Урок литературы с использованием регионального компонента.
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Борисова Галина Алексеевна

Урок литературы с использованием регионального компонента.  Знакомство с поэмой А. Кошманова "Казачья вольница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ: Лагутнинская средняя общеобразовательная казачья школа Волгодонского района Ростовской области

Литература.  Урок-исследование

 с  использованием информационных технологий в 7 классе

Тема:  Создание  «Казачьей летописи» на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница».

Учитель  русского языка и литературы

Борисова Галина Алексеевна

Урок-исследование с  использованием информационных технологий в 7 классе.

Предмет: литература.

Тема:  Создание  «Казачьей летописи» на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница».

Цель: на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница» «написать»  летопись  об истории и культуре донского казачества.

Задачи:

  1. Обучающая: научить школьников на основе уже имеющихся знаний и опыта выбирать и обрабатывать материал литературных произведений, содержащих исторические сведения;
  2. Развивающая: развивать умение творчески подходить к изучению литературных произведений; развивать умение правильно и точно выражать собственное мнение; способствовать обогащению словарного запаса школьников.

Научить создавать коллективные творческие проекты.

  1. Воспитывающая: расширять знания о родном крае;

Прививать любовь и бережное отношение к малой родине.

Межпредметные связи: история России, история донского края; русский язык.

Ведущие технологии: технология создания творческого проекта, технология работы в группах.

Предварительная работа:

  1. знакомство с поэмой А. Кошманова «Казачья вольница»;
  2. самостоятельная работа по группам по отбору материала для «летописи»:

1 группа: отобрать материал на основе исторических данных.

2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта)

План урока.

  1. Введение.
  2. Подготовительная работа.
  3. Работа над первой частью.
  4. Работа над второй частью.
  5. Заключительный этап.
  1. Введение.

Учитель.  Ребята, недавно мы с вами познакомились с поэмой Александра Кошманова «Казачья вольница». Эту книгу нашей школе подарил сам автор. После прочтения мы решили провести исследование и создать летопись, которая будет построена на материале поэмы.

( Просмотр презентации, где обозначена тема, цель, задачи и желаемый результат)

2.Подготовительная работа.( 2-3 минуты)

Учитель. Задача каждой группы: распределить очерёдность выбранных отрывков.

3.Работа над первой частью.

Учитель.  Мы с вами говорили о том, что получившаяся книга может выглядеть, как обычная книга, а может быть и электронной. Руслан и я попытались создать примерный вид летописи, которая «родится»  сегодня на нашем уроке. Мы воспользовались уже знакомой нам поэмой, которую читает сам автор.  

 Просмотр водеоролика.

Учитель. Сейчас каждая группа представит свои материалы и пояснения к ним. Если у группы слушателей будут возникать вопросы, то рассказчик должен на них ответить. Поэма построена в форме диалога автора со своим дедом Терентием, автором максимально сохранена живая разговорная речь героя поэмы – носителя народного казачьего говора, поэтому каждый  по возможности должен сохранить колорит речи деда Терентия. Итак, удачи!

(Каждый участник группы  представляет свой отрывок, даёт комментарии и отвечает на вопросы, если они будут возникать).

1 группа.  Задание: отобрать материал на основе исторических данных.

1 группа: отобрать материал на основе исторических данных.

  1. Лирическое вступление

   Донская степь живёт своей судьбой –

Скорее не судьбой, а горькою судьбиной,

Прочерченною временем веков через года былинных поколений когда-то вольных гордых казаков.

Здесь чужеземных нету!

Их не могло тут быть!

Чужак не приживался в Диком поле…

Царь, чтоб казачество размыть,

Сюда прислал, на это поле,

Две с половиной тысячи крестьян с Московии –

(деды мине гутарили, 

Им на словах передавали их деды)-

Не дюже густо тут осталось,

Их же не принял Тихий Дон!

Они поразбежались, кто куды,-

Тут жизнь суровая была…

3.

Зарубкой памяти лежат курганы,

Подчёркнутые пахотой полей…

Видишь бугор?

Народ его зовёт «Степашкин»…

А почему «Степашкин»? Отвечаю!

Там Разин думу думал…

…Как бы спасти народ?...

Гляди туда, где профиль проходил…

А в старину, что по науке говорят,

Товар по нём возили.

Дорога пролегала Малым Волокам,

На Индию она вела…

Бугор тот помнит караваны,

Дюже полные добра.»

(затронуто 2 темы: 1 – здесь пролегал торговый путь;  2 – тема восстания Степана Разина)

4.

Степана Тимофеича предали и казнили,

Скажу тебе, в Москве его четвертовали…

5.

Кого интересует миг истории,

Тот знает – существует факт:

После пленения Степана Разина

Спасались бегством казаки

И уходили кто куда, -

Истерзанные,

Но с гордою поднятой головою!

6.

Было время, когда казаки разделились на «красных» и «белых»,

Пошли друг против друга.

Вот деды вспоминают:

«А помнишь, кумашок,

Как  вы бежали, обгоняя зайцев,

По тонкому ледку?

А мы на конях догоняем вас да шашечкой, да шашечкой! –

Сикём вас голопузых, красноштанных…

Давай обнимемся с тобою, хуторец!

Чего теперь делить?

То, что с тобою мы делили, односум,-

О том щас дюже плачет и горюет Тихий Дон!

А этот, как его? Ты, глянь, пришёл на ум:

Яшка Бранштейн! –

Щи как его зовут, может напутал?

Так числился в миру, навроде…

А большинство его узнали

Под фамилией Свердлов…

Он дюже жёстко расправлялся с казаками!

…Сколько невинной крови пролил,

Сгубил казачество под корень!

Ведь знал, что делать с вольными людьми!

Повырывал с землёй всё воспитанье,

Традиции седых дедов убрал!

7.

Ведь сколько полегло в тайге!

Да и не только там, в лесах дремучих,

Тут, на родной донской земле,

Был пущен мор на казаков.

8.

Мой дед Гришака

В конце 20-х не принял душой камбеду,- значится, колхозу…

Дедок-то был богатенький,

Запасы были, и начали тянуть его…

Он ночью – прыг на жеребца!

Простился с куренём,

Саблю на бок приетовал,..

И на Болгария пошёл…

9.

Другой мой дед – Логвин Кузьмич,-

Он на  Амуре город строил…

Не по своей нужде, а по чужой.

Когда вернулся через 10 лет…

Запомни «Десятка» - это в те года

Для казаков, как трафаретный символ:

Чего не так сказал,

Иль колоски с поля припёр,

Чтобы семья жизнь дальше потянула

И не загнулася от голода…  

2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта.

1. Лирическое вступление

- символ степи - орёл

Степной курганник оторвался от бугра, поднялся ввысь,

Махнув крылами, поручкался с ветром

И вот – словил поток…

Едва приметной точкой

Летит в прозрачной тишине,

Плывёт над вольницей казачьей…

2.

Селился каждый как ему хотелось.

Вот приглядел кусок земли казак – скидай рубаху, бери топор

И воздвигай курень!

2.2.Курень казацкий не запирался на замки,

Всегда открыта дверь:

Хоть в поздний час, хоть рано утром.

2.3.Стояли куреня шилёванные,

Все были чисто выбелены –

Такая красота!

3.А в каждом курене – 4 сына, 3 дочки,

Внуки, правнуки…

По восемь-десять человек в семье,

А было и поболе!

4. Третий петух будил их на заре.

5.

От бабки от своей повествование слыхал,

Как уходила замуж со двора.

Вначале в церкви повенчали…

Гуляет вся станица!

А на столах – чего там только нету:

Столешник ломится от края и до края!

Умеют на Дону готовить и набирать  столы –

Тут ни прибавить, ни отнять.

6.

Молодая жена рассказывает своим родителям, как ей живётся в чужом доме:

«Относятся ко мне тут хорошо…

По вас, мои родные, дюже не скучаю.

Одно не нравится мине:

 Четвертый день с карвати спозаранку   подымусь –

И никого уж нет…

Умоюсь, а личико и ручки вытираю полотенцем влажным!

Как ноне помню, с вечеров

Цепляла утиральник на сучок –

Она была сухая!...

Понял?! – К чему я речь веду:

Жалели, потому что молодая!

7.

Они же, казаки, рыбачить ездили,

Спускаясь по теченью,

Знаешь куда? Под Таганрог, в залив!

8.

Казачки ждали, занавеску отдвигали,

Из окошка выглядали,

И верность бабы берегли.

Им было чем заняться…

9.

Чуть выше, вдоль бугров, тянулися кастырские сады…

Раньше сушилось, квасилось,

Мочилось в дубовых  бочках,

Узвар варили –

Все это в человеке энергию его хранило!

Казачка все умела мастерить,

Не пропадало ничего!

10.

 А если ты – казак, чего сидишь?

Иди, почисти Тихий Дон!

Он же мелеет с каждым годом, зарастая вязкой тиной.

11. лирич.отступ

Цветы и травы стороны донской!

Нет слов, чтоб выразить восторг!

Тот, кто хоть раз пройдется пешки

по степи, -

запомнит на всю жизнь

её слегка пьянящий аромат!

Потом похвастает друзьям:

«Я был в степи, я там видал такое!!!»

Степное разноцветье – восьмое чудо света…

(Как люди пользовались травами)

…Гляди, как дед людей лечил!

Зайдет в курень,

Достанет трубку слуховую,

По телу с нею пробежит,

Помнет больную,

Чуть-чуть мозгой раскинет,

Заварит травочки степной.

Повынимает с сумки корешков,

В железной ступке потолчет,

Что-то пошепчет,

В красном углу поклон положит,

И по степи спешит к другим болезненным…

Тебе скажу я так:

После его визитов вставали многие

12.

Деды сбирались вместе в кучу

И играли в лёпку – это старинная казачья игра.

13.

Я помню у деда моего горою –

Тома, обтянутые кожей,

Лежали на столе…

А кожей не простой – телячьей,

Защёлки отщелкнули и читали эти книги.

Они чего-то там черкали на листочках,

Может чего-то добавляли…

Но всё сгорело!

В войну фашисты всё пожгли.

14.

Всё это давность времени –

Сгорело всё на языке!

Ведь ничего не записали!

Всё некогда, спешили, понадеялись на память…

Жаль, старых нет –

Они бы много рассказали!      

 

15.      Заключение.

На берегах  седого Дона рождалось то,

что летописью мы зовём.

И, если умудримся затерять,

Никто нас не простит,

А совесть будет горше , чем полынь,

 Терзать наш ум на том и этом свете!  

  1. Работа над второй частью. (проводится аналогично)

2группа.      Задание: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта.

  1. Заключительный этап.

Учитель. Каждая группа собирает свои страницы. Результат – получили книгу-летопись. А Руслан соберёт  эту летопись в электронном варианте. На каждый кадр нужно поместить слова одной страницы.

Ребята, мы с вами получили первую коллективную книгу. Каждый из вас вложил частичку себя в эту книгу. Позвольте и мне внести одну страничку, которая может послужить введением к  нашему совместному проекту:            « Данная книга создана учащимися 7 класса Лагутнинской средней общеобразовательной казачьей школы совместно с учителем литературы, которым не безразлична история и культура своего родного донского края. Мы благодарим автора поэмы «Казачья вольница» Александра Кошманова за интереснейшее произведение и  идею».

Ребята, довольны ли вы результатом?

  1. Домашнее задание.

Написать отзыв о произведении А. Кошманова «Казачья вольница».

В заключение хотелось бы всех поблагодарить за работу. Желаю не останавливаться на достигнутом!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Создание «Казачьей летописи» на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница».

Слайд 2

Цель: на основе поэмы Александра Кошманова «Казачья вольница» «написать» летопись об истории и культуре донского казачества. Задачи: 1) проанализировать и обосновать выбор отрывков; 2) украсить «летопись» лирическими отступлениями; 3) собрать материал в единое целое. Предварительная работа: знакомство с поэмой А. Кошманова «Казачья вольница»; самостоятельная работа по группам по отбору материала для «летописи»; 1 группа: отобрать материал на основе исторических данных. 2группа: отобрать материал, содержащий описание казачьих традиций, быта. Конечный результат – получение коллективного проекта «Казачья летопись».

Слайд 3

Донская степь живёт своей судьбой – Скорее не судьбой, а горькою судьбиной, Прочерченною временем веков через года былинных поколений когда-то вольных гордых казаков.

Слайд 4

Здесь чужеземных нету! Их не могло тут быть! Чужак не приживался в Диком поле… Царь, чтоб казачество размыть, Сюда прислал, на это поле, Две с половиной тысячи крестьян с Московии – (деды мине гутарили , Им на словах передавали их деды)- Не дюже густо тут осталось, Их же не принял Тихий Дон! Они поразбежались, кто куды ,- Тут жизнь суровая была…

Слайд 5

Зарубкой памяти лежат курганы, Подчёркнутые пахотой полей… Видишь бугор? Народ его зовёт «Степашкин»… А почему «Степашкин»? Отвечаю! Там Разин думу думал… …Как бы спасти народ?... Гляди туда, где профиль проходил… А в старину, что по науке говорят, Товар по нём возили. Дорога пролегала Малым Волокам, На Индию она вела… Бугор тот помнит караваны Дюже полные добра.

Слайд 6

Кого интересует миг истории, Тот знает – существует факт: После пленения Степана Разина Спасались бегством казаки И уходили кто куда, - Истерзанные, Но с гордою поднятой головою!

Слайд 7

Было время, когда казаки разделились на «красных» и «белых», Пошли друг против друга. Вот деды вспоминают: «А помнишь, кумашок , Как вы бежали, обгоняя зайцев, По тонкому ледку? А мы на конях догоняем вас да шашечкой, да шашечкой! – Сикём вас голопузых, красноштанных … Давай обнимемся с тобою, хуторец ! Чего теперь делить? То, что с тобою мы делили, односум ,- О том щас дюже плачет и горюет Тихий Дон!

Слайд 8

Селился каждый как ему хотелось. Вот приглядел кусок земли казак – скидай рубаху, бери топор И воздвигай курень!

Слайд 9

А если ты – казак, чего сидишь? Иди, почисти Тихий Дон! Он же мелеет с каждым годом, зарастая вязкой тиной.

Слайд 10

Цветы и травы стороны донской! Нет слов, чтоб выразить восторг! Тот, кто хоть раз пройдется пешки по степи, - запомнит на всю жизнь её слегка пьянящий аромат! Потом похвастает друзьям: «Я был в степи, я там видал такое!!!» Степное разноцветье – восьмое чудо света…

Слайд 11

На берегах седого Дона рождалось то, что летописью мы зовём. И, если умудримся затерять, Никто нас не простит, А совесть будет горше , чем полынь , Терзать наш ум на том и этом свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента (методическая разработка)

В данной  работе  преподаватель физики раскрывает формы и методы, способствующие побуждению учащихся хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и о...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе

Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...