Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Дёмина Марина Вячеславовна

Рабочая программа по литературе для 10 класса (136 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra_10_klass_moyo.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 226»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                                                                                  приказом директора

МБОУ «СОШ  № 226»                                                                                                                                      МБОУ «СОШ  № 226»

Протокол №   1          _                                                                                                                                № 14 ос   от « 01» сентября 2016г.

от « 29 »  августа   2016г.                                                                                                                                        ______________С. А. Кутузова

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс

На основе:

        Программы среднего общего образования МБОУ « СОШ  № 226» по литературе, принятой Педагогическим советом (протокол  №  1   от  28 августа 2013г.), утверждённой директором школы (приказ №  13 ос  от   28 августа 2013г.)

     

                                                                         Составил учитель: Дёмина М.В.

 г. Заречный

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Программа по литературе для 10 класса составлена на основе Основной программы среднего(полного) общего образования МБОУ «СОШ №226» по литературе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом учебника: Лебедев Ю. В. Литература. 10  класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. уровни. Ю. В. Лебедев. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2013

Структура  документа

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к результатам; требования к оснащённости учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Основной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели курса:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Место предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 226»  курс «Литература» изучается  по 4  часа в неделю. Общий объем учебного времени в 10 классе составляет 136  часов (34 недели по 4 недельных часа).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Основная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» в 10 классе приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 часов)

Введение (1 ч)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (14ч)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (2 ч)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.  

А. С. Пушкин (6 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Стихотворения: «Поэт», «Поэту», «Из Пиндемонти» 

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Повесть “Невский проспект". Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Творческая работа по произведениям русской литературы первой половины XIX века (1ч)

Литература второй половины XIX века (85 ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (7 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”

Творческая работа по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

И. А. Гончаров (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев (9 ч)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Творческая работа по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой (1 ч). Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2 ч). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч). Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов (5 ч). Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» , «Я не люблю иронии твоей…»

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

К. Хетагуров (1 ч). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».   Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (14ч). Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Творческая работа по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой (21 ч). Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Творческая работа по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов (11 ч). Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.  

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Из зарубежной литературы  (4 ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 ч). Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье»

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 ч). Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 ч). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль»

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу  художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Подведение итогов (1ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 10 КЛАСС

Ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  1. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСНАЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Современное оборудование не только обеспечивает наглядность процесса обучения, но и с помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов позволяет создавать новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но и на отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Если исходить из этого, то главными целями использования материально-технических средств обучения становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по литературе является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий, в частности разработка информационных и информационно-деятелъностных моделей обучения. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают такие информационно-коммуникационные средства обучения, как: мультимедийные обучающие программы, интерактивные школьные доски и электронные учебники (приложения к учебникам) по основным разделам курса литературы, мультимедийные тренинговые, контролирующие программы, электронные библиотеки, игровые компьютерные программы и т. п. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений школьников.

В то же время требования к оснащенности учебного процесса должны предполагать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой.

Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы: Литература.

Учебник: Лебедев Ю. В. Литература. 10  класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений. Базовый и профил. уровни. Ю. В. Лебедев. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2009

На изучение учебного предмета  в 10  классе отводится:

  • количество часов в год – 136;
  • количество часов в неделю – 4;
  • количество часов для чтения и изучения произведений  – 115;
  • количество часов для проведения контрольных работ – 5;
  • количество часов для проведения уроков развития речи – 14;
  • количество часов для проведения уроков внеклассного чтения -2;

Количество учебных часов по предмету «Литература» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год – 136 ч.

Тематическое планирование по литературе

( разделы учебного предмета)

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Литература первой половины XIX века

15

3.

Литература второй половины XIX века

114

4.

Из зарубежной литературы

4

5.

Из литературы народов России

1

6.

Повторение

1

Всего

136


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Планируемые результаты обучения

1

Ведение (1 ч.)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Знать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. роль литературы в общественной и культурной жизни

Уметь:

аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

строить монологическое высказывание

Литература первой половины XIX века (14 +1 РР ч.)

2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Знать: вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями 19 века.

Психологизм художественной литературы.

Уметь: находить изученные изобразительно-выразительные средства; определять тему и идею произведения, соотносить произведения и жанры.

Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

3

Обзор русской литературы I половины XIX века

4

Обзор жизни и творчества А.С.Пушкина

5

Трагизм мировосприятия и его преодоление в стихах  А.С.Пушкина «Погасло дневное светило..», «Подражания Корану»

6

Тема поэта и поэзии в «Поэте», «Поэту»

7

Эволюция темы свободы и рабства  в стихотворении «Свободы сеятель пустынный..», «Вольность», «Из Пиндемонти»

8

Философские стихотворения Пушкина «Элегия», «Вновь я посетил…»

9

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя

10

Обзор жизни и творчества М.Ю.Лермонтова

11

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова «Валерик», «Сон», «Молитва»

12

Философская лирика. «Выхожу один я на дорогу», «Как часто пёстрою толпою окружён…»

13

Обзор жизни и творчества Н.В.Гоголя

14

Н.В.Гоголь. Образ города в повести «Невский проспект»

15

Соотношение мечты и действительности в повести «Невский проспект»

16

РР. Творческая работа по литературе I половины XIX века

Литература второй половины XIX века (3ч.)

17

Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века

18

Литература и духовная мысль второй половины Х1Х века

19

Славянофильство и западничество

А.Н.Островский (7+2 РРч.)

20

А. Н. Островский - отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества.

Знать:  особенности драматического произведения, понятие конфликта.

Уметь: работать с критической статьей, давать характеристику героям произведения, выполнять творческие задания разных видов.

21

Драма «Гроза». История создания, система образов, нравственный конфликт пьесы

22

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

23

Трагедия Катерины в интерпретации критики (Добролюбов, Ап.Григорьев,  Д.Писарев, современная критика ).

24

Смысл названия произведения.

( Гроза – внешний фактор  для страха или страх Божий?)

25

«Нетерпение сердца» (С.Цвейг).  Сопоставительный анализ  пьес Островского «Гроза» и «Бесприданница»

26

Урок-семинар  по произведениям Островского «Гроза», «Бесприданница». Если есть наказание, то в чем преступление?

27,

28

РР.  Творческая работа по творчеству А. Н. Островского

И.С.Тургенев (13 + 2ч.)

29

Духовный путь И.С.Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества

Знать: вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями 19 века.

Психологизм художественной литературы.

Уметь: находить изученные изобразительно-выразительные средства; определять тему и идею произведения, соотносить произведения и жанры.

Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

30

Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева. «Записки охотника»

31

Статья «Гамлет и Дон Кихот» - исследование типов личности (преамбула к написанию романа «Отцы и дети»)

32

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

33

Две дуэли. Особенности эпоса как рода литературы

34

«Лицо трагическое»…

35

Любовь как испытание в жизни  Базарова

36

Композиция романа «Отцы и дети»

37

Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова

38

Смысл финала романа «Отцы и дети»

39

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

40

Внеклассное чтение. Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»

41

Контрольное тестирование по творчеству И. С. Тургенева

42,

43

РР. Творческая работа по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

И.А.Гончаров (8+ 1 РР ч.)

44

Творческий путь И.А.Гончарова

Знать: Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Способы выражения авторской позиции.

Уметь: работать с критической статьей, давать характеристику героям произведения, выполнять творческие задания разных видов.

45

Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла

46

Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова.  История создания.

47

Илья Обломов и  Андрей  Штольц

48

Сон и пробуждение в жизни Обломова

49

Любовь и смерть Обломова

50

Особенности поэтики романа «Обломов» (роль  художественной детали)

51

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

52

РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Н.Г.Чернышевский (4 ч.)

53

Духовные искания Н. Г. Чернышевского

54

Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?»

55

«Тайный» сюжет романа «Что делать?»

56

Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя

А.А.Фет (4 + 1 РР ч. )

57

Очерк жизни и творчества А. А. Фета

Знать: вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями 19 века.

Психологизм художественной литературы.

Уметь: находить изученные изобразительно-выразительные средства; определять тему и идею произведения, соотносить произведения и жанры.

Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

58

«Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский)

59

Особенности поэтики Фета. Лирика как род литературы, ее особенности  в аспекте образного восприятия действительности

60

Основные мотивы лирики Фета

61

РР. Анализ поэтического текста

Ф.И.Тютчев (5+ 1 РР ч.)

62

Духовный путь Ф.И.Тютчева

Знать: вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями 19 века.

Психологизм художественной литературы.

Уметь: находить изученные изобразительно-выразительные средства; определять тему и идею произведения, соотносить произведения и жанры.

Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

63

Особенности поэтики Ф.И.Тютчева

64

Денисьевский  цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева

65

Философская лирика Тютчева

66

Пророчества поэзии Тютчева

67

РР. Анализ поэтического текста. Мотив, лейтмотив. Обучение сочинению в формате ЕГЭ

А. К. Толстой(2ч.)

68

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта

69

Контрольное тестирование по творчеству А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого

М.Е.Салтыков-Щедрин (4 ч. )

70

Очерк жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина

71

Обзор творчества Салтыкова-Щедрина( «Господа Головлевы», «История одного города»)

Знать: особенности сатирического социального романа.

Уметь: Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

72

Образы градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

73

«Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики. «Эзопов язык», сатира, ирония, фигура умолчания

Н.А.Некрасов(8 + 2 РР ч.)

74

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова

Знать: Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова.

Уметь: находить изученные изобразительно-выразительные средства; определять тему и идею произведения, соотносить произведения и жанры.

Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов.

75

Образ революционера-демократа  в лирике Некрасова      

76

Гражданская лирика Некрасова

77

Панаевский цикл

78

Поэма-эпопея  «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А.Некрасова.

79

Семинар  по поэме-эпопее  Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Христианский или социалистический идеал?

80

Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

81

Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

82

РР. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Из литературы народов России(1 ч.)

83

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа

Ф.М.Достоевский (17+2 РР)

84

Духовная биография Ф. М. Достоевского

Знать: Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Полифоничность романа.

Уметь: Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов;

работать с критической статьей, давать характеристику героям произведения, выполнять творческие задания разных видов.

85

Концепция мира и человека в творчестве писателя

86

«Маленький человек» в творчестве Достоевского

87

Внеклассное чтение. Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека»

88

«Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова

89

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

90

Интерьер как средство характеристики персонажа

91

Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова (Анализ  эпизода)

92

Двойники Раскольникова

93

Гордая и смиренная жертва (Сонечка и  Дуня)

94

Смысл эпилога  романа «Преступление и наказание»

95

Контрольное тестирование по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

96

История создания и проблематика романа «Идиот»

97

Урок -семинар. Красота гибели и красота спасения

98

Урок -семинар. Воля человека в преодолении страстей

99

Урок -семинар по роману Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Есть ли смысл в человеческом страдании и безвинных жертвах?

100

Урок –семинар по творчеству  Ф. М. Достоевского. Зачем человеку дана свобода, если именно она сеет зло на земле?

101

102

РР. Творческая работа по творчеству Ф. М. Достоевского

Н.С.Лесков (4 ч.)

103

Слово о Лескове

104

Шекспировские страсти в очерке Н.С.Лескова  «Леди Макбет Мценского уезда». Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова

105

Грешники и праведники Лескова. «Очарованный странник»

106

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб  и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Л.Н.Толстой (15 + 1 РР ч.)

107

Жизнь Л. Н. Толстого

108

Духовный и художественный мир Толстого.

Знать: Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Широкая проблематика романа-эпопеи.

Уметь: Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов;

работать с критической статьей, давать характеристику героям произведения, выполнять творческие задания разных видов.

109

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Особенности жанра. Образ автора в романе

110

«Мысль семейная» в романе: Болконские

111

«Мысль семейная» в романе: Ростовы

112

«Мысль семейная» в романе: Курагины

113

Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов

114

Женские образы в романе «Война и мир»

115

Наполеон и Кутузов как два смысловые  полюса произведения

116

«Мысль народная» в романе

117

Военные страницы произведения: философия истории

118

Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе

119

Изображение войны 1812 года в романе -  «дубина войны народной»

120

«Диалектика души» героев Л.Н.Толстого

121

Контрольное тестирование по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

122

РР. Подготовка к написанию творческой работы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

А.П.Чехов (8 ч.)

123

Очерк жизни и творчества А. П. Чехова

Знать: роль художественной детали в раскрытии идейного замысла произведения;

Особенности драматического произведения.

Уметь: Обобщать изученное в виде схем, таблиц, конспектов; выполнять творческие задания разных видов;

работать с критической статьей, давать характеристику героям произведения, выполнять творческие задания разных видов.

124

Особенности малой прозы Чехова

125

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

126

Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад»

127

Символика  названия комедии «Вишневый сад»

128

К вопросу о жанре «Вишневого сада»

129

Урок -семинар по комедии «Вишневый сад».  «Это все о России…»

130

Зачёт по творчеству писателей второй половины XIX века

Из зарубежной литературы(5 ч. )

131

Романтизм, реализм и символизм в зарубежной литературе

132

«Вечные» вопросы в новелле Ги де Мопассан «Ожерелье»

133

134

Социальная и нравственная проблематика драмы Г.Ибсена «Кукольный дом»

135

Тема стихийности жизни в стихотворении А.Рембо «Пьяный корабль»

136

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...