И.Крылов"Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по литературе на тему

Дереза Галина Викторовна

Работа по анализу басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_krylov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Цели: 1) раскрыть смысл басни, показать учащимся, к каким последствиям приводит человека лень и беззаботность, упражняться в выразительном чтении басни.

2) способствовать развитию устной речи, памяти, произвольного внимания.

Оборудование: портрет, полоски, учебник.

Ход урока.

Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Какое сегодня число? День недели? Какое время года? Какой урок?

Сказка.

Скороговорка.

На доске: Кот Пушок пошел на лужок.

Проверка домашнего задания.

- Какой рассказ читали на прошлом уроке?

- Кто написал этот рассказ? (В. Осеева)

- А сейчас прочтем этот рассказ по цветным полоскам.

- Прочитайте слова, в которых заключен главный смысл.

- Что понял мальчик? Что поняли вы? (Мальчик понял, что каждый день он должен прожить так, чтобы было интересно, главное – полезно.)

Надо стремиться узнавать новое и помогать людям, которые тебя окружают.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости

(надуваем щеки)

С ними худые – лишь кожа да кости

(втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись

(губы тянутся вперед)

Утром проснулись – в улыбочку губы

(снова широкая улыбка)

Чистим мы свои верхние зубы

(широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

(соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим

(повторение этих движений языка в положении за нижними зубами)

Губы сожмем мы, и рот прополощем.

(поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух).

Изучение нового материала

Слово об авторе.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Дедушка Крылов, так называли И.А., был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни.

- Что такое «басня»?

Басня – маленькое, чаще стихотворное произведение, в котором обязательно есть поучение, совет.

- Какие басни И.А. Крылова мы читали? («Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки»)

2) Чтение басни учителем.

- А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни. Карандашом отметьте непонятные слова и выражения.

Анализ.

О чем эта басня? – о потерянных днях.

1. Первичное впечатление.

- В какое время года происходит действие?

- Назовите главных действующих лиц басни.

- Как стрекоза проводила лето?

- Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?

- О чем она стала просить Муравья?

- Как отнесся Муравей к ее просьбе?

Физминутка.

Прочитайте басню шепотом и разделите ее на части.

2. Читаем 1 часть.

- Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.

- Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?

- Как понять выражение «Зима катит в глаза»?

3. Читаем 2 часть.

- Как изменилось поле осенью?

- Какими стали дни?

- Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.

- Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.

4. Читаем 3 часть.

- Почему не поет стрекоза?

- Как об этом говорится в басне? Зачитайте.

- Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?

- О чем она просит муравья?

- До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?

- Что ответил ей муравей? Зачитайте.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

- Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)

5. Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.

- Как будем читать слова стрекозы в начале басни (игриво, весело)

 (жалостливо, просяще) и в конце?

- А как нужно прочитать слова муравья? (уверенно, поучительно)

6. Чтение по ролям

Слова автора – хором.

Итог.

Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьев.

- Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ И.А. Крыловым в этой басне? (Осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм)

Домашнее задание: выучить басню, нарисовать одного из героев.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление по мотивам басни И.С. Крылова "Стрекоза и Муравей" .

Театрализованное представление по мотивам басни И.С.Крылова "Стрекоза и Муравей" может исполняться детьми старшего дошкольного возраста как самостоятельный номер на утренниках,тематических досугах,нед...

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Презентация "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по темам "Басня как жанр литературы", "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"...

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском языке

Разработка интегрированного внеклассного мероприятия:  Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» на немецком и русском  языке....

И.А. Крылов Басня "Стрекоза и муравей"

Урок внеклассного чтения для 5 класса...

Конспект урока. И.А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

В помощь учителю. Конспект урока. И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей....