Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)
творческая работа учащихся (6 класс) на тему

Константинова Марина Александровна

В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ориентированное на повышение духовно-нравственной и эстетической культуры учащихся посредством использования нетрадиционных методических приемов, что способствует успеху планируемых результатов и актуально в деятельности классного руководителя при проведении классных часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstantinova_m.a._doklad.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности (на примере классного часа-притчи)

М.А. Константинова

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 2 п. Краснооктябрьского Майкопского района

В современных условиях поиск и применение инновационных форм в рамках реализации новых образовательных стандартов в учебном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, ориентированное на повышение духовно-нравственной и эстетической культуры учащихся посредством использования нетрадиционных методических приемов, что способствует успеху планируемых результатов и актуально в деятельности классного руководителя при проведении классных часов.

Многообразие существующих моделей организации классных часов является эффективным механизмом реализации воспитательных целей в современной школе. Однако, проанализировав опыт коллег и свою работу по данному направлению, мы пришли к выводу о том, что информационный метод организации классного часа, речь идет о традиционном механизме подачи информации, к примеру, лекционном, малоэффективен. Классический вариант проведения классного часа способствует реализации познавательных, развивающих, эстетических и воспитательных целей. Но в современной школе данные традиционные формы при всех их положительных характеристиках, имеют определенные недостатки.

Нынешние реалии модернизации образования и реализации воспитательных целей диктуют необходимость поиска инновационных форм организации внеурочной деятельности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, что и обуславливает актуальность предлагаемого проекта.

Содержание воспитательного компонента определяют два источника. Первый – ФЗ об Образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.12. В ст. 2 п. 1 сформулированы национальные задачи воспитания:

– воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства[1]. Второй источник – педагогический опыт.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания.

Идея создания проекта «Воспитание притчами» возникла в результате поиска инновационных форм организации классных часов с целью повышения качества и эффективности данного вида внеучебной деятельности. В нашей статье мы хотели бы предложить описание творческого проекта, предусматривающего создание цикла тематических классных часов под названием «Воспитание притчами» в виде мультимедийных презентаций и разработок планов-конспектов к каждому классному часу.

Актуальность: Сегодня применение инновационных форм в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Целью данного проекта является повышение эффективности воспитательных бесед с учащимися начальной и средней школы посредством особого методического приема – притчи.

Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению: патриотизм, гражданственность, национальная культура, социальная солидарность, социокультурное пространство, наука, творчество, духовность, искусство и литература, экокультура, семья.

Задачи проекта:

1. Обобщение педагогического опыта организации внеучебной деятельности.

2. Использование притчи как методического приема духовно-нравственного и эстетического воспитания.

3. Разработка мультимедийных презентаций, конспектов с заданиями «вопрос-ответ» к каждому классному часу.

Практическая значимость разрабатываемого проекта заключается в его использовании в работе учителей-предметников на уроках гуманитарного цикла, социальных педагогов, психологов, а также в деятельности классных руководителей при проведении классных часов.

Прежде всего, дадим обоснование выбора притчи в качестве методического приема и формы проведения классного часа.

С давних времен люди использовали притчи как средство психологического воздействия и поддержки. С их помощью в сознании людей закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Благодаря своей занимательности, притчи особенно хорошо подходили для этой цели. Смысл каждой притчи человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Когда учащийся постигает относительный характер отдельных норм, он может изменить свою позицию за счет того, что он начинает понимать, что могут быть более предпочтительные ценности. И наоборот, усиление акцента на существующих общепринятых нормах приводит к тому, что другие точки зрения ставятся под сомнение или отвергаются.

Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками окружающих. Можно выделить следующие преимущества работы с притчами: привлекают и удерживают внимание; иллюстрируют и усиливают устную речь; сводят к минимуму непонимание; усиливают запоминание; помогают пересмотреть жизненные позиции за довольно короткий период времени; повышают профессиональную компетентность педагога. В конце классного часа, как правило, предлагается пояснение, но опыт показывает, простое перечисление  рекомендаций не эффективно. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение учащиеся могут понять положительные и отрицательные моменты тех или иных ситуаций, сформировать собственное суждение и точку зрения, проанализировать личные качества и поступки, сделать вывод, наметить шаги самосовершенствования.

Кроме духовно-нравственного начала, притча является и элементом эстетического воспитания как транслятор национальной культуры.

Сохраняя в себе житейскую озабоченность нравственными вопросами, притча небезразлична к эстетическим достоинствам выражения мысли, к ее красоте и изяществу, достигаемым интеллектуальной языковой игрой. Притча не описывает вещи, она проникает сквозь их видимость в самую суть, «сила притчи в том и состоит, что она выявляет и объясняет истину, которую призвана нам преподать»[2]. Притча – это глубокий смысл, традиции, нравы, облаченные нравственно-эстетическую оболочку. Притча – это наставник, учитель, мастер, который учит мыслить, понимать, анализировать, оценивать.

Рассмотрим подробно структуру данной модели классного часа. Классный час рассчитан на один академический час и выстраивается по схеме вопрос-ответ, что сохраняет основную структуру притчи, являясь на наш взгляд, эффективной формой беседы. Диалоговая модель притчи является наиболее эффективным механизмом трансляции, восприятия и понимания содержания материала в работе со школьниками младшего, среднего и старшего звена. Демонстрационный материал представлен в виде мультимедийной презентации с фоновым звуковым оформлением, в качестве которого использованы музыкальные произведения мировой классики. В конце презентации предлагаются вопросы-задания на понимание содержания предложенного материала.

Обобщая вышесказанное следует отметить, что использование классного часа-притчи как инновационной модели организации внеучебной деятельности, реализуется максимально возможный эффект в процессе духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся, активизируется формирование навыков  мышления, коммуникации, общения посредством действенного, простого повышающего компетентность самого педагога средства.

Источники:

1. http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1300.htm

2. Бальбуров Э.А., Бологова М.А. Притча в литературно-критическом и философском сознании ХХ – начала ХХI веков. - Новосибирск. - С.43-59.

3. РФ. ФЗ об образовании в РФ № 273-ФЗ от 27.12.12 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – С. 5.


[1] РФ. ФЗ об образовании в РФ № 273-ФЗ от 27.12.12 – Ростов н/Д: Легион, 2013.- С. 5

[2] Бальбуров Э.А., Бологова М.А. Притча в литературно-критическом и философском сознании ХХ – начала ХХI веков. - Новосибирск. - С.43-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности

Приобщение детей к творчеству — верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремит...

Методическая разработка по литературе «Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в рамках внеурочной деятельности литературно-филологического клуба “Чайка” с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов»

 Литературный клуб - одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, ...

Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»

Выступление на секции  «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Республиканской  научно-практичес...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (программно-проектный подход)

Данный проект направлен на формирование патриотизма и культуры в межнациональных отношениях, имеющих огромное значение в современном обществе. Используя деятельностный образовательный компонент, учащи...

Статья «Научно исследовательская деятельность учителя музыки в эстетическом воспитании обучающихся в школе в контексте профессионального стандарта»

Музыка, как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает их, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к приро...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современ...