Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Назарова Евгения Викторовна

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Пояснительная записка

Данный  урок  литературы является первым из уроков по изучению  повести            А.С. Пушкина «Метель». На уроке используются  элементы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма,  направленной  на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность.

На каждом этапе урока вопросы  подобраны таким  образом, чтобы учащиеся могли  делать самостоятельные выводы по теме урока.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Учитель: Назарова Е.В.

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: А.С. Пушкин «Метель». Особенности композиции и сюжета.

Урок изучения нового материала

Цель:

Образовательная:

  • продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
  • выявить особенности композиции и сюжета «Повестей Белкина»;
  • совершенствовать умения анализировать тексты.

Развивающая:

  • актуализировать личностный интерес учащихся к изучению творчества Пушкина;
  • развивать умения систематизировать материал;
  • развивать мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся самостоятельность, коммуникабельность.

Оборудование урока:        мультимедийный проектор, компьютер; экран, электронная презентация по теме.

Готовясь к уроку, учащиеся прочитали повесть «Метель», разделили текст на микротемы, отдельные учащиеся подготовили индивидуальные выступления по повести.

Ход урока

Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Цели метода и приема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В

Ы

З

О

В

Активизация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие связной речи. Развитие логического мышления

Составление кластера.

Работа в группах.

Слова–ассоциации.

Круглый стол.

Активизация знаний о «Повестях Белкина». Развитие умения работать в группах, умения систематизировать материал. Развитие мышления. Формировать умения составлять связный текст, развитие речи.

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с прозаическим произведением А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке.

Коллективное составление кластера.

Сегодня мы с вами будем изучать подробно ещё одну повесть.

Запишите слова – ассоциации, которые у вас возникают при слове «Метель».

Предположите, о чем пойдет речь в повести «Метель».

Вспомните, что такое эпиграф?

Эпи́граф (греч. επιγραφή — «надпись») цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Прочитайте эпиграф к повести, обратите внимание, что он состоит из двух частей? Что он помогает разъяснить, узнать?

Выделить главные, несущие основную нагрузку слова.

Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф. И эпиграф подтверждает наши предположения. В нём две части. В первой мы видим церковь, «Божий храм». Во второй части появляется образ чёрного ворона, который вьётся над санями, символизирует беду, возможно гибель.

Текст.

Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил. Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ. Однакож имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околодка, отчего и моя деревня где-то упомянута. Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.

C:\Users\Женя\Desktop\1234.png

Учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их.

(Вьюга, снег, буран, мгла, стужа, гул, завывание…)

Учащиеся записывают свои предположения в тетради, затем зачитывают их, объясняют.

На столах лежат листочки, на которых напечатан данный термин. Ребята работают в парах, записывают определение термина, некоторые зачитывают определение.

Эпиграф

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий.

……………………………………

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…

В.А. Жуковский «Светлана»

Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон.

Печальное предзнаменование.

Стадия осмысления

Организация активного восприятия текста.

Развитие связной речи.

Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Приём «Дерево предсказаний».

Заполнение двухчастного дневника.

Активизация чтения.

Развитие умения выделять главное, систематизировать.

Формировать умения интерпретировать текст, умение слушать.

Прежде чем мы приступим к уяснению литературоведческих терминов, давайте послушаем, о чем повествуется в произведении «Метель».

Выступления заранее подготовленных учащихся.

Вспомним, как строится произведение. Назовите основные составляющие любого произведения.

Что мы называем темой?

Определите, какова тема произведения «Метель».

Что называется фабулой?

Чем отличается сюжет от фабулы?

За счёт «фигуры умолчания»  в новелле создаётся «таинственная ситуация»: до самой развязки неизвестно,  что узнал Владимир на дворе священника («Какое известие ожидало его!» Какое же? Умолчание).

 Сюжет «Метели»  дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина;

во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К.И.Т. (увиден глазами «девицы К.И.Т.»,

рассказавшей повесть Белкину, явно «уездной барышни»).

Что называется композицией произведения?

Давайте вместе определим, какова композиция повести «Метель».

Отсюда – конфликт.  Как вы понимаете, слово  «конфликт»?

А что, по вашему значит «литературность»?

А в чем конфликт повести? (Комический эффект повести достигается благодаря постоянному подчёркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада).

В «Метели» это по-особому подчёркнуто. Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятивёрстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и всё в сторону.

Прочитайте первую часть. Выделите ключевые слова и словосочетания, которые помогают характеризовать героев.

После прочтения дети в группах составляют «Дерево предсказании» героев.

ствол дерева – тема, 

ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), 

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 

Прочитать до конца, выделите основные события этой части.

Какие у вас возникают  вопросы, сформулируйте их

Обсуждение в группах заполненных дневников.

1 ученик.  А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
2 ученик.    Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку...

  В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной. Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления.

3 ученик. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат... неизвестно на ком. А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.

Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.

1. Тема. 2. Фабула. 3. Сюжет.

Темой называется то, о чём говорится в произведении.

Тема «Метели» – превратности любви.

Все события, связанные с основным происшествием, всё поведение и все поступки лиц, принимающих участие в действии, составляют то, что называется фабулой.

Сюжет представляет собою разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой события.

Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому.

Композиция «Метели» построена на последовательном сталкивании двух планов – быта и литературности.

Учащиеся составляют «Дерево предсказаний».

Заполнение двухчастного дневника.

Ключевые слова, словосочетания

Толкование

Прошло несколько лет.

Стадия рефлексии

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Возвращение к кластеру.

Составление синквейна.

Развитие памяти.

Развитие умения систематизировать материал.

Давайте вернёмся к нашему кластеру, и вспомним, какие особенности «Повестей Белкина» мы выделяли и посмотрим как эти вопросы решаются в повести «Метель».

Метель

Сильная, злая,

Предупреждает, толкает, путает,

Наказывает и прощает, возвращает к жизни.

Любовь.

Выясняем с ребятами, кто является рассказчиком в повести, каков сюжет, каковы его особенности, анализируем героев. Выясняем основную тему повести.

Домашнее задание: написать сочинение  на тему: «Какова дальнейшая судьба героев повести А.С. Пушкина «Метель».

                   

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Урок по литературе "Образ Пугачева по повести А.С.Пушкина"

Вводится понятие метаморфоза, с помощью которого создан образ Пугачева. На примере иллюстраций учащимся в доступной форме объясняется новое слово....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Конспект урока-викторины "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Повторительно-обобщающий урок можно провести интересно и эффективно в виде театральзованной викторины по страницам повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...