Урок "Конструирование фартука. Снятие мерок"
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Цели  урока:

Предметные

  • научить правильному измерению фигуры человека;
  • показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;

Метапредметные

  • развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
  • научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
  • научить составлять описание модели фартука;

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического  вкуса, аккуратности  и внимательности  в работе;
  • Развитие речи, мышления, памяти,  коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;
  • Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конструирование фартука2.64 МБ
Microsoft Office document icon План урока77.5 КБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Ваше настроение
Какая из картинок соответствует Вашему настроению на начало урока? 1 3 2

Слайд 2
Снятие мерок

Слайд 3
История фартука начинается с древних Египта и Греции.Мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные тростниковые стебли.

Слайд 4
Из Египта фартук переселяется в Западную Азию, а затем в Европу.

Слайд 5
На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

Слайд 6
Начиная с эпохи средневековья, передник становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды
Передник носили кузнецы, сапожники, повара…

Слайд 7
Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения
Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю.

Слайд 8
Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари.

Слайд 9
Во время Первой мировой войны передник из «одежды горничных» превращается в рабочую женскую одежду.
Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Слайд 10
Современные модели фартуков

Слайд 11
Добро пожаловать в мою мастерскую!Здесь мы научимся снимать мерки.

Слайд 12
Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения: С т – полуобхват талии

Слайд 13
Талию обвязать пояском или шнурком. Мерки снимают по правой стороне фигуры. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять. Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе. Мерки длины (Ди) измеряют полностью, записывают полностью. Мерки обхватов (Сб, Ст) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры.

Слайд 14
Мерки, необходимые для построения чертежа фартука
Сб – полуобхват бедерШн – ширина нагрудникаДн – длина нагрудникаДнч – длина нижней части фартукаСт – полуобхват талии

Слайд 15
ВОПРОСЫ:
ОТВЕТЫ:
При помощи чего снимают мерки?
Сантиметровой ленты.
В какой последовательности снимают мерки?
Сначала мерки обхватов, затем мерки длин.
Чем отмечают линию талии? Зачем?
Лентой - поясом, чтобы точно снять мерки длин, которые измеряют до линии талии и от лини
Какой буквой обозначают мерки длин? В каком объеме их записывают?
Обозначают заглавной буквой «Д». Записывают в полном объеме.
Какой буквой обозначают мерки полуобхватов? В каком объеме их записывают и почему?
Обозначают заглавной буквой «С». Записывают в половинном объеме, потому что чертеж строят на одну половину фигуры человека.

Слайд 16
1. Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма.2. Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё фартук. Вклеить в тетрадь.3. Принести чертежные принадлежности и миллиметровую бумагу.

Слайд 17
Ваше настроение
Какая из картинок соответствует Вашему настроению после урока?Объясните почему? 1 3 2

Слайд 18
А пчелка – труженица желает вам удачи!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Конструирование фартука. Снятие мерок.

ФИО: Ермакова Надежда Ивановна

Место работы: МБОУ «Школа №8»

Должность:  учитель технологии

Предмет: технология

Класс: 5        

Тема урока:  «Конструирование фартука. Снятие мерок»

Базовый учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синицина,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2012.

Цели  урока:  

Предметные

  • научить правильному измерению фигуры человека;
  • показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом;

Метапредметные

  • развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
  • научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
  • научить составлять описание модели фартука;

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического  вкуса, аккуратности  и внимательности  в работе;
  • Развитие речи, мышления, памяти,  коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;
  • Формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Инструменты и материалы (для учащихся):рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш,клей, карточки с тестовыми заданиями.

Необходимое техническое оборудование: ПК, (подключенный к сети Интернет), мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере   специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слайд 1 - Здравствуйте.  Рада встречи с вами. Сегодня у нас на уроке, вы наверное заметили, присутствуют гости, поздороваемся с ними. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Я думаю, что наш урок пройдёт в дружеской атмосфере. Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы настроились на работу.

Слайд 2 Внимание на экран.   Выберете (про себя) того человечка, который  вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

     Теперь, поднимите руки те, кто выбрал 1человечка. Я желаю вам успеха на сегодняшнем занятии.

     Поднимите руки те, кто выбрал 2 человечка. Вы желаете учиться. 

Поднимите руки те, кто выбрал 3 человечка – вы проявите активность на сегодняшнем уроке.

- Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!

      2.Вводный инструктаж.

1)Повторение пройденного материала.

В качестве повторения пройденного материал вам предлагаются карточки–задания в которых нужно ответить письменно на поставленные вопросы на это вам даю 5 минут.

А теперь оцените работу друг друга и поставьте оценку карандашом.

Собираю карточки с ответами.

Посмотрите на экран и проверьте свои ответы .

2) Предлагается внимательно послушать рассказ

С. Могилевской«Две хозяйки», и самостоятельно попытаться определить тему урока.

- Ох, устала – говорит одна хозяйка.

- Как не устать, раз обед готовила! - говорит другая.- Небось оладьи жарила?

- Оладьи. А ты откуда знаешь?

- И клюквенный кисель варила?

- Что верно, то верно. Вкусный получился!

- А борщ- то томатом заправляла?

- Да   ты откуда такая догадливая?

- Как не догадаться, на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда где пятна от муки, где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

-Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких!

Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.

-Уже управилась. Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

Одно из правил вы запомните на всю жизнь: войдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук. И, раньше чем не управитесь со всеми делами, не снимайте с себя его.

Вопрос:  какой вывод вы можете сделать, послушав разговор 2-х девочек? Без чего нельзя обходиться на кухне при приготовлении пищи?   (Фартука)

- Так какова же будет тема урока?  (Фартук).

Как вы думаете, люди каких профессий участвуют в изготовлении одежды (будь то фартук или другая одежда)?

-Чтобы изготовить изделие что нужно сделать?

 - Что необходимо знать специалисту, чтобы сделать чертеж и выкройку?

Как вы думаете, какая тема нашего  урока?

Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока.

Слайд 5 Тема урока «Конструирование фартука. Снятие мерок»

   - Вы уже догадались, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого мы с вами должны научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, нам необходимо снять мерки.

Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека?

   - Какие инструменты нам понадобятся для этого?

   - Давайте с вами попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока, которую необходимо достичь в процессе изучения данной темы и построить план нашего сегодняшнего урока.

- Научить правильному измерению фигуры человека.

Объяснение нового материала

Учитель: Девочки, давайте вспомним, когда и как появился фартук.

Слайд 5

История фартука начинается с древних Египта и Греции.

Мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой  узкую полоску кожи или связанные тростниковые стебли.

Слайд 6

Из Египта фартук переселяется в Западную Азию,

 а затем в Европу.

Слайд 7

На Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.)

мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.

Слайд 8

Начиная с эпохи средневековья, передник  становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды

Передник носили кузнецы, сапожники, повара…

Слайд 9

Передник периодически входит в моду среди высших слоев населения

Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю.

Слайд 10

Со временем передник стал частью

праздничного народного костюма.

Слайд 11

Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.

Интересен передник конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари.

Слайд 12

У нас в кабинете женский национальный костюм жительницы Рязанской губернии Скопинского уезда с. Корневое. Это свадебный костюм. Обратите на яркость красок, на форму фартука.

Вам было задано подготовить сообщение: как назывался фартук в Рязанском национальном костюме?

1.  Из какой ткани изготавливался передник?

2. Из какой ткани изготавливался праздничный передник?

3.  Из какой ткани изготавливался будничный передник?

4.  Как назывался передник на проймах с рукавами?

Завеска – передник, принадлежность женского праздничного и будничного костюма. Передник шился с рукавами или широкими проймами. Заднее полотнище могло быть коротким или длинным. Переднее полотнище достигало колен. Вырез для головы имел прямоугольную или овальную форму.

Запон – туникообразные занавески шились из одного полотнища ткани, перегнутого по утку и сшитого по бокам до пройм.

Занавески на кокетке выкраивались иначе: короткий кусок ткани сгибался по утку, скреплялся по бокам, оставляя пространство для вшивания прямого или зауженного к запястью рукава. К передней части кокетки подшивалось широкое полотнище ткани, которое собиралось на сборку.

ПЕРЕДНИЦА, ФАРТУК. ЗАПОН С НАГРУДКОЙ.

Занавески были девичьей и женской одеждой русских крестьянок. Они широко бытовали в Тульской, Калужской, Рязанской губерниях. Девушки надевали занавески на рубахи или на сарафаны, в тех районах, где сарафаны были девичьей одеждой, замужние женщины – поверх рубахи и поневы. Традиционный фартук сохранялся в качестве праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время Первой мировой войны передник из «одежды горничных»

 превращается в рабочую женскую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

Слайд 13

Посмотрите на современные модели фартуков.

Слайд 14,15,16

1.Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Как подразделяются фартуки?

 Фартук – это элемент национальной одежды, рабочей одежды, праздничной одежды.

Слайд 17

Из чего же состоит процесс изготовления одежды:

  1. Художественное моделирование – художник-модельер
  2. Конструирование и техническое моделирование – художник-конструктор
  3. Раскрой – закройщик
  4. Технология – технолог швейного производства, швея.

Слайд 18

Что же такое конструирование? Это создание одежды с помощью расчетов и чертежей. У вас на столе лежит памятка(что такое конструирование), найдите её и вклейте в тетрадь.

Слайд 19

Чтобы изготовить любое изделие нужно начертить чертеж.

С целью актуализации провожу беседу  по вопросам:

1.Что такое чертёж.

2. Какие чертёжные инструменты вам известны?

3. Попробуйте дать определение что такое «выкройка»

- Какие возникли затруднения?

Сможем ли мы с вами сразу построить выкройку? Почему? Что нам надо знать?  

Как видите, возникают опять затруднения.

Слайд 20.

Отгадайте загадку:

Это - гибкая линейка,
Ей фигуру измеряют.
Вспомни, что это, скорей-ка
И смелее называй.

Молодцы, правильно, сантиметровая лента.

Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой.

Оказывается, что мягкую линейку, т. е. сантиметровую ленту, придумал 1847 г Алексис Лавинь -  мастер-портной французской императрицы Марии-Евгении, основатель первой в мире школы моды Esmod, которая существует и по сей день. Теперь сантиметровая лента навсегда стала символом портных и дизайнеров одежды.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы.

В каком месте испытали затруднения и почему?

Для того, чтобы выяснить все правила снятия мерок с фигуры человека, я предлагаю отправиться в мастерскую «Пчелка».

Слайд 21.

Ни какие измерения мы не сможем сделать, если не будем знать основные условные линии фигуры человека. Они называются конструктивными.

Слайд 22.

Линия плеча

Линия груди  

Линия таллии

Линия бедер

Линия колена

Мерки снимаемые по линиям  записываются  знаками.  

Слайд 23. Условные обозначения мерок

Мерки обозначаются заглавными буквами русского алфавита
О - обхват
С  - полуобхват
Ш - ширина
В - высота
Ц – центр
Д – длина

Физкультминутка

     Предлагает выполнить задания (гимнастика для глаз) для  положительного эмоционального фона на уроке.

Слайд 24.

Друзья мои, существуют правила снятия мерок.

Слайд 25

  • Талию обвязать пояском или шнурком.
  •  Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  •  Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
  •  Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять.
  •  Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе.
  •  Мерки длины (Ди) измеряют полностью, записывают полностью.
  •  Мерки обхватов (Сб, Ст) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры.

- Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.

Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек.

Увас на столах лежит памятка, что называется меркой, вклейте её в тетрадь.

Слайд 26.

Мерки, необходимые для построения чертежа фартука

  • Сб – полуобхват бедер
  • Шн – ширина нагрудника
  • Дн – длина нагрудника
  • Днч – длина нижней части фартука
  • Ст – полуобхват талии

Практический показ снятия мерок.

Прошу продублировать снятие мерок.

Увас на столе есть карточка с таблицей измерений, вклейте её в тетрадь, туда вы будете записывать свои мерки.

Слайд 27.

Практическая работа.

Приступаем к практической работе. Слайд 28.

Сейчас мы с вами отправимся в ателье по пошиву одежды.

Слайд 29.

Каждый из вас будет в роли заказчика и приемщика заказа. Для этого вы разбиваетесь на пары. Сначала 1 ученик снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и  записывает их в квитанцию, которая у вас также на столе в виде красного облачка. Затем меняемся.

После того как я проверю перенесёте с вои мерки с квитанций в таблицу, которую вы приклеили уже в тетрадь.

- Для того, чтобы закрепить все  правила снятия мерок с фигуры человека, которые вы сегодня узнали,  предлагаю выполнить контрольное задание.

Слайд 30.

Домашнее задание.

К следующему уроку повторить основные понятия и термины связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Слайд 31.

1. Раскрасить фартук и юбку поневу для русского народного костюма.

2. Вырезать куклу из бумаги и надеть на неё фартук. Вклеить в тетрадь.

3. Принести чертежные принадлежности и миллиметровую бумагу

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вы прекрасно сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. Посмотрите на экран, выберете (про себя) того человечка, который  вам больше всего понравился и подходит под ваше настроение.

 (Детям предлагается поднять руки, кто выбрал 1 человечка, кто 2, 3 человечка.)Слайд 32.

 Предлагаю заполнить тест.

На уроке я работал

А) активно        Б) пассивно

Своей работой на уроке я

А) доволен       Б) не доволен

Урок для меня показался

А) коротким     Б) длинным

За урок я

А) устал             Б) не устал

Моё настроение

А) стало лучше          Б) стало хуже

Материал урока мне был

А) понятен    Б) не понятен   В) полезен     г)бесполезен

Домашнее задание мне кажется

А) лёгким   б) трудным   В) интересным    г) неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

Урок технологии "Изготовление фартука. Снятие мерок" ФГОС 5кл. (Методическое и дидактическое сопровождение урока)

Методическое и дидактическое сопровожение урока по технологии ФГОС, снятие мерок, 5 кл....

Уроки технологии в 5 классе №33-34 - Виды рабочей одежды и требования к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок.

План-конспект уроков технологии в 5 классе - Виды рарабочей одежды и требование к ней. Фартук. Моделирование фартука. Фигура человека. Правила снятия мерок....

Презентация "Фартук.Снятие мерок!

Данная презентация используется на уроке  "Технология" в 5 класе. Содержит информацию о конструкции фартука . Помогает познакомиться с мерками для изготовления фартука и правилами сняти...