Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Рабочая программа по литературе (6 класс) по программе Коровиной соответствует ФГОС, составлена с учётом изменений 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016_g._rabochaya_programma_literatura_6_klass.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Мамонтовская основная школа

«Принято»                                                                                 «Утверждаю»

на заседании                                                                               Директор школы

педагогического совета                                                             ______________/ …            /

Протокол № …

от …  августа …     года

Рабочая программа

по литературе

для 6 класса

на … – … учебный год

                                                                                         Составитель программы:

                                                                                  Ошоева  Людмила     Александровна,

                                                                                  первая квалификационная категория

… г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

        Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

        Федеральным Законом от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

        Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

        Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

        Приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

     Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии  с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; учебным планом МКОУ Мамонтовская основная школа на 2016 - 2017 учебный год; на основе  Примерной  программы по литературе; на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературе: 5-11 классы (базовый уровень): авторы - В.  Я.  Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, В. П. Полухина, Н. В. Беляева; - Москва, издательство «Просвещение», 2014 г.

     Процесс литературного образования по данной рабочей программе обеспечивает УМК: учебники – Полухина В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). Под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012, 2013; учебные пособия - Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. - М.: Просвещение, 2004, 2008, 2010, 2011, 2012, 2013; Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 класс; Рабочая тетрадь: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013; методические пособия - Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

     Важнейшее значение  в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности  с высокими нравственными идеалами и  эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного  языка.

     Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

-  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой лит-ры, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-  овладение общеучебными и УУД;

- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

     Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

-  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию  общественно полезной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

     В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие личности на основе  принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессинального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;

- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

     Ведущая цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

     Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

     Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

     Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение, характеры героев и автор. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

     Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

     В программе соблюдена системная направленность курса литературы с 5 по 9 классы, преемственность с курсом начальной ступени обучения – курс 5 класса представлен следующими основными разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Из древнерусской литературы.

3. Из русской литературы 18 века.

4. Из русской литературы 19 века.

5. Из русской  литературы 20 века.

6. Из зарубежной  литературы.

     В каждом разделе даются на базовом уровне сведения по теории и истории литературы.

     Также в рабочей программе предусмотрены часы на уроки развития речи,  внеклассного чтения,  контроля; запланирована проектная деятельность учащихся.

     Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 455 ч, в том числе: в 6 классе — 105 ч.

     Федеральный базисный план отводит 105 часов для образовательного изучения литературы в 6 классе из расчёта 3 часа в неделю.

     В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МКОУ Мамонтовская основная школа в 6 классе реализуется курс «литература»  в объеме 105 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

По окончании 6 класса

                               

ученик научится:

ученик  получит возможность научиться:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- определять автора произведения и знать его содержание;

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении основные теоретические понятия предусмотренные программой; элементы сюжета, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формировать собственное отношение к произведениям литературы, оценивать их;

- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-  воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать их;

-  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием различных форм пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и т. д.), образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.); классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус;

- понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

- устанавливать связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявлять в них нравственные ценности и их современное звучание;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- устанавливать связь литературы с другими произведениями искусства (кино, живописью, музыкой и т. д.);

- использовать ресурсы предмета в создании творческих работ различной направленности;

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; свободно владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- основам патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- осознавать свою этническую принадлежность, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; испытывать  чувство ответственности и долга перед Родиной;

-  ответственному отношению к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- основам целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- осознавать социальные нормы, правила поведения, роль и формы социальной жизни в группах и сообществах;

- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- осознавать необходимость  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- осознавать роль экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

     

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ШЕСТОЙ  КЛАСС

Введение

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Те о р и я        л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII  ВЕКА

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Александр        Иванович        Куприн.        Рассказ  «Чудесный        доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок.  «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  НАРОДОВ  РОССИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы народов мира

Мифы Древней        Греции. Подвиги Геракла (в переложении

Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Те о р и я  л и т е р а т у р ы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер.  Краткий  рассказ  о  Гомере.  «Илиада»,  «Одиссея»  как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей -  мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ЗАРУБЕЖНЫХ  ПИСАТЕЛЕЙ

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Те о р и я л и т е р а т у р ы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Те о р и я        л и т е р а т у р ы. Притча (начальные представления).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы программы

Кол-во часов

Всего: 105 ч.

Из них р/р

13 ч.

Вн. чт.

12 ч.

 Уроки контроля

 8 ч.

Проекты

     

Введение

1 ч.

Устное народное творчество

4 ч.

1 ч.

(Урок № 5)

1 ч.

(Урок № 14)

Проекты № 1

Из древнерусской литературы

1 ч.

Из литературы 18 века

1 ч.

Из литературы 19 века

50 ч.

6 ч.

(Уроки № 11, 16, 31-32, 43, 49)

5 ч.

(Уроки № 15, 26, 36, 50, 53)

4 ч.

(Уроки № 22-23, 46)

Проекты № 2-№ 10

Из русской литературы 20 века

27 ч.

4 ч.

(Уроки № 67, 75, 81, 82)

3 ч.

 (Уроки № 62, 72, 80)

2 ч.

(Уроки № 75, 82)

Проекты № 11-№ 13

Из зарубежной литературы

17 ч.

Проекты № 14-15

Итоговые уроки

4 ч.

2 ч.

(Уроки № 102-103)

3 ч.

(Уроки № 87, 91, 101)

2 ч.

(Уроки № 102-103)

Проект № 16

Перечень учебных проектов по литературе, реализуемых в 6 классе (индивидуальных, групповых, коллективных, по выбору обучающихся).

Из них – 12 проектов являются обязательными, а 4 проекта (Проекты № 4, № 6, № 11 , № 15) – по желанию обучающихся.

№ п/п

Название проекта

Проект № 1

Театрализованный  праздник  календарно-обрядовых  песен.  Конкурс  на  лучшее  исполнение обрядовых песен (Урок № 2)

Проект № 2

Инсценирование под руководством учителя фрагмента романа «Дубровский» и постановка самодеятельного спектакля (Урок № 21)

Проект № 3

Подготовка         читательской конференции «Повести        Белкина» А. С. Пушкина».        Составление коллективных докладов для урока-конференции (Урок № 25)

Проект № 4

Составление  сценария  мультфильма  или диафильма по мотивам баллады «Три пальмы» (устное  иллюстрирование  кадров,  написание  текстовых

подписей к кадрам и подбор музыкального сопровождения) (Урок № 28)                

Проект № 5

Конкурс на лучшее выразительное чтение стихов Пушкина и Лермонтова (Урок № 30)

Проект № 6

Составление  под  руководством  учителя электронного  альбома «Словесные  и  живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла „Записки  охотника“  и  живописным  полотнам  русских художников)» (Урок № 35)

Проект № 7

Конкурс на лучшее выразительное чтение стихов Тютчева и Фета (Урок № 42)

Проект № 8

Составление электронного альбома «Герои сказа „Левша“ в иллюстрациях» (Урок № 48)

Проект № 9

Составление  инсценировки  по  рассказам писателя Чехова и её постановка на школьной сцене (под руководством учителя) (Урок № 52)

Проект № 10

Составление  под  руководством  учителя электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века, полотнах художников

и романсах композиторов» (Урок №55)

Проект № 11

Составление электронного иллюстрированного словаря сибирских диалектизмов, использованных в рассказе «Конь с розовой гривой» (Урок № 66)

Проект № 12

Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах и рассказах русских писателей» (Урок № 69)

Проект № 13

Подготовка        литературного        праздника «Родная  природа  в  стихотворениях  русских  поэтов XIX и XX веков». Подготовка электронной презентации «Русская природа в лирике … (фамилия поэта)» (Урок № 80)

Проект № 14

Составление  под  руководством  учителя электронного  иллюстрированного  альбома  «Мифы Древней Греции» (или «Подвиги Геракла») (Урок № 86)

Проект № 15

Иллюстрированный  электронный  альбом «Герои „Илиады“ („Одиссеи“)» (Урок № 90)

Проект № 16

Подготовка литературного праздника «Путешествие по стране Литературии 6 класса» (Уроки № 102-103)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....