Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон»
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон»(По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон» 

(По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»).

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с особенностями творчества И.С. Шмелева (мир глазами ребенка, ностальгия по Родине - России; красота православного праздника).  

Развивающие: развивать навыки вдумчивого чтения произведений художественной литературы; совершенствовать технику выразительного чтения; развивать устную речь; учиться навыку пересказа, анализа текста.

Воспитательные:  сформировать интерес к быту, традициям, прошлому России, пробуждать патриотические чувства, воспитывать интерес к творчеству русских национальных писателей, к "великому и могучему" русскому слову.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: получат возможность научиться применять полученные на уроках знания в жизненных ситуациях, действовать в команде.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в различных справочниках, ресурсах интернета;
  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои и одноклассников достижения;
  • коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
  • личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

Оборудование:

  • раздаточный материал с текстами главы "Пасха";
  • презентации, иллюстрирующие урок;
  • музыкальное сопровождение урока: "Пасхальный колокольный звон";
  • работы учащихся (пасхальные яйца);
  • книга И.С. Шмелева "Лето Господне".

Ход урока:

(дети рассаживаются отдельными группами по 4 человека; группы формируются сразу для экономии времени на уроке):

Улаханов Е.       Демидов Я.         Лобина Л.             Зайцева Н.

Шаханова И.      Трифонова Н.    Башаров Д.            Васильев Д.

Пономарев Р.    Пашинин А.        Архипов Р.            Ивашкин А.

Кашин В.           Перевалов Н.      Агафонова К.        Бурдуковский Д.

Агафонова К. и Пашинин А. читают заклички:

1.   Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей

Приходи,

Солнцем, светом озари!

2.   Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Мотивация учебной деятельности

Слово учителя: У нас сегодня необычное начало урока. Ребята прочитали заклички.

- Кого они закликали? (Весну)

-  Какие народные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху)

- Какие из них мы встретили?

- А вы знаете, как называются недели перед  и после Пасхи?

Сегодня идет третий день Пасхальной недели.

Как вы думаете, чему мы должны научиться, узнать на уроке?

Правильно. Говорить сегодня мы будем о праздновании Праздника праздников - Пасхи. И поможет нам глава из книги замечательного русского писателя И.С. Шмелева, которую вы самостоятельно прочитали дома.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Слово учителя об авторе (слайд - портрет).

Ребята, взгляните на портрет писателя. И.С. Шмелев родился в Москве, в Замоскворечье, 21 сентября 1873 года в семье купца. По образованию он - юрист, но рано стал писать рассказы. В конце 1922 года они с женой выехали за границу. Сначала в Германию, а затем во Францию. В Париже написаны самые знаменитые книги, в том числе "Лето Господне". Эту книгу он написал для французского мальчика, которому хотел рассказать о свое Родине - России, по которой сильно тосковал, о красоте православных праздников, о Пасхе.

- Сегодня мы окунёмся в атмосферу пасхального праздника.

А что мы с вами знаем о празднике Пасха?

Выступление  учащихся Перевалова Н., Улаханова Е., Башарова Д.:

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников.

Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру. Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. 

Празднование Пасхи это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения. В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы, совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование.

Слово учителя:

- Всем известно ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которые бывают только в детстве. Именно таким чувством пронизана глава «Пасха» из произведения Шмелёва «Лето Господне». Эту главу вы прочитали дома. Попробуем мы с вами проникнуться той атмосферой праздника-радости.

- А почему? Кто главный герой повести?

- Почему Ваня?

- Как называются такие произведения?

 

Работа над содержанием произведения.

В повести автор с нежностью и трепетом вспоминает праздник, подробно рассказывает о подготовке к нему. Давайте проследим по тексту, как к Пасхе готовились православные в старинной Москве. Встречается много незнакомых слов, проведем словарную работу:

Поддевка

В старое время: длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками

Лобызаются

Целуются

Плотогоны

Рабочие на плотах

Водоливы

Старший рабочий на барже

- Какая работа проводилась в городе? Во дворе?

- Какие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику?

(Очень старательно готовились люди к празднику Пасхи: долбили лёд на мостовой, до камушка, и увозили его, приносили из амбара паука, круглую щётку, обметать потолки. В булочных - белые колпачки на окнах с буквами Х.В. и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма.)

Найдем отрывок и прочитаем его (Демидов Я. - самооценка).

Как украшали дом? (Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами.)

Слово учителя: С какой удивительной трогательностью Шмелёв изображает приготовление к празднику. Радость невозможна без труда. Труд является неотъемлемой частью жизни героев повести и высшей ценностью. Отец Вани постоянно в работе, Горкин – прекрасный плотник, знаток Священного Писания.

На Пасху двор, где живёт мальчик, преображается; люди в цветных пасхальных одеждах, их волосы помазаны маслом, они просят друг у друга прощение и радостно приветствуют.

А как Ваня готовился к празднику? (Читал Евангелие в ходе Великого поста, ходил в церковь, а на страстной неделе принимал участие в покраске пасхальных яиц, зажигал свечи, рисовал кресты был на Крестном ходе.)

Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?

(На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога. Куличи и крашеные яйца.)

- Изменились ли эти традиции? (отрывок из сочинения: Пашинин А.)

- Без пасхи, приготовленной из творога в деревянной форме, невозможно представить пасхальный стол.  Как Шмелёв описывает приготовление пасхи? (Шаханова И.)

(Горкин поправляет пасочницы (так называются формы), он ковыряет на дощечке и появляется виноград, потом вырезает священный крест, иродово копьё и лесенку на небо. Потом удивительную птичку и буковки ХВ. Вслед за этим у Воронина на погребнице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку, проворно вминают в пасочницы. Ваня помогает тереть творог на решете. Протирают всё – в пять решёт.)

- Не меньшее значение придается куличу – пасхальному хлебу. Считалось, что если кулич удался, то в семье все будет хорошо. Если же в печи он  не подошел, растрескалась корка, то надо ждать несчастья.

  - Какие воспоминания Шмелева о куличе? (На большом подносе темнеют куличи, белеют пасхи…)

   -  Главный символ праздника – крашеное яйцо. Вам, конечно, известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

  - Как появилась традиция красить яйца?

 Зайцева Н. рассказывает легенду о Красном яйце.

(По преданию, Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию первое пасхальное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет красным». Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа).

  - В старину, как и сейчас, яйца окрашивали  в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели. Особое значение предавали и цвету, в который разрисовывали яйца: красный – радость жизни, голубой – здоровье, зелёный – пробуждение природы.  

- Вспомните, каковы впечатления Вани о подаренных яйцах?

Прочитайте выразительно его воспоминания, передав интонацией чувства героя (Васильев Д.).

Слово учителя: Россию нельзя представить без колокольного звона, как тройку без бубенцов или праздник без песен. Православный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый звон имеет свое название и значение. Например, благовест, то есть благая весть, звучит один большой колокол. Заговорили все колокола – перезвон, бьют в каждый, один за другим, – трезвон. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая  в человеческие сердца. Плывет, переливается в воздухе стройный, колокольный звон. Такой звон во все колокола, бывает только на Пасху, Светлое Христово Воскресение. В пасхальный день с древних времен принято звонить во все колокола.

 А теперь обратите внимание на пасхальные яйца, принесенные вами. Чье же яйцо самое лучшее?

 - Прочитайте  воспоминания Шмелева о колокольном звоне. («И все накрыло великим гулом, чудесным звоном  из серебра и меди. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне  утро…»)

- На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе и детям, звонить в церковные колокола.

 Давайте и мы послушаем звон колоколов. (Слайд)

  - Каким у вас стало настроение после звучания колокольного звона?

-  Найдите в тексте эпитеты, характеризующие звон.

(Веселый звон, пасхальный звон, звон-трезвон, веселый трезвон у Казанской)

  - Почему на Пасху звонили во все колокола? (Великая радость)

-  Чувства радости, счастья, весеннего обновления передавали в своих произведениях многие писатели, поэты. Послушайте стихотворения русского поэта Константина Фофанова, посвящённые приходу весны, которая неразрывно связана с православным праздников и колокольным звоном.

   

Чтение Лобиной Л. стихотворения:

***

На волне колокольного звона
К нам плывет голубая весна
И на землю из Божьего лона
Сыплет щедрой рукой семена.


Проходя по долине, по роще,
Ясным солнцем ровняет свой взор
И лучом отогретые мощи
Одевает в зеленый убор.

Точно после болезни тяжелой,
Воскресает природа от сна,
И дарит всех улыбкой веселой
Золотая, как утро, весна.

Ах, когда б до небесного лона
Мог найти очарованный путь,-
На волне колокольного звона
В голубых небесах потонуть!..


Слово учителя: Вот какими ликующими чувствами встречал этот праздник поэт-романтик К. Фофанов и вместе с ним весь крещеный мир.

Вернёмся к рассказу Шмелёва. Заметим, что наряду со звуками рассказ словно пронизан светом. Свет струился отовсюду, наполняет душу вместе с колокольным звоном.

  Описание дома в Великую субботу, перед заутреней насыщенно многоцветьем красок. Давайте попробуем найти их в тексте.

   - Какая интонация преобладает?  Приведите примеры.    (Да это – Пасха!; Ликует Пасха!)

   - Итак, ликование везде!  Автор передает мироощущение верующих русских людей, для которых светлее праздника Пасхи и не было. Мир мальчика расцвечен яркими красками и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым.

Конкурс "Самый внимательный читатель". На экране появятся иллюстрации художников к прочитанной нами главе. Вам надо будет прокомментировать их. Работать будем в группах. Совещайтесь друг с другом и только потом поднимайте руку. Отец Вани подарил ему золотой и две серебряных монеты, а я вам за правильный ответ буду вручать серебряные рубли. Посмотрим, чья команда наберет их больше. Подведение итогов конкурса.

Итог урока


Итак, Роман Шмелёва «Лето Господне» - это роман-воспитание; его основная 
 идея – показать, как формируется личность, под влиянием каких людей, какой среды.
- Какова же эта среда? Кто и что воспитывает мальчика?
(Мальчика воспитывает опыт отца, его образ жизни. Ваня вбирает в себя черты русского характера – отца, Горкина; а также обычаи, традиции, которые соблюдаются в семье.)

- Почему так подробно описывает автор православный праздник?

    (В рассказе Шмелева описывается праздник, потому, что у ребенка вся жизнь - праздники, в детстве идет знакомство с миром, ребенок радуется всему, это самые светлые и теплые воспоминания.)

- Какие же бесценные уроки получил Ваня от людей старшего поколения?

- Почему тема нашего урока "Красен и день, и звон"?

Рефлексия. Какие выводы вы сделали для себя? Что нового узнали?

Заключительное слово учителя: 

  Таким образом, в детстве формируется душа человека, и именно православная культура является важной стороной восприятия. Образцами поведения для Вани являются взрослые; их поступки, убеждения, взаимоотношения. От них он получает уроки добра и трудолюбия.  Мальчик живет в мире, где ценят каждый день, дорожат каждым человеком, где всё пропитано любовью, лаской, согрето теплом, где радостно и спокойно.  А любовь, добро, милосердие, служение другим людям, по мнению Шмелёва, высшие нравственные ценности, на которых держится наша жизнь.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам главы "Пасха".

Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Урок внеклассного чтения по теме: «Красен и день, и звон» (По главе «Пасха» из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне»).

Слайд 7

И звонят колокола над Москвой, над всей Россией великой… И слышу я в их звоне главное: ПОМ – НИ! ПОМ – НИ! ПОМ – НИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме: «В.Г.Распутин «Живи и помни»

Презентация представляет собой яркую образную иллюстрацию к уроку внеклассного чтения. Она способствует эмоционально-нравственному погружению читалетей в особенности описываемого в литературном произв...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...