Конь с розовой гривой
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Кривилева Светлана Николаевна

Конь с розовой гривой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема урока:  Урок  мудрости и доброты в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Ход урока:        

- Дорогие ребята, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.  Желаю всем нам успехов. Садитесь, пожалуйста. В тетрадях запишем число и классная работа.

                                        

    Эпиграф:       Сколько лет  прошло!

                                     Сколько    событий минуло!

                                                                    А я всё не могу забыть бабушкиного пряника –

                                                  того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

(Звучит первый куплет и припев песни «Родительский дом»)   (СЛАЙД 1)

   

-  Французский писатель Антуан  де  Сент – Экзюпери говорил: «Все мы родом из детства…». (СЛАЙД 3)

-  Как вы  понимаете эти слова?  Подумайте над этим вопросом в группах.

(Ответы учащихся)

- Да, именно в детстве  закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни: честность, порядочность, трудолюбие, доброта, милосердие.

-  Я   предлагаю   вам послушать отрывок из книги В.П.Астафьева «Последний поклон».   (СЛАЙД 2)

«Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобой, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная это работа... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта...» 

     

                                                               

                                                                                     

 

-   Кому посвящены эти слова?  (Бабушке Катерине Петровне).

-   Какое чувство испытывает автор письма и почему? (чувство вины)

-  Гегель говорил: «Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека». (СЛАЙД 4)

-  Но не только чувство вины  испытывает Астафьев долгие годы, но и чувство признательности, благодарности за урок, который он вынес из детства и о котором поведал в своём рассказе.

-   Ребята, о каком рассказе идёт речь?

   

-   Почему же человек,  столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через 40 лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

(Человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.)

-  Ребята,  как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?   (о доброте,  мудрости,

нравственности героев)     

-  Какова тема урока?  (СЛАЙД 5)

Уроки  доброты и нравственности  в рассказе В.П. Астафьева   «Конь с розовой гривой». 

-  Запишем тему урока в тетрадь.

-  Прочитаем эпиграф к уроку.  (СЛАЙД 7)

                                                           

                                                     

 - Ребята, как вы думаете, чему же мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке.  Что  предстоит нам выяснить?     ( Цели урока )  (СЛАЙД 6)

                                       

 - Уроки доброты.   Ребята, а  как вы понимаете слово «доброта»? Подумайте над этим вопросом в группах.

-  В толковом словаре Ожегова так объясняется данное слово: Доброта - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. 

- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

-  Сюжет рассказа очень прост. Что такое сюжет?   (СЛАЙД 8)

Сюжет – это событие или ряд событий, изображённых в произведении.

-  Восстановите основные  сюжетные моменты рассказа. Что за чем следует в рассказе?  Работаем в группах.

- Проверьте, так ли у вас получилось? Внимание на доску. Оцените свою работу на этом этапе урока.  ( ! или ? )

  • Обещание бабушки купить пряник.   (СЛАЙД 9)
  • Сбор ягод.
  • Наставления Саньки.
  • Переживания.
  • «Отчёт и расчёт»

- Какое же событие можно считать завязкой? Подумайте в паре.

(Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный  пряник.)

   

 - Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? Прочитайте отрывок из текста.

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.

- Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

- Конём, баба?

- Конём, конём.

- Как вы думаете, в какую эпоху происходят события рассказа? Почему пряничный  конь был таким желанным подарком? Подумайте над вопросом в группах.

- Как выглядел пряник? Прочитайте отрывок из текста.

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост  розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

-  Итак, пряник– это не только лакомство и  игрушка, а что ещё? (Запись  тетрадь: пряник, лакомство, игрушка)

- Составьте кластер «Пряник». Не заполняйте все, в конце урока мы ещё вернёмся к этому заданию.

 - Почему бабушка поручила Вите самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? Подумайте над вопросом в группе.

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

- С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

(Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.)

-  Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить? Выполняем задание в группах.   (СЛАЙД 10)

Семья Катерины Петровны                              

Семья Левонтия

1 группа    Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

 «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

  • Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

  • В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2 группа   Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3 группа   Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

4 группа   Ценности дома. Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

                                       

                                       ( Выступление групп)

Вывод: Таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

-  Как же Виктор относится к этим двум мирам? Что его привлекает в доме Левонтия? Подумайте над этим вопросом в группе.

(Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.)

-  В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских ребят привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими, как они?

(О том, что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод  о походе за ягодами.)

-  Что же там происходит?

(Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.)

-  Кто особенно выделялся  среди  левонтьевской «орды»? (Санька)

-  Задание в группах.  Опишите внешность героя.    1  группа  (СЛАЙД 13)

-  Какие слова встречаются в речи героя?    2 группы

-  Как ведёт себя герой во время похода за ягодами?    3 и 4 группы

                                        (Выступление групп)

- Какое определение наиболее полно характеризует соседских детей: левонтьевские орлы, левонтьевская орда, левонтьевские ребятишки? Докажите свои выводы примерами из текста. Задание выполняем в группах.

(Левонтьевская орда. Дети перенимают устои семьи. Они действуют порой необдуманно, агрессивно, легкомысленно. Таково их воспитание.)

- Проанализируйте поведение Вити после похода. Как автор рисует душевные переживания героя? Работаем в группе с текстом рассказа.

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».     ( Витька поддался на провокацию Саньки.)

- Почему он не хочет сказать бабушке правду?

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить? Работаем с текстом.

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

 

- Какой же можно сделать вывод?

Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

- Прокомментируйте поведение бабушки? Почему бабушка так поступила?   (СЛАЙД 11)

-  Какое же ещё качество характера проявляется здесь, кроме доброты?

-  Как вы считаете, что такое мудрость?

-  В толковом словаре читаем:  (МУДРОСТЬ. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.)

-  Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока? Подумайте над этим вопросом.   (СЛАЙД 14)

  • ( Не поддавайся чужому влиянию,  можно совершить плохой поступок.
  • Признайся в содеянном.
  • Раскаяние приносит облегчение.
  • Спеши делать добро.
  • Надо быть милосердным всегда.
  • Люби ближнего своего как самого себя.)

-    Можно ли это событие считать развязкой рассказа?

-   Ребята, я предлагаю вам вместе составить и записать кластер «Уроки доброты и нравственности в рассказе».

                                             (Выступление групп)    (СЛАЙД  15)

1.Умей говорить нет.

2.Не будь жестоким.

3. Будь честным.

4. Помогай другим.

5. Умей прощать.

6. Умей признать ошибку, покаяться.

 7. Делай  правильный  выбор.

 8.Будь решительным.

- Давайте вернёмся к слову пряник и посмотрим, какие слова можно  добавить. (Пряник - лакомство, игрушка, награда, праздник, мечта, любовь, память) (СЛАЙД 12)

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке.  В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и  была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

- Ребята, напишите синквейн к слову «бабушка».

- Ребята, как вы оцените личную   деятельность  и деятельность своей группы в ходе урока?

- Какие оценки поставите себе и своим товарищам?

- Каких целей  вы достигли? Заполните лист самооценки,  предварительно его подписав.    (СЛАЙД 16)

(включаю песню «Родительский дом»)

Домашнее задание: (на выбор)   (СЛАЙД 17)

  1. Подготовьте сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины».
  2. Написать сочинение «Мой друг Санька».
  3. Подготовить вопросы к викторине по рассказу.
  4. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставляет задуматься рассказ?»

Спасибо за урок. Всем доброго дня.

-

- Как выглядел пряник? Прочитайте отрывок из текста.

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост  розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

 Обещание бабушки купить пряник.  

  • Сбор ягод.
  • Наставления Саньки.
  • Переживания.
  • «Отчёт и расчёт»

  • ( Не поддавайся чужому влиянию,  можно совершить плохой поступок.
  • Признайся в содеянном.
  • Раскаяние приносит облегчение.
  • Спеши делать добро.
  • Надо быть милосердным всегда.
  • Люби ближнего своего как самого себя.)

Домашнее задание: (на выбор)   

  1. Подготовьте сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины».
  2. Написать сочинение «Мой друг Санька».
  3. Подготовить вопросы к викторине по рассказу.
  4.  Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставляет задуматься рассказ?»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

Слайд 2

2 Все мы родом из детства… А. Сент - Экзюпери

Слайд 3

3

Слайд 4

4 Гегель говорил: «Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека».

Слайд 5

5 Тема урока: Уроки доброты и нравственности в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Слайд 6

6 Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В. Астафьев. В. Астафьев.

Слайд 7

7 Цели урока: Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе; познакомиться с уроками мудрости и доброты в произведении.

Слайд 8

8 Сюжет–это событие или ряд событий, изображённых в произведении.

Слайд 9

9 Обещание бабушки купить пряник. Сбор ягод. Наставления Саньки. Переживания. «Отчёт и расчёт» Основные сюжетные моменты рассказа.

Слайд 10

10 Семья Катерины Петровны Семья Левонтия 1 группа Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка. О чём нам говорит обстановка в этих домах? 2 группа Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты. 3 группа Отношение к деньгам. 4 группа Ценности дома . Отношение к детям.

Слайд 11

11 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой?

Слайд 12

12 игрушка лакомство символ

Слайд 13

13 Задание в группах. 1группа : Опишите внешность героя. 2 группа: Какие слова встречаются в речи героя? 3 и 4 группы: Как ведёт себя герой во время похода за ягодами?

Слайд 14

14 Уроки, которые усвоил Витя: Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. Признайся в содеянном. Раскаяние приносит облегчение. Спешить делать добро. Надо быть милосердным всегда. Люби ближнего своего как самого себя.

Слайд 15

15 К ластер «Уроки доброты и нравственности в рассказе». 1.Умей говорить нет. 2.Не будь жестоким. 3. Будь честным. 4. Помогай другим. 5. Умей прощать. 6. Умей признать ошибку, покаяться. 7 . Делай правильный выбор. 8.Будь решительным.

Слайд 16

16 № Критерии Отлично Хорошо Я могу лучше 1 Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока. 2 Я высказывал свои предположения по данной проблеме. 3 Я участвовал в поиске информации по теме. 4 Я помогал делать выводы и заключения. 5 Я помогал своей группе в выборе правильных решений. 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников. 7 У меня не возникло трудностей с составлением схемы правила и алгоритма работы. 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям. 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе. ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 17

17 Домашнее задание: (на выбор) Подготовьте сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины». Написать сочинение «Мой друг Санька». Подготовить вопросы к викторине по рассказу. Написать сочинение-рассуждение «Над чем заставляет задуматься рассказ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Жизненные уроки героя»               Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....