Молодость, опаленная войной...
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Банникова Елена Александровна

 

 По стихотворениям М. В. Исаковского «В лесу прифронтовом» и Д. Д. Самойлова «Сороковые, роковые…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Молодость, опаленная войной…».

 (По произведениям М. В. Исаковского «В лесу прифронтовом» и Д. Д. Самойлова «Сороковые, роковые…»).

Тип урока: урок ознакомления с новым  материалом с учетом выполненной творческой работы и с выходом на новую работу.

Вид урока: размышление.

Форма проведения: общеклассная, индивидуальная.

Цели и задачи:

1) раскрыть проблему поколения «сороковых» годов в изображении поэтов – фронтовиков;

показать жестокость, несправедливость войны, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине;

3)учить выразительному чтению, анализу лирического стихотворения;

4)воспитывать патриотизм, интерес к истории своей семьи, чувство благодарности людям, пережившим войну;

Эпиграф к уроку:

«Наше поколение- те, что остались в живых, -вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру в будущее, в молодость… Четыре года войны мы сохраняли в себе тепло солнца, естественный цвет травы, улыбку любимой женщины и вечерний снегопад…»

Юрий Бондарев

Оборудование: Уголок Доблести, живые цветы, компьютер, диск

«От Москвы и до Рейхстага», запись песен фронтовых лет, шаблоны журавликов, слайды.

Ход урока

I. Вступительная беседа с учащимися.

9 Мая ознаменовано великим событием. Кто знает, каким? Почему эта война называется отечественной?

Работа с учебником

Обратимся к статье учебника на странице 164 и найдём ключевую фразу, которой автор раскрывает значение этого слова. Прочитаем 1 абзац.

Чтение 1 абзаца

Итак, отечественной войной мы считаем ту … Продолжите мою мысль цитатой.

II. Проверка домашнего задания.

У писательницы С. Алексиевич есть строки: «Мы все принадлежим к тем поколениям, у которых свой счет к войне…». Как вы их понимаете?

 (В каждой семье есть  близкие, которые приближали Победу).

Познакомьте нас с ними, постарайтесь передать в своем рассказе не только страницы семейной хроники, но и приметы времени.

Выступления учащихся. Показ слайдов – фотографий сопровождается записью песни «Священная война».

Вывод:

 Что объединяет все рассказы?  

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

II. Сообщение темы урока

Наша беседа посвящается тем, чья молодость опалена войной.

Слайд «Молодость, опаленная войной…»

Что же это была за война, черной гостью посетившая каждый дом, унесшая 27 миллионов человеческих жизней?! Прочитаем 2 абзац статьи и найдем слова, описывающие это грозное событие.

Работа с учебником. Чтение 2 абзаца.

Какие слова вы хотите выделить?

Ребята, а какие события Великой Отечественной войны выпали на молодые годы ваших близких?

Выступление учащихся сопровождается показом слайдов:

 III.Ознакомление с новым

Закончим чтение вступительной статьи.

Работа с учебником. Чтение 3 абзаца.

Всё меньше людей, которые помнят боль и радость Великой Отечественной. Откуда же нам узнать, о чем думали солдаты перед боем, что чувствовали?

Как называется раздел, с которым мы будем работать?

Хочу обратить ваше внимание на такую фразу: «песни, которые пелись там, в окопах».  Не ошибся ли автор?  Могло ли быть место песне на фронте? Поэт А. Прокофьев сказал: «Чтоб ненависть была сильнее, давайте говорить о любви». А любовь, дружба, переживания – первотолчок к созданию лирического произведения: стихотворения или песни.

А какая песня военных лет была самой популярной, самой любимой?

Как вы думаете, есть ли у этой песни автор или она народная?

Широко известно имя М. В. Исаковского в нашей стране.

Показ слайда – портрет М. Исаковского.

 Миллионы людей пели «Катюшу»,  «Дан приказ ему на запад», «Враги сожгли родную хату». Послушайте фрагмент песни на слова М. В. Исаковского «В лесу прифронтовом»

3. Звучит песня «В лесу прифронтовом».

Две пары исполняют вальс: 1 – 3 и 4 куплеты, 2 – 5 и 6.

Как импровизация песни помогла понять её содержание? Дайте развернутый ответ.

 Передайте настроение, вызванное песней, словом, иллюстрацией, цветом, линией,- тем, что для вас ближе.

Какое настроение вызывает у вас песня?

Выступления учащихся.

-А теперь прочитаем вторую часть стихотворения Исаковского. Только ли грустью оно окрашено? Или в нем есть и другие чувства автора? Подчеркните аккуратно карандашом нужные строки.

-Что кроме грусти передает поэт? Зачитайте.

  Создание таблицы.  

Цитаты

Призывы

«Пусть наше сердце не замрёт,

Не задрожит рука»

к мужеству

«Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят каждый час»

к верности, любви

«Но пусть и смерть – в огне, в дыму -        

Бойца не устрашит»

к смелости

«И что положено кому –

Пусть каждый совершит»

к смирению      

         

Можно ли считать эти призывы уроками?

Кому они адресованы? (Молодому, неопытному солдату)

Послушайте стихотворение Д. Самойлова «Сороковые, роковые…».

Как оно продолжает тему предыдущего стихотворения?

Чтение стихотворения учащимся

Анализирование стихотворения.

Какие, по-вашему основные поэтические образы стихотворения? («Я» и «Сороковые»)

Какой из образов мы лучше видим? Почему? (Возникает зрительный образ « Я»– человек)

Прочитайте строки, рисующие образ героя.

Каково значение слова «замурзанная»?

 Кроме внешних данных, какие ещё характеристики героя говорят о его молодости?

 Что значит «балагурю»?        

Какие душевные качества героя подчеркивает поэт?

Для чего Самойлов употребляет просторечную лексику?

На какое время выпала молодость героя? Как вы думаете, можно ли рассматривать образ человека отдельно от  той эпохи, когда ему выпало жить? Обоснуйте свой ответ.

Какой новый образ возникает? (Образ Времени)

Каким словом он представлен в тексте стихотворения?

 Какие определения сороковым годам дает поэт? Выпишите их из текста и дайте толкование каждому

Обратите внимание на звукопись. Какие гласные звуки присутствуют в основном? (О-Ы) Как называется такой прием?

Что они передают?

Какие согласные звуки употребляются чаще других? Что это за прием? Каково их назначение?

Сравните звуковую форму слов «сороковые -         роковые»

Что заметили? Зачем используется такой приём?

Обратите внимание на то, что в стихотворении события описываются то в прошедшем, то в настоящем времени. Докажите это текстом и объясните, почему автор использует такой прием.

 Подумайте, какой человек мог написать это стихотворение? Сколько ему лет? Кому он его адресует и зачем?

Вам уже известно, что цвет может передавать настроение, причем чаще это бывает в тех случаях, когда сам цвет не назван, но его ощущение присутствует.

Какие оттенки цветов напоминают вам строки поэта? Какое настроение создается этим цветообразом?

Антон и Саша подготовили выразительное чтение с листа отрывков, в которых использованы либо восклицательные знаки, либо многоточия. Как эти знаки помогают понять основную мысль стихотворения? Следите за чтением по своему учебнику.

Выразительное чтение отрывков с листа.

III.Итог

Мы прочитали сегодня два стихотворения, что их объединяет? (Обличение войны, её жестокость, несправедливость). Какой главный подвиг совершили люди, пережившие войну? (Сохранили человечность, не озлобились, не ожесточились).

Прочитайте слова Юрия Бондарева. Какой урок вы можете извлечь из них?

IY.Творческая работа.

Я предлагаю передать тепло своих сердец тем, кто не пришел с войны, тем, кому мы обязаны жизнью в ваших письмах памяти.  Выполните работу на крылышках журавликов, лежащих на столах.

Творческая работа выполняется в сопровождении мелодии к песне «Журавли».

Прочитав своё письмо, учащиеся прикрепляют журавликов на доску.

Y.Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьбы, опаленные войной.

Каждый год в нашем музее в преддверии Дня Победы мы встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны и каждый год узнаем, что их становится все меньше и меньше. После каждой встречи понимаеш...

Внеклассное мероприятие "Опаленные войной" посвященное участником войны родственников.

Расскажи о своем герое Великой Отечественной войны.чтобы знали и помнили.....

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...

Внеклассное занятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие, цель которого - привлечь внимание к фактам участия детей в борьбе с фашистами в годы ВОВ,...

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...