Л. Толстой. Диалектика персонажей
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

"Война и мир", "После бала". Образ Николая Ростова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_lev.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Толстой

Диалектика героя в творчестве

Наше время позволяет увидеть в произведениях Толстого то, что нам позволит стать человеком. Это вопросы. Что значит «жить по совести»? что такое жизненная позиция? Личная ответственность человека перед людьми и временем? Ориентирами могут стать персонажи, сюжеты, ситуации. Это некое диалектическое единство. Одно из таких очевидных единств – образ Дмитрия Нехлюдова. Или образ императора Александра 1. Персонажу, несущему в себе хоть один из коренных вопросов человеческого бытия всегда «тесно» в рамках одного произведения. Отсюда развитие персонажа внутри произведения, обращение к эпилогу. На многие годы материал о декабристах оставался для Толстого «горячим». В эпилоге романа «Война и мир» споры Николая Ростова и Пьера  - это уже новый сюжет. По разные стороны границы добра и зла окажутся Николай Ростов и Пьер. В вариантах эпилога романа «Война и мир» писателя занимает вопрос: что это за люди, которые «идут без причины убивать своих ближних»? Какие это люди? Что побуждает их? Речь идет о войне, но вопросы, поставленные автором, выходят за пределы узко военных в область общечеловеческих отношений. Эти вопросы направлены на Николая Ростова.  Такой персонаж нужен писателю как утверждение того реального, земного, патриархального, что порой разрушает рефлексией и раздвоенностью интеллектуальных героев. Но есть в характере Николая Ростова то, что настораживает. Он готов умереть за своего царя. Ростова страшно томит и пугает та внутренняя «мучительная работа», которая поднялась в душе его при виде всего, что совершалось в Тильзите во время торжеств перемирия. Не очень привыкший к такому умственному и душевному напряжению, молодой Ростов не справляется с этим. Ему легче и спокойнее оставаться в состоянии «нежности и восторга». Эпилог романа далек от событий 1825 года. Пока Николай Ростов – человек штатский. Он крепкий хозяин и хороший семьянин, нежно любит своих детей. Любит нежно свою дочь. Мечта о мазурке с дочерью сбудется уже за пределами романа в небольшом рассказе «Дочь и отец», написанном летом 1903 года. А в процессе отделки появляется новое название «После бала». Действие рассказа происходит в сороковые годы, но узнаваем Николай Ростов. Он постарел, у него взрослая дочь, но это тот же Ростов и его дочь. Это хороший семьянин и нежный отец. Он музыкален и пластичен. Даже внешне полковник Б. схож с Ростовым. Чин полковника – это чин Ростова, с которым он вышел в отставку. Главное, что роднит героев – жизненная позиция: «надо все по закону», главное – не рассуждать. В «После бала» Толстой показывает своего героя лишь в двух эпизодах. Дан только крупный план, как фрагмент, выхваченный из общей картины жизни. Этот «кинематографический» прием позволяет освободить рассказ от второстепенного, высвечивает главное, в чем необходимо убедить читателя. В эпилоге фигура Николая Ростова рассматривается в общем потоке жизни, то на полковника Б. словно навели увеличительное стекло. Остаются две самые характерные его черты: это милый, добрый человек (на бале) и палач (во время экзекуции). Николай Ростов и полковник Б. – это не просто типологическое сходство персонажей, здесь совпадение внешней и внутренней ситуации образа. Для Толстого важно исполнение нравственного закона. Это любовь к ближнему, добро и благо человека. Вся художественная и публицистическая работа Л. Толстого в последние годы направлена на то, чтобы показать уродливость существовавших правительственных законов. Обращаясь к современникам, писатель говорит, что такое слепок, бездумное подчинение приказаниям и законам страшно. Это относится и к военным людям, в первую очередь. Ведь военные – опора власти. Мысли о «границах свободы и зависимости», о «давлении на личность высшей власти, о войне» - эти мысли найдут художественное воплощение в образе Николая Ростова. Писатель пытается понять, каким образом и почему, обыкновенный человек, надев военный мундир и произнеся слова присяги, оказывается во власти бесчеловечных придуманных законов настолько прочно, что забывает об исполнении законов человеческой природы. Уже здесь возникает проблема нравственной ответственности человека за свои поступки. Представляя себе государственное и военное устройство в виде фигуры конуса, Толстой исследует уровень нравственной ответственности каждого социального среза этого конуса и приходит к выводу, что ответственность эта прямо пропорциональна высоте власти. То, что пережила Россия в своей последующей истории, в 30-50-х годах нашего века, прямо восходит к ситуациям и героям произведений Льва Толстого. Писатель предупреждал общество и людей, живущих без основного «нравственного» закона – «жить по совести», - о тех бедах, которыми грозит слепое подчинение бесчеловечной власти и бесчеловечным законам. Это предостережение должно быть услышано читателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...

Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация

Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...

Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души», роль портретных деталей

конспект для занятия по литературе на тему" Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие произведения. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстог...