Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Евстегнеева Светлана Константиновна

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Литература», а также Примерной программы основного общего образования по литературе МО РФ, авторской программы по литературе для 5 - 9  классов  В.Я.Коровиной,  2012 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование  учебного пособия

В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В двух частях. М: Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klassy.docx69.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

городского округа город Салават Республики Башкортостан 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора МБОУ «СОШ№4» г. Салавата

____________/О.В.Хисамова/

от «___» _______20___ г.

приказ №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по предмету «Литература»

8 а, б класс

Евстегнеевой Светланы Константиновны

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО

от «___» ______20___г.

протокол №____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ /О.В.Хисамова/

«___» _________        20___г.

  2016 – 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Литература», а также Примерной программы основного общего образования по литературе МО РФ, авторской программы по литературе для 5 - 9  классов  В.Я.Коровиной,  2012 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование  учебного пособия

В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  В двух частях. М: Просвещение, 2012.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы  - это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Цели  курса в основной школе:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации;

            Задачи курса в основной школе:

  • способствовать поэтапному, последовательному формированию умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Курс литературы в  8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы поставленных задач:

        Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
  • Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, цитирование).
  • Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
  • Практические (устные, письменные, графические упражнения).
  • Объяснительно – иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Частично – поисковый.
  • Проблемный.

Формы обучения:

  • Индивидуальная.
  • Фронтальная.
  • Групповая.
  • Коллективная.
  • Парная.

Рабочая программа предусматривает следующие  формы промежуточной  и итоговой аттестации:

  • Контрольные работы.
  • Тестирование.
  • Изложения с творческим заданием.
  • Сочинения (классные и домашние)

         

 На развитие речи                       9 часов                                                      

 Внеклассное чтение                  3 часа

 Проверка знаний учащихся        

            классных сочинений                4                    

            чтение наизусть                        3        

            контрольных работ                   4

II. Содержание курса (68 часов)

Русская литература и история. 1 час.

Раздел 1.

Устное народное творчество. 2 часа

Русские народные песни.

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Раздел 2.

Житийная литература. 2 часа

Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского». 1 час.

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII века. 1 час.

Раздел 3.

Русская литература  XIX века.  39 часов.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев. 2 часа.

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. 1 час.

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, литературе XVIII века. 2 часа.

 К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей. 2 часа.

  А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Изображение исторических деятелей на страницах романа. Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведений. 6 часов.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни поэта. Основные образы и настроения поэзии Лермонтова. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. Смысл финала поэмы. 4 часа.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии  к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Образ типичного уездного города. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Ремарки как форма выражения авторской позиции. 5 часов.

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ «Аси». Психологизм и лиризм писателя. 5 часов.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки. 2 часа.

Н.С.Лесков.Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 1 час.

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала», Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.. Автор и рассказчик в произведении.  Моральная ответственность человека за все происходящее. 4 часа.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Тема, идея, образы персонажей рассказа. 2 часа.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ». Роль изобразительно-выразительных средств языка в создании картин природы и настроения главного героя. 2 часа.

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Чувство самоотверженности и любви в рассказе. 1 час.

Раздел 4.

Русская литература ХХ века. 20 часов.

М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя. Образы Челкаша и Гаврилы в рассказе «Челкаш». Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу. 3 часа.

А.А.Блок. «На поле Куликовом». Историческая основа стихотворения. Тема родины в творчестве поэта. Патриотическая лирика. 3 часа.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Изображение вождя восстания в поэме «Пугачев». Художественные особенности поэмы. 1 час.

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». 1 час.

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. 1 час.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни». 3 часа.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Рассказ о поэте. Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату-победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера. Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе. 3 часа.

А.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». 1 час.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 1 час.

В.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их односельчан. 2 часа.

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Гражданская позиция поэтов. 1 час.

Раздел 5.

Зарубежная литература. 3 часа.

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды. 2 часа.

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Сопоставление романа «Айвенго» с «Капитанской дочкой» А.Пушкина. 1 час.

Повторение изученного. 1 час.

III.Требования к уровню подготовки учащихся

         

В результате изучения литературы в 8 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Иметь представление

- о ключевых проблемах изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,  литературы XVIII в., русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- о связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

2. Знать

- характерные для произведений русской литературы  темы, образы и приемы изображения человека;

- характерные для произведений русской литературы ХIХ века темы, образы и приемы изображения человека;

- признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

3. Уметь

- характеризовать героя народных песен как воплощение национального характера;

- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

- формулировать вопросы по тексту произведения;

- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения;

- читать выразительно произведение русской литературы  ХIХ века;

- характеризовать героя русской литературы ХIХ века;

- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использование цитирования;

- характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

 - составлять план литературного произведения;

- подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- подбирать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей и поэтов  ХIХ века;

- писать сочинение на литературном материале и с использованием читательского опыта.

IV.Тематическое планирование

Название темы урока

Колич.

часов

8 а

план.

8 б

план.

8 а

факт.

8 б

факт.

Примечание

Русская литература и история. 1 час.

1

Русская литература и история.

1

03.09

02.09

Устное народное творчество. 2 часа

2

Устное народное творчество.  Русские народные песни.

1

07.09

07.09

3

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

10.09

09.09

Житийная литература. 2 часа

4

Житийная литература.

Житийная литература как особый жанр. «Житие князя Александра Невского».

1

14.09

14.09

5

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII века.

1

17.09

16.09

Русская литература  XIX века.  39 часов.

6

Русская литература  XIX века.  

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».

1

21.09

21.09

7

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.

 

1

24.09

23.09

8

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.

1

28.09

28.09

9

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.

1

01.10

30.09

10

    Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей.

1

05.10

05.10

11

РР  Подготовка к  сочинению по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, литературе XVIII века».

1

08.10

07.10

12

РР Написание сочинения  по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе, литературе XVIII века».

1

12.10

12.10

13

Анализ сочинений.

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка».

1

15.10

14.10

14

Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева.

1

19.10

19.10

15

Значение образа Савельича.

Контрольный тест по содержанию романа «Капитанская дочка».

1

22.10

21.10

16

Работа над ошибками.

Нравственная красота Маши Мироновой.

1

26.10

26.10

17

Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе.

1

29.10

28.10

18

Название и идейный смысл произведений.

РР Подготовка к домашнему сочинению по роману «Капитанская дочка».

1

09.11

09.11

19

Анализ сочинений.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни поэта. Основные образы и настроения поэзии Лермонтова.

1

12.11

11.11

20

Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы

1

16.11

16.11

21

Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления.

1

19.11

18.11

22

Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. Смысл финала поэмы.

РР Выразительное чтение отрывка из поэмы «Мцыри».

1

23.11

23.11

23

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии  к социальной теме.

1

26.11

25.11

24

Русское чиновничество в сатирическом изображении.

1

30.11

30.11

25

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки.

1

03.12

02.12

26

Образ типичного уездного города. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление.

1

07.12

07.12

27

Контрольная работа по комедии «Ревизор».

1

10.12

09.12

28

Работа над ошибками.

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

14.12

14.12

29

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок.

1

17.12

16.12

30

Образ героя-повествователя.

1

21.12

21.12

31

«Тургеневская» девушка в повести. Образ «Аси».

1

24.12

23.12

32

РР Классное сочинение по повести «Ася» «Образ «тургеневской» девушки».

1

28.12

28.12

33

Анализ сочинений.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности.

1

11.01

11.01

34

«История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

1

14.01

13.01

35

Вн.чт. Н.С.Лесков.Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

18.01

18.01

36

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

1

21.01

20.01

37

Рассказ «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.

1

25.01

25.01

38

Автор и рассказчик в произведении.  Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

28.01

27.01

39

РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «После бала».

1

01.02

01.02

40

Анализ сочинений.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

04.02

03.02

41

Тема, идея, образы персонажей рассказа «О любви».

1

08.02

08.02

42

И.А.Бунин. Слово о писателе. Тема любви в рассказе «Кавказ».

1

11.02

10.02

43

Роль изобразительно-выразительных средств языка в создании картин природы и настроения главного героя.

Контрольная работа по теме «Изображение человека в литературе 19 века».

1

15.02

15.02

44

Работа над ошибками.

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Чувство самоотверженности и любви в рассказе.

1

18.02

17.02

Русская литература ХХ века. 20 часов.

45

М.Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.

1

01.03

01.03

46

Образы Челкаша и Гаврилы в рассказе «Челкаш». Широта души, стремление к воле.

1

04.03

03.03

47

Вн.чт. «Песня о Соколе». Сильная личность вне истории. Противостояние сильного характера обществу.

1

11.03

10.03

48

А.А.Блок. «На поле Куликовом». Историческая основа стихотворения.

1

15.03

15.03

49

Тема родины в творчестве поэта. Патриотическая лирика.

1

18.03

17.03

50

РР Выразительное чтение стихотворений наизусть.

1

22.03

22.03

51

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Изображение вождя восстания в поэме «Пугачев». Художественные особенности поэмы.

1

25.03

24.03

52

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

1

29.03

29.03

53

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

01.04

31.03

54

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

1

05.04

05.04

55

Вн.чт. Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник»,

1

08.04

07.04

56

М.Зощенко «История болезни».

1

19.04

19.04

57

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Рассказ о поэте.

1

22.04

21.04

58

Художественная панорама войны, поэтический памятник русскому солдату-победителю. Воплощение в Теркине лучших черт русского национального характера.

1

26.04

26.04

59

Фольклорная основа образа Теркина. Юмор в поэме. Образ солдата в родной литературе.

РР Выразительное чтение отрывка из поэмы наизусть.

1

29.04

28.04

60

А.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

1

03.05

03.05

61

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

РР Классное сочинение по теме «Эти огненные годы…».

1

06.05

05.05

62

Анализ сочинений.

В.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1

10.05

10.05

63

Красота души бабушки, учителя, их односельчан.

1

13.05

12.05

64

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Гражданская позиция поэтов.

1

17.05

17.05

Зарубежная литература. 3 часа.

65

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого и чувства и семейной вражды

1

20.05

19.05

66

Итоговая контрольная работа «Литература и литературный герой».

1

22.05

22.05

67

Работа над ошибками.

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман. Сопоставление романа «Айвенго» с «Капитанской дочкой» А.Пушкина.

1

24.05

24.05

68

Повторение изученного.

1

27.05

26.05

Итого: 68 часов, 34 недели.

V.Оценка достижений планируемых результатов освоения программы

        В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной отметки для всех установлены общедидактические критерии.

1.        Нормы оценок сочинений, изложений:

Отметка «5»

  Содержание и речь:

1.        Содержание работы полностью соответствует теме.

2.        Фактические ошибки отсутствуют.

3.        Содержание излагается последовательно.

4.        Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.        Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

6.        В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Отметка «4»

Содержание и речь:

1.        Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.        Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.        Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.        Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.        Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6.        В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»

Содержание и речь:

1.        В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.        Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.        Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.        Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.        Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6.        В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

 Отметка «2»

Содержание и речь:

1.         Работа не соответствует теме.

2.        Допущено много фактических неточностей.

3.        Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.        Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.        Нарушено стилевое единство текста.

6.        В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

2.        Нормы оценок устных ответов:

«5»

1.        Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.

2.        Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

3.        Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

4.        Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

5.        Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

6.        Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

1.        Раскрыто основное содержание материала.

2.        Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

3.        Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

4.        Ответ самостоятельный.

5.        Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

6.        Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-

рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

1.        Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

2.        Не дано определение понятий.

3.        Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.

4.        Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

5.        Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.

6.        Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.

«2»    1.        Основное содержание учебного материала не раскрыто.

         2.        Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

         3.        Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;   «4» - 78 – 89 %;  «3» - 60 – 77 %;   «2»- менее 59 %.

Перечень вопросов для итогового контроля по темам и итогового контроля

Контрольный тест по содержанию романа «Капитанская дочка».

1.        Определите жанр произведения.

а)        роман

б)        историческая повесть

в)        семейно-бытовая хроника

г)        легенда

д)        мемуары

2.        Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица

а)        автора                                        в) Маши  Мироновой

б)        повествователя                         г) Петра Гринева

д)         Пугачева

3.        Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

а)        композиции

б)        эпиграфов

в)        вставных элементов

г)        прямой авторской оценки

д)        выбора героя

4.         Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как

а)        мятежник, преступник

б)        историческое лицо — предводитель народного восстания

в)        романтический герой

г)        простой человек, пользующийся уважением народа

5.        Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?

а)        сопоставления            б)        взаимодополнения       в)        антитезы         г)        композиционной параллели

6.         Назовите художественные приемы , которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева

а)        авторская оценка

б)        портрет

в)        отношение других персонажей

г)        эпиграфы

д)        речевая характеристика

е)        вставные элементы

7.        В чем заключается смысл названия повести?     Маша Миронова —

а)        единственный женский персонаж повести

б)        идейный и художественный центр повести

в)        возлюбленная Петра Гринева

г)        дочь погибшего русского офицера

8.        Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а)        экспозиция     1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б)        завязка                  2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

в)        кульминация  3) детство Петруши в родовом имении

г)        развязка          4) знакомство Гринева с главной героиней повести

9.        С какой целью в повесть вводится сон Петруши?

а)        характеризует Гринева

б)        предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей

в)        характеризует Пугачева

г)        подчеркивает кровожадность Пугачева

10.        Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспо щадный…»?

а)        автору

б)        Екатерине II

в)        Петруше Гриневу

г)        Петру Андреевичу Гриневу — автору мемуаров

д)        Савельичу

11.        Соотнесите пары  героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

Пугачев ; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.

12.        Какие фольклорные жанры использует А. С. Пуш кин для создания образа Пугачева ?

а)        былины                                     г) песни

б)        загадки                                     д) пословицы. поговорки

в)        сказки                                       е) мифы

13.        Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» — спросил он ласково. А. Сумароков»?

а)        «Суд»

б)        «Арест»

в)        «Приступ»

г)        «Незваный гость»

д)        «Мятежная слобода»

14.        Какова основная проблематика повести «Капи танская дочка»?

а)        проблема любви

б)        проблема чести, долга и милосердия

в)        проблема роли народа в развитии общества

г)        проблема сопоставления родового и служивого дво рянства

15.        Каким показан в повести Савелъич?

а)        забитым, безгласным крепостным

б)        послушным, рабски преданным своим господам человеком

в)        глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства

г)        любящим, заботливым помощником и советчиком

16.        О каких исторических событиях идет речь в по вести?

а)        крестьянская война под предводительством Б. Пугачева

б)        бунт яицкого войска

в)        бунт Ивана Болотникова

г)        поход князя Голицына на Оренбург

д)        стрелецкий бунт в Москве

17.        Какие символические образы используются А. С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а)        путь, дорога              б)        могила

в)        буря, буран                г)        орел, ворон

д)        кинжал                       е)        виселица

18.        Какие черты русского национального характера показаны А. С. Пушкиным в образе Пугачева ?

а)        ум, сметливость

б)        лень, бездеятельность

в)        удальство, широта натуры

г)        склонность к пьянству

д)        память на добро, благодарность

19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, пол ное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть не изъяснимую ...»

а) Марии Мироновой

б) Василисы Егоровны

в) Екатерины II

г) Авдотьи Васильевны

Контрольная работа по комедии «Ревизор».

 

1 ВАРИАНТ

1) Гоголя звали

а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич

2) Гоголь родился

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине

3) Гоголь учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

5) Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а) «Тарас Бульба»

б) «Невский проспект»

в) «Мцыри»

г) «Мертвые души»

6) Премьера «Ревизора» в Петербурге состоялась

а) в марте 1836

б) в апреле1836

в) в мае 1836

г) в июне 1836

7) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

8) Как звали дочь Городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

9) Определите завязку в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова

10) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

11) О ком говорится:

«…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;

оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и  чрезвычайно  много  помогают  жестами и руками»

а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о Городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

12) Хлестаковщина - это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) ремарка

б) пояснение

в) сопровождение

г) ссылка

14) Кто из героев пьесы сказал:

«Я раз слушал  его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра

Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и

что есть  силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От

этого убыток казне»

а) Хлестаков

б) учитель истории

в) учитель словесности

г) Городничий

15) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы

а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет

16) Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

17) Кто сказал:

«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из

Парижа; откроют крышку-пар,которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»

а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

18) О каком персонаже идет речь?

«…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень

солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его

каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего

службу с низших чинов»

а) Городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

19) Майор Ковалев повести «Нос» был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

20) Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. Гоголь во фразе:

«Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный»

а) алогизм

б) метафора

в) эпитет

г) гротеск

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни Н. Гоголя:

а) 1814 - 1841

б) 1809 - 1852

в) 1818 - 1883

г) 1799 - 1837

2) В жизни Гоголя

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) было путешествие на остров Сахалин

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Гоголь окончил

а) Петербургский университет

б) Царскосельский лицей

в) Нежинскую гимназию

г) Симбирский университет

4) Премьера «Ревизора» состоялась

а) в марте 1836

б) в апреле1836

в) в мае 1836

г) в июне 1836

5) Какое произведение не принадлежит Гоголю:

а) «Портрет»

б) «Невский проспект»

в) «Муму»

г) «Мертвые души»

6) Произведение «Ревизор»

а) комедия

б) роман

в) трагедия

г) драма

7) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «Стрелялись мы».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

8) Определите экспозицию в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча городничего и Хлестакова

9) К какому литературному направлению следует отнести пьесу «Ревизор»

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

10) Как звали жену городничего

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

11) Как звали городничего

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

12) Как звали судью?

а) Иван Кузьмич Шпекин

б) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

в) Артемий Филиппович Земляника

г) Христиан Иванович Гибнер

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка

14) Хлестаковщина - это

а) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

15) О ком из героев пьесы сказал Городничий:

«Я раз слушал  его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра

Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что

есть  силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого

убыток казне.»

а) о Хлестакове

б) об учителе по истории

в) об учителе словесности

г) о судье

16) Хлестаков был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

17) Кто сказал:

 «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована

сумма,то не позабыть сказать, что начала

строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй,

кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась»?

а) Антон Антонович

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

18) О каком персонаже идет речь?

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя

в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»

а) Ляпкин-Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

19) Нос майора Ковалева повести «Нос» был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

20) Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. Гоголь во фразе:

«Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный»

а) метафора

б) алогизм

в) эпитет

г) гротеск

ОТВЕТЫ:

1 вариант

1-в, 2-г, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-а, 8-а, 9-в, 10-в, 11-г, 12-г, 13-а, 14-г, 15-а, 16-а, 17-в, 18-а, 19-в, 20-а

2 вариант

1-б, 2-г, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-в, 11-г, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-а, 17-а, 18-в, 19-г, 20-б

           VI.    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1.  Учебники:  Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010;
  2. Учебные пособия:  Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…:  Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Методические пособия: Коровина В.Я. Литература:  8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2008.

Интернет – ресурсы:

www.wikipedia.ru

www.krugosvet.ru

www.gramota.ru

www.feb-web.ru

www.myfhology.ru 

Печатные пособия (тематические  таблицы, демонстрационный и раздаточный материал)

Раздаточный материал по теме «А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

«М.Лермонтов «Мцыри»», «Н.Гоголь «Ревизор»

Информационно-коммуникативные средства (электронные приложения – CD, DVD, учебные фильмы)

Интерактивное приложение к учебнику «Литература 8 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....