Рабочая программа по художественной литературе
рабочая программа по литературе на тему

Мель Елена Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_hudozhestvennoy_literature.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

образовательной области «Чтение художественной литературы»

в подготовительной группе

Рабочая программа составлена на основе программы«От рождения до школы»

под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М.А.

                                                                         Составитель: Е.Н.Мель, учитель-логопед

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного творчества русского народа и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

- специальные занятия;

- свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Авторская программа рассчитана на 36 часов, но в рабочую программу были внесены изменения, так как в группе дети обучаются 33 недели с учетом сезонных каникул (осенние, зимние, весенние). Занятие по «Чтению художественной литературы» проводится раз в неделю соответственно и в рабочей программе 33 занятия.

Диагностика уровней  освоения программы проводится  два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

Планируемые результаты освоения программы:

- Различают жанры литературных произведений.

- Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2–3 любимых стихотворения, 2–3 считалки, 2–3 загадки.

- Называют двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.

- Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.

Комплексно-тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

Тема занятия

Цели

Содержание

Основные понятия

Дидактическое

сопровождение

1.

Александр Сергеевич
Пушкин

Познакомить с творчеством великого русского поэта.

Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А. С. Пушкина.

Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало…», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и жанровыми особенностями литературных произведений, слушание стихотворения, чтение наизусть, обдумывание содержания сказки и пересказ, слушание рассказа, пересказ содержания произведения, слушание и творческий пересказ былины, участие в дидактических играх на знание жанровых особенностей литературных произведений: стихотворения, сказки, рассказа, былины

Времена года

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2.

«Айога», нанайская
народная сказка
(чтение и пересказ)

Учить:

– понимать образное содержание сказки;

– понимать и оценивать характеры персонажей.

Закреплять знание о жанровых особенностях литературных Произведений

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой  детей 5-7 лет.

3.

А. Раскин      «Как папа
укрощал собачку»
(чтение)

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии 
от сказки и стихотворения.

Учить:

– понимать образное содержание произведения;

– понимать главную мысль рассказа;

– связно передавать содержание произведения

1.. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

4.

Былина «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»

Продолжать знакомить 
с жанровыми особенностями литературных произведений.

Учить:

– понимать главную мысль былины;

– придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;

– использовать средства 
связи частей предложения рассказа

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

5.

С. Ремизов «Хлебный
голос» (чтение
и пересказывание)

Формировать оценочное отношение к героям.

Закрепить знание 
структуры сказки.

Помочь разобраться,

почему эту сказку называют «мудрой сказкой». Повторить известные произведения малых форм фольклора.

Способствовать 
развитию связной речи

Чтение и пересказ литературного произведения, диалоги в играх на повторение известных произведений малых форм фольклора, дидактические и ролевые игры на знание малых форм фольклора, упражнения по развитию связной речи, слушание стихов и высказывание своего к ним отношения; чтение стихотворения наизусть, диалоги о прочитанном, чтение произведения 
А. Куприна, оценка поступков литературных героев, театрализованные и ролевые игры, инсценирование, рассматривание 
книги и иллюстраций, активное слушание сказок

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

6.

Зачем люди сочиняют,
слушают и запоминают
стихи? Н. Рубцов
«Про зайца» (заучивание)

Побудить к размышлению 
о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают 
и заучивают наизусть.

Выяснить, какие стихи 
дети помнят, как их читают. Заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

7.

А. Куприн «Слон»
(чтение)

Познакомить с произведением А. Куприна.

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.

Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

8.

«Что за прелесть
эти сказки!»

Уточнить и обогатить представление о сказках 
А. Пушкина.

Помочь почувствовать своеобразие их языка.

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

9.

Д. Мамин-Сибиряк
«Медведко»

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Помочь вспомнить 
название и содержание 
знакомых произведений 
писателя.

Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение.

Развивать интерес 
и любовь к книге

Знакомство с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка, участие в дидактических играх на определение жанров литературных произведений, участие в беседе по творчеству С. Маршака, диалоги о прочитанных ранее произведениях, разучивание и выразительное чтение стихотворения, чтение и связный пересказ литературного текста М. Зощенко «Великие путешественники», определение характера персонажей, анализ прочитанного, ответы на поставленные вопросы, уточнение жанровых особенностей сказки, пересказ отдельных эпизодов в лицах, определение мотивов поступков героев, театрализованная игра, инсценирование эпизодов сказки

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада

10.

С. Маршак «Тает месяц

молодой…» (разучивание)

Продолжать знакомить 
с творчеством С. Маршака.

Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения.

Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно.

Познакомить с новым стихотворением

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

11.

М. Зощенко «Великие
путешественники» (чтение)

Познакомить с литературным произведением 
М. Зощенко. Учить:

– определять характер персонажей;

– связно пересказывать литературный текст.

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы

1.Колесникова Е.В. Я начинаю читать

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

12.

Русская народная сказка 
«Садко»

Уточнить понятие 
о жанровых особенностях сказки. Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.

Помочь понять мотив 
поступков героев

1. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

13.

К. Ушинский
«Слепая лошадь»

Подвести к пониманию нравственного смысла 
сказки.

Учить оценивать поступки героев

Чтение и обдумывание сказки, диалоги о ее нравственном смысле, анализ поступков героев, разучивание стихотворения 
наизусть, дидактические игры на знание различий стихотворного и прозаического жанров, диалоги о прочитанном, чтение литературного произведения, пересказ, инсценирование и драматизация, определение и оценка характеров персонажей, 
чтение и инсценирование отдельных эпизодов сказки, диалоги о характерах и поступках героев

1. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

14.

И. Суриков «Зима»

Помочь почувствовать 
красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть.

Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров.

Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

15.

Ю. Коваль «Стожок»

Познакомить с новым литературным произведением.

Учить определять характер персонажей, передавать 
при пересказе отдельные 
эпизоды в лицах.

Помочь понять мотивы поступков героев

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

16.

Сказка по народным
сюжетам «Снегурочка»

Учить понимать:

– образное содержание
сказки;

– характеры героев;

– оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Воспитывать любовь к русскому народному 
творчеству

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада

17.

С. Топелиус
«Три ржаных колоска»
(литовская сказка)

Учить:

– различать жанровые 
особенности сказки;

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание прочитанного 
средствами игры.

Формировать оценочное отношение к героям сказки

Чтение и обдумывание содержания сказки, участие в играх на знание жанровых особенностей сказки, играх-театрализациях, оценочные высказывания о героях, слушание стихотворения, выразительное чтение наизусть, участие в играх на подбор рифмы к различным словам, чтение и обдумывание содержания прочитанной сказки, связный пересказ в игре, описание жанровых особенностей сказки, участие в беседе о жанровых особенностях русских народных сказок, составление описательного рассказа, пересказ сказки по плану

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

18.

Э. Мошковская
«Добежали до вечера»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.

Развивать:

– умение подбирать рифмы к различным словам;

– умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Формировать образную речь

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

19.

Е. Носов
«Тридцать зерен»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

Формировать оценочное отношение к героям.

Учить:

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание средствами игры

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

20.

Русская народная сказка «Семь Симеонов – 
семь разбойников»

Продолжать знакомить с русскими народными 
сказками, их жанровыми особенностями.

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка).

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ.

Развивать умение пересказывать сказку по плану.

Формировать образность речи, понимание образных выражений

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

21.

С. Есенин «Береза»

Учить:

– чувствовать ритм стихотворения;

– видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Слушание стихотворения, участие в беседе о выразительности языка произведения, упражнение в совершенствовании художественно-речевых исполнительских навыков в процессе чтения стихотворения; участие в беседе о знакомых сказках 
Х.-К. Андерсена, чтение новой сказки, пересказ, театрализация; чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода», диалоги о его композиции, отличии от других литературных жанров; пересказ, придумывание продолжения и окончания рассказа; чтение и обсуждение русской народной сказки «Василиса Прекрасная», диалоги о характерах персонажей, инсценирование 
и драматизация отрывков из сказки

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада

22.

Великий сказочник
Х.-К. Андерсен

«Гадкий утенок» (чтение)

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой.

Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров.

Развивать интонационную выразительность речи

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада

23.

Е. Воробьев
«Обрывок провода»
(чтение, пересказ)

Учить:

– эмоционально воспринимать содержание рассказа;

– придумывать продолжение 
и окончание рассказа.

Закреплять знания 
об особенностях рассказа, его композиции, отличии 
от других литературных 
жанров

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

24.

Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная»

Продолжать знакомство с русской народной 
сказкой.

Учить осмысливать 
характеры персонажей.

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Развивать творческие способности

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

25.

В. Даль
«Старик-годовик»

Продолжать учить 
понимать жанровые 
особенности сказки. Учить:

– выделять главную мысль сказки, ее мораль;

– использовать образные 
выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Слушание сказки «Старик-годовик», определение главной мысли и морали сказки; формулирование идеи сказки с использованием образных выражений, народных пословиц; выразительное чтение стихотворения «Зима недаром злится…», диалоги о явлениях природы, описанных в стихотворении; чтение и обсуждение прозы Е. Носова «Как ворона на крыше заблудилась», диалоги о героях, пересказ произведения средствами игры; игры на знание жанровых особенностей литературных произведений, 
чтение и обсуждение сказки, оценка нравственных качеств героев

Пословицы

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

26.

Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…»

Учить:

– чувствовать ритм стихотворения;

– видеть красоту природы, 
выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

27

Е. Носов «Как ворона
на крыше заблудилась»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям.

Учить:

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание средствами игры

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

28.

С. Романовский «На танцах»

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа.

Закреплять знания 
об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных 
жанров.

Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

29.

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Продолжать учить 
понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни.

Развивать навыки
пересказа литературного текста.

Учить применять в речи образные выражения, 
сравнения

Чтение, обсуждение и пересказ литературного текста, упражнения в использовании в речи образных выражений, сравнений; диалоги о жанровых особенностях рассказа, сказки, басни; чтение стихотворений П. Соловьева «Подснежник», Я. Акима «Апрель», диалоги о выразительных средствах; знакомство с творчеством Г. Скребицкого, слушание и формулирование главной мысли литературной сказки; связный пересказ содержания литературного произведения, участие в дидактических и ролевых играх на знание жанровых, композиционных, языковых особенностей сказки, чтение и определение нравственного смысла сказки «Самый красивый наряд на свете», пересказ

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

30.

П. Соловьева «Подснежник»,
Я. Аким «Апрель»

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

Учить чувствовать ритм стихотворения

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет.

31.

Г. Скребицкий

 «Всяк по-своему»

Познакомить с творчеством Г. Скребицкого.

Продолжать работу 
по развитию знаний о жанровых особенностях сказки 
и рассказа.

Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание

1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

32.

«Самый красивый наряд на свете»,
пер. с яп. В. Марковой

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Закреплять знания 
о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

Подвести к пониманию идеи произведения.

Развивать точность, 
выразительность, ясность изложения мысли

1. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

33.

В. Орлов «Ты лети к нам,
соловушка…»

Учить выразительно, 
в собственной манере читать стихотворение, представлять поэтическое произведение 
в лицах.

Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

Чтение рассказа, обсуждение и определение его нравственного смысла, диалоги по оценке поведения героев; чтение стихотворения «Ты лети к нам, соловушка…» по ролям, заучивание наизусть, высказывание собственных мыслей о значении стихов; 
чтение, обсуждение, инсценирование фрагментов сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», чтение скороговорок и считалок, 
отгадывание загадок

Диалог

  1. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
  2. Колесникова Е.В. Я начинаю читать

Учебно - методическое пособие:

1.Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».- Волгоград: Учитель, 2013

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Программа программе «От рождения до школы». - Волгоград: Учитель, 2013

3. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Тематическое планирование «От рождения до школы». - Волгоград: Учитель, 2013

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2010.

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин

6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

7.Колесникова Е.В.  Я начинаю читать. Методичка. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет.

Для учащихся:

1. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

  1. А.К. Толстой «Колокольчики».
  2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
  4. Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
  5. Н. Сладков «Любитель цветов».
  6. Ю. Мориц «Цветок».
  7. М. Познананская  «Одуванчик»
  8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

  1. А.Н.Майков «Осень».
  2. С. Есенин «Нивы сжаты…».
  3. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
  4. Е. Трутнева «Осень»
  5. В. Бианки «Синичкин календарь»
  6. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
  7. А. Плещеев «Осень наступила».
  8. А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».
  9. М. Исаковский «Вишня».
  10.  Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
  11. И. Токмакова «Дуб».

Тема: Хлеб

  1. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  2. Ю. круторогов «дождь из семян».
  3. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
  5. М. Глинская «Хлеб»
  6. Укр.н.с. «Колосок».
  7. Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

  1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
  2. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
  3. М. Исаковский «Вишня»
  4. Ю. Тувим «Овощи»
  5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  6. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  7. Б. Житков «Что я видел».

Тема: Грибы, ягоды

  1. Е. Трутнева «Грибы»
  2. В. Катаев «Грибы»
  3. А. Прокофьев «Боровик»
  4. Я. Тайц «Про ягоды».
  5. Я. Тайц «Про грибы».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

  1. Р.н.с. «Гуси-лебеди».
  2. К.Д. Ушинский «Ласточка».
  3. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
  4. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».
  5. М. Пришвин «Ребята и утята».
  6. Укр.н.с. «Хроменькая уточка».
  7. Л.Н.Толстой «Птичка».
  8. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
  9. П.Воронько «Журавли».
  10.  В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
  11.  А. Майков «Ласточка»
  12.  Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  13.  Л.Н. Толстой «Лебеди»
  14.  Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  15.  В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

Тема: Наш город. Моя улица.

  1. З. Александрова «Родина»
  2. С. Михалков «Моя улица».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

Тема: Осенняя одежда,  обувь, головные уборы

  1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
  2. З. Александрова «Сарафанчик».
  3. С. Михалков «А что у вас?».
  4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».
  5. С.Маршак «Вот какой рассеянный».
  6. Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
  7. В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

  1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
  2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
  3. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
  4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
  5. Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

  1. А.К. Толстой «Белка и волк».
  2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
  3. Г. Снегирев «След оленя»
  4. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
  5. Р.н.с. «Зимовье».
  6. В. Осеева «Ежинка»
  7. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
  8. В. Бианки «Купание медвежат».
  9. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).
  10.  Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».
  11.  Р.н.с. «Хвосты»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

  1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
  2. Д.М. Сибиряк «Серая шейка»
  3. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  4. А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»
  5. С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
  6. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

  1. Н. Носов «На горке»
  2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
  3. В. Бианки «Синичкин календарь».
  4. В. Даль «Старик – годовик».
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Л.Н. Толстой «Птичка»
  7. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
  8. С. Михалков «Зяблик».
  9. И.С. Тургенев «Воробей».
  10.  И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
  11.  А.А. Блок «Снег да снег кругом».
  12.  И.З. Суриков «Зима»
  13.  Н.А.Некрасов «мороз – воевода».

Тема: Библиотека. Книги.

  1. С. Маршак «Как печатали книгу?»
  2. В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».
  3. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

  1. С. Я. Маршак «Багаж».
  2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
  3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
  4. Н. Саконская «песенка о метро»
  5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
  6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

  1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
  2. Круглый год (декабрь)
  3. Р. н. с. «Снегурочка»
  4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
  5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
  6. Н. Носов «Фантазёры».
  7. Ф. Губин «Горка».
  8. В. Одоевский «мороз Иванович».
  9. И.З. Суриков «Детство».
  10.  А.А. Блок «Ветхая избушка».
  11. С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
  12.  С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
  13.  Р.н.с. «Два Мороза».
  14.  Р.н.с. «В гостях у дедушки Мороза».
  15.  Р.н.с. «Морозко».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

  1. Б. Заходер «Черепаха».
  2. таджикская сказка «тигр и лиса»
  3. К. Чуковский «Черепаха»
  4. Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
  5.  Б. Житков «Про слона».
  6. Н. Сладков «Во льдах».

Тема: Моя семья. Человек.

  1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  2. В. Осеева «Просто старушка».
  3. Я Сегель «Как я был мамой».
  4. П. Воронько «Мальчик Помогай»
  5. Д.Габе «Моя семья».
  6. А Барто «Вовка – добрая душа»
  7. Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  8. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
  9. Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

  1. Ю. Тувим «Стол».
  2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».
  3. В. Маяковский «Кем быть?»
  4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Тема: Рыбы

  1. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  2. Н. Носов «Карасик»
  3. Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
  4. Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
  5. Е. Пермяк «Первая рыбка».
  6. Л.Н. Толстой «Акула».
  7. В. Данько «Головастик».
  8. О.Григорьев «Сом»
  9. Б. Заходер «Кит и кот».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

  1. Б. Житков «Что я видел».
  2. С Маршак «Мяч»
  3. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  4. В. Катаев «Цветик – семицветик»
  5. Е. Серова «Нехорошая история».

Тема: Профессии.

  1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
  2. «Чем пахнут ремесла?»
  3. Я Аким «Неумейка».
  4. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

     1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

     2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

      3. З. Александрова «Дозор».

      4. Л. Кассиль «Твои защитники».

Тема: Комнатные растения.

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»
  2. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Тема: Ранняя весна. Праздник 8 Марта.

  1. М. Родина «мамины руки».
  2. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
  3. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  4. Е. Пермяк «Мамина работа»
  5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
  6. Л. Квитко «Бабушкины руки».
  7. С. Михалков «А что у вас?».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».
  10.  И. Соколов-Микитов «»весна в лесу», «Ранней весной».
  11.  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др.
  12.  С. Маршак «Круглый год»
  13. Г. Скребицкий  «Апрель».
  14.  В. Бианки «Три весны».

Тема: Почта.

  1. С. Маршак «Почта».
  2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
  3. «Чем пахнут ремесла?»
  4. Я Аким «Неумейка».
  5. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.

  1. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
  2. В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
  3. М. Пожарова «Маляры»
  4. Г. Люшнин «Строители»
  5. Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

  1. А. Гайдар «Голубая чашка».
  2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»
  3. Бр. Гримм «Горшок каши».
  4. Р.н.с. «лиса и журавль».

Тема: Космос. День космонавтики.

  1. А. Барто «Веревочка».
  2. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  3. Ю.А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

  1. В. Бианки «Приключение муравьишки».
  2. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  3. К. Ушинский «Капустница»
  4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
  5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».
  6. В. Лунин «Жук»
  7. В. Брюсов «Зеленый червячок».
  8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»
  9. И. Мазнин «Паучок».

Тема: Продукты питания.

  1. И. Токмакова «Каша»
  2. З. Александрова «Вкусная каша».
  3. Э. Мошковская «Маша и каша»
  4. М. Пляцковский «Кому что нравится».
  5. В. Осеева «Печенье».
  6. Р.н.с. «Горшочек каши».

Тема: День Победы.

    1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

    2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

    3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

    4. А. Митяев «Мешок овсянки».

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

  1. А. Прокофьев «Родина».
  2. З. Александрова «Родина».
  3. М.Ю. Лермонтов «Родина»
  4. С.Баруздин «За Родину».

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
  3. С.Я. Маршак «Первый день календаря».
  4. В.Осеева «Волшебное слово».
  5. Л.Н. Толстой «Филлипок».

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

  1. К. Ушинский «Четыре желания».
  2. А. Плещеев «Старик»
  3. Е. Благинина «Одуванчик».
  4. З. Александрова «Сарафанчик».
  5.  В.А. Жуковский «Летний вечер».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2002.
  2. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2002.
  3. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Развитие связной речи по теме «ЛЕТО» у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2004.
  4. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2000.
  5. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2003.
  6. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 книгах / Сост. С.Д. Томилова – Екатеренбург: У – Фактория, 2005.
  7. Сборники сказок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Основы художественного мастерства»

1.Рабочая программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) 5-6-7 классы Срок реализации 3 года Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии МОУ СОШ р.п. Сулея...

Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"

Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...

Рабочая программа по художественному ручному труду для детей 7 - 10 лет "УМЕЛЫЕ РУКИ"

Цель программы - организация труда детей младшего школьного возраста, овладение ими различными приемами работы в рамках предметно-практической деятельности. Программа расчитана на 1 год занятий и охва...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"

Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72....

Рабочая программа факультатива по литературе "Анализ художественного текста. Теория и практика" для 11 класса.

Рабочая программа может быть полезна при подготовке к олимпиаде, к ЕГЭ по литературе....