлекали от аналитической деятельности. Целесообразнее это было бы сделать на заключительном этапе урока.

        Далее учитель предлагает найти самый яркий по эмоциональному накалу эпизод. Интересно, что ученики получают уже готовые суждения по значимости первой встречи Самсона Вырина и Минского, с акцентуализацией внимания на покаянии героя. Далее учитель переходит к теме «маленького человека», отмечая низкое происхождение героя, но высокие моральные качества. Тема благородства Вырина уже звучала, поэтому логично, используя метод эмпатии, показать сострадательное отношение автора к герою. Использование этюда Г. Свиридова  придает данному виду работы эмоциональную выразительность.

        Как правило, в методических разработках достаточно подробно проводится сопоставление истории блудного сына и судьбы Дуни (таблица просмотра отдельных кадров фильма С.Соловьева «Станционный смотритель», вопросно-ответная беседа, комментарий учителя и пр.). Так, Г.Н. Воротнева [3] подчеркивает, что на уроке она ставит цель воспитать гуманное отношение к людям, развить умение рассуждать. Она начинает работу с очень подробной справки о творческой деятельности автора в Болдино, затем логично переходит к созданию «Повестей Белкина» и формулирует тему – образ «маленького человека». В то же время из собственного учительского опыта могу указать, что понятие «маленький человек» у учащихся в этом возрасте может ассоциироваться с понятием величины. Данный образ у Пушкина во многом носит новаторский характер, поэтому логичнее подвести к нему в ходе анализа текста.

        В этом уроке внимание сосредоточено на трех аспектах: история написания, оценки критиков и прошлое главного героя. Однако анализ ключевых эпизодов, использование различных инновационных подходов (ролевые игры, элементы проекта, ситуативный анализ, интеллектуальный поиск, которые помогают сделать самостоятельные суждения и обобщения) в представленной публикации отсутствует.

        Открытый урок по повести «Станционный смотритель» учителя русского языка и литературы С.Н. Иванчук [6] демонстрирует актуализацию проблемы отношений родителей и детей, а также «нравственных критериев», которых должны придерживаться люди в общении. Ход урока строится по принципу «от общего к частному», больше вопросов, связанных с эмоциональными впечатлениями, не прослеживается глубокая психологическая драма героя, новаторство А.С. Пушкина не раскрывается. Также отсутствуют глубокие философские выводы, а занятие завершается рефлексией в виде вопроса: «Как вы думаете, что может помочь людям сохранить духовные отношения и не страдать?»  Учитель берет за основу нравственную проблематику произведения, однако вторая сюжетная линия – история с блудным сыном – остается без внимания.

        Опираясь на элементы технологии развития критического мышления учащихся ([1], [2], [4], [5], [7], [9]) я пытаюсь организовать учебный процесс таким образом, чтобы мои юные единомышленники рассуждали, замечали в тексте новое для себя и впоследствии активно обращались к полученному читательскому опыту. Поэтому дети должны активно включаться в познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.

        На своих уроках большое внимание уделяю тексту – именно он основа понимания авторской позиции и формирования читательского опыта. Поэтому изучение любого произведения начинается с анализа названия – почему именно так автор вводит свое творение в историю литературы? Станционный смотритель – это человек, который смотрит за станцией. Как сегодня воспринимается понятие «станция»?  Учащиеся связывают это слово, прежде всего, с железнодорожными путями. Важно подчеркнуть, что для путника это – веха, остановка на долгом пути. Это вынужденная и последняя остановка Самсона Вырина, которую он воспринимает как пост, а он – ее страж, охранник, смотритель. Такая работа позволяет учащимся увидеть в тексте А.С. Пушкина глубокий философский смысл – родитель охраняет нас на жизненном пути, несет ответственность за то, какую дорогу выбирают дети в дальнейшем. Станционный смотритель – не самый главный чиновник, но главный человек в жизни Дуни. Чтобы ярче прозвучала тема «маленького человека», были использованы роли – «историк» и «аналитик».

         Историк дал интересную справку о табелях и рангах, которые ввел в 1722 году Петр I. Это объясняло объективно социальное положение героя и отношение к нему окружающих. Работа аналитиков позволила построить таблицу, которая логически объясняла путь героя от чиновника 14-го класса до его положения, выделяла негативные и позитивные стороны характера Вырина, отношение автора к герою.

        В ходе составления лингвистической таблицы происходит соединение тематической и образной стороны наррации, анализ экспозиции. Только после этой кропотливой работы учащиеся переходят к проблеме «маленького человека», которую А.С. Пушкин впервые поставил в литературе (а впоследствии гениально продолжили Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский). Использование интерпретационного вопроса (установление причинно-следственных связей привело к бонусному вопросу) позволило сделать логическое обобщение о безрадостной судьбе многомиллионного чиновничества.

        Отказавшись от несколько сложной для данного возраста и аудитории работы с высказываниями великих критиков, я предложила учащимся ролевую игру: учащийся в роли А.С. Пушкина и учащийся в роли журналиста-интервьюера.  Такой диалог позволил объяснить, почему автор обратился к новой теме. Один из элементов кейс-метода позволил активизировать не только познавательную деятельность, но и сформулировать на этом этапе тему урока: «Александр Сергеевич Пушкин – новатор, наш учитель и современник».

        Далее учащиеся 7-Г класса МБОУ «Школа-лицей» № 3 использовали в работе метод ассоциативного куска, проводили параллель с именами героев. Элементы технологии биоадекватного использования (сочетание словесного описания с графическим использованием образов) позволили ярко представить жизнь героев на определенном этапе. Следует обратить внимание на главного рассказчика, которому очень важна судьба героя. Использование ориентации на образ смотрителя позволяет раскрыть не только трагедию Самсона Вырина, но и его благородство. Обращение к этическому словарю позволяет дать объективную характеристику персонажу. Обращение к ассоциативному кусту отображает изменения в жизни героя. Создание кластера рисунка формирует умение мыслить образами, а также выявить завязку композиции – приезд Минского.

         Ситуативный анализ – элемент кейс-метода используется в ситуации, когда учащимся предлагается представить себя создателями фильма и написать сценарий. С этой целью они должны установить последовательность действий героя, что позволяет открыть новые черты персонажа: настойчивость, решительность. Выделение ключевой фразы: «Вынул несколько смятых ассигнаций, слезы навернулись, сжал бумажки и притопнул каблуком» – акцентирует презрение и гнев к хозяевам мира. Личностно-ориентированный подход к главной ключевой фразе – «Я свое дело сделаю» – позволяет говорить о целеустремленности героя. Сопоставление второго посещения с эпизодами из фильма С. Соловьева «Станционный смотритель» выделяет жестокость чиновников к судьбе «маленького человека» и неспособность последних бороться за личное счастье. Таким образом, только подобная работа учащихся может привести к выводу о том, что «Мир устроен не лучшим образом».

Вторая сюжетная линия – история с блудным сыном, вернее, с блудной и непослушной дочерью. Учащиеся 7-Г класса использовали альтернативу- выбор и ориентацию на сопоставление (картина Рембранта «Возвращение блудного сына» и сопоставление с последней сценой возвращения Дуни), результатом которого становится построение круга Венна, заключившего исследования жизненного пути двух героев. Это привело к формированию и высказыванию собственной точки зрения, которая предполагает интеллектуальный ответ. Возвращение героини состоялось, поэтому эта сцена является высшей точкой сюжетной линии – кульминацией.

Последние строчки: «Я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, истраченных мной», – являются развязкой и подводят к одному из главных выводов: А.С.Пушкин продолжает для нас оставаться идеальным учителем добра, человечности, любви и красоты. Исполнение песни «Ангелы – хранители» учеником Николаем Лесиным становится эмоциональным финалом занятия.

На уроке мной были использованы различные элементы инновационных технологий, что обеспечило активную творческую деятельность учащихся. Элементы технологии развития критического мышления (ТРКМ) позволили развивать мыслительный процесс более активно, обогатить детей знаниями в области новаторства А.С. Пушкина и решить жизненные проблемы прощения, любви, чувства ответственности за свои поступки. Использование разнообразных методов и приемов позволяет делать урок нестандартным, развивает интерес к литературе, активизирует процесс обучения, формирует личностные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия, предоставляя возможность самостоятельно приобретать знания и творчески использовать их в жизни.

Литература

1.Балашова А.И., Ермолова Н.А. Развитие исследовательских умений в процессе преподавания литературы.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. –№2.

2.Белова Н.И. Педагогические мастерские. Теория и практика. – СПб., 1998.

3. Воротнева Г.Н. Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель". Эл. ресурс: http://festival.1september.ru/articles/505425/

4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – СПбГУПМ, 2003.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

6. Иванчук С.Н. Открытый урок по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Эл. ресурс: WWW.uroki.net/docrus128.htm

7. Клименко Н.С., Резник О.В. Интеллектуальные игры на уроках русской и зарубежной литературы (19 в.). Издание 2-е, дополненное. Учебно-метод. пособие. - Симферополь, Ната, 2007. – 122 с.

8. Милованова И.Н. Нравственные уроки по повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина. Эл. ресурс: http://festival.1september.ru/articles/565798/

9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб: КАРО, 2009.

Аннотация

         В статье В.П. Бубиной подробно рассмотрены приемы работы с текстом на уроках в 7 классе по теме «А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Автор опирается на технологию развития критического мышления у школьников, демонстрирует  сочетание эмоционального и рационального подхода к анализу текста.

Ключевые слова: «Станционный смотритель», развитие критического мышления, урок русской литературы в 7 классе.

Аnnotation

Article by V. Bubinа is the techniques for working with text in the 7th class on "A.S. Pushkin. «Station master»". The author relies to the technology of development of critical thinking among schoolchildren, demonstrates a combination of emotional and rational approach to the analysis of the text.

Keywords: «Station master», critical thinking, the lesson of Russian literature in the 7th class.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Научная статья: Г.Ф. Миллер о походе Ермака: у истоков научного образа

Материал с международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, проходившей в Витебске, 18 октября 2017 г....

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

3.3. Опубликованные научные статьи, методические и дидактические разработки, имеющие выходные данные: научная статья, интернет-публикация.

Журнал Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей «Юннатский вестник»Юннаты Калмыкии: прошлое и настоящее-.Выпуск №2 (78), апрель.-ФГБОУ...