Главные вкладки

    Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»
    методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

    Осовская Татьяна Викторовна

       Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые "пробы пера". Программа литературно-филологического клуба "Чайка" ориентирована на творчески одаренных детей 10 - 17 лет.

              

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturniy_klub33.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38, г.Таганрог

    Программа рассмотрена и одобрена на заседании

    методического совета МОБУ СОШ № 38

    от «___» августа 2011 г. Протокол № ___

    Утверждаю

    Директор МОБУ СОШ №  38

    Г.Н.Бондаренко

    Приказ от «___» _________ 2011 г. №__

    Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»

    Пояснительная записка.

        В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.

        Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

        Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

        Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету.

        Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.

    Актуальность программы заключается в том, что литературный клуб – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера».  

        Программа литературно-филологического клуба  «Чайка» ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет.  Занятия проходят по возрастным группам 10-12, 13-15, 16 -17 лет.  Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.

     Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.

        Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.

        Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.

    Одной из форм  работы клуба является создание постоянно действующей газеты учебного заведения. Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу школьной газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.

    Работа клуба также предусматривает литературное творчество учащихся. Занятия помогут  членам клуба создавать  собственные художественные тексты, в которых они должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

    Клуб развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность.

    Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В рамках клуба предполагается исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению значимой для участников проекта проблемы. Использование метода проектов нацелено на развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

    Организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.

    Эта работа способствует проявлению одарённости детей,   сплоченности групп учащихся, совершенствованию их коммуникативных способностей, повышению  статуса каждого в школьном коллективе.

    Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого и формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику проекта учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов, способностей и возможностей. В итоге учащиеся учатся представлять и защищать свои проекты. Одна из предполагаемых форм защиты проектов – участие в научно-практических  конференциях школьного научного общества учащихся «Э.В.Р.И.К.А.»

    Цели и задачи клуба:

        Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию литературно-филологического клуба имеет общие с уроком цели: 

    • развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как

         учебным предметам;

    • обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию

         коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,  

         корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;

    • формирование культуры устной и письменной речи, бережного

         отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и

         литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

        Указанные цели определяют задачи клуба:

    • расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания,  тем

         самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;

    • научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,

         словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,

         корректировать его;

    • сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать

         диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,

         выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);

    • выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;
    • воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в

         возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.

    Деятельность по реализации программы

        Количество часов в неделю: 2

       Количество часов в год: 68

        Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.

        Пути решения данной программы:

    • выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;
    • обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;
    • проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;
    • публикация творческих работ и материалов в газете;
    • самостоятельное создание газеты участниками клуба.

    Оценка эффективности программы

          Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.

    Содержание программы

    Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».

    Мои способности.

    Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    Эпос. Лирика. Драма.

    Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея.

    Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.

    Авторский замысел. Язык художественного произведения. Автор и его герои.

    Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.    

    Сюжет.  Лирический герой.

    Изобразительно-выразительные средства.

    Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.

    Виды передовиц, их содержание.

    Школьная газета. Её структура, содержание.

    Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.

    Совершенствование рукописи.

    Отзыв о кинофильме, спектакле.

    Описание местности. Путевые заметки.

    Портретный очерк.

    Рассуждение проблемного характера.

    Статья в газету.

    Рассказ с необычным построением.

    Фельетон.

    Буклет.

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.

    Тематический план

    Тема занятия

    Коли

    чество

    часов

    Практическая

    часть

    Средства ИКТ, материалы для практических занятий

    1

    Введение. Цели и задачи кружка. «Творческая копилка»

    1

    Оформление «Творческих копилок». Изготовление макетов, эскизов

    Слайдфильм,

    «Творческие копилки» выпускников

    2

    Мои способности. Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

    1

    Чтение собственных произведений

    Творчество учеников

    3

    Эпос. Лирика. Драма.

    1

    Работа со словарём литературоведческих терминов

    Презентация, таблица.

    4

    Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея

    1

    Чтение фрагментов художественных произведений

    Презентация, таблица, книжная выставка

    5

    Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.

    1

    Составление собственных опорных таблиц

    Презентация, таблица, словарь литературоведческих терминов

    6

    Авторский замысел. Автор и его герои.

    1

    Анализ фрагментов художественных произведений

    Слайдфильм,  словарь литературоведческих терминов

    7

    Язык художественного произведения.

    1

    Анализ эпизода.

    словарь литературоведческих терминов

    8

    Совершенствование рукописи

    1

    Отработка навыков совершенствования рукописи

    Слайдфильм

    9

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    10

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    11

    Основы стихосложения

    Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.    

    1

    Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами

    Презентация, словарь литературоведческих терминов

    12

    Тема. Мотив. Сюжет.  

    Лирический герой.

    1

    Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами.

    Соотнесение автора и лирического героя произведения. Создание собственных текстов.

    Презентация, словарь литературоведческих терминов

    13

    Совершенствование рукописи

    1

    Отработка навыков совершенствования рукописи

    Слайдфильм

    14

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    15

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    16

    Изобразительно-выразительные средства.

    Совершенствование рукописи

    1

    Работа со словарём литературоведческих терминов

    Отработка навыков совершенствования рукописи

    Таблица, презентация, памятки

    Слайдфильм

    17

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    18

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    19

    Оформление газет.

    1

    Создание макетов

    Слайдфильм

    20

    Содержание периодических изданий и их структура

    1

    Игра «Моя газета»

    Презентации собственных газет

    21

    Заголовок.

    1

    Игра «Эта статья должна называться так!..»

    Тексты разных стилей и типов

    22

    Школьная газета. Её структура, содержание

    1

    Конструирование.

    Слайдфильм

    Газеты прошлых лет

    23

    Творческая мастерская

    1

    Изготовление эскизов

    Презентация

    24

    Виды передовиц, их содержание

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Тексты передовиц

    25

    Творческая мастерская.

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    26

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    27

    Литературные заготовки

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    28

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных заготовок

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    29

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    30

    Репортаж. Особенности жанра.

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    31

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    32

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    33

    Интервью. Виды интервью. Особенности жанра

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    34

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    35

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    36

    «Интервью в школьном коридоре»

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    37

    Совершенствование рукописи

    1

    Отработка навыков совершенствования рукописи

    Слайдфильм

    38

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Список тем

    Слайдфильм

    39

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    40

    Отзыв о кинофильме, спектакле

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    41

    Просмотр кинофильма, спектакля

    1

    Комментарий, обсуждение увиденного

    Фильм, спектакль

    42

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    43

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    44

    Описание местности

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    45

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    46

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    47

    Путевые заметки.

    Особенности жанра

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    48

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    49

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    50

    Портретный очерк

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    51

    Творческая мастерская

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    52

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    53

    Рассуждение проблемного характера

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    54

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    55

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    56

    Статья в газету

    1

    «Проба пера»

    Слайдфильм

    57

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    58

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    59

    Рассказ с необычным построением. Композиция

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    60

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    61

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    62

    Фельетон

    1

    Комментированное чтение, обсуждение

    Слайдфильм

    63

    Творческая мастерская

    1

    Создание собственных текстов

    Слайдфильм

    64

    Анализ и коррекция

    1

    Чтение и обсуждение созданных текстов

    Предварительно проверенные тексты учеников.

    Слайдфильм из ученических текстов

    65

    Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати

    4

    Подготовка и выпуск школьной газеты для младших и средних школьников

    Презентация собственных проектов.

    Слайдфильмы

    Формы оценки результатов внеурочной деятельности

    Критерии оценивания ученической работы на занятиях

    Ученик

    * что делал

    * где участвовал

    * каковы успехи

    * планы на будущее

    * чему научился

    * индивидуальные творческие достижения «Творческая копилка»

    Критерии самооценки

    • я узнал
    • я понял
    • я научился
    • лучше всего у меня получается…
    • я написал, создал, сделал

    Критерии оценивания созданных ученических работ:

    • оригинальность
    • уровень творчества
    • новизна
    • полезность для автора и других людей
    • трудоемкость работы
    • качество оформления работы

    Материально-техническое обеспечение программы

    Оборудование, необходимое для реализации программы

    - компьютер;

    - проектор;

    - экран;

    - принтер;

    - диски;

    - цифровой фотоаппарат;

    - бумага формата А4, канцелярские принадлежности.

    Учебно-методическое обеспечение программы

    Для педагога

    Кеворков В.В. . Рекламный текст. – М., 1996.

    Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

    Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.

    Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений  разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.

    Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.

    Маленкова Л.И.  Человековедение. – М., 1993.

    Николюкин А.Н.  Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001

    Правовое поле журналиста. Справочник. – М., 1971.

    Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.

    Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.

    Для обучаемых

    А.Архангельский, З. Новлянская, Г.Кудина Словарь литературоведческих терминов. – М., 2008

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.

    Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

    Розенталь Д.Э.  Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988

    Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

    Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

    В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

    «Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

    В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

    Методическая разработка по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников"

    Это обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по данной теме. содержит множество подробных разработок классных часов, уроков и внеклассных мероприятий....

    Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)

    В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ор...

    XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского Методическая секция учителей.Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности»

    Духовно – нравственному  воспитанию  подрастающего  поколения  придавалось  большое  значение во все времена.В ситуации  кризиса  духовного мира  граждан Р...

    Региональная пилотная площадка по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности обучающихся "ВОЗВЫСИМ ДУШУ ДО ДОБРА"

    Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального государственного образовательного стандарта осно...

    Принципы социального воспитания в рамках внеурочной деятельности в классах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    В статье описан опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках внеурочной деятельности., помогающий социализации и интеграции таких детей в обществе через различные проекты, при ...