Конспект урока литературы в 5 классе И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

Цели:

  • осмыслить, какова мораль басни
  • развитие коммуникативной компетентности, навыков анализа литературного произведения
  • воспитание патриотизма

Ход урока.

1 этап. Эмоциональный настрой.

Учитель:

 Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Лишь одну оценку – «5»

Я желаю вам удачи-

За работу, в добрый час!

Девизом нашего урока станут слова: «Читаем, думаем, спорим, а в споре рождается истина» (прочитайте эту фразу с восклицательной интонацией, затем- вопросительной, утвердительной). Как вы понимаете данные слова? Надо ли и зачем современному школьнику читать?(ответы детей)

2 этап. Актуализация опорных знаний

В центре нашего внимания на уроке будет один из известных жанров литературы, для которого характерны следующие признаки (слайд). О каком жанре идет речь?  Мы еще раз почерпнем мудрость басен, подивимся их емкому и выразительному языку.

3 этап. Этап целеполагания.

Тема нашего урока «И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне». Какие мысли рождает название басни? Над чем интересно поразмышлять на уроке?

( обсуждение с детьми, запись в тетрадь целей)

4 этап. Этап овладения новыми знаниями

В басне вы встретите устаревшие слова. Знаете ли вы их лексическое значение?(слайд, обсуждение).

Внимательно послушайте басню «Волк на псарне» (прослушивание записи). Ваши впечатления. Сколько смысловых частей можно выделить в басне? (обсуждение в парах) Составьте цитатный план басни (обсуждают в парах, записывают в тетрадь)

С каких событий начинается басня?. Какими словами рисует автор этот переполох? (Работа с текстом, слайд) И.А.Крылов использует активные, действенные глаголы. Зачем? (передает тревогу)  Как ведет себя в этой обстановке Волк и что он говорит? Мне его жаль, а  вам? Каким рисует его в этот момент баснописец? Как Волк объясняет свое появление на псарне?   (обсуждение сначала в группах, затем вместе. Дети подчеркивают, что речь Волка льстивая, лицемерная, изворачивается, хитрит, скрывает злобу).

Попробуем передать эту интонацию хищника в чтении (выразительное чтение отрывка 1-2 учащимися). Какой же он, Волк? Обсудите и запишите в тетради качества данного персонажа (слайд после обсуждения)

Почему Ловчий прерывает речь Волка? Пришло время « расчесться за овец», как вы понимаете эти строки? Какими качествами наделяет автор Ловчего? (снова обсуждение, запись в тетради, слайд)

Как вы думаете, в каких строчках заключена мораль басни? Как вы ее понимаете? (обсуждение: Мудрый народный приговор, который учит, как поступать с врагом)

Эта басня посвящена конкретному историческому событию – Отечественной войне 1812 года (историю создания басни рассказывает учитель или ученик, я рассказывала сама

(Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласию между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего народа». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.)

Но неужели эта мораль применима только для конкретного случая, как вы считаете? (обсуждение) Обратите внимания на высказывания ( на слайде)

Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет

                                                                                    А.Невский

Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.

                                                                                      В.Гюго

Эта басня учит, как поступать со всеми захватчиками, которые посягнули на независимость нашей родины. А. Невский, великий герой России, справедливо сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

5 этап. Рефлексия

 Прошу вас продолжить фразы на выбор «Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» - это размышление о….

«Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» заставила меня задуматься о….

(пишут небольшие размышления в тетради)

Какие цели были вами сформулированы в начале урока, проанализируйте, все ли ответы на вопросы вы получили в течение нашего разговора? Нарисуйте ваше настроение после урока в виде смайлика

 Домашнее задание группам:

1 гр – составить синквейн Ловчий

2 гр – составить синквейн Волк

3 гр -  выписать крылатые выражения из басни и объяснить их смысл

4 гр – подобрать цитаты из басни к предложенным группе рисункам

Всем – учить басню наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Иван Андреевич Крылов. Басня "Волк на псарне"

Презентация помогает понять художественное и идейное своеобразие басни «Волк на псарне». Презентацию можно использовать на этапе объяснения нового учебного материала.Работа ведётся в разли...

Открытый урок чтения 7 класс И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»

Предмет: чтениеКласс: 7Тема: И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль»Цель: Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова на примере басни «Волк и Журавль».Задачи:Образователь...