Урок технологии "Изготовление фартука. Снятие мерок" ФГОС 5кл. (Методическое и дидактическое сопровождение урока)
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Удовиченко Вера Владиславовна

Предварительный просмотр:

«Описание работы»

  1. Название работы «Урок технологии ФГОС 5 класс. Изготовление фартука.  Снятие мерок».
  2. Номинация: №9.
  3. Предмет (предметная область): технология.
  4. Участники: учитель технологии и учащиеся 5 класса.
  5. Цель: научить обучающихся снимать мерки для построения чертежа фартука, используя основные правила снятия мерок с фигуры человека.

Задачи:

  • Вспомнить понятия лицевой и изнаночной стороны ткани, нитей основы и утка;
  • Систематизировать знания, необходимые для изготовления фартука;
  • Обобщить знания, необходимые для раскроя фартука;
  • Расширить знания, необходимые для раскроя фартука;
  • Проверить;
  • Оценить.

Для учителя

Для ученика

Дать возможность учащимся познакомиться с  понятием  «снятие мерок».

Узнать о правилах снятия мерок и научиться снимать мерки.

Дать возможность научиться посредством тактильных и зрительных ощущений определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Развивать сравнительный анализ  через тактильные и зрительные ощущения при работе с натуральными тканями растительного происхождения.

Дать возможность самостоятельно, проанализировав как ведет себя материал при растяжении и сжатии обучающимся,  определить нити основы и утка.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани, нити основы и утка, пользуясь инструкционными картами, основываясь на собственных практических исследованиях.

  1. Аннотация: краткое описание работы. Представленная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по технологии «Снятие мерок» (2 часа).  Предлагаемые уроки были проведены: 24.12.2012г. – 5 «б» класс (2 часа), 24.12.2013г. – 5 «в» класс (2 часа) и 26.12.2013г. – 5 «а» класс (2 часа). Урок по ФГОС 2 поколения. К конспекту урока прилагаются ЭОР (раздаточный материал для индивидуальной, групповой работы в виде текстов для исследования, инструкционных карт и т.п.): 1. «Инструкция по определению нитей основы и утка в ткани»; 2. «Инструкционная карта по снятию мерок»; 3. Таблица№1 «Лист самоконтроля»; 4. Таблица№2 «Мерки для фартука»; 5. Текст для исследования «Из истории фартука». В ходе урока учителем используется ОЭР презентация Power Point «Изготовление фартука. Снятие мерок», прилагается к конспекту урока.

Ожидаемый результат урока:

     Распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, нити основы и утка в ткани для раскроя, самостоятельно снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

Методы обучения:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:  беседа, рассказ, инструктаж,  демонстрация, работа с текстом, с инструкционной картой;
  • по источнику получения знаний: словесные,  наглядные, практические, ИКТ;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично поисковый и исследовательский.

     Межпредметные связи: математика – расчет мерок, литература – выразительный рассказ, русский язык – правописание слов, дополнение высказываний 2 существительными, 2 прилагательными и 2 глаголами, характиеризующие свойства тканей, история – исследование истории возникновения фартука.

     Метапредметные связи: 1)в задании «Аукцион знаний по материаловедению» обучающиеся не просто дополняют высказывания, чтобы описать хлопчато-бумажныные и льняные ткани, но эти свойства им необходимо выразить в форме существительных, прилагательных  и глаголов, 2)используя навыки работы с текстом уметь найти ответ на поставленный вопро, 3)работа с сантиметровой лентой, определение мерок с ее помощью базируется на умении работать с математической линейкой для определения длины, 4) Заполнение таблицы по снятию мерок, используя запись в сокращенном виде по первым буквам в словах; 5) Расчет мерок полуобхватов,  основывается на представлении «половина обхвата».

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная  работа,
  • фронтальная  форма   познавательной   деятельности,
  • групповая  форма   организации   познавательной   деятельности,
  • работа в парах.

Оборудование и ресурсы:

Ноутбук, экран, проектор, презентация Power Point, учебник,  перечни свойств натуральных волокон растительного происхождения,  образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, рекомендации для учащихся по определению нитей основы и утка в ткани, текст «Из истории фартука», текст «Снятие мерок», таблицы «Мерки для фартука» и «Лист самоконтроля», образец «Полотняного переплетения», манекен.

  1. Автор: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии, высшей категории, Новгородская область, г.Старая Русса, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики» ( МАОУСОШ№ 8 с углубленным изучением математики г.Старая Русса Новгородской области).

Конспект  урока:

Оргмомент (1мин.).

1.Самоопреденение к учебной деятельности (7 мин.).

     Мне хотелось бы начать урок, а вы попробуйте ответить на вопрос слайд№2 презентация Power Point: «Что нам необходимо знать и уметь, чтобы изготовить фартук своими руками?»

     Обучающиеся рассуждают и предлагают свои варианты. Правильность их ответов ищем на слайде№3:

  • Модель
  • Материалы и декоративная отделка
  • Выкройка
  • Инструменты (ручная игла, ножницы…) и оборудование (швейная машинка)
  • Безопасные приемы труда: ручные работы и навыки работы на швейной машинке.
  • Влажно-тепловая обработка (утюжка).

Вопрос2:  Какие задачи на уроке мы с вами будем решать, если мы хотим попробовать изготовить фартук своими руками? (слайд№4):

  • Вспомнить понятия лицевой и изнаночной стороны ткани, нитей основы и утка;
  • Систематизировать знания, необходимые для изготовления фартука;
  • Обобщить знания, необходимые для раскроя фартука;
  • Расширить знания, необходимые для раскроя фартука;
  • Проверить;
  • Оценить.

     Вопрос3: «Что мы уже знаем и умеем», чему мы сможем научиться, чтобы изготовить фартук своими руками?» (слайд №5) Изготовить швейное изделие:

  1. познакомились с натуральными тканями растительного происхождения, из которых предпочтительно шьют эти изделия.
  2. Знаем, как определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  3. Знаем понятия нитей основы (долевых) и уточных нитей в ткани.
  4. Знаем, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы.

Слайд «Что еще нам необходимо узнать, чтобы мы смогли сделать выкройку и подготовить ткань к раскрою?»

  1. Научиться снимать мерки.
  2. Научиться конструировать, т.е. по этим меркам выполнить чертеж основы будущего фартука.
  3. Моделировать, т.е. вносить какие-то конструктивные изменения в чертеж основы фартука, чтобы получить нужную модель.
  4. Знать и применять безопасные приемы работы на швейной машине.

     Мы выбрали модель, материалы и декор фартука. Необходима выкройка. Необходимо изготовить чертеж основы фартука. Вопрос: «Как вы думаете, что необходимо для этого знать и уметь?». Ответ: снимать мерки с фигуры человека (слайд№6). Попробуйте сформулировать цель урока. Ответ: научиться  правильно  снимать мерки для построения чертежа фартука.

     Как вы думаете, чему может быть посвящен наш сегодняшний урок? (слайд №7) Тема: «Изготовление фартука. Снятие мерок».

2.Актуализация знаний (17 мин.).

Введение в тему.

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Чему вы хотите научиться?

- Сегодня на уроке мы постараемся вывести основные правила снятия мерок с фигуры человека. В конце урока, если вы будете внимательны, то сможете легко самостоятельно снять мерки с соседки, а она с вас.

     Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности как психологические, умственные, так и физические. Понятно каждому, чтобы изделие сидело на человеке хорошо и привлекало к нему внимание, оно должно быть изготовлено по его фигуре. На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы. Кто помнит, почему? (Ответ: Усадка изделия по нитям основы минимальна).

     Каждая из вас сейчас сможет себя проверить. Как хорошо вы помните в каком направлении в ткани проходят нити основы (долевые) и нити утка (поперечные). Вам будет предложено каждой   образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. 1 вариант будет выбирать только х/б ткани для своего будущего фартука, а 2 вариант – только льняные.

     Задание1 (индивидуальное): используя 5 предложенных образцов распознать  х/б и льняные ткани и  записать на листочке, выданном с образцами, 1 варианту только х/б образцы, а 2 варианту – только  льняные. (Слайд №8 и учебник [2, с.6-7].)

     Задание2 (индивидуальное): определить лицевую и изнаночную стороны ткани, в каждом из образцов (один с кромкой, другой без кромки) и прикрепить портновской булавкой стрелку с направлением долевых нитей с изнаночной стороны. (Слайд №8) Обучающиеся проговаривают ТБ с колющими инструментами. ОЭР «Инструкция по определению нитей основы и утка в ткани». Т.о. вы попробуете себя в роли портнихи и подготовите ткань к раскрою. Время на задание 10-15 мин.

     Выполнив задание, обучающийся подходит и сдает на стол учителю (физкультминутка).

     Пока учитель проверяет пр. задание, обучающимся предлагается задание 3 (индивидуальное) по вариантам (2 вар.) дополнить высказывания со слайда №9: «Аукцион знаний по материаловедению» по вариантам описать х/б и льняную ткани (т.е. те ткани, из которых они будут изготавливать свои фартуки)

- «Эта ткань на ощупь какая?» – дополняем 2 прилагательными, (мягкая, пушистая, теплая… жесткая, гладкая, холодная)

- «Эта ткань обладает хорошими гигиеническими свойствами какими?» – дополняем 2 существительными (гигроскопичностью, воздухопроницаемостью).

- «Эта ткань хорошо ….»- дополняем 2 глаголами (стирается, сушится, утюжится). (Это задание на метапредметность)

     Проверка правильности выполнения задания. Сначала по желанию предлагается ответить дополненными высказываниями, а после предлагается обучающимся проверка со слайда №10.

В таблице №1 «Лист самоконтроля» (ЭОР): в графах – «было трудно», «встречались затруднения» (что вызвало затруднения), «затруднений не было», «что хотелось бы узнать подробнее» обучающиеся вносят свои пометки после выполнения индивидуальных заданий (слайд №11).        

3.Выявление места и причины затруднения (7 мин).

      По окончанию работы с таблицей №1 «Лист самоконтроля» по распознаванию тканей, определению нитей основы, «Аукциону знаний» (слайд №11),  обучающиеся обязательно проговаривают вслух каждая возникшие затруднения или их отсутствие: +знаю (нет затруднений); - не знаю (возникли затруднения)?;  хочу узнать подробнее.

     Учитель проговаривает отметки за распознавание тканей и  определение долевой нити. Обучающимся снова предлагается высказаться о своих затруднениях.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (8 мин.).

    На слайде №12 и в учебнике [2, с.184-185] вам представлены виды фартуков по покрою. Посмотрите внимательно на слайд, будет ли конструкция одних фартуков отличаться от других? (да). Следовательно, выкройки у них также будут отличны.      Мне хотелось бы предложить вам поработать в группах (4чел.) и исследовать в группе текст и ответить на вопрос: «С какого века фартук стал относиться к рабочей одежде? (Какая группа справится быстрее, отвечает, а другие дополняют. Время- 5мин.). Слайд №13 и ОЭР «Из истории фартука».

     Индивидуальное задание исследовательского характера: самостоятельно исследуйте материал «Снятие мерок» и сформулируйте основные правила по снятию мерок с фигуры человека.  Слайд № 14, учебник [2, с.45-47], [2, с.64] и ОЭР «Снятие мерок».

     Фронтальный опрос – по желанию – основные правила снятия мерок слайд №15 (3 мин.).

Вопрос1: назовите приспособление для снятия мерок (сантиметр).

Вопрос2: для чего необходимо зафиксировать талию при снятии мерок? (т.к. большинство мерок начинается с линии талии)

Вопрос3: что произойдет с меркой длины фартука, если человек, с которого ее снимают будет наклоняться вперед или вертеться (исказятся размеры).

Вопрос4: почему обхваты записывают в половинном размере?

5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление (20 мин.).

     А теперь мне бы хотелось, чтобы вы попробовали на практике закрепить знания, которые сами добыли и предлагаю вам ролевую игру в парах «Ателье». По очереди вы можете побывать в роли клиента, который хочет заказать пошив фартука, и в роли портнихи, которая в первую очередь будет снимать мерки с клиента. (Практическая работа – 15-20 мин. В помощь предлагаются таблица №2 «Мерки для фартука» и  слайды №16, 17. В качестве текущего инструктажа учитель демонстрирует обучающимся правильные приемы снятия мерок на манекене.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10мин.).           

     Далее учащиеся продолжают выполнять пр. часть и выполняют уже каждый самостоятельно расчет и запись снятых мерок, с учетом того, что мерки длин записывают полностью, а обхватов – в половинном размере. Слайд № 17 и ЭОР Таблица №2 «Мерки для фартука».     Обучающимся предлагается озвучить свои рассчитанные мерки по очереди и все вместе определяем правильность расчетов.

9. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.).

     Вопрос: «Хочется предложить еще раз вспомнить и проговорить этапы подготовки ткани к раскрою»:

  • Выбор ткани (х/б или льняную ткань выбираем). А в чем преимущества тканей натуральных растительного происхождения, от синтетических?
  • Определение лицевой  и изнаночной стороны ткани.
  • Определение долевой нити.

     Вопрос: «Что нам еще необходимо, чтобы изготовить выкройку фартука?»

  • Снять мерки.
  • Разработать конструкции – чертежа и выкройки фартука.

10.Рефлексия (слайд №18) (5 мин.).

1. Давайте в заключении поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Чему новому научились?

3. В чем испытали основные затруднения, в какой помощи вы нуждаетесь?

4. Как вы можете оценить себя?

5. Чему будет посвящен будущий урок?

6.Д.з.: линейка закройщика и миллиметровая бумага (слайд №19).

Слайд №20 -  спасибо за внимание.

     Результативность урока с точки зрения достижения поставленной цели и задач:     выбранная модель урока позволит добиться поставленной цели и задач, т.е. обучающиеся легко смогут распознать из предложенных 5 вариантов образцов тканей льняные и хлопчатобумажные. Также они определят лицевую и изнаночную стороны в тканях и нити основы, т.о. подготовят ткань к раскрою, научатся правильно снимать мерки для фартука.

     Эффективность урока (удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности со стороны субъектов образовательного процесса, оптимальность временных затрат на решение поставленных задач и др.).

      Выбранная модель урока позволит добиться эффективности, так как для обучающихся предлагаемая модель урока  сможет обеспечить решение поставленных перед ними задач при правильных временных затратах на том или ином этапе урока в сочетании с разнообразием форм работы (групповой, в парах, индивидуальной, фронтальной), а также используя элементы поисковой и исследовательской деятельности.  Для учителя предлагаемая модель позволит активизировать свои творческие качества. Использование ИКТ позволит повысить эффективность урока, так как обеспечит экономию времени, наглядность не только при объяснении, но и в поисково-исследовательской деятельности обучающихся, при проверке правильности выполнения заданий или решения проблемы.

«Библиографическое описание документа».

  1. Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек) под редакцией В.Д.Симоненко. Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2010.
  2. Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек) под редакцией Синица, В.Д.Симоненко. ФГОС, Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2012.


Предварительный просмотр:


Таблица №1 для индивидуальной работы «Лист самооценки»

Лист самооценки: ________________________________________________________

Было трудно

Затруднения вызвало

Затруднений не было

Что хотелось бы узнать подробнее

1.

2.

3.

4.

5.



Предварительный просмотр:


Таблица №2 для индивидуальной работы

«Мерки для фартука»

 

мерки, необходимые для построения чертежа фартука

Ф.И.О._____________________________

 

условное обозначение

 

название мерки

 

 

типовые

см

 свои, см

 

Дн

 

Длина нагрудника

 15

 

 2

 

Днч

Длина нижней части

 

 35

 

 3

 

Ст

 

Полуобхват талии

 

 

31

 

 4

 

Сб

 

Полуобхват бёдер

 

 

40

 



Предварительный просмотр:

 Текст  для групповой исследовательской работы  «Из истории фартука»

  История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, и пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Эта часть одежды играла очень важную роль в церемониальном облачении правителей, о чем свидетельствуют многочисленные памятники.

Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.

С Востока передник «перекочевал» в Европу. На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

А так же известно, что в Древней Греции мужчины сначала тоже носили передник, повязанный вокруг бедер, а поверх его надевали хлену (большой шерстяной платок). Позже передник стали повязывать поверх хитона.

Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. А у римлян передник известен только как часть одежды у жрецов, солдат некоторых вспомогательных видов войск и гладиаторов.

Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения. Француженки во времена правления ЛюдовикаXIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара.

                                                    

Фартук в народном костюме 

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи – важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая их из поколения в поколение по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный передник сохранился в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

                                                                      Описание: Описание: http://konstruirovanie.zajkovo2.edusite.ru/images/mod74_1_5.jpg



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта «Снятие мерок».

 

      Мерки - это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

 

Измеряются мерки сантиметровой лентой

 

 

                   Правила снятия мерок:

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры. 
  •  Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
  • Стоять надо прямо без напряжения. 
  •  Одежда должна быть легкой.
  • Талию предварительно опоясать  шнурком. 
  • При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.  
  • Чертеж строится только на половину фигуры, так как вторая половина такая же.
  • Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват».
  • Условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»)
  • Мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д».



Предварительный просмотр:


Инструкция для индивидуальной работы

«Определение нити основы и утка в ткани»

 Признаки определения направления нитей основы и утка в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник для учителей: методические и дидактические разработки уроков французского языка с использованием Интернет

Объяснительная записка     Сегодня мы можем утверждать, что Internet в корне изменил экономические и социальные условия во всем мире. Эти изменения не могут не затронуть нашу жизнь...

Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Энергия Солнца и окружающий мир" (10 класс).

Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Локальные компьютерные сети" (11 класс).

Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Классификация компьютеров" (10 класс).

Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

Урок "Конструирование фартука. Снятие мерок"

Цели  урока:Предметныенаучить правильному измерению фигуры человека;показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;Метапредметныеразвивать у школьников пространс...