Технологические карты уроков литературы в 5 классе ФГОС по теме: "М. Ю. Лермонтов "Бородино".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Материал готов к применению на уроках литературы или при подготовке к ним (в помощь начинающим педагогам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_urokov_lit-ry_po_lermontovu_5_kl.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 52

Тема: М.Ю.Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812г. в  поэзии Лермонтова.

Тип: урок формирования новых знаний и умений

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • продолжать работу над выразительным чтением текста, его анализированием.

Планируемые результаты

Предметные:

  • ознакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, историческими сведениями о войне 1812 г.;
  • учить анализировать поэтическое произведение.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к литературе;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • пробудить чувства гордости и уважения к предшествующим поколениям за их самоотверженную патриотическую борьбу.

Оборудование: П.Е.Заболотский «М.Ю.Лермонтов»; О.А.Кипренский «Портрет Давыдова».

Теория литературы: литературная баллада, сравнение.

Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа; индивидуальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент. Опрос по д/з.

Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание

Актуализация необходимых знаний

  1. Учитель задаёт следующие вопросы:

- Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что вы знаете об этом поэте?

- В каких жанрах он писал?

- Какие роды литературы вы знаете? (Эпос, лирика, драма)

- Что такое лирическое произведение? Чем лирическое произведение отличается от эпического?

- Что такое рифма, ритм?

- Какие стихи Лермонтова вы читали?

 Постановка цели и задач урока.

  • Уч-ся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Организация познавательной деятельности

  1. Работа над темой урока.

Краткий обзор жизни и творчества поэта.

     М.Лермонтов с юного возраста обладал пылким поэтическим  воображением, любил мечтать и фантазировать. Детсво своё он провёл в родовом поместье Тарханы. Рано мальчик остался без матери, и воспитанием его занялась бабушка. Он получил превосходное домашнее образование: владел иностранными языками, хорошо рисовал. М.Лермонтов с детства сочинял стихи, не научившись ещё читать и писать. В доме существовало предание о легендарном основоположнике его рода – шотландском поэте Т.Лермонте.

     К моменту выхода в свет его знаменитого «Бородино» он имел много поэтических набросков. Это произведение, наряду со стихотворением «Смерть поэта», посвящённым А.С.Пушкину, сделало его знаменитым. (Демонстрация портрета пера П.Е.Заболотского «М.Ю.Лермонтов»; запись в картинную галерею.)

Историческая справка с элементами беседы

     Стихотворение «Бородино» появилось к 25 годовщине Бородинского сражения 1812г., в котором русская армия благодаря своему героизму спасла независимость родины.

- Кто из писателей принимал участие в войне 1812г.?

     В 1812г. Наполеон Бонапарт, император Франции, завоевавший почти всю Европу, пошёл войной на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий русской армией Кутузов в донесении императору Александру 1 писал: «Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны».

     Одним из прославленных героев Отечественной войны 1812 г. был Денис Давыдов. Он сражался в рядах русской армии, затем поднял партизанское движение, чтобы крушить врага в тылу. Рассмотрите репродукцию картины О.А.Кипренского «Портрет Давыдова». Искусствоведы предполагают, что прообразом героя стал его брат.

- Во что одет Давыдов?

- Каково выражение его лица?

- Как вы считаете, какие качества характера подчёркнуты художником?

     Героический подвиг, совершённый нашими предками в Отечественной войне того времени, и описывает Лермонтов, предлагая читателям летопись сражения, увиденного глазами старого воина, участника той битвы.

- Сколько сейчас солдаты  в нашей стране служат в армии?

- А кто скажет, сколько лет служили в то время? (25 лет)

      То есть в армии в то время находились бок о бок как солдаты, повидавшие много сражений, которые могли сравнить эти бои, так и новобранцы, ещё не нюхавшие пороху.

- Кем же являются герои этого стихотворения?

Словарная работа по произведению (по учебнику).

Комментированное чтение стихотворения «Бородино».

Анализ произведения с выяснением роли рассказчика и диалога.

- Кто такой рассказчик?

- Кто является в этом произведении рассказчиком?

- Для чего он введён в произведение?

- Как изменилось бы стихотворение, если бы вместо диалогов поместить просто рассказ старого солдата?

- Почему автор не дал ему имени? (Обобщённый образ)

Слово учителя.

- Мы в начале урока повторили роды литературы. Однако встречаются произведения, которые нельзя отнести к определённому роду литературы, потому что там присутствуют черты разных родов. Так и стихотворение Лермонтова «Бородино» относится к лиро-эпическому роду – балладе.

- Вспомните, что такое «баллада». Докажите, что «Бородино» - баллада.

- Почему же перед нами возникают эти образы?

Теория литературы.

- Какие художественные средства вам уже знакомы? (Эпитет, гипербола)

Найдите их примеры в тексте, выпишите в тетрадь.

Художественным средством является и сравнение. Запишите в тетрадь определение. (Сравнение – образное выражение, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с друм явлением. При этом используются слова будто, как будто, словно, точно, подобно, как бы, при помощи творительного падежа.)

  • Найдите сравнения в стихотворении «Бородино».
  • Каким образом сравнения помогают в восприятии произведения?

  • Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет П.Е.Заболотского «М.Ю.Лермонтов», кратко конспектируют.

  • Продолжают слушать учителя, периодически отвечая на вопросы.

  • Записывают в рабочую тетрадь слова.

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Дают определение баллады, доказывают, что «Бородино» - баллада. (Баллада – лиро-эпический жанр, в основе которого лежит сюжетное повествование с включённым в него диалогом ,(явным или скрытым). Состоит из пейзажного зачина, завершается пейзажной концовкой. Главное в балладе – голос автора, его эмоциональная лирическая оценка описываемых событий. Баллада родилась во Франции из песни. Часто темами для баллады становились несчастная любовь, месть.)Есть элемент пейзажа в зачине – это «Москва, спалённая пожаром»В произведении бой изображён так красочно, что перед нами предстают яркие образы солдат, пейзаж.
  • Отвечают на вопрос учителя.

  • Работают с текстом, выписывают в тетрадь эпитеты, гиперболы.(эпитеты – спалённая Москва, схватки боевые, плохая доля, большое поле идр.Гипербола – все (французы) побывали тут, земля тряслась.
  • Записывают определение в тетрадь.

  • Работают с текстом, находят сравнения, записывают в тетрадь. («Французы двинулись, как тучи», носились знамена, как тени», земля тряслась – как наши груди».)

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.
  • Чем поразила вас баллада «Бородино»?
  • Д/з:

1. Подготовиться к пересказу биографии поэта. 2. Выучить наизусть балладу.

  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.

Урок № 53-54

Тема: «Бородино». Значение рассказчика – солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тип: комбинированный.

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • продолжать работу над выразительным чтением текста, его анализированием;
  • расширить знания по теории литературы

Планируемые результаты

Предметные:

  • учить анализировать содержание произведения произведения, выявлять его художественные особенности;
  • расширять словарный запас.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к литературе;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • воспитывать благородные чувства: любовь к Родине, героизм, чувства долга, взаимопомощи

Оборудование: эпиграф (на доске)

Теория литературы: тема и идея художественного произведения, звукопись, аллитерация.

Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент. Опрос по д/з. Но доске эпиграф:

Я счастлив, предводительствуя русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим могущественным народом! Благодарите Бога, что вы русские; гордитесь сим преимуществом…

М.И.Кутузов. Из письма к калужским патриотам

  • Настраиваются на учебную деятельность, рассказывают биографию поэта (1 уч-ся), читают наизусть стихотворение (по желанию), записывают эпиграф в тетрадь.

Актуализация необходимых знаний

  1. Словарная работа
  1. «Подбери синонимы» (с испльзованием текста пр-ния)
  • Подберите синонимы к словам:

Схватка - …(сечь, бой, сражение)

Родина - … (Отечество, Отчизна)

  1. «Объясни выражение»

Ушки на макушке; тут как тут; угостить друга; ломить стеною; постоять головою; сверкнул за строем строй; слуга царю, отец солдатам; спит в земле сырой; клятва верности; рука бойцов колоть устала.

- Почему война названа Отечественной?

- От какого слова произошло название? (Отец)

- Какое слово созвучно слову Отечество? (Честь)

- То есть за что воевали русские солдаты под Бородино?

Постановка цели и задач урока.

  • Выполняют задание: подбирают синонимы, объясняют выражения, отвечают на вопросы учителя.

Организация познавательной деятельности

 

  1. Работа над темой урока

Слово учителя. Теория литературы.

- Каждое произведение (в первую очередь эпическое) имеет тему и идею. Тема отвечает на вопрос: о чём произведение? А идея – для чего  оно написано?

- К чему хотел призвать автор?

Запись в словарь литературоведческих терминов (см. уч. с. 253)

Хоровое чтение стихотворения Н.В.Царегородцевой, заучивание наизусть

Тема – целый круг явлений,

То, о чём поведал гений.

А в идее (будь внимателен)

Отразилась мысль писателя.

- Какова тема баллады Бородино?

- Чему она посвящена?

- Какова идея произведения?

Обратите внимание на эпиграф, он поможет вам определить идею произведения.

  1. Работа с текстом (у доски и на местах)
  • Найдите в стихотворении и выпишите доказательства того, что рассказчик гордится русским народом, качествами русских людей. Назовите эти качества.

  • - А каков характер самого рассказчика? Понаблюдайте, сколько раз упоминается в рассказе местоимение «я». О чём это говорит? (О скромности)
  • Игра «Ассоциативный ряд»
  • Напишите 5 ассоциаций к названию стихотворения «Бородино».(Война, Наполеон, русский народ, патриотизм, подвиг). Подберите к словам – ассоциациям синонимы.
  1. Теория литературы

Слово учителя

- Для того чтобы сделать произведение более глубоким, сильным, впечатляющим, поэты используют разные литературные приёмы. Сегодня мы с вами ознакомимся с одним из таких приёмов – звукописью, созданием образа при помощи звуков. Повторяющиеся звуки могут создать свой, дополнительный фон к произведению. Приём повтора согласных звуков называется аллитерацией. Давайте посмотрим на отрывок из баллады:

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

- Какой согласный звук здесь повторяется? Для чего? (настороженность, слышен каждый шорох в тишине) Найдите другие примеры аллитерации в стихотворении.

  • Слушают учителя, работают со словарём учебника.

(Тема – то, о чём рассказывает, что изображает писатель: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения, его обобщающая мысль.)

  • Читают вместе с учителем хором стихотворение, стараются запомнить наизусть (2-3 уч-ся по желанию повторяют).

  • Отвечают на вопросы учителя (Тема: стихотворение «Бородино» о кровопролитном сражении русских воинов с французами под селением Бородино. Идея: показать героизм русских солдат в Бородинском сражении как одном из эпизодов Отечественной войны 1812 года. Призвать читателей к восхищению, преклонению перед подвигом народа, защищавшего родную землю.)
  • Работают с текстом, делают записи в тетрадях (Например:

«у наших ушки на макушке» - внимательные, «уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою» - мужественные, смелые, настоящие патриоты; «Пора добраться до картечи!» - храбрые, готовые идти в рукопашный бой; «Умрёмте ж под Москвой» - патриоты; «и клятву верности сдержали» - верные слову, долгу; «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…» - стойкие; «полковник наш рождён был хватом…», «могучее, лихое племя» - лихие, могучие, сильные.)

  • Отвечают на поставленный вопрос, наблюдают и работают с текстом.

  • Принимают активное участие в игре, пишут свои ассоциации в тетрадь, подбирают синонимы.

  • Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.
  • Рефлексия

- Какими чувствами проникнуто это стихотворение? (Любовью к Родине, к товарищам, переживанием за их судьбы, грустью, гордостью…)

- Чем гордился полководец Кутузов? (см. эпиграф)

- Почему стоит восхищаться русским народом в этой битве?

Д/з:

  1. Составить словарь рифм, использованных в произведении «Бородино». Используя его, написать своё четверостишье, посвящённое Бородинскому сражению.
  2. Объяснить, чем вам понравился диалог в стихотворении «Бородино».

  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.

  • Отвечают на вопросы учителя.

Урок № 55-56

Тема: Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Тип: урок формирования новых знаний и умений

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • продолжать работу над выразительным чтением текста, его анализированием.

Планируемые результаты

Предметные:

  • ознакомить уч-ся с темой и идеей произведения;
  • учить анализировать поэтическое произведение.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к литературе;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • пробудить чувства гордости и уважения к предшествующим поколениям за их самоотверженную патриотическую борьбу.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, сцены сражения Бородинского сражения.

Теория литературы: тема, идея, эпитет, сравнение.

Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа, текст стихотворения «Бородино».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент. Опрос по д/з.

Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание

Актуализация необходимых знаний

Организация познавательной деятельности

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебную задачу, как оценивают свою работу на уроке.

Д/з:

1.

  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.

Урок № 56

Тема:

Тип:

Задачи:

  • вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;
  • развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • продолжать работу над выразительным чтением текста, его анализированием.

Планируемые результаты

Предметные:

  • ознакомить уч-ся с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, историческими сведениями о войне 1812 г.;
  • учить анализировать поэтическое произведение.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке;
  • выражать свою точку зрения в монологическом высказывании

Личностные:

  • проявлять интерес к литературе;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке;
  • пробудить чувства гордости и уважения к предшествующим поколениям за их самоотверженную патриотическую борьбу.

Оборудование: П.Е.Заболотский «М.Ю.Лермонтов»; О.А.Кипренский «Портрет Давыдова».

Теория литературы: литературная баллада, сравнение.

Ресурсы урока: Литература: учебник для 5 класса, ч. 2; рабочая программа, текст стихотворения «Бородино»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  1. Организационный момент. Опрос по д/з.

Настраиваются на учебную деятельность; выполняют задание

Актуализация необходимых знаний

Организация познавательной деятельности

Подведение итогов

  • Организует подведение итогов урока, спрашивает, как называется изучаемый раздел, какой теме был посвящен урок, удалось ли решить учебнуюзадачу, как оценивают свою работу на уроке.

  • Анализируют материал, изученный на уроке, свои успехи и недочёты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока физической культуры по ФГОС по теме "Совершенствование передачи и ведение мяча. Игра мяч капитану".

Задачи урока:1.Совершенствование навыков ловли и передач мяча.2.Овладение навыками ведения мяча на месте и в движении.3.Развитие физических качеств: координации движений, скоростно-силовых качеств.4.С...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока Информатика, 5 класс. ФГОС, Босова по теме "Форматирование текста".

Решаемые учебные задачи: систематизировать  представления  учащихся  об  этапе  форматирования текстового документа;актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых докум...

Технологическая карта по литературе 6 класс ФГОС. Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

ФГОС. Технологическая карта урока по литературе 6 класс. Ф Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"...