Дидактический проект урока.
проект по литературе (10 класс) на тему

Елисеева Анна Семёновна

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_lyubvi_v_lirike_lermontova.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ  УРОКА  

Учитель: Елисеева Анна Семёновна.

Учебная дисциплина: русская литература.

Класс: 10 «А».

Дата: 21 ноября 2014г.  

№ урока в системе уроков: 45

№ урока по расписанию: 3  

Продолжительность урока: 45  

Глава (единица содержания обучения): М.Ю.Лермонтов. Лирика.

                                                                             

Тема урока: Тема любви в лирике поэта. Стихотворения: «К» (Я не унижусь пред тобою…); «Молитва» (Я, матерь божия, ныне с молитвою…).

Субкомпетенции: Знание биографий классиков русской литературы,

                               основных этапов их творческого пути; умение относить

                               конкретное произведение к определённому периоду

                               творчества писателя; осознание значимости русской

                               литературы как фактора, способствующего формированию

                               национального самосознания русского народа.  

Цели урока (в конце урока ученики будут способны)

  • Понять, что тема любви в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает

значимое  место.

  • Осознать, что лирический герой стихотворений о любви  способен

глубоко переживать свои чувства и глубоко несчастен в своей любви.

  • Анализировать лирическое произведение.
  • Выразить своё отношение к изучаемым лирическим произведениям.

Тип урока:  Урок формирования способностей добывания знаний,

                     понимания знаний, применения знаний.  

Дидактические технологии:

 А) методы: формирования учебно-познавательной компетенции,

                     информационной компетенции, коммуникативной

                     компетенции.

Б) формы: Урок - Маскарад.  

В) средства обучения: Учебные материалы, тексты лирических

                                       произведений, учебный фильм, карточки, творческая

                                       мастерская, работа в группах, дискуссия, мини-проект,

                                       импровизация, кроссворд, мини-тес

Оценивание:    Текущее, обучающего типа без выставления отметок.

Ход урока:        В текстовой форме.

ХОД   УРОКА

по теме: М.Ю.Лермонтов. Тема любви в лирике поэта. Стихотворения:

               «К» («Я не унижусь пред тобою…»); «Молитва» («Я, матерь божия,

                ныне с молитвою…»).

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

  • Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку.
  • Звучит «Вальс к драме Лермонтова «Маскарад».

Учитель: Лермонтов – одно из самых высоких , героических имён в русской

                  литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении

                  с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и

                  неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и

                  завораживает своей таинственной глубиной и мощью.

                  Каков он? Поэтический мир Лермонтова.

Учитель: Перед вами на партах карточка-кроссворд.

                  По толкованию разгадайте слово.

                  И вы узнаете эпитет-определение Поэтического мира Лермонтова.

Учитель: На обратной стороне карточки стихотворение поэта.

                  Прочитайте стихотворение, аргументируйте тезис:

                  Поэтический мир Лермонтова неповторимый и загадочный.   

II.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ:

  • М.Ю.Лермонтов. Тема любви в лирике поэта. Стихотворения:

«К» («Я не унижусь пред тобою…»); «Молитва»(«Я,матерь божия, ныне с молитвою…»).

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ  ЦЕЛИ:

  • Понять, что тема любви в творчестве Лермонтова занимает значимое место.
  • Осознать, что лирический герой стихотворений о любви способен глубоко переживать свои чувства и глубоко несчастен в своей любви.
  • Анализировать лирическое произведение.
  • Выразить своё отношение к изучаемым произведениям.

ЭМБЛЕМА  УРОКА:  200 лет со Дня рождения .

ЭПИГРАФ  УРОКА:  … он мыслью с нашим веком слился –

                                           Былых времён великий пленник,

                                           И в наш творящий век явился

                                           Как самый яркий современник.

III.РЕАЛИЗАЦИЯ  ЦЕЛЕЙ.

Учитель:  Сегодня у нас Урок – Маскарад.

Учитель:        I-ая группа «Барышни»:  Вы на маскараде будете выражать

                                                                любовь к красоте и расскажете о

                                                                любимых поэта. В этом вам поможет

                                                                маскарадный веер, когда вы его

                                                                развернёте, прочитаете о тех, кого

                                                                любил М.Ю. Лермонтов.

Учитель:  II-ая группа «Кавалеры»:  Вы на маскараде выразите любовь к

                                                                Поэзии. И прочитаете возлюбленным

                                                                стихи из любовной лирики поэта.

             III-ья группа «Поклонники»:  Вы на маскараде выражаете свою

                                                                 любовь к поэту. И используя учебный

                                                                 материал, исправьте ошибки в таблице

                                                                «Тема любви в лирике Лермонтова».

Учитель: Индивидуальное задание:   Вальс-подарок юбиляру. Муз. «Вальс

                                                                  из драмы «Маскарад».

С А М О О Ц Е Н И В А Н И Е.( В роли оценок – маски маскарадные разных цветов

                                                                 соответственно 10-ти балльной системе).

Перенесёмся в творческую  мастерскую поэта.

Дифференцированное задание:   Информационный мини-проект в форме

                                                        буклета. «Н. Иванова-адресат стихотворения

                                                        «К» («Я не унижусь пред тобою…»).

Прослушаем чтение стихотворения (Компьютерная версия) и проследим по тексту.

РАБОТА В ГРУППАХ:  I-ая группа: Проведите краткий анализ лирического

                                                                произведения, используя вопросник.

                                          II-ая группа: Проследите, как в стихотворении

                                                                 противопоставлены Любовь и

                                                                 Творчество. Какой характер придают

                                                                стихотворению вопросительные и

                                                                восклицательные предложения?

                                     III –ья группа:  Сопоставьте стихотворение с монологом

                                                             Чацкого. Определите настроение героев.              

 IV.ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ.

  • Для лирического героя стихотворения «К»(«Я не унижусь пред тобою…»)

весь мир - Любовь.

                                     весь – мир Поэзия.          

                                                                            весь мир – Маскарад.

  • Дискуссия:  Исследователи отмечают особенности любовной лирики

                     Лермонтова. «В его стихах изображается не столько образ

                     любимой женщины, не столько выражается признание в

                     любви, сколько рассказывается о своём отношении к миру.

                     Подтвердите или опровергните это мнение.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Вернёмся к эпиграфу урока:  …он мыслью с нашим веком слился –

                                                       Былых времён великий пленник,

                                                       И в наш творящий век явился

                                                       Как самый яркий современник.

  • Пришло время пригласить на урок Поэта. (Учащиеся аплодируют,

импровизация – ученик в роли Поэта читает стихотворение «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»).

VI.ЗАДАНИЕ НА ДОМ.   1. Провести анализ стихотворения «Молитва»

                                                   («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»).

                                               2. Ответить на вопрос: Почему это стихотворение

                                                   относят к шедеврам Лермонтовкой лирики?

 

VII. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Учащиеся задают вопросы, которые остались для них непонятными.
  • Обсуждения: что планировал учитель и как учащиеся участвовали в реализации целей, как учащиеся себя чувствуют, что изменится в будущем в их мировосприятии.

VIII. ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И САМООЦЕНИВАНИЕ.

  • Совместное свободное оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-урок Математический поединок

Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...

Дидактическая разработка урока "Сказки на уроках немецкого языка"

Урок домашнего чтения по русской народной сказке "Беззаботный монастырь" разработан для учащихся 7-8 классов.   Сценарий сказки на немецком языке можно использовать как для чтения по ролям н...

Дидактический проект урока по физической культуре в 4 классе Тема: Баскетбол.

Формирование УУД на данном уроке: Личностные:  формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достиже...

Дидактический проект урока литературы в 12 классе. Тема урока: Владимир Высоцкий: судьба и поэзия.

Перед учащимися ставилась цель понять, что поэзия Владимира Высоцкого - это выражение восторга красотой,это гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека....

Дидактический проект классного часа.8 класс. 2017.

Культура и собственный образ жизни- выражения индивидуальности. Путь к взрослению....

Урок технологии "Изготовление фартука. Снятие мерок" ФГОС 5кл. (Методическое и дидактическое сопровождение урока)

Методическое и дидактическое сопровожение урока по технологии ФГОС, снятие мерок, 5 кл....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА. 6 класс. 2017-18 уч.год.

Дидактический проект урока по теме "Имя существительное. Правописание НЕ с существительными".Тип урока: Формирование способностей добывания знаний....