Урок "Тютчев и Россия" (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Костина Марина Валерьевна

     Постижение учащимися философского звучания темы России в лирике ф.И.Тютчева. Разбор  известных стихотворений поэта с использованием лингвопоэтического и контекстного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tyutchev_i_rossiya.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ТЮТЧЕВ И РОССИЯ

10 класс

Идея: Понять? Верить? …Любить!

Концепция: Что же нам дорого в родной стране?

Цели:

- постижение учащимися философского звучания стихотворений Ф.И.Тютчева о России;

- анализ стихотворений, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

- развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение   делать выводы.

Отбор содержания:

Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья» (13 августа 1955)

Ф.И.Тютчев «Слезы людские, о слезы людские…» (1849)

Ф.И.Тютчев «На Новый, 1855 год» (1854-1955)

Ф.И.Тютчев «Не Богу ты служил и не России…» (1855)

Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять» (28 ноября 1866)

Способы деятельности на уроке:

  1. Актуализация знаний. Виды лирики. Соотнесение их с пушкинскими стихотворениями.

Прием «установи соответствие».

     Начиная урок, вспомним вместе с учащимися, какие виды лирики им уже известны:

  • дружеская                                  «Анчар»
  • любовная                                   «Вольность»
  • пейзажная                                  «К***»
  • вольнолюбивая                           «К Чаадаеву»
  • философская.                              «Зимнее утро»

       Вспоминаем звучавшие на предыдущих уроках пушкинские послание "К Чаадаеву", оду "Вольность", "Анчар" и "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") и просим десятиклассников соотнести эти произведения с названными видами лирических стихотворений. Влияние жанровых систем классицизма, сентиментализма и особенно романтизма на поэзию первой трети ХIХ века, когда творил Пушкин, ощутимо проявлялось в том, что жанровые и тематические границы между текстами были достаточно отчетливыми. Учащиеся безошибочно определят стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновенье…") как пример любовной лирики, послание "К Чаадаеву" - лирики дружеской (иногда одновременно и вольнолюбивой), "Анчар" - философской, оду "Вольность" - вольнолюбивой. Также попросим восьмиклассников самостоятельно привести пример поэтического текста, относящегося к лирике пейзажного характера.
      Только после обсуждения этих проблем и записи в тетрадях темы урока можно приступать к разговору
непосредственно о творчестве Тютчева - поэта, который родился всего лишь четырьмя годами позже Пушкина, но в литературу вошел в принципиально иную эпоху.

  1. Работа в группах.

Анализ стихотворений с использованием элементов лингвопоэтического  и контекстного анализа.

Работа с первой группой.

  • Ф.И.Тютчев «Эти бедные селенья» (13 августа 1955)

  1. Выделите самые важные слова в стихотворении. Какая между ними связь?
  2. Разделите их на три семантические группы. Подберите к каждой группе обобщающие слова.
  3. Каков «образ земли родной» в этом стихотворении?

      Словесный ряд может быть таким: бедные, скудная, родной, русского, иноплеменный, смиренной, крестной, родная, в рабском, небесный. Все прилагательные данного ряда легко распределяются по трем семантическим группам. Подобрав обобщающее слово к эпитетам первой группы (бедный, скудный, смиренный, рабский), учащиеся обнаружат, что поэт рисует образ "земли родной" как страны несчастной, страдающей, подневольной. Эпитеты второй группы (родной, русский, иноплеменный) несут иную художественную нагрузку: противопоставление "своего" и "чужого", "родного" и "инородного", сострадательного взгляда изнутри и равнодушного - со стороны. Третья группа художественных определений (крестный, небесный, смиренный) окрашена религиозной символикой.

      Историко-биографический комментарий:


      Подспудно в строках стихотворения отразилось многое: позор злополучной Крымской войны, разочарование Тютчева в Николае I, в направлении внутренней и внешней политики России. В этом произведении впервые в тютчевском творчестве (пусть и в контексте традиционной религиозной символики) прозвучало слово "рабство". Попробуйте прокомментировать строфу, где звучит это слово:

                                  Удрученный ношей крестной,

                                  Всю тебя, земля родная,

                                  В рабском виде царь небесный

                                  Исходил, благословляя…


       "В рабском виде" - в облике крепостного крестьянина, раба. По мнению
Ю. Айхенвальда
[1], поэт "как бы считал Христа русским, он приписывал России, которую "в рабском виде царь небесный // Исходил, благословляя", не временную, не историческую, а мировую роль…"  Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного "долготерпения", народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать. В чем, с вашей точки зрения, близость ("бывают странные сближенья") стихотворений "Эти бедные селенья…" и "Слезы людские, о слезы людские…"?

Работа со второй группой.

Ф.И.Тютчев «Слезы людские, о слезы людские…» (1849)

  1. Какие ассоциации рождает стихотворение? Каково впечатление от услышанного? О чем это стихотворение?
  2. Есть ли в стихотворении указания на конкретную страну?
  3. Выделите ключевые слова. Какова роль анафоры и повторов?
  4.  Прокомментируйте две последние строчки:

        Льетесь, как льются струи дождевые,
        В осень глухую, порою ночной.

     В этом стихотворении  уже нет указаний на конкретную страну, нет конкретного образа России николаевской эпохи, восприятие родины поэтом скорее эмоциональное.

     Историко-биографический комментарий:

     Об истории создания этого лирического шедевра оставил свидетельство
И.С. Аксаков, зять Тютчева: "…однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: "J'ai fait guelgues rimes" ("Я сочинил несколько стихов") и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение: "Слезы людские, о слезы людские…"". Как, с вашей точки зрения, конкретная бытовая ситуация "переплавляется" здесь в поэтический образ?

     Обращаем внимание учащихся на особую роль анафоры в этом стихотворении. "Четыре раза в шести строках повторенное слово "льетесь", а в пятый раз "льются" - усилены фонетическими, а так же смысловыми нагнетаниями: "неистощимые, неисчислимые", "безвестные… незримые". Сама музыка стиха тоскливо-протяжная, с однотонностью замирающих окончаний <…> погружает безысходность людского горя, неудержимость человеческих слез в тоскливое рыдание самой природы" "в осень глухую, порою ночной" (Горелов А.Е. Вещая душа // Горелов А.Е. Три судьбы. М., 1980). Слово "льетесь" связывая, соединяя все мотивы стихотворения - незримости и неслышности людских страданий, их бесконечной неисчислимости, подобия их осеннему тоскливому дождю - становится ключом к пониманию произведения: конкретное впечатление отразилось и осталось только в сравнении "как льются струи дождевые", все остальное - эмоциональное ощущение состояния мира, увиденного поэтом.

     Осень в последней строчке - метафора николаевской эпохи. Контекстуальными синонимами к слову "осень" в стихотворении оказываются слова "закат", "ночь", "холод", "мгла".

Работа с третьей  группой.

  • Ф.И.Тютчев «На Новый, 1855 год» (1854-1955)
  • Ф.И.Тютчев «Не Богу ты служил и не России…» (1855)

  1. Каково отношение Тютчева-политика к современной ему российской действительности и как это отношение выразил Тютчев-поэт?

     Историко-биографический комментарий:

     Звучат фрагменты из писем поэта, посвященных общественно-политической ситуации в России того исторического периода.

17 сентября 1855 года - Э.Ф. Тютчевой:

      "Известия, полученные с тех пор, раскрыли <…> все значение севастопольской катастрофы... <…> Никогда еще, быть может, не происходило ничего подобного в истории мира: империя, великая, как мир, имеющая так мало средств защиты и лишенная всякой надежды, всяких видов на более благоприятный исход <…>. Для того чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека, который в течение своего тридцатилетнего царствования, находясь постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил, умудрившись завязать борьбу при самых невозможных обстоятельствах. Если бы кто-нибудь, желая войти в дом, сначала заделал бы двери и окна, а затем стал пробивать стену головой, он поступил бы не более безрассудно, чем это сделал два года тому назад незабвенный покойник. Это безрассудство так велико и предполагает такое ослепление, что невозможно видеть в нем заблуждение и помрачение ума одного человека <…>. Что же касается конечного исхода борьбы в пользу России, то, мне кажется, он сомнителен менее, чем когда-либо".

      28 сентября 1857 года - А. Д. Блудовой:

      "Только намеренно закрывая глаза на очевидность, <…> можно не замечать того, что власть в России - такая, какою ее образовало ее собственное прошедшее своим полным разрывом со страной и ее историческим прошлым, что эта власть не признает, не допускает иного права, кроме своего, что это право <…> исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти <…>. Одним словом, власть в России на деле безбожна <…>. Вот почему мне кажется неизбежным, что <…> истинное значение задуманной реформы сведется к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечен во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий... И вот почему <…> слово ваших крестьян есть, может, последний крик всей исторической России: мы не хотим быть казенными. И тем не менее никто лучше меня не сознает того, что мы пройдем через эту фазу, - мы обязаны через нее пройти, чтобы понести в пути все наказания, столь нами заслуженные".

  1. Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…» (1866)

Использование ИКТ. Работа с презентацией.

  1. Рефлексия деятельности.
  1. Что в  стихотворениях Ф.И.Тютчева показалось необычным, новым для вас?
  2. Кто из поэтов вспомнился, пока звучали тютчевские строки?  
  3. Какие темы затронуты в прочитанных произведениях? Можно ли однозначно определить, к какому виду лирики относится то или иное тютчевское стихотворение?
  4. Какой образ "земли родной" рисует поэт в этих стихотворениях? Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

     Одна из важнейших тем творчества поэта - Россия. В стихотворениях Тютчева перед нами предстают уже знакомые образы: и пушкинские картины "Деревни", и лермонтовская "нищая Россия, страна рабов", и некрасовская "матушка-Русь". Тема судьбы России в стихотворениях Ф.И.Тютчева приобретает философское звучание. В своих произведениях поэт, как правило, выходит за рамки единичного случая, конкретного описания – мысль поэта всегда устремлена к обобщению, охвату явления во всей его многомерности, будь то картины родного края, изображение наступления ночи или передача любовной коллизии.


[1] Ю.Айхенвальд. Силуэты русских писателей.