Доклад "Выразительное чтение на уроках литературы"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Волобуева Марина Ивановна

Из опыта работы педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Сергеевская СОШ

Тема: «Выразительное чтение на уроках литературы».

(из опыта работы учителя русского языка и литературы Волобуевой М.И.)

2016 год

с.Сергеевка

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Отсюда одна из первоочередных  забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке,  и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Больше значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, а она важна для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведении.

Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения.

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…».

Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

  1. умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  2. умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  3. хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

  1. раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
  2. показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  3. передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы не уделяется внимания этой стороне чтения.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительной организованной подготовки к чтению.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной :

  1. Соблюдение знаков препинания.

Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Но всё-таки основное средство выразительности звучащей речи – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

 В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности.

Начиная с 5 класса, учащиеся знакомятся с выразительным чтением как с искусством. У детей закрепляются полученные ранее практические навыки и воспитываются новые, например: умение выявлять жанровые особенности произведения (сказка, загадка, пословица - в 5 классе, былина и басня - в 6 и т. д.). В 5 классе при чтении сказки «Царевна-лягушка» у учащихся развивается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях и одновременно воспитывается умение придавать повествованию сказочный характер. При чтении пословиц развивается умение выражать свое отношение к тому человеку, явлению, к которому отнесена пословица, передавать подтекст пословицы как сложного обобщения.
         В 6 классе при чтении былин учащиеся передают особый характер их звучания. Знакомятся с особенностями чтения басен.
В 7 классе встает задача воплощать в чтении более сложные по содержанию и форме произведения. Например, выразить нарастание напряженности чувств в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» («Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер, да я»).

Выше была названа только часть задач, решаемых при обучении выразительному чтению. Но в каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

   Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым

1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.

2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.

3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке литературы.

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

   Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работы на уроках русского языка и, особенно, на уроках литературы. При этом особое значение приобретают методы работы по выразительному чтению.

Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот так описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций».

На занятиях литературой применяется выразительное чтение трех видов: выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников и чтение автора и мастеров звучащего слова в записи.

                       Выразительное чтение учителя (показ)

Решающее значение имеет чтение учителя. Не может преподавать искусство педагог, сам не владеющий этим искусством. Это верно и по отношению к искусству чтения.

К использованию данного метода многие учителя и методисты относились отрицательно, так как отождествляли его с методом обучения «с голоса», который основан на принципе: «Послушай и постарайся прочесть, как я читаю». По мнению Б.А. Буяльского, «обучение с голоса – ошибочный прием, поскольку он основывается на требовании механического повторения интонаций учителя, освобождая ученика от необходимости чувствовать и мыслить». Применение показа требует учитывать степень способности, развития восприимчивости ученика. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Говоря об исполнении учителем того или иного произведения, Е.В. Язовицкий отмечал, что учитель должен твердо помнить, что он является прежде всего чтецом, рассказчиком, а не актером, что главная его задача заключается в том, чтобы поделиться с учащимися теми мыслями и впечатлениями, которые возникли у него в процессе работы над текстом…».

Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя, пусть даже и несовершенное.

Полный, тщательный анализ образца, проводится не каждый раз, а только тогда, когда работа над выразительным чтением – основная цель урока. Например, при работе над стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»  в 6 классе учитель первый раз читает неторопливо, задумчиво, повествуя; второй раз – бодро, весело, подчеркивая яркость картин. Затем учитель спрашивает: когда было лучше прочитано – в первый или во второй раз? Почему? Какая зима у Пушкина? Как удалось передать настроение?

Конечно, метод показа подталкивает к подражанию, если это подражание хорошему, в нем только польза. Такого подражания не надо бояться. Предостерегать и оберегать следует от подражания слепого, бестактного, внешнего. Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие.

  1. Образцовое чтение учителя.
  2. Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.
  3. Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.
  4. Показательные чтения лучших учеников.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу, что, прибегая к показу, учитель никогда не стремится навязывать образцы. Цель же образцового исполнения учителя не в том, чтобы эффективно продемонстрировать свое умение, а в том, чтобы заразить, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у них желание хорошо прочесть его.

Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.

Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.

К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы:

  1. дети читают, следуя составленной учителем партитуре;
  2. учащиеся составляют партитуру совместно с учителем;
  3. дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения.

Разметка текста

1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой.

2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│‌‌‌‌), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами.

5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

Выразительное чтение учеников (Хоровое чтение)

Одним из наиболее распространенных приемов обучения выразительному чтению является прием хорового чтения учащихся как одна из разновидностей выразительного чтения учащихся.

Хоровое чтение вошло в практику школы уже давно. Еще К.Д.Ушинский рекомендовал его как прием, помогающий оживить утомленный и рассеянный класс. Хоровое чтение не позволяет никому из учеников оставаться пассивным.

Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. Но это не тождественные понятия. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных частей текста разными исполнителями и группами исполнителей. Хоровое чтение имеет свои достоинства и недостатки. По мнению Б.А. Буяльского, недостатки хорового чтения состоят в том, что «от него отдает «выучкой с голоса» и не всегда оправданным монотонном. Чтобы этого избежать, советуют Б.С. Найденов, Т.Ф.Завадская, «необходимо наблюдать за правильностью и выразительностью хорового чтения».  По мнению этих методистов, «в школе не должно быть невыразительного хорового чтения. Выразительное хоровое чтение окажет существенное положительное влияние на выразительность индивидуального чтения и культуру речи у учащихся».

    Как же следует организовать работу, используя на уроке хоровое чтение? Б.А. Буяльский предлагает организовать ее в следующем порядке:

  1. Образцовое чтение отрывка учителем.
  2. Чтение ученика со средними способностями.
  3. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.
  4. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.
  5. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке.
  6. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным.
  7. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным. Каждый участник хора должен понимать, что он выражает и как этого достигает. Поэтому хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

Чтение в лицах: Этому приему М.А. Рыбникова придавала важное значение. Она справедливо отмечала, что он обостряет внимание к речи героя, к ее специфике.

Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский, например, предлагает проводит в такой последовательности.

1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.

2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо).

4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).

5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).

6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.

7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.

На начальном этапе обучения выразительному чтению учитель, естественно, должен дать образец интонационного анализа, пользуясь памяткой:

  • Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция.
  • Правильная расстановка ударений.
  • Верность соблюдения длительности пауз.
  • Выбор точного темпа чтения.
  • Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).
  • Верность выбора силы голоса.
  • Эмоциональность прочтения.
  • Выражение отношения чтеца к читаемому.

При этом учитель может облегчать задания, предлагая одной части класса делать замечания по произношению, другой – в смысловых оттенках, третьей – в отражении чувств, и обмениваться этими заданиями, чтобы избежать однообразия в работе класса.

Чтению по ролям, как одной и форм драматизации (инсценирования), придаю большое значение.

 Назовём основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
  • постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»;
  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений);
  • чтение по ролям;
  • драматизация развернутой формы.

Среди существующих приемов и методов обучения выразительному чтению также можно выделить художественное (выразительное) чтение прозы и художественное рассказывание.

Художественное рассказывание – это свободная передача произведения, при исполнении которого образцом является искусство народных художников – сказочников. Если школьники овладеют данным приемом, то им будет легко перейти к художественному чтению прозы, то есть к дословной передаче прозаического произведения.

Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос.

Выразительное чтение автора и мастеров звучащего слова в записи:

В каждом школьном кабинете литературы должна быть фонотека, включающая диски и кассеты с литературными записями, фонохрестоматии по литературе для средних учебных заведений, а также с записями песен и романсов на слова поэтов и носители с записью инструментальной музыки.
Наличие хорошей фонотеки в школе - база для творческой работы по обучению выразительному чтению на уроках, факультативных и кружковых занятиях.
           Аудиозаписи находят широкое применение в процессе изучения литературных произведений, в работе над техникой, логикой и эмоционально-образной выразительностью речи, при ознакомлении учащихся с профессиональным искусством художественного слова. Они в сочетании со словом преподавателя и различными видами наглядности оказывают на слушателей огромное воздействие.
Прежде всего, аудиозаписи применяются для ознакомления учащихся с искусством звучащего слова и его выдающимися представителями.
Произведение должен быть предварительно прочтен и самостоятельно обдумано учащимися.

Аудиозаписи предоставляют возможность прослушать на одном занятии разных мастеров звучащего слова. Они позволяют учителю давать при повторном воспроизведении текста некоторые пояснения к исполнению.

В настоящее время не составляет труда найти в Интернете записи голоса В.В.Маяковского, А.А. Ахматовой, И.А. Бунина, С.А.Есенина. Замечательными, по моему мнению, являются записи стихотворений С.А.Есенина, прочитанные актером Сергеем Безруковым, которые я использую на уроках уже с 5 класса.

Замечательным подспорьем для учителя в этом плане является учебник под ред. В.Я.Коровиной, который на протяжении уже нескольких лет выходит с приложением в виде фонохрестоматии для каждого класса.

Правильное применение аудиозаписей делает работу учителя и учащихся более содержательной, интересной, эффективной, способствует развитию выразительности речи.

Использование технических средств не исключает живого общения с актерами-чтецами. Технические средства, конечно, ни в коем случае не заменяют педагога, хотя очень помогают ему. Преподаватель всегда должен помнить, что его личный пример и личное обаяние не могут быть вытеснены никакими, даже самыми разнообразными комплектами записей чтения, и что умение выразительно читать всегда останется одним из важнейших показателей педагогического мастерства.

                                            Некоторые упражнения по технике речи

Важное место в школе должна занимать работа учителя-словесника по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания требуют усиления внимания к устной речи учащихся, к повышению ее произносительной культуры. Учитель-словесник, речь которого должна быть образцом для его учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. При выполнении упражнений по технике речи необходимо учитывать координацию, взаимодействие всех органов речи в едином процессе производства звуков. Поэтому в большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать все стороны речи: дыхание, дикцию и голос. Влияние на работу органов речи следует оказывать путем постановки задач на действия, не связанные с прямым вмешательством в работу органов речи. Даже в работу над произношением отдельных звуков или звукосочетаний следует включать задания на выполнение каких-либо конкретных действий. Ряд упражнений связан с элементами игры. Упражнения должны выполняться свободно, без мускульного напряжения, с интересом, с ощущением физической легкости, удовольствия. При появлении усталости их необходимо прекратить. Приводим в качестве примера некоторые упражнения.

 «Задувание свечи» Детям раздаются листки бумаги размером 4 см Х 8 см. Исходное положение: сидеть прямо, свободно; нижний конец бумаги нажат большим и указательным пальцами правой руки; верхний конец расположен на уровне полости рта на расстоянии 15—18 см.Спокойно и глубоко вдохнуть, задержать дыхание на счет «раз» — «два». Затем сделать медленный равномерный выдох, так, чтобы струя выдыхаемою воздуха отклоняла верхний конец бумаги под одним и тем же углом (30—40°).Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать. Учащимся следует сказать, что «не надо выдыхать воздух с силой, до последнего». Когда возникнет ощущение, что воздух сам вышел из легких, надо сделать короткую задержку и не делать произвольно вдох, он произойдет автоматически.

 «Поймай комара» Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».«На берегу моря»«Закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, расположившись в специальном кресле (шезлонге). Слышится равномерный шум набегающих валов. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко».

 «После грозы»«Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении картину: вы находитесь в лесу, только что отгремела гроза, прошел дождь, блестят мокрые листья на березах, на траве — серебристые капли... Как хорошо пахнет в лесу. Как легко дышится. Вон ландыши. Сорвите их... Вдохните их запах... Вдыхайте медленно, ровно, глубоко».

 «Гудение провода»На доске написано сочетание букв: нунноннанненниннын. Произносите непрерывно это сочетание, берите короткий вдох, где вам удобнее, и продолжайте упражнение. Вскоре вы заметите, что появляется «второй» звук, непрерывный, протяжный, напоминающий гудение проводов. Звук «н» произносите так, как будто вы верхним кончиком языка, как молоточком, постукиваете о верхние зубы, легко, без нажима, играя.Прислушайтесь к «гудению проводов».Теперь то же упражнение проделайте со звуком «м».

 «Стон» «Произнесите сочетание звуков «ми, мэ, ма, мо, му, мы» так, как будто вы жалуетесь: «Ах, как больно». Вы стонете, громко стонете от сильной боли».

Произнесение скороговорок (трудноговорок, чистоговорок). Скороговорки представляют собой искусственно придуманные тексты с трудными сочетаниями, подборами звуков. Скороговорки произносят как индивидуально, так и хором. Для упражнений выбирается несколько скороговорок, наиболее интересных, доступных для детей по содержанию и технике произнесения. Например: «Проворонила ворона вороненка», «Шла лиса бесшумно по лесу», «Дятел долбил долго дерево клювом-долотом», «По Чите течет Читинка». Каждая скороговорка произносится 4—5 раз, сначала в медленном темпе, потом в среднем. Но не следует увлекаться скороговорением. Самое главное — правильное, чистое, четкое произношение всех звуков. Можно устроить своеобразное соревнование: кто яснее, чище произнесет скороговорку. Такое соревнование можно проводить между отдельными учениками или между отдельными рядами — при хоровом выполнении упражнения. Некоторые из скороговорок учащиеся произносят с разными смысловыми оттенками, например: «Проворонила ворона вороненка» — с подтекстом: «Ах, как жалко вороненка». Второй подтекст: «Так ей, раззяве, и надо!» «Шла лиса бесшумно по лесу». Подтекст: «Ух, какая хитрая лиса!». Второй подтекст: «Берегитесь, зверюшки, прячьтесь, лиса идет!».Одним из условий совершенствования навыков устной речи является создание в школе режима культуры устной речи. В кабинете русского языка и литературы находится памятка  «Правила устной речи и чтения». Вот примерный их перечень:

 1. Не произноси слова скороговоркой.

 2. Ясно выговаривай звуки в словах.

 3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.

 4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.

 5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения.

 6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.

Памятка

«Как подготовиться к выразительному чтению»

1. Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора

 2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям

 картин природы)

3. Мысленно представь их себе

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (в чем задача твоего чтения)

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – темп чтения; пометь паузы, логические ударения, тон

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними

7. Прочитай текст выразительно

Памятка

«Как разучить скороговорку»

1. Прочитай скороговорку медленно

2. Подумай, о чем говорится в скороговорке

3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется

4. Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её

5. Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее

6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе

7. Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку

8. Выдели самое главное голосом, интонацией

Чистоговорки, скороговорки

 1. Читайте медленно, с паузами.

 Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

 Осип охрип, / а Архип осип.

 Как у горки на пригорке /

 Жили тридцать три Егорки.

 2. Читайте быстро, без пауз.

 Поезд мчится скрежеща: Же – че – ща; Же – че – ща;

 Сыворотка из-под простокваши.

 Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 На дуб не дуй губ, /Не дуй губ на дуб.

 3. Ра-Ра-Ра - начинается игра

 ры-ры-ры - у мальчиков шары

 ро-ро-ро - у нас новое ведро

 ру-ру-ру - продолжаем мы игру

 ре-ре-ре - стоит домик на горе

 ри-ри-ри - на ветках снегири

 ар-ар-ар - кипит наш самовар

 ор-ор-ор - созрел красный помидор

 Ир-ир-ир - мой папа командир

 Арь-арь-арь - на стене висит фонарь

 Са-са-са - в лесу бегает лиса

 Со-со-со - у Вовы колесо.

Упражнения для развития дыхания

1. Распределите правильно дыхание. Глубокий вдох через нос - спокойный выдох до конца, без перерыва чтения. Жжжжж; сссссс; рррррррр; шшшшшш; ммммммм

2. Поставьте на стол 10 заженных свечей. Потушите свечи: а) отдельно каждую; б) все сразу.

3. Прочитайте текст: вдох – выдох – пауза – вдох – выдох – пауза. Паузы обозначьте так: /. Лисица позвала журавля на обед / и подала похлебку на тарелке. / Журавль ничего не мог взять своим носом, / и лисица всё съела сама. (Л. Толстой).

4. Прочитайте стихотворение. Сделайте паузы после первой и второй строки. Третью и четвертую прочитайте без пауз. Я вошел в тенистый бор / И увидел мухомор, / Сыроежку, зеленушку, Розоватую волнушку! (Ю. Могутик)

5. Прочитайте на одном дыхании: Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. (Э. Мошковская)

6. Прочитайте сначала медленно, а затем быстро, без пауз. Заваривши кашу, / масла не жалеют; / Начав дело, / не останавливаются. На дворе трава, на траве дрова; Не руби дрова на траве двора.

7. (через 30 - 40 минут после еды) И. П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет 1 – 5 (про себя) - глубокий вдох. На счет 1 – 3 (про себя) - задержка дыхания. На счет 1 – 5 (про себя) - выдох.

8. И. П. то же На счет 1 - 2 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Плавный счет от 1 до 10, от 1 до 15, 20, 25, 30 - выдох.

9. И. П. то же На выдохе - пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Как у горки на пригорке (добор воздуха) стоят тридцать три Егорки (На выдохе идет счет от 1 до 33). Раз Егорка, два Егорка…

10. И. П. то же На счет 1 – 3 (про себя) - глубокий вдох. На счет «раз» - задержка дыхания. Медленный плавный выдох на звуках -ф-, -с-, -ш- (сначала отдельно, а затем подряд). Звуки беру разные.

11. «Проколотый мяч». Представить, что в руках большой мяч, но он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух (звук -с-) Нажимать на мяч нужно мягко, без усилий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы

В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из  «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....