Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО»
статья на тему

 Выступление на секции  «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» 

Республиканской  научно-практической конференции, посвященной 71-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Великая Победа советского народа: 

уроки истории и вызовы современности»

Тема выступления:«Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности в условиях перехода на  ФГОС ООО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_6_maya_2016kudryavtseva_s.yu_.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

   ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»

кафедра гуманитарного образования

Выступление

на секции  «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Республиканской  научно-практической конференции,

посвященной 71-летнему юбилею победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Великая Победа советского народа:

уроки истории и вызовы современности»

Тема выступления:

«Патриотическое воспитание обучающихся

во внеурочной деятельности в условиях перехода на  ФГОС ООО»

Дата  проведения конференции: 6 мая 2016г.

Автор: учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

городского округа Саранск

Кудрявцева С.Ю.

Саранск-2016

 Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином и патриотом своей страны. Это означает быть причастным к судьбе своего народа, способным к активной деятельности на благо общества. Воспитание гражданина и патриота  России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования, а также общей целью системы гражданского воспитания.

          В условиях введения образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание направлено на формирование у школьников идентичности гражданина России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в средней школе.

        Специфика гражданского и патриотического воспитания заключается в том, что оно приобщает ребенка к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

        Деятельность учителя, направленная на передачу  исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России,  писал: «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».

       Важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Прежде, чем стать гражданином и патриотом, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей семьи, своей школы, знать их историю.

       Прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности. Поэтому вопросы патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания нашего педагогического коллектива.

        Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В 21 веке необходимость воспитания патриотизма вновь стала актуальна.  Современные дети зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории, разнообразным, зачастую противоречивым оценкам событий отечественной истории, в том числе событий Великой Отечественной войны. Воздействие СМИ, Интернета на функционирование государственной системы патриотического воспитания, на умы и сознание подрастающего поколения в настоящее время делает работу педагога по воспитанию патриотизма и гражданственности особенно важной. Чрезмерная занятость родителей оставляет за школой основной социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

        Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией современный национальный образовательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

       Разработчики Концепции постарались выделить и обозначить базовые национальные ценности, освоение которых подрастающим поколением должно способствовать духовной консолидации российского общества. Под базовыми национальными ценностями понимаются «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

        В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…».

        Другой великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что прежде, чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ.

        В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного  процесса в школе, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности и обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

       Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленных на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков.  Это -  экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, конференции, поисковые и научные  исследования и т.п.

Основные принципы внеурочной деятельности:

-учет возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию.

          Уже не первый год наш коллектив работает по Программе гражданско-патриотического воспитания, основной целью которой является совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования у учащихся патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

       Актуальными формами по формированию гражданственности и патриотизма на наш взгляд являются такие формы работы, как организация и функционирование школьного музея, подготовка и реализация социальных, творческих, исследовательских проектов.

     Самостоятельной страницей в патриотическом воспитании является краеведческая работа, которая осуществляется в массовой, групповой и индивидуальной формах.

       Школьный музей – универсальный инструмент музейной педагогики. Он, как любой музей, осуществляет комплектование, хранение, изучение, популяризацию истории материальной и духовной культуры, построенный на местном материале, он часто выполняет функции местного краеведческого музея и является для школьников источником первичной наглядной и достоверной информации.

      Нам хочется поделиться опытом организации патриотического воспитания в нашей школе на примере работы школьного музея.

       Школьный историко-краеведческий  музей МОУ «Средняя школа №2» начал свою работу с 8 апреля 2008г. Он открыт в канун годовщины Великой Победы и посвящен как истории села Посоп, так и истории школы.  Экспозиция музея состоит из нескольких разделов: «Выставка предметов быта, одежды», «Крепость на сторожевой черте», «Биография  Посопских улиц»,    «Из истории Никольской церкви»,  «Мы нашей школой дорожим», «Наша судьба – школа», «Родина помнит героев».

       Материалы музея используются на уроках истории, мордовского языка, окружающего мира  при проведении классных часов, общешкольных  праздников.

В музей совершают экскурсии гости нашей школы. Материалы музея служат основой для проведения Уроков мужества.

      Нам есть, кем гордиться. Из стен школы в канун Великой Отечественной войны вышли два ученика, которые впоследствии стали Героями Советского Союза. Это выпускники Петр Иванович Орлов и Василий Иванович  Корнишин. В честь героев при входе в школу установлены мемориальные доски.  Ежегодно в их честь  проводятся торжественные линейки, митинги,  экскурсии для младших школьников.  Ученики пишут о них авторские стихи, исследовательские работы. Так,  ученик 7а класса Анаскин А.,  используя материалы школьного музейного  архива,  в этом учебном году написал исследовательскую работу «Подвиг их нам забыть нельзя…» и занял на городской краеведческой олимпиаде 2 место.

       Еще одной формой деятельности школьного историко-краеведческого музея  является организация написания творческих работ, сочинений  «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Судьба моей семьи в судьбе страны», «Мои родные – защитники Родины» и т.п. В таких работах дети не просто пишут о своей семье. В них  налаживается невидимая ниточка – связь поколений.

     В честь  Великой Победы в этом учебном в школе был проведен цикл  мероприятий. Это литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто», внеклассные мероприятия «Это трудное слово блокада…», «Песни Победы»,  часы информации «История георгиевской ленточки», «Города-герои», «Дети – герои Великой Отечественной войны».

       Новым видом для нас стали читательские конференции. С учениками 5-8 классов проведены читательские конференции по книгам Е.Ильиной «Четвертая высота», В.Катаева «Сын полка», М. Девятаева «Побег из ада». Школьники прочитали книги с интересом высказывали свое мнение о прочитанном, о чувствах, которые вызвали у них книги.

      Наш музей тесно сотрудничает с детской библиотекой им. А.П.Гайдара. Мы проводим совместные  вечера поэзии, конкурсы стихов о Родине, о маме, о войне. Силами учеников школы, сотрудников  библиотеки совместно с представителями Никольской церкви, которая находится рядом со школой,  для  шестиклассников  проведено    внеклассное  мероприятие  «Церковь в годы Великой Отечественной войны».    

      Актив школьного историко-краеведческого музея для 1-6 классов провел акцию «Голубь мира. Мы помним!».  Коллектив школы принял участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».

       Считаем, что школьный музей полифункционален, является центром патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания, он как бы аккумулирует в себе многие направления работы школы, объединяет и школьников, и родителей, и педагогов.

       Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по определенным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

       «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать…» - говорил Д.Лихачев.

        Патриотизм начинается с малого: с любви к своим родителям, близким, родному дому, улице, городу и вырастает до любви к своему народу, Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя

Данная статья рассказывает о той работе, посвященной 200-летию войны 1812 года, которая проводитсяв в  нашей школе. Мы только начали свою работу: участие в районном конкурсе патриотической песни,...

"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

"Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС"

Эссе: организация внеурочной деятельности...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...