Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_9_literatura.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

        

«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2015 год

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________________

«_____»_________2015 год

Рассмотрено на заседании ПТК

Протокол № _________

«_____»_________2015год

Рабочая учебная программа

по литературе

для 9 класса

за курс основного общего образования

Составлена на основе авторской программы:                                                                                        

для общеобразовательных учреждений  /Литература/, 5 – 11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина. Под редакцией В.Я. Коровиной, М., /Просвещение/, 2014 год.

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:  Андреева Г.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                                                         9 КЛАСС

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.          

           

            Целями реализации основной ООП ООО являются:

 - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок. Знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

 - становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Целями реализации основной ООП ООО являются:

 - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок. Знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

 - становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важнейших вопросов является формирование его региональной составляющей. В этих целях в разделе «Календарно-тематическое планирование» отмечен перечень тем Модуля «Диалог культур», который содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Древнерусская литература

3

3

Русская литература XVIII века

8

4

Шедевры русской литературы XIX века

54

5

Литература XX века

27

5

Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков

2

6

Зарубежная литература

6

7

Итоговый урок

1

ИТОГО

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

            Введение. 

            Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. формирование потребности общения с искусством,    возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Древнерусская литература.

Письменные памятники, созданные в XI-XVII века. Система религиозных представлений о мире, исторический характер древнерусской литературы. Содержание, эстетика и система жанров древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…»Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли.    

Русская литература XVIII века. Классицизм.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Духовные оды М.В. Ломоносова. «Вечернее размышление о Божием Величестве». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года.

Гавриил Романович Державин (1743-1816) «Властителям и судиям», «Памятник».

Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Ода «Вольность», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм.

Шедевры русской литературы XIX века.

Поэзия XIX века. Романтизм.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). Баллада «Светлана». Лирический герой.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). Комедия «Горе от ума». И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (Критический этюд).

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Лирика. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная тьма», «Я вас любил», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», «Моцарт и Сальери». Роман «Евгений Онегин». Реализм.

Михаил Юрьевич Лермонтов(1814-1841). Лирика. «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Молитва», «Нищий». Роман «Герой нашего времени».

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Поэма «Мёртвые души».

Антон Павлович Чехов (1860-1804). Слово о писателе. Рассказ «Тоска».

Литература XX века.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953). Рассказ «Тёмные аллеи».

Александр Александрович Блок (1880-1921). Лирика. «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

 Сергей Александрович Есенин (1895-1925). Лирика. «Вот уж вечер. Роса…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…» 

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930). Лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Люблю».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Повесть «Собачье сердце».

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)Лирика. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Родина».

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966). Лирика. Из книги «Чётки» Стихи о Петербурге. Из книги «Белая стая» «Молитва», «Сразу стало тихо в доме…». Из книги «Подорожник» «Я спросила у кукушки». Из книги «Anno Domini» «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…». Из книги «Тростник» «Муза», «Двустишие», «И упало каменное слово». Седьмая книга «Пушкин».

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958). Лирика. «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Повесть «Судьба человека».

Борис Леонидович Пастернак (1990-1960). Лирика. «Во всём мне хочется дойти…», «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво».

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971). Лирика. «Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом…»

Александр Исаевич Солженицын (1918-2009) ???? Повесть «Матрёнин двор».

Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). «Певец».

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844). «Разуверение».

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873). «К.Б».

Михаил Юрьевич Лермонтов(1814-1841). «Отчего».

Алексей Константинович Толстой (1817-1875). «Средь шумного бала».

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). «Я тебе ничего не скажу».

Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882). «Серенада».

Алексей Александрович Сурков (1899-1983). «Бьётся в тесной печурке огонь».

Константин Михайлович Симонов (1915-1979). «Жди меня».

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958). «Признание».

Михаил Львович Матусовский (1915-1990). «Подмосковные вечера».

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). «Пожелание друзьям».

Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980). «Песня о друге».

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925). «Я люблю тебя, жизнь».

Зарубежная литература

Гай Валерий Катулл (Около 87 – 54 гг. до Рождества Христова). «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может…», «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга».

Квинт Гораций Флакк  (65 – 8 гг. до Рождества Христова). «Мельпомене».

Данте Алигьери (1265-1321). «Божественная комедия».

Уильям Шекспир (1564-1616). Комедии и трагедии.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832). Трагедия «Фауст».

Раздел IV. Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Критерии оценивания учащихся 5-9 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя:

            Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Литература. Содержание образования: Сборник нормативных документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф. 2009.

Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /автор-составитель В.Я.Коровина и др. – М.:        Просвещение, 2014г.

Литература. 9 класс. Методические советы/ В.Я.Коровина. И.С. Забарский; под редакцией В.И.Коровина. -2-е изд. – М.: Просвещение.

Литература для учащихся:

         Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. /Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – М.:   Просвещение.

Олимпиадные задания по литературе. 9 – 11 классы / авт. – сост. Ромашина Н.Ф. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Магнитофон

1

4

Экран

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1

7

Документ-камера

1


Раздел VI.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Всего: 102 часов  – (3 ч в неделю)

Из них на развитие речи – 5 ч.

№ урока

Тема урока

Кол- во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Сроки

                                                                                                              ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

Изучение нового материала.

Лекция с элементами беседы. Шедевры русской литературы. Выразительное чтение. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом.

Знать шедевры родной литературы.

Уметь выразительно читать. Составлять план статьи учебника. Выявлять связи  литературных сюжетов и героев с историческим процессом.

Шедевры. Жанр. Летопись. Поучение.

Решение тестов.

Самостоятельная работа – заполнение таблицы.

1. Рассказ о древнерусской литературе по плану.

2. Рассказ об исторической основе «Слова о полку Игореве».

01.09

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  3 ч.

2

 «Слово о полку Игореве».

1

Изучение нового материала.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово…» как величайший памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Сопоставление прозаических и стихотворных переводов.

Знать жанры древнерусской литературы; историю открытия «Слова…», события, нашедшие отражение в нём.

Уметь выразительно читать фрагменты текста. Рецензировать чтение одноклассников. Стихотворный перевод.

Конспектирование статьи учебника.

Выразительное чтение.

Характеристика героя.

Участие в коллективном диалоге.

1. Прочитать II,III части «Слова…».

2. Инд. по группам.

02.09

3

Герои и события в «Слове о полку Игореве».

1

Изучение нового материала.

Идейный центр поэмы. «Золотое слово» Святослава. Значение образа Ярославны. Раздумья о судьбе Родины.

Знать содержание «Слова…», идею, образную систему, пейзаж, влияние фольклора.

Уметь выразительно читать, характеризовать, сравнивать. Патриотизм, честолюбие, междоусобица.

Проверка индивидуального задания.

Выразительное чтение.

Рассказ о побеге князя.

Деление условно «Слова…» на части. Письменный анализ эпизода по плану.

1. Наизусть вступление или плач Ярославны.

2. Устное изложение «В чём современное звучание «Слова о полку Игореве»?»

06.09

4

Образ автора «Слова о полку Игореве». А.М. К о н ь к о в а «Вожак Ивыр»

1

Комбинированный

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Композиция поэмы. Связь с народной песней, метафорический пейзаж. Подготовка к сочинению по плану.

Знать основную идею произведения, авторскую позицию, язык произведения, переводы «Слова…».

Уметь определять идею «Слова…»,

композицию поэмы, связь с народной песней, метафорический пейзаж.

Опрос д/з.

Аналитическая беседа.

Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос.

1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2.Подготовиться к литературной викторине «Проще простого».

08.09

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XVIII века  8 ч.

5

Характеристика литературы XVIII в. Классицизм.

1

Изучение нового материала.

Литературная викторина. Общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм».

Знать основные этапы развития русской литературы в XVIII веке, понятия классицизм, государственность, «светская культура», гражданственность.

Уметь составлять опорные схемы, конспектировать, оперировать литературными терминами.

Викторина.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

Составление опорной схемы.

Конспектирование статьи учебника.

1. Рассказ о классицизме.

2. Инд. – сообщение «Судьба М.В. Ломоносова».

09.09

6

В.М. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения.

1

Комбинированный

Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стихосложения. Ода как жанр лирической поэзии.

Знать о жизни и творчестве М.В. Ломоносова, литературный термин ода как жанр лирической поэзии.

Уметь составлять конспект, выразительно читать, пользоваться справочной литературой и ресурсами Интернета.

Рассказ о классицизме.

Индивидуальное сообщение.

Составление конспекта.

Выразительное чтение.

Тест.

1. Читать стих. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.» и  «Вечернее размышление о Божием Величестве».

2. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?

13.09

7

Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М.В. Ломоносова.

1

Комбинированный

Анализ «Оды на день восшествия…» и и  «Вечернее размышление о Божием Величестве».

Сравнение.

Знать содержание стихотворений М.В. Ломоносова.

Уметь анализировать, соотносить содержание произведений с особенностями русского Просвещения и  классицизма.

Анализ стихотворенийТест.

1. Выучить наизусть (на выбор).

2. Инд. – сообщение «Г.Р. Державин».

15.09

8

Г.Р. Державин. Судьба и поэзия.

1

Изучение нового материала.

Чтение наизусть стихотворений В.М. Ломоносова. Инд. сообщение на тему «Г.Р. Державин». Жизнь и творчество Г.Р. Державина. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Традиции Горация.

Знать содержание стихотворений. Уметь анализировать, сопоставлять, определять тему поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина, находить нравственные ценности лирического героя. 

Анализ стихотворений

Письменный ответ: «В чём заслуга Державина перед русской литературой?»

1. Прочитать «Властителям и судиям», «Памятник».

2. Ответить на вопросы учебника.

16.09

9

Три памятника в русской литературе.

1

Изучение нового материала.

Поэтическое бессмертие. Подражание римскому поэту Квинту Горацию Флакку: «Лебедь» и «Памятник». Анализ. Тема поэта и поэзии. «Забавный русский слог». Оценка собственного поэтического новаторства.

Знать содержание стихотворений. Уметь анализировать, сопоставлять, определять тему поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина, находить нравственные ценности лирического героя. Оперировать терминами экспрессия, экспрессивный, пафос развенчания, псалом, переводное произведение.

Анализ стихотворений

Письменный ответ:

Работа по группам.

Заполнение таблицы.

1. Наизусть «Властителям и судиям» или «Памятник».

2. Инд. «Литературное творчество А.Н. Радищева».

20.09

10

А.Н. Радищев – гражданин, патриот, писатель.

1

Изучение нового материала.

Сообщение  «Литературное творчество А.Н. Радищева». Судьба, личность, творчество А.Н. Радищева. Чтение и анализ глав «Пешки», «Любани» из повести  «Путешествие из Петербурга в Москву».

Знать » о судьбе, личности, творчестве А.Н. Радищева.

Уметь выразительно читать и анализировать  главы «Пешки», «Любани» из повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

Выразительное чтение и анализ глав.

Пересказ – анализ.

Письменный ответ «Докажите, что «Путешествие…» принадлежит литературе сентиментализма.

1. Читать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. Инд. «Н.М. Карамзин».

22.09

11

Н.М. Карамзин. Личность, творчество, судьба. Сентиментализм.

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Особенности сентиментализма как литературного направления.

Знать о личности, творчестве, судьбе Н. М. Карамзина, литературное направление сентиментализм.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

Развитие понятия сентиментализм.

Работа в группах.

1. Читать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

2. Знать определение сентиментализма,

23.09

12.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

1

Комбинированный.

Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Жизнь простых людей. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Знать содержание повести «Бедная Лиза», характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных направлений, сентиментализму.

Анализ. Исследовательская работа «Что пришлось бы изменить в повести  Н.М. Карамзина, если бы вам было задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?»

Тест.

1. Стихотворение Н.М. Карамзина «Осень» или выбрать для выразительного чтения другие стихи Н.М. Карамзина.

2. Инд. – сообщение «В.А. Жуковский», «Романтизм».

27.09

        ШЕДЕВРЫ    РУССКОЙ    ЛИТЕРАТУРЫ   XIX века   54 ч.

13

Золотой век русской литературы. Романтизм.

1

Изучение нового материала

Понятие «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление. Работа со статьёй «Шедевры русской литературы XIX века».

Знать понятия русская классическая литература, классик, романтизм; имена поэтов и писателей «золотого века» и их творения.

Уметь анализировать произведения с привлечением необходимых сведений по теории.

Конспект лекции.

Составление тезисов статьи учебника «Поэзия XIX века».

1. Выучить лекцию.

2. Инд. – сообщение «Жуковский и Пушкин» и «Жуковский – переводчик».

29.09

14

Личность, истоки поэзии В.А. Жуковского. «Море».

1

Изучение нового материала

Жизнь и творчество Жуковского; сообщения учащихся;  Сопоставление произведений Г. Державина и В. Жуковского. Анализ романтического стихотворения «Море».

Знать сведения о жизни и творчестве Жуковского, содержание элегий и баллад; роль Жуковского в жизни Пушкина.

Уметь выразительно читать, анализировать, производить сопоставления, исследования. Лирический герой.

Исследование.

Выразительное чтение.

1.Подготовиться к защите литературных газет.

2. Чит. выраз. «Море».

3. Прочитать баллады «Светлана».

30.09

15

Баллада В.А. Жуковского «Светлана».

1

Комбинированный

Беседа по балладе «Светлана».  Фольклорная основа, романтический пейзаж, экзотика.

Знать баллады «Светлана» и «Людмила».

Уметь выразительно читать, анализировать, производить сопоставления.

Фольклорная основа, романтический пейзаж, экзотика.

Выразительное чтение.

Самостоятельная работа – сравнение баллад «Светлана» и «Людмила».

Тест

1. Сообщение о К. Батюшкове, В. Кюхельбекере, К. Рылееве, Е. Баратынском.

2. Прочитать баллады «Людмила», «Лесной царь».

04.10

16

Русская литература 10 – 20-х г.г. XIX века.

1

Изучение нового материала

Романтическая лирика начала века. Защита литературных газет. Лирика, литературный герой.

Знать русскую литературу 10 – 20-х г.г. XIX века.

Уметь отбирать необходимый материал для публичного выступления, анализировать, делать выводы.  Элегии.

Защита литературных газет.

1. Сообщение о А.С. Грибоедове.

2. Чтение комедии «Горе от ума», I действие.

06.10

17

А.С. Грибоедов. Становление личности писателя.

1

Изучение нового материала

Слово о драматурге. Становление личности. Единство идеалов с декабристами и расхождение с ними о путях их осуществления.

Знать основные этапы жизни Грибоедова, текст художественного произведения, характерные особенности эпохи.

Уметь определять тематику и проблематику произведения.

Развитие представлений о комедии.

Составление тезисных планов.  

1. Сообщение «История замысла комедии».

2. Повторить термины «идея произведения», «конфликт», «сюжет», «композиция», «классицизм».

3. Читать I, II действие.

07.10

18

Комедия «Горе от ума».

1

Комбинированный

Обзор содержания. «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Черты классической комедии, соблюдение трёх единств, конфликт, говорящие фамилии.

Знать содержание «Горе от ума», тематику и проблематику произведения.

Уметь оперировать терминологией, сопоставлять, делать умозаключения. Конфликт, говорящие фамилии.

Исследование.

Самостоятельная работа.

1. Прочитать II действие.

11.10

19

Утро в доме Фамусова. I действие комедии.

1

Комбинированный

Комментированное чтение комедии. Анализ характера Фамусова. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Знать сценическое время и пространство о нравах при дворе Александра I,о событиях 1812 года.

Уметь делать краткие записи, пометы в тексте, накапливать и отбирать материал для характеристики героев.

Исследование.

Анализ.

Составление характеристик.

1. Чтение II действия.

2. Выразительное чтение монологов.

13.09

20

II действие. Обучение анализу монолога.

1

Комбинированный

Аналитическая беседа. Чтение по ролям.

Знать завязку общественного конфликта, столкновение Чацкого и  фамусовского общества.

Уметь выразительно читать, выделять идею произведения.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение.

Монолог наизусть (на выбор).

14.10

21

Софья – Чацкий – Молчалин. III действие.

1

Комбинированный

Любовный треугольник. Аналитическая беседа. Чтение по ролям.

Знать проблематику и содержание.

Уметь составлять характеристики героям, читать по ролям. Реплика.

Письменный ответ: «Почему Чацкий – нежеланный гость в доме Фамусова»?

Дать словесные зарисовки гостей Фамусова.

18.10

22

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

1

Практическая работа

Систематизация центральных сцен комедии. Аналитическая беседа. Чтение по ролям.

Знать содержание.

Уметь анализировать, выявлять признаки драматического рода произведения, выделять признаки драмы.

Письменный ответ: «Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?»

Составить анализ эпизода в жанре литературно-критической статьи по плану-консультации.

20.10

23

Прозрение героев. IV действие.

1

Комбинированный

Аналитическая беседа. Чтение по ролям.

Знать содержание.

Уметь выявлять в образе героя реалистические общественно значимые черты, умозаключения подкреплять цитатами.

Письменная работа: «Каковы сильные и слабые стороны Чацкого?»

ХарактеристикаЧацкого.

21.10

24

Жанровое своеобразие комедии. Сюжет и композиция.

1

Комбинированный

Определение особенностей комедии, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комедия», сюжета и композиции.

Знать особенности комедии, сюжета и композиции.

Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятие «комедия». Крылатые выражения –меткий афористический язык.

Письменный ответ: «В чём особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»?

Тест.

Составить таблицу «Традиции и новаторство в комедии».

25.10

25

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии.

1

Комбинированный

Сопоставление образа Чацкого с другими героями. Анализ различных форм авторской позиции.

Знать особенности содержание.

Уметь подбирать материал, иллюстрирующий характерные для комедии первой половины XIX века темы, принципы, приёмы изображения жизни и человека.

Составление плана (в том числе цитатного) образа героя комедии, сравнительной характеристики.

Письменная работа: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии.

27.10

26

Р/р. И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

1

Развитие речи.

Кто же Чацкий – победитель или побеждённый? Аналитическая беседа. Критика о комедии. Краткий комментарий о И.А. Гончарове.  Конспектирование фрагментов статьи.

Знать содержание статьи.

Уметь выделять главное, цитировать, составлять план, тезис. Критика, критическая статья.

Составление тезисного плана статьи «Мильон терзаний».

Написание отзыва.

28.10

27

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Контроль и учёт ЗУН.

Написание сочинения на литературном материале. Редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Знать проблематику и содержание, завязку общественного конфликта, столкновение Чацкого и  фамусовского общества.

Уметь выделять главное, цитировать, составлять план, тезис.

Контрольное сочинение.

1. Сообщение о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

2. Вспомнить стихи А.С. Пушкина.

08.11

28

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

Изучение нового материала

Жизнь и судьба поэта. Тема русской истории в его творчестве. История создания повести, прототипы героев. Просмотр иллюстраций. Тема «дружества святого».

Знать о жизни и судьбе поэта, о русской истории в его творчестве, об история создания повести, прототипах героев.

Уметь подбирать материал, иллюстрирующий характерные черты русской истории в творчестве поэта.

Лекция.

Составление хронологической таблицы.

1. Собрать материал по предложенному плану.

2. Рассказ о Дельвиге.

3. Рассказ о Кюхельбекере.

10.11

29

А.С. Пушкин. Свободолюбивая лирика.

1

Комбинированный

«К Чаадаеву», «К морю». Вольнолюбивые мотивы лирики. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Соединение жанров дружеского и гражданского послания.

Знать основные мотивы, жанры, композиции лирики поэта.

Уметь находить художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Составление характеристики друзей.

Анализ.

Выразительное чтение.

Наизусть стихи (на выбор).

11.11

30

А.С. Пушкин. Поэт и власть.

1

Комбинированный

«Пророк», «Анчар». Утверждение высокого предназначения поэта. Вмешательство человека в жизнь природы. Рабство как противопоставление свободе личности.

Знать наизусть стихи, мотивы утверждения высокого предназначения поэта.

Уметь характеризовать особенности поэзии.

Чтение наизусть.

Анализ стихотворений Выразительное чтение.

1. Составление тезисного плана ответа по теме.

2. Наизусть (по выбору).

15.11

31

Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики.

1

Комбинированный

«На холмах Грузии», «Я вас любил». Одухотворённость, чистота чувства любви, светлая грусть стихотворений о любви.

Знать наизусть стихи, мотив одухотворённости, чистоты чувства любви, светлой грусти стихотворений о любви.

Уметь выявлять тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание стихотворений.

Чтение наизусть.

Анализ стихотворений

Выразительное чтение.

Наизусть (на выбор).

17.11

32

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии.

1

Комбинированный

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Моцарт и Сальери».

Знать наизусть стихи, мотивы утверждения высокого предназначения поэта.

Уметь характеризовать особенности поэзии.

Чтение наизусть.

Анализ стихотворений Выразительное чтение.

Наизусть (на выбор).

18.11

33

Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина.

1

Контроль и учёт ЗУН.

Письменный анализ стихотворений.

Знать содержание стихотворений, многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина, особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

Уметь выразительно читать, рецензировать ответы одноклассников, выявлять   художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Контрольная работа.

Анализ стихотворения

Тест.

Сочинение на заданную тему.

22.11

34

 «Евгений Онегин». История создания.

1

Изучение нового материала

Первый русский роман в стихах: своеобразие жанра.  Тема русской истории в творчестве поэта. История создания романа, прототипы героев. Просмотр иллюстраций.

Знать первый русский роман в стихах,  тему русской истории в творчестве поэта, историю создания романа, прототипы героев.

Уметь выявлять тематику и проблематику романа в стихах.

Словарная работа.

Составление хронологической таблицы.

1.Пересказ «История создания романа.

2. Читать главу 1.

24.11

35

Обусловленность характера Онегина.

1

Изучение нового материала

«Онегинская» строфа. Сюжет. 1 гл.

Знать «онегинскую строфу», сюжет романа.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Характеристика Онегина.

Тест.

1.Письмо Татьяны наизусть.

2. Характеристика Ленского и Онегина.

3.Чтение главы 2

25.11

36

Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга.  

1

Комбинированный

Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, трагические итоги его пути, их личные и социальные причины. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Благородная простота характера, естественность и красота. 2 гл.

Знать характеры героев романа.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему, сопоставлять персонажей, составлять цитатный план, различать образы.

Характеристика Ленского и Онегина.

Подбор цитат.

Письменный ответ.

Чтение главы 3

29.11

37

Письмо Татьяны как выражение её чувств.

1

Комбинированный

Красота духовных устремлений, глубина и искренность чувств; русское православное начало в системе жизненных ценностей. 3 гл.

Знать содержание письма.

Уметь выразительно читать, рецензировать, формулировать вопросы.

Составление характеристики Татьяны.

Наизусть письмо Татьяны.

1.Письмо Татьяны наизусть.

01.12

38

Исповедь Онегина. Сюжет и композиция

1

Комбинированный

Исповедь Онегина. Сюжет и композиция Анализ. План. 4 гл.

Знать содержание эпизода, сюжет и композицию

Уметь подбирать цитаты на заданную тему, составлять план, анализировать по плану, пересказывать.

Письменный ответ на вопрос.

Чтение главы 5.

02.12

39

Завязка трагического конфликта

1

Комбинированный

Завязка трагического конфликта. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского. 5 гл.

Знать завязку трагического конфликта. 

Уметь составлять план на проблемный вопрос.

Анализ трагического конфликта.

Рассказ о Ленском с цитатами.

Чтение 6 главы.

06.12

40

Трагическая гибель Ленского.

1

Комбинированный

Трагическая гибель Ленского. Причины.

6 гл.

Знать причины трагической гибели Ленского.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Причины гибели Ленского – пересказ с подбором цитат.

Чтение 7 главы, пересказ.

08.12

41

«Без Онегина».

1

Комбинированный

«Без Онегина». 7 гл. Автор в системе художественных образов романа. Непреходящее значение философско-нравственных проблем (цель и смысл жизни, счастье, долг), поставленных в романе.

Знать содержание главы «Без Онегина».

Уметь анализировать отдельные эпизоды, приводить цитаты, читать выразительно.

Выразительное чтение.

Тест.

Чтение 8 главы, пересказ.

09.12

42

Татьяна и Онегин в 8 гл. Проблема счастья в романе.

1

Комбинированный

Татьяна и Онегин в 8 гл. Проблема счастья в романе.

Знать содержание 8 главы, определять проблему счастья в романе.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Письменный ответ на вопрос: «Проблема счастья в романе».

Пересказ: лирические отступления в романе.

13.12

43

Итоговый урок по роману «Евгений Онегин».

1

Закрепление и систематизация ЗУН.

Лирические отступления. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка, значение творчества Пушкина для русской культуры.

Конспектирование статьи В.Г. Белинского.

Знать статью Белинского, лирические отступления, роль Пушкина в становлении русского литературного языка, значение творчества Пушкина для русской культуры.

Уметь составлять тезисный план статьи Белинского, подбирать цитаты на заданную тему, аргументировать ответы.

Конспектирование статьи В.Белинского.

Подготовиться к сочинению.

15.12

44

Р/р. Контрольное сочинение по роману «Евгений Онегин».

1

Контроль и учёт ЗУН.

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать содержание романа, композицию, сюжет.

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «реализм», «роман в стихах», «трагедия».

Контрольное сочинение.

1. Сообщение о Лермонтове.

2. Стихи на выбор читать выразительно.

16.12

45

М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и толпы.

1

Комбинированный

Основные мотивы: пафос вольности и протеста против гнёта, чувство одиночества.«Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».

Знать содержание стихов.

Уметь анализировать, сопоставлять со стихами Пушкина. подбирать цитаты на заданную тему.

Сопоставительный анализ стихов.

Выразительное чтение.

Наизусть стихи (на выбор).

20.12

46

Судьба М.Ю. Лермонтова и судьба его поколения.

1

Комбинированный

Жажда социальной активности «Дума».

Знать основные мотивы, жанры, композиции лирики поэта.

Уметь находить художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Чтение наизусть.

Анализ стихотворений

Выразительное чтение.

Наизусть (на выбор).

22.12

47

М.Ю. Лермонтов. Тема Родины.

1

Комбинированный

Любовь к Родине – её народу и её природе «Родина».

Знать наизусть стихи, мотивы утверждения высокого предназначения поэта.

Уметь характеризовать особенности по

Чтение наизусть.

Анализ стихотворений Выразительное чтение.

Наизусть (на выбор).

23.12

48

Р/р. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова.

1

Практическая работа

Практическая работа Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Знать содержание стихотворений, многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина, особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

Уметь выразительно читать, рецензировать ответы одноклассников, выявлять   художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Контрольная работа.

Анализ стихотворения

Тест.

1. Сочинение на заданную тему.

2. Инд. Замысел и проблематика романа «Герой нашего времени».

10.01

49

Замысел и проблематика романа «Герой нашего времени».

1

Изучение нового материала

Первый русский психологический роман: своеобразие жанра.  Тема русской истории в творчестве поэта. История создания романа, прототипы героев. Просмотр иллюстраций. Смысл названия. Композиция.

Знать первый русский психологический роман,  тему русской истории в творчестве поэта, историю создания романа, прототипы героев.

Уметь выявлять тематику и проблематику романа.

Словарная работа.

Составление хронологической таблицы.

1.Пересказ «История создания романа.

2. Читать главы романа.

12.01

50

Повесть «Бэла».

1

Комбинированный

Главные и второстепенные персонажи. Женские образы.

Знать главные и второстепенные персонажи, женские образы.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Комментированное чтение главы.

Прочитать главу «Максим Максимыч».

13.01

51

Повесть «Максим Максимыч».

1

Комбинированный

Печорин и Максим Максимыч.

Знать главные и второстепенные персонажи, женские образы.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Диспут «Печорин герой своего времени».

Составить вопросы для проверки текста главы «Тамань».

17.01

52

Повесть «Тамань».

1

Комбинированный

Анализ эпизода текста главы3«Тамань».

Знать содержание текста главы «Тамань».

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Словарный диктант.

Тест.

Перечитать главу «Княжна Мери».

19.01

53

Повесть «Княжна Мери».

1

Комбинированный

Анализ повести «Княжна Мери».

Знать содержание текста главы«Княжна Мери».

Уметь сопоставлять, находить основную мысль, подбирать цитаты на заданную тему.

Пересказ главы «Княжна Мери».

Сочинение «В чём противоречивость характера Печорина»?

20.01

54

Повесть «Фаталист».

1

Комбинированный

Сравнительная характеристика Печорина и других мужских образов романа. Статья В.Г. Белинского.

Знать статью В.Г. Белинского.

Уметь составлять конспект, давать сравнительную характеристику Печорина и других мужских образов.

Сравнительная характеристика Печорина и других мужских образов романа. Статья В.Г. Белинского.

Тест.

Подготовка к сочинению, черновой вариант.

24.01

55

Р/р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

1

Контроль и учёт ЗУН.

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать содержание романа, композицию, сюжет.

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «реализм», «психологический роман», «трагедия».

Контрольное сочинение.

1. Сообщение о Н.В. Гоголе.

2.Читать «Петербургские повести».

26.01

56

Н.В. Гоголь: страницы жизни.

1

Изучение нового материала

Очерк жизни и творчества Гоголя.

Литературный тип в творчестве поэта.

Знать очерк жизни и творчества Гоголя,

литературный тип в творчестве поэта.

Уметь подбирать цитаты на заданную тему.

Мини-тест по творчеству Лермонтова.

Составление хронологической таблицы.

1.Биография Гоголя.

2. Читать «Петербургские повести».

27.01

57

Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести».

1

Комбинированный

Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие

Знать цикл «Петербургских повестей».

Викторина по произведениям Гоголя.

1.Читать «Мёртвые души».

2. История создания.

3. Сюжет

31.01

58

«Мёртвые души». История создания. Сюжет.

1

Изучение нового материала

История создания, особенности, система образов. Чичиков и помещики.

Знать  историю создания, особенности, системы образов Чичикова и помещиков.

Уметь пересказывать, используя цитатный план.

Составление опорной схемы.

Пересказ на темы:

1.История создания.

2. Сюжет

02.02

59

Галерея образов помещиков в поэме.

1

Комбинированный

Деталь как средство создания образов.

Знать деталь как средство создания образов. 

Уметь находить значимую подробность, частность, позволяющую передать смысловое содержание сцены в детали.

Самостоятельная работа в группах.

Проведение эксперимента.

Сочинение «Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина».

03.02

60

Губернский город в поэме.

1

Комбинированный

Губернский город NN в поэме.

Знать второстепенных персонажей города.

Уметь анализировать, приводить цитаты.

Комментированное чтение.

Тест.

Подготовиться к диспуту на тему: «Чичиков – это беда или надежда России»?

07.02

61

Образ Чичикова.

1

Комбинированный

Образ Чичикова: черты характера, деятельность, внешность, манеры речь.

Место Чичикова в произведении. Биография: происхождение, наставления отца, уч1ёба в училище, служба. Говорящая фамилия. Отношения Чичикова с дамами.

Знать образ Чичикова: черты характера, деятельность, внешность, манеру общения,

место Чичикова в произведении.

Уметь составлять характеристику, иллюстрируя примерами текста.

Диспут «Чичиков – это беда или надежда России»?

Наизусть отрывок «Русь – тройка».

09.02

62

Души живые в поэме. Мотив дороги.

1

Комбинированный

Души живые в поэме. Мотив дороги. Статья В.Г. Белинского.

Знать о душах живых в поэме, статью В.Г. Белинского.

Уметь составлять конспект, выделять главное.

Конспект литературно-критической статьи В.Г. Белинского.

Подготовиться к сочинению на заданную тему.

10.02

63

Р/р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

1

Контроль и учёт ЗУН.

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать содержание поэмы, композицию, сюжет.

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «поэма», «сатира», «реализм».

Контрольное сочинение.

1. Сообщение о А.П. Чехове.

2.Читать «Тоска».

14.02

64

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска».

1

Изучение нового материала

Слово о писателе. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Знать о жизни и творчестве А.П. Чехова, содержание рассказа «Тоска».

Уметь пересказывать, анализировать.

Аналитический пересказ.

Самостоятельная работа.

1. Биография писателя.

2 .Читать рассказ «Смерть чиновника».

16.02

 65

А.П. Чехов «Смерть чиновника».

1

Комбинированный

«Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героя рассказа.  Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе.

Знать содержание рассказа, смысл, характеристику героя. 

Уметь выделять определять значение, видеть чеховское отношение к  «маленькому человеку»

Написание отзыва на произведение А.П. Чехова (по выбору).

1. Инд. зад. Биография Достоевского.

2 .Читать повесть «Белые ночи».

17.02

66

Ф.М. Достоевский. Повесть  «Белые ночи»

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. «Реалист в высшем смысле». Определения «сентиментальный» и «мечтатель» указывают на диалектику сентиментального и романтического начал.

Знать о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского, содержание романа «Белые ночи».

Уметь пересказывать, анализировать.

Устный рассказ «Образ города в повести «Белые ночи» с примерами из текста

Подготовить электронный альбом «Белые ночи» в иллюстрациях художников со вступительной статьёй и биографическими справками о художниках.

21.02

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА XX века  27 ч.

67

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

Изучение нового материала.

Статья «Штрихи к портретам». Конспектирование. Богатство жанров и разнообразие направлений русской литературы XX века. Восприятие и выразительное чтение.

Знать ведущих прозаиков России XX века, содержание, жанры и направления русской литературы  

Уметь анализировать фрагменты текста, выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать. Эпос, повесть.

Конспект статьи и лекции учителя. Поисковая работа.

1. Инд. – сообщение о И.А. Бунине.

2. Знание лекции.

23.02

68

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи».

1

Изучение нового материала.

Печальная история любви разных социальных слоёв. «Поэзии» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Знать о творчестве писателя, содержание произведения «Тёмные аллеи». Уметь выразительно читать, подбирать цитатные примеры.

Деталь, психологизм.

Аналитический пересказ.

Самостоятельная работа.

1. Биография писателя.

2 .Читать рассказы из сборника  «Тёмные аллеи».

24.02

69

«Серебряный век» русской поэзии. Обзор.

1

Изучение нового материала.

Лекция. Обзор понятия «серебряный век». Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Знать ведущих поэтов «серебряного века», содержание, жанры и направления.

Уметь анализировать поэтический текст.

Знать фрагменты наизусть. Литература рубежа, декаданс, русский ренессанс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм. 

Составление тезиса лекции.

Письменный ответ: «В чём уникальность «серебряного века русской поэзии»?

1. Сообщение о А.А. Блоке.

2. Знать лекцию.

28.02

70

А.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Особенности лирики Блока, основные темы. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» и цикл «Родина». Образ Прекрасной Дамы и тема Родины в лирике поэта.

Понятие символизм.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, определять в стихах особенности символизма. Символизм

Выразительное чтение.

Анализ поэтического текста.

1. Наизусть фрагмент стихотворения  «Незнакомка».

02.03

71

Своеобразие лирики А.А. Блока.

1

Комбинированный

Аналитическое чтение стихов «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, находить признаки символизма, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. Символизм

Выразительное чтение.

Анализ поэтического текста.

Тест. Самостоятельная работа – анализ стихотворений по плану.

1. Наизусть стихи А.А. Блока (на выбор).

2. Инд. – «В каких строчках и как выражена любовь Есенина к России»?

03.03

72

С.А.Есенин.

«Вот уж вечер…», «Не жалею, не зову, не плачу…»

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. Уметь анализировать текст экологического направления Лирический герой

Обучение выразительному чтению.

Наизусть на выбор.

07.03

09. 03

73

С.А. Есенин.

«Гой ты, Русь моя родная…»

 Андрей

 Соболев. «На столе огарочек свечи».

1

Комбинированный

Своеобразие лирики С.А. Есенина.

Знать сведения о поэте, стихи наизусть.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. Уметь анализировать текст экологического направления Лирический герой

Тест.

Анализ стихотворенийПисьменная работа: «В чём общность и различие образа Родины А.А. Блока и С.А. Есенина»?

Наизусть на выбор.

09.03

74

В.В. Маяковский. «А вы могли бы»?  

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Творческая манера. Многообразие увлечений (театр, изобразительное искусство, поэзия). «Послушайте!» «А вы могли бы»? «Люблю». Главные темы лирики Маяковского.

Знать о поэте, наизусть стихи.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя. Лирический герой

Тест.

Анализ стихотворенийСловесное рисование.

Наизусть на выбор.

10.03

75

В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю».

1

Комбинированный

Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Знать о поэте, наизусть стихи.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя, анализировать.

Письменная работа: «В чём поэтическое новаторство стиха Маяковского»?

Наизусть на выбор.

14.03

76

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Жизнь и судьба. Смысл названия рассказа. История создания и судьба повести. Система образов произведения.

Знать содержание поэмы, композицию, сюжет.

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «гротеск», «сатира», «реализм».

Выразительное чтение фрагментов повести.

Характеристика сюжетов.

Характеристика героев.

Знать сведения о писателе.

Читать повесть.

16.03

77

Новая социальная обстановка, изображённая в повести.

1

Комбинированный

Нравственная и духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства».

Знать содержание поэмы, композицию, сюжет.

Уметь соотносить содержание повести с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека, подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «повесть», «сатира», «фантастика».

Выразительное чтение фрагментов повести.

Характеристика сюжетов.

Характеристика героев.

Тест.

Инд. сообщение о М. Цветаевой.

Стихи наизусть (на выбор).

17.03

78

Художественные особенности повести «Собачье сердце».

1

Комбинированный

Поэтика Булгакова – сатирика. Приём гротеска в повести. Художественная условность, фантастика, сатира.

Знать содержание поэмы, композицию, сюжет.

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «художественная условность», «сатира», «фантастика».

Написание отзыва на театральные и кинематографические версии повести.

Сформулировать вопросы по тексту повести.

21.03

79

М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы.

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях М. Цветаевой.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Биографические сведения о М.И. Цветаевой.

Стихи наизусть (на выбор).

23.03

80

М.И. Цветаева. Цикл «Стихи о Москве».

1

Комбинированный

Слово о поэте. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях М. Цветаевой.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Письменная работа: «В чём поэтическое новаторство стиха в лирике М.И. Цветаевой»?

Выразительно читать стихи из цикла «Стихи о Москве».

24.03

81

А.А. Ахматова. «Я отраженье вашего лица».  

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях Ахматовой.

Знать факты биографии поэта, основные темы его творчества, видеть образную систему стихов. Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть.

06.04

82

Судьба и стихи А. Ахматовой.

1

Комбинированный

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поте и поэзии.

Знать основные темы его творчества, Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать, анализировать по плану, иллюстрируя цитатами.

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть на выбор.

07.04

83

Н.А. Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике.

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст»,

Знать основные темы его творчества, Знать наизусть.

Уметь  выразительно читать.

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть на выбор.

11.04

84

Н.А. Заболоцкий. «Можжевеловый куст».

Раиса

Богданова. «Весна!».

1

Комбинированный

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Знать основные темы его творчества,  наизусть.

Уметь  выразительно читать, анализировать.

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть на выбор.

Инд. сообщение о А.М. Шолохове.

Читать «Судьба человека».

13.04

85

М.А. Шолохов. «Судьба человека». 

Лариса Бруй «Давно уж умолкли орудий раскаты».

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Жанровое своеобразие рассказа. Герои рассказа. Изображение жизни и человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Сказовая манера повествования.

Знать сведения о писателе, содержание произведения. Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о смысле названия, композиции, языке писателя, подкреплять цитатными примерами.    Реализм в художественной литературе.

Аналитическая беседа.

Составление характеристики героев.

Приведение цитат.

Читать «Судьба человека».

14.04

86

Смысл названия рассказа «Судьба человека». Особенности композиции.

1

Комбинированный

Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека.

Знать сведения о писателе, содержание произведения. Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о смысле названия, композиции, языке писателя, подкреплять цитатными примерами.   

Написание отзыва (рецензии) на кинематографическую версию.

Тест.

Читать «Судьба человека».

18.04

87

Б.Л. Пастернак. «Красавица моя, вся стать…»,

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы в стихотворениях. Философская глубина лирики. Одухотворённая предметность.

Знать основные темы его творчества,  наизусть.

Уметь  выразительно читать, анализировать текст экологического направления

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть на выбор.

20.04

88

Своеобразие лирики. «Перемена», «Весна в лесу».

1

Комбинированный

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы в стихотворениях «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».

Знать основные темы его творчества,  наизусть.

Уметь  выразительно читать, анализировать текст экологического направления

Обучение выразительному чтению.

Рассказ о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ

Наизусть на выбор.

21.04

89

А.Т. Твардовский.Стихи о Родине.

1

Изучение нового материала.

Слово о поэте.  Этапы творчества поэта. «Урожай», «Весенние строчки».

Знать содержание стихотворений.

Уметь анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, работа с терминами

Наизусть.

25.04

90

Военная тема в творчестве Твардовского. Р.П. Ругин «Память о войне».

1

Комбинированный

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Знать содержание стихотворений.

Уметь анализировать поэтический текст.

Виды рифм. Способы рифмовки.

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, работа с терминами

Наизусть.

27.04

91

А.И. Солженицын Рассказ «Матрёнин двор».

1

Изучение нового материала.

Слово о писателе. Жанровое своеобразие рассказа. Герои рассказа. Изображение жизни и человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Знать о писателе, жанровое своеобразие рассказа, героях рассказа.

Уметь выделять главную мысль писателя, давать характеристику, используя цитаты.

Самостоятельная работа.

Тест.

1. Очерк о жизни Солженицына.

2. Читать Рассказ «Матрёнин двор».

28.04

92

Образ праведницы.

1

Комбинированный

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Знать о  герое рассказа, её жизни как праведницы.

Уметь выделять главную мысль писателя, давать характеристику, используя цитаты.

Притча.

Письменный ответ: «Какие особенности жанра притчи отразились в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Тест.

1.Характеристика Матрёны.

2.Подготовиться к сочинению.

02.05

93

Р/р. Сочинение по изученным произведениям XX века.

1

Контроль и учёт ЗУН.

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Знать содержание произведений второй половины XX века, тем, образов и приёмов изображения человека..

Уметь подбирать материал и цитаты, иллюстрирующие понятия «автор», «рассказчик», «притча».

Контрольное сочинение.

Подготовить рефераты на тему: «Стихи и романсы русских писателей XIX – XX веков».    

04.05

                                                       РОМАНСЫ   И   ПЕСНИ   НА   СЛОВА   РУССКИХ   ПИСАТЕЛЕЙ   XIX – XX веков   2 ч.

94

Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков. Ю.А. Нехороших. «Мой район, таёжный край родимый…» 

1

Практические работы.

Конкурс на лучшее исполнение стихов и романсов.

Знать содержание песен и романсов  второй половины XIX - XX веков.

Уметь подбирать материал, выразительно читать, петь под сопровождение аккомпанемента.

Конкурс на лучшее исполнение.

Подготовить рефераты на тему: «Стихи и романсы русских писателей XIX – XX веков».    

05.05

 95

М. Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков.

Г.И. Макарова. «Югорский край»

1

Практические работы.

Конкурс на лучшее исполнение стихов и романсов.

Знать содержание песен и романсов  второй половины XIX - XX веков.

Уметь подбирать материал, выразительно читать, петь под сопровождение аккомпанемента.

Конкурс на лучшее исполнение.

Читать зарубежную классику.

09.05

                                                                          ИЗ   ЗАРУБЕЖНОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ   6 ч.

 96

Гай Валерий Катулл

1

Изучение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве Катулла.

Знать сведения о писателе, содержание произведения. Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о конфликте.   

Выразительное чтение.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Знать содержание

11.05

 97

Квинт Гораций Флакс. «Я воздвиг памятник…».

1

Изучение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве Горация.

Знать сведения о жизни Горация. Уметь анализировать текст  произведения, выявлять характерные особенности эпохи.

Аналитическая беседа.

Работа в парах.

Читать выразительно.

12.05

98

Данте Алигьери. «Божественная комедия».

1

Изучение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве Данте Алигьери.

Знать особенности произведения, его содержание.

Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о конфликте.   

Самостоятельная работа.

1. Чтение и пересказ.

2. Инд.: сообщение о Шекспире.

16.05

99

Уильям Шекспир. «Гамлет».

1

Изучение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Обзор с чтением отдельных сцен. Трагедия как драматический жанр. Основной конфликт трагедии.

Знать особенности драматических произведений, содержание трагедии.

Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о конфликте.    Конфликт, пьеса, трагедия. Эпоха Возрождения.

Чтение по ролям. Практическая работа – подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «драматическая поэма».

Аналитический пересказ глав.

18.05

100

Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения

1

Комбинированный

Образ Гамлета. Трагизм судьбы героя. Жизненная основа пьесы.

Знать особенности произведения, содержание трагедии.

Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о конфликте.    Конфликт, пьеса, трагедия. Эпоха Возрождения.

Характеристика героев и средств создания их образов. Терминологический диктант.

Цитатный план.

Письменный ответ: «Какие нравственные пороки обличает автор?»

19.05

101

Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».

1

Изучение нового материала

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.  Обзор с чтением отдельных сцен. Углубление понятия о драматической поэме.

Знать содержание пьесы, характерные особенности эпохи. Уметь строить рассуждение, иметь свое мнение о конфликте.    Трагедия как драматический жанр. Углубление понятия о драматической поэме

Практическая работа – составление лексических и историко-культурных комментариев.

Знать содержание глав, пересказывать, подготовиться к обобщающему уроку.

23.05

                                                                                                    ИТОГИ  ГОДА             1 ч.

102

Повторение и обобщение изученного за курс 9 класса.

1

Итоговый.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Знать изученные произведения. 

Уметь оперировать литературной терминологией.

Тестирование.

Задание на лето.

25.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....