И.А. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Саая Саида Хензиг-ооловна

Урок внеклассного чтения для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_strekoza_i_muravey.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»

Урок внеклассного чтения.

5 класс.

Иван Андреевич Крылов

Басня «Стрекоза и муравей»

                                   

Урок разработала и провела

 Саая Саида Хензиг-ооловна

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

Барун-Хемчикского кожууна РТ

сот.телефон: 8-923-385-79-80

                                 

                                         с. Аксы-Барлык 2016г

Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.


Тип урока: Открытие новых знаний


                                               Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с жизнью и творчеством французского баснописца Жан де Лафонтеном; повторить знания об  Иване Андреевиче Крылове  и его баснями, уметь анализировать басню. Прочитать перевод басни на тувинском языке.


Личностные УУД: пробудить учебно-познавательный интерес к новому материалу.


Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


                                                               Оборудование:

 1. Презентация к уроку.

2. Тексты басни «Стрекоза и муравей» (на русском и тувинском языках).

3. Портреты писателей.

4. Эпиграфы к уроку:

а) Лафонтен и Крылов- представители духа обоих народов. (А. С. Пушкин)

б) Готовь сани летом, а телегу зимой. (пословица)

                                             

                                                                     Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку …. (пять).

- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир басен.

2. Актуализация знаний. 
Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? ( портрет И.А. Крылова)

Слово ученику: Иван Андреевич Крылов (приложение № 1) – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником.

Родился Крылов в 1769 году в Москве. Его отец был армейским офицером. Воспитывала его мать. Она была для него всем: и родным человеком, и воспитателем, и учительницей.

С детства он увлекается театром, пробует писать. Потом стал печататься в журналах.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова. Она принесла ему всенародную известность.

- Спасибо. А теперь вспомним, что такое басня?

(Небольшой  рассказ в стихах  поучительного характера. Главными героями являются  звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. )

- В басне есть нравоучение? (Да)

- Как оно называется? (Мораль)

- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

- Ребята, внимательно послушайте загадки  и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза,                                  В лесу у пня беготня и  суетня,
Ножки – грабелькой,                                   Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,                                  Дом себе строит.
Крылья – бантиком.                                                                               (Муравьи)
(Стрекоза)

- Каждая из басен И.А. Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

- Что это за животные?  Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

-Когда  и где можно встретить муравья? (Летом  около муравейника).

- А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

- Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

- За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

- Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

- Где можно встретить стрекозу? (Порхает с цветка на цветок)

- Какими эти персонажи могли быть в басне?

-А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Чтение стихотворения наизусть. (читает  ученик) (приложение №2)
- Кто герои басни? (Стрекоза и муравей)

- Какой показана стрекоза? (здесь она изящная, поющая)

- А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит  жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала отдохнём.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1)Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

- Значение непонятных слов, выражений.

- вешние дни (иначе: весенние)

- в мягких  муравах (мурава – трава; в мягких травах)

- удручена (огорчена, опечалена)

- помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

- оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

- и кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок:  трудолюбивый,  весёлый,  злой,  справедливый,  жадный, ленивый,  весёлый,  несерьёзный,  хитрый,  запасливый.

 Слова  для справок напечатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу. (Дети защищают свои ответы).

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

- Правильно ли поступил Муравей?

- Что автор высмеивает в этой басне?

- Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

- Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете слова Муравья: « Ты всё пела? Это дело. Так,  поди же, попляши!»?

- Какова мораль басни? (Нужно не только веселиться, но и работать).

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике ( тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

– Ребята, а вы знаете, что и тувинским писателям очень нравятся читать басни? Они не только читают, но и переводят их на родной язык. Басню «Стрекоза и муравей» на тувинский язык перевёл замечательный писатель Степан Агбаанович Сарыг-оол (приложение № 3).

- Что вы знаете об этом писателе? (ответы детей). Ребята, давайте послушаем маленькое сообщение об этом писателе. Нам о нём расскажет ваша одноклассница…..

Слово ученице: Степан Агбаанович Сарыг-оол – народный писатель Тувинской АССР, переводчик басни «Стрекоза и муравей». Он родился 17 ноября 1908 года. С 1929 по 1934 годы учился в Москве. Первое стихотворение «Эрге шолээ бисте турда» было напечатано в 1934 году. Он написал такие произведения как «60 маадыр», «Агар-Сандан ыяш», «Саны Моге» и многие другие.

(Чтение басни наизусть  на тувинском языке учеником…). (Приложение № 2)
- Вам понравился перевод? Всё ли было понятным?

- А теперь обратимся к истории. Оказывается,  И.А. Крылов когда-то перевёл басню французского баснописца Жан де Лафонтена (приложение № 3). Ваш одноклассник расскажет нам об этом писателе.

Слово ученику: Жан де Лафонтен- французский поэт, баснописец. Родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри, Шампань, в семье, принадлежавшей к древнему роду. Отец был чиновником, занимал должность смотрителя вод и лесов. Первоначальное образование получил в деревенской школе. Любил читать романы.

Сочинять Лафонтен начал довольно поздно, когда ему было уже 33 года. Его первое произведение «Сон в Во» (поэма) вышла в 1658 году, которая принесла ему известность.

7. Индивидуальная  работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

- Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают  правильность своего выбора.

-Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

- Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:
• Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
• Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
• Нужно ли изучать басни?
• Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный
9. Домашнее задание.
• Выразительное чтение басни наизусть.
• Нарисовать рисунок к басне (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по биологии ученицы 6 класса "Муравей - вечный строитель".

Проетно-исследовательская работа по биологии...

Рыжий муравей Описание животных охраняемых в Новосибирской области. Братышева Диана

Рыжий муравей Описание животных охраняемых в Новосибирской области. Братышева Диана...

Классный час "Славные сыны России: Граф Н.Н. Муравьев-Амурский"

Классный час: Славные имена России: Граф Н.Н. Муравьёв-АмурскийЦели:·         познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н.Н. Муравьева-Амурского....

И.Крылов"Стрекоза и муравей"

Работа по анализу басни....

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по темам "Басня как жанр литературы", "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...

Конспект урока. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

В помощь учителю. Конспект урока. И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей....